Муж освободился по УДО, но был снова посажен - правомерно ли это?

• г. Красноярск

7 июня 2016 года мой супруг освободился по удо. Справка об освобождении имеется. Спустя 2 недели мы узнали, что прокурор не согласен с решением. Муж пробыл на свободе 10 месяцев и сегодня 25 апреля его снова посадили. Правомерно ли это?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Действующее законодательство (ст. 79, 81 УК РФ) предусматривает широкие возможности досрочного освобождения от отбывания наказания лиц, осужденных за совершение преступлений, делая эти меры поощрения одним из важнейших стимулов исправления осужденных.

Существенное расширение контингента осужденных, к которым может быть применено досрочное освобождение от отбывания наказания, значительно повышает ответственность администрации исправительных учреждений, органов суда, прокуратуры общественных организаций за принятие законного и обоснованного решения о досрочном освобождении осужденного, так же как и за необоснованный отказ в досрочном освобождении. При наличии установленных законом условий к осужденным могут быть применены условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и закон о досрочном освобождении может быть применен также к лицам, заболевшим в период отбывания наказания психической или иной тяжелой болезнью (см. ст. 81 УК).

Правильность применения законов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания зависит в существенной мере от действенности прокурорского надзора. Ошибки в применении закона о досрочном освобождении осужденного дискредитируют в глазах широкой общественности исправительную политику нашего государства, формируют ошибочные представления о безнаказанности преступников, тем более, если досрочно освобожденный впоследствии совершает тяжкое преступление или уклоняется от труда и ведет паразитический образ жизни. Рассмотрим некоторые особенности прокурорского надзора по каждому из указанных выше видов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания. Осуществляя надзор за законностью применения закона (ст. 363 УПК) об условно-досрочном освобождении, прокурор проверяет как соблюдение установленного порядка представления осужденных к этой мере поощрения, так и соответствие закону судебных решений. Однако некоторые прокуроры формально выполняют свои обязанности, явно Недооценивая процессуальное значение условно-досрочного освобождения как важного стимула к исправлению осужденных. В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. предлагает прокурорам: "Регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Задача прокурора состоит в том, чтобы не допустить, с одной стороны, досрочного освобождения из мест лишения свободы осужденных, не вставших на путь исправления, а с другой стороны, исключить из практики случаи отказа в применении этой меры поощрения к тем, кто этого заслуживает. Прокурор в целях предупреждения или устранения нарушения закона при применении закона об условно-досрочном освобождении осужденных применяет следующие меры:

1. Еще до судебного заседания прокурор тщательно изучает материалы, содержащие представление администрации исправительного учреждения, согласованное с наблюдательной комиссией об условно-досрочном освобождении осужденного. Иногда администрация ИУ представляет к условно-досрочному освобождению осужденных, к которым в силу закона условно-досрочное освобождение вообще применено быть не может. В таких случаях прокуроры предупреждают направление в суд таких материалов, а если этого сделать не удалось, дают в судебном заседании заключение об отказе в применении условно-досрочного освобождения.

2. Если нельзя сделать вывод о законности и обоснованности представления о досрочном освобождении по направленным в суд материалам, прокурор знакомится с личным делом осужденного или с данными картотеки о поощрениях и взысканиях. Это делается потому, что в отдельных случаях администрация ИУ, чтобы представить в суд более "убедительный" материал, срочно снимает с осужденных взыскания, изымает из личных дел документы о наложенных взысканиях, приказы, докладные записки о нарушениях, объяснения осужденного, составляет на осужденных необъективные характеристики, умалчивая в них о допущенных осужденным нарушениях установленного режима.

По этой причине ежегодно суды (судьи) по заключениям прокурора отказывают в применении закона об условно-досрочном освобождении в отношении большого числа осужденных.

3. Одной из действенных форм надзора за законностью условно-досрочного освобождения является участие прокуроров в работе наблюдательной комиссии. Они оказывают комиссиям большую правовую помощь в принятии законных и обоснованных решений. Однако не все наблюдательные комиссии тщательно знакомятся с материалами, представленными на их рассмотрение. Есть факты, когда участие наблюдательной комиссии сводится к формальности: заседания не проводятся, материалы об условно-досрочном освобождении не рассматриваются, участие и контроль комиссии сводится к тому, что председатель подписывает представленные в комиссию администрацией ИУ документы. Прокурор должен реагировать на такие нарушения закона путем принесения протеста или внесения представления. Если наблюдательная комиссия приняла незаконное или необоснованное решение, то прокурор приносит протест на это решение, требуя его отмены. Протест вносится или в комиссию, принявшую незаконное и необоснованное решение, или в орган местного самоуправления.

4. Прокурор определяет наличие критериев исправления осужденного, при которых может быть применено условно-досрочное освобождение. Условно-досрочное освобождение применяется к осужденному лишь в том случае, если он доказал свое исправление честным отношением' к труду и примерным поведением. Между тем важно четко представлять, какие факторы определяют честное отношение к труду и примерное поведение осужденного и как это должно быть отражено в процессуальных документах. Честное отношение к труду - это постоянное выполнение осужденным установленных норм выработки, с хорошим качеством работы, строгое соблюдение трудовой дисциплины, а также овладение более сложной специальностью или получение более высокого разряда. Примерное поведение выражается в безусловном и образцовом выполнении осужденным требований установленного режима, повышении своего общеобразовательного уровня, участии в самодеятельных организациях. Вывод об исправлении осужденных делается на основании данных об их поведении за весь период отбывания наказания, а не за время, непосредственно предшествующее внесению представления об их условно-досрочном освобождении. 5. Участие прокурора в рассмотрении судом материалов об условно-досрочном освобождении осужденных является одним из условий, обеспечивающих вынесение судьей законных и обоснованных постановлений. В обязанности прокурора входит осуществление надзора за соблюдением требований закона о том, что судья только в судебном заседании, по рассмотрении представленных материалов, объяснений осужденного, представителей администрации ИУ, выслушав заключение прокурора, в условиях гласности и устности судебного рассмотрения выносит постановление об отказе в применении закона об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания. Из практики судов должны быть исключены такие нарушения, когда отдельные судьи, не вынося материал на судебное рассмотрение, отказывают в применении условно-досрочного освобождения. Такие постановления судей, как противоречащие закону, подлежат опротестованию и отмене. Прокурор следит за тем, чтобы судебные заседания проводились при строгом соблюдении процессуальных норм и, как правило, непосредственно в местах лишения свободы в присутствии других осужденных. Он обращает внимание суда также на необходимость участия в заседании должностного лица из администрации как представителя органа, ведающего исполнением приговора (ст. 369 УПК). При рассмотрении материалов о досрочном освобождении несовершеннолетних целесообразно вызывать помимо лиц, указанных в ст. 369 УПК, также мастеров, бригадиров производственного обучения, классных руководителей, представителей общественных организаций. Суд обязан во всех случаях известить о месте и времени рассмотрения представления об условно-досрочном освобождении состав наблюдательной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних. Прокурор обязан решительно выступать против упрощенчества при рассмотрении судами материалов об условно-досрочном освобождении. Отдельные суды в одном заседании рассматривают по двадцать - тридцать, а то и более материалов, что лишает их возможности тщательно разобраться в обоснованности представлений о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания. 6. Давая заключение в судебном заседании, прокурор в каждом случае выясняет: соблюдено ли требование закона об истечении установленного срока, необходимого для представления осужденного к условно-досрочному освобождению; есть ли подтверждение примерного поведения и честного отношения к труду. 7. Прокурор при обсуждении вопроса о применении условно-досрочного освобождения учитывает имеющиеся в представленных материалах сведения об избранном осужденным месте жительства, возможности его трудоустройства. Если таких сведений в материалах не оказалось или они недостаточны, то прокурор вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения материалов, либо о возвращении их органу, исполняющему наказание. В своем заключении прокурор, исходя из требований ст. 175 УИК РФ, высказывает свое мнение об организации воспитательной работы с лицом, освобожденным условно-досрочно. 8. Прокурор обязан проверить законность и обоснованность каждого постановления судьи об условно-досрочном освобождении. Если он признает, что постановление не соответствует или противоречит закону, то приносит протест для его отмены. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение такого постановления (ст. 357 УПК). Осуществляя надзор за законностью выносимых судьей постановлений, прокурор следит за тем, чтобы судьи в отношении условно освобождаемых осужденных правильно устанавливали испытательный срок, исходя из того, что испытательным сроком во всех случаях служит неотбытая часть наказания. Этот срок нельзя ни сократить, ни увеличить. При решении вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных по болезни, прокурор исходит из того, что такое освобождение может наступить лишь в случаях, когда осужденный после совершения преступления заболел психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, или иной тяжелой болезнью во время отбывания наказания (ст. 81 УК РФ, ст. 362 УПК РСФСР). Материал о досрочном освобождении по болезни представляется начальником органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии. В отдельных случаях прокуроры и судьи предлагают проводить судебно-медицинскую экспертизу. Такие требования не основаны на законе. Судебно-медицинская экспертиза может быть назначена и проведена лишь в тех случаях, когда у судьи и прокурора возникают сомнения в обоснованности заключения врачебной комиссии. Рассмотрение материалов о досрочном освобождении по болезни производится судьей с обязательным участием прокурора. При решении судом вопроса об освобождении от дальнейшего отбывания наказания лиц, заболевших тяжелой болезнью, прокурор, давая заключение, должен учитывать тяжесть совершенного преступления и данные о личности осужденного. На практике может оказаться, что осужденный заболел тяжелой болезнью (рак и т.п.), но судом в его действиях установлен особо опасный рецидив (ст. 18 УК), а потому осужденный представляет повышенную социальную опасность. По освобождении он может совершить, а некоторые и совершают, опасные преступления. В этих случаях прокуроры должны давать заключение об отказе в досрочном освобождении. Если судья вопреки заключению прокурора примет решение об освобождении осужденного по болезни, прокурор в соответствии со ст. 331 УПК приносит частный протест для отмены этого постановления. При этом принесение протеста прокурором приостанавливает исполнение постановления судьи. Однако при решении вопроса об освобождении от отбывания наказания осужденного, заболевшего психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, указанные выше условия (тяжесть преступления и данные о личности осужденного) в расчет не принимаются: освобождение от отбывания наказания осуществляется во всех случаях. При этом судья вправе применить принудительные меры медицинского характера или передать осужденного на попечение органов здравоохранения.

Спросить
Лиана Викторовна
23.12.2015, 08:27

Ожидания следующего года после неудачного освобождения мужа в 2014 году по УДО

У меня муж в 2014 году освободился, пробыв на воле сутки его опять посадили. Освобождался он по Удо. На что можно рассчитывать в следующем году?
Читать ответы (2)
Светлана
04.10.2014, 14:48

Судебный процесс по возможному освобождению моего супруга на УДО - прокурор против, колония за - как поступить?

Моему супругу назначали наказание 10 лет лишения свободы. 16 августа 2014 г было 8 лет срока. Сейчас он уже в третий раз подал на УДО. На этот раз колония не против освобождения, т.е. ходадайствует за освобождение, последнее незначительное нарушение было в августе 2013 г. А прокурор против освобождения ссылаясь на это нарушение. Судья сказал, если прокурор на суде будет против, то УДО не будет. Что делать? В понедельник уже суд.
Читать ответы (2)
Света
07.12.2016, 18:33

Незаконное деяние после освобождения по УДО - волнующие вопросы о новой регистрации

Добры день муж освободился по УДО ходит отмечается в отделении полиции, не к участковому! (срок освобождения был бы если не УДО 12 декабря 2016) сегодня вдруг спустя пол года после освобождения, его вызвал участковый и сказал что он будет стоять у него на учете до 2024 года, как это понимать? Статья 159 ч. 3 срок наказания 2.7 года.
Читать ответы (1)
Лидия
06.05.2016, 14:19

Вопросы по срокам осуждения, условному освобождению и возможности амнистии

Мой муж с 1997 по 2001 отсидел по статье 158. В 2011 году его снова посадили по этой же статье и дали 1.6 года надзора. А в 2014 он освободился по удо. В 2016 году его посадили по статье 314.1. Хотя оставалось всего 1 месяц. Нам дали 1.4 года строго. Вопрос: 1) правильный ли срок ему дали? Если удо закончилось в ноябре. Дело завели в декабре, а посадили в феврале. 2) через сколько можно подать на удо или на колонию поселения. 3) можем ли мы в этом году попасть под амнистию? Слышала что связи со 110-летием ГД будет. Заранее огромное спасибо!
Читать ответы (1)
Нина
27.03.2013, 17:04

Возникший долг за квартиру после выхода супруга из тюрьмы - что делать

Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. Мой супруг освободился из мест лишения свободы в начале ноября 2012 года, отсидев срок 10 лет, причём посадили его в 17. Пока он отбывал наказание, в квартире проживала его мать, но она только прописана, собственником является он. После освобождения супруга мы проживаем в его квартире, мать прописалась к тёте. Через 2 недели после того, как он освободился, к нам пришёл судебный пристав по поводу долга за квартиру в размере 50000 р, иск предъявлен местным ТСЖ моему супругу и решение суда было вынесено задолго до его освобождения. Я знаю, что людей, кто осужден, временно выписывают из квартир, на время отбывания. И мой супруг заново прописывался в ноябре 2012 г. Мы подали заявление на отмену судебного решения. Решение было отменено в конце декабря 2012 г. А вчера 26.03.2013, пришли эти так называемые представители этого же ТСЖ и сказали что у нас долг 34000 р. и 25 апреля 2013 нам отключат водоснабжение и электричество. На вопрос откуда нарисовались эти цифры, был ответ-долг за 2011-начало 2012 г, (опять же когда супруг сидел в тюрьме) Мы оба работаем, исправно платим квартплату и коммуналку, электричество и воду. Подскажите, что нам делать в данной ситуации.
Читать ответы (2)
Ангелина
11.12.2013, 09:00

Правомерно ли забирать у человека права после освобождения?

Мой муж освободился в июне 2012 г. он отбывал наказание по статья 264 часть 3 был лишен свободы еа 3 года и лишением прав на 3 г. Права забрали сразу после аварии и не возвращали. После освобождения он забрал права. А сейчас спустя полтора года их хотят забрать. Правомерно ли это?
Читать ответы (1)
Татьяна
04.04.2011, 14:23

Осудили по статья 162 часть 3,лишение свободы на 7 лет в колоний стр.

Моего мужа посадили в 2008 году. Осудили по статья 162 часть 3,лишение свободы на 7 лет в колоний стр. режима.24 апреля 2011 года было вынесено решение Тогучинским судом НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, об УДО ПОЛОЖИТЕЛЬНО.4 апреля 2011 года он должен был выйти на свободу.30 марта 2011 года, пришел документ с областного суда г.Новосибирска, в нем было написано: освобождение отложить на неопределеное время, в связи с целеобразностью. .ЧТО МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ПРИЧИНОЙ ТАКОГО РЕШЕНИЯ?
Читать ответы (1)
Мария
09.09.2018, 13:10

Долг по алиментам - будет ли его у освобожденного мужа после тюремного заключения?

С 2012 года мой муж платил алименты, в 2015 году его посадили на 3,5 лет, его бывшая жена не писала отказ от алиментов. В июне 2018 года он освободился. Будет ли у него долг по алиментам за 3,5 года?
Читать ответы (1)
Владимир
31.10.2017, 21:08

Освобождение убийцы моего сына по УДО - нарушение процессуальных прав?

В ноябре 2012 году убили моего сына, убийцу осудили на 7 лет лишения свободы и присудили ему выплатить в мою пользу 2 миллиона рублей.. В сентябре этого года убийца был выпущен на свободу по УДО. Я об этом узнал случайно. На суд по освобождению по УДО меня не приглашали, даже не оповестили. По иску он мне выплатил 9 тыс. рублей. У меня 2 вопроса: 1. Имел ли он право на освобождение по УДО? 2. Должен ли суд пригасить меня на заседание по решению освобождения по УДО или хотя бы выслушать мое мнение? Заранее благодарен.
Читать ответы (1)
Екатерина
30.03.2013, 15:39

Деверя посадили по статья 111 часть 3 14 мая 2012 года, освобождение назначено на 14 июня 2014 года. Когда можно подавать на УДО?

Деверя посадили по статья 111 часть 3 14 мая 2012 года, освобождение назначено на 14 июня 2014 года. Когда можно подавать на УДО?
Читать ответы (2)