Незаконное изъятие материалов у фирмы - правовые аспекты и способы борьбы
В наш офис пришли сотрудники Управления по борьбе с налоговыми преступлениями и предъявили распоряжение начальника управления в котором им разрешалось "произвести ознакомление с работой фирмы и в случае необходимости изъять представляющие интерес для оперативно-разыскных мероприятий материалы". В распоряжении содержались ссылки на "Закон о милиции". Распоряжение скопировать не разрешили, поэтому за текстуальную точность не ручаюсь, но смысл передаю точно. На основании этого, оперуполномоченный, и его помощник (который кстати даже не представился) изъяли ряд документов, в том числе не принадлежащих нашей фирме, личные записные книжки сотрудников, обнаруженные ими в столах, несколько компъютеров, в том числе личный компъютер (ноутбук) директора в тот момент находившийся в офисе. Был оформлен акт изъятия, компъютеры опечатаны, документы упакованы в коробку и тоже опечатаны и увезены. Не вызывает сомнения, что действия эти незаконны, но хотелось бы узнать, какие именно статьи и каких законов нарушены и каким образом можно бороться с подобными действиями?
Статья 11. Права милиции (Закон "О Милиции")
25) при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения.
А теперь по подробнее...
1. Осуществление предусмотренных пунктом прав милиции затрагивает одну из важнейших сфер жизни человека - сферу имущественных отношений.
Основанием их реализации согласно Закону о милиции является наличие данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Такими данными могут являться любые сведения, полученные как процессуальным, так и оперативно-розыскным путем, содержащие информацию о подготовке или совершении деяния, содержащего признаки преступления или административного правонарушения.
Права, предусмотренные 25 пунктом, используются сотрудниками милиции как в процессе административной деятельности по проверке субъектов финансовой, хозяйственной и предпринимательской (в том числе торговой) деятельности, так и в ходе реализации оперативно-розыскной информации, а также в процессуальной деятельности после возбуждения уголовного дела.
Эти права могут реализовываться в отношении двух групп субъектов:
а) специальных субъектов соответствующего вида деятельности - частных предпринимателей и организаций независимо от подчиненности и форм собственности, которые осуществляют финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность на законном основании, но в процессе работы совершают административные правонарушения или преступления, например обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работ, услуг), или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (работ, услуг), совершенные в небольшом размере (ст. 14.7 КоАП РФ); если же такие специальные субъекты совершают обман потребителей теми же способами, но причиняют потребителям ущерб в значительном или крупном размере, то они несут ответственность по ст. 200 УК РФ;
б) граждан и юридических лиц, которые занимаются финансовой, хозяйственной, торговой и предпринимательской деятельностью без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, что само по себе уже является правонарушением (ст. 14.1, 11.29 КоАП РФ; ст. 171 УК РФ).
2. Права, предусмотренные 25 пунктом, позволяют сотрудникам милиции осуществлять следующие действия:
а) беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства.
Беспрепятственность вхождения предполагает не только преодоление препятствий в случае их возникновения с применением силы (вскрытие дверей, окон, силовое сдерживание лиц, пытающихся воспрепятствовать вхождению и т.д.), но и возможность проникновения в помещение в любое время суток независимо от присутствия руководителя или собственника на объекте.
В то же время следует указать на необходимость обеспечения соразмерности применения принудительных методов деятельности милиции тяжести предполагаемого правонарушения и силе оказываемого противодействия .
При выявлении признаков правонарушений в сфере экономических отношений беспрепятственность вхождения в помещение, где оно предположительно совершается, имеет своей целью не подавление чьего-либо сопротивления, а по возможности быстрое и полное изъятие доказательств, подтверждающих совершение административного правонарушения или преступления - черновых записей, бухгалтерских документов, весового оборудования, кассовых аппаратов и т.д.
Закон не разрешает милиции пользоваться данным правом лишь в отношении одного вида помещений - иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3436-рекомендую почитать, много полезного) устанавливает для сотрудников контрольно-надзорных органов ряд ограничений по беспрепятственному проникновению на объекты деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, однако они не распространяются на проведение оперативно-розыскных мероприятий, дознание, предварительное следствие;
б) проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества.
В данном случае необходимо вести речь не только о внешнем (визуальном) осмотре (или обследовании), но и о вскрытии сейфов, хранилищ, складских и подсобных помещений, перемещении различных вещей, предметов с целью установления оснований для возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела.
Эта мера административного принуждения достаточно подробно урегулирована ст. 27.8 КоАП РФ.
Осмотр оформляется протоколом осмотра, производится в присутствии собственника или лица, которое представляет интересы собственника, - продавца, бухгалтера, кладовщика. Для установления факта и доказательств правонарушения, законности действий должностных лиц присутствие понятых необходимо на протяжении всей процедуры осмотра, с начала предъявления требования о его проведении и до окончания изъятия вещей и документов. В исключительных случаях для участия в осмотре приглашаются представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
В протоколе осмотра указываются дата, место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (юридический и фактический адрес, полные установочные данные предпринимателя или представителя юридического лица, номер и дата выдачи свидетельства частного предпринимателя или устава юридического лица), сведения об осмотренных территориях и помещениях, о количестве, виде, размерах обнаруженных вещей с указанием их идентификационных признаков (применительно к алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, - серия, номер акцизных марок, дата розлива, данные об изготовителе). Если в результате осмотра изымаются вещи, документы, опечатываются помещения либо приостанавливается деятельность предприятия, копия протокола вручается предпринимателю или представителю юридического лица, о чем он ставит свою подпись в протоколе осмотра. В случае необходимости в целях закрепления факта совершения правонарушения (например, изготовления пищевых продуктов без соответствующего разрешения) применяются фотосъемка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств.
При отказе собственника или уполномоченного им лица от подписания протокола в нем делается запись об этом;
в) изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Для выявления административных правонарушений и преступлений в экономической сфере большое значение имеет изъятие черновых тетрадей, записей продавца, копий накладных и т.д.
В случае необходимости изъятые вещи и документы (алкогольная продукция, налоговые документы) упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Упаковка должна исключать возможность доступа посторонних лиц, обеспечивать сохранность вещей, сохранение их свойств. На упаковке крепится бирка с печатью органа, сотрудником которого было осуществлено изъятие, указанием даты изъятия, фамилии, инициалов, должности сотрудника, его подписью, а также фамилиями, инициалами и подписями понятых.
В протоколе изъятия фиксируется, какие документы и товарно-материальные ценности изъяты с указанием сведений о виде, количестве, идентификационных признаках изъятых вещей (применительно к алкогольной продукции - название, емкость бутылки, крепость, организация-изготовитель, номера и серии специальных и региональных акцизных марок). Листы изымаемых документов нумеруются, указываются название, дата выдачи документа. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписи, об этом делается отметка в протоколе. Копия протокола под расписку вручается лицу, у которого было произведено изъятие.
Изъятые образцы сырья и продукции в кратчайшее время направляются для проведения специального исследования или экспертизы;
В ст. 27.14 КоАП РФ закреплено, что товары и вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, могут быть подвергнуты аресту.
Эта мера административного принуждения по основаниям применения идентична изъятию, однако используется она в случаях, когда невозможно изъять соответствующие товары, вещи, и (или) когда их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Невозможность изъятия товаров и вещей определяется их большими размерами (производственное оборудование) или количеством (алкогольная продукция), а также тем, что они не подлежат хранению (быстропортящиеся пищевые продукты) или собственник заявляет о существовании документов, подтверждающих легальность оборота продукции (при отсутствии в торговой точке товарно-транспортной накладной на реализуемую алкогольную продукцию). Изъятие не применяется, если сохранность товаров и вещей может быть обеспечена размещением арестованного имущества в охраняемом помещении. Товары и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение другим лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. При этом у них берется расписка, подтверждающая, когда и какое имущество они получили на ответственное хранение и их обязательство обеспечить сохранность данного имущества до принятия решения в отношении него компетентным органом;
г) опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
Опечатывание касс и помещений предполагает приостановку деятельности, связанной с их использованием. Данное право сотрудники милиции осуществляют при выявлении грубых нарушений законодательства, регламентирующего правила торговли, иной предпринимательской деятельности, использования контрольно-кассовых машин, когда невозможно устранение нарушений сразу же после их обнаружения.
Опечатывание заключается в запирании помещений (всех возможных путей проникновения внутрь) или кассовых аппаратов, наклеивании бирки с печатью органа внутренних дел, с разборчивыми подписями понятых и указанием должности, звания, фамилии, инициалов лица, производившего опечатывание, с его подписью и указанием даты опечатывания.
Опечатывание касс и помещений влечет за собой запрет их вскрытия и возобновления деятельности кем бы то ни было.
Нарушение такого запрета наказывается в административном порядке в соответствии с ст. 19.2 КоАП РФ;
д) проводить контрольные закупки.
Контрольные закупки проводятся с целью документирования правонарушений, совершаемых хозяйствующим субъектом. Они представляют собой мнимые сделки купли-продажи в предприятии или у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью в сфере торговли.
Статья 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" называет это мероприятие "проверочной закупкой", в практической деятельности милиции используются оба наименования данного действия.
Контрольная закупка осуществляется гражданами по поручению сотрудников милиции. Желательно осуществление нескольких покупок у продавца, что облегчает доказывание умышленного совершения продавцом правонарушения. Проведение контрольной закупки самим сотрудником милиции нежелательно, поскольку такая закупка юрисдикционным органом может быть расценена как провокация правонарушения.
Факт контрольной закупки оформляется актом, протоколом осмотра торгового места, объяснениями покупателей, продавца, понятых. При выявлении правонарушения данные документы служат поводом для возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела.
Контрольная закупка может производиться как в гласной форме (с немедленным после ее проведения объявлением об этом), так и в негласной (когда соответствующая информация, полученная в результате таких действий, определенное время накапливается негласно);
е) требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их.
Инвентаризация - это периодическая проверка с целью точного установления фактического наличия, состава и физического состояния материальных ценностей (основных средств и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств на данный момент; одновременно оценивается и состояние учета материальных ценностей и денежных средств.
Ревизия - это комплексная или выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц. Ревизия может быть документальной, фактической, плановой, внеплановой, полной (сплошной), выборочной (пообъектной), комплексной и т.п.
Сущность указанного требования состоит в составлении и направлении надлежащему должностному лицу (руководителю) постановления о назначении ревизии или инвентаризации. Детальный порядок направления на ревизию финансовых и бухгалтерских документов, изъятых правоохранительными органами при наличии данных о совершении преступления или административного правонарушения, урегулирован Положением о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД России, ФСБ России при назначении и проведении ревизий (проверок), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации, МВД России, ФСБ России от 7 декабря 1999 г. N 89н/1033/717. В постановлении сотрудника милиции указываются обстоятельства, делающие необходимым производство ревизии (инвентаризации), орган, которому она поручается, при необходимости определяются вид ревизии (инвентаризации), ее объем и порядок, формулируется задание и устанавливаются сроки. При назначении ревизии (инвентаризации) милицией может быть предложен конкретный состав комиссии, а в ее ходе - предложены персональные изменения в этом составе. Акт ревизии приобщается к делу в качестве документа.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете"*(200) устанавливает обязательные случаи аудита и инвентаризации, в том числе при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. Поэтому назначение милицией как органом дознания ревизии (инвентаризации) в этих случаях производится за счет организации, денежные средства и имущество которой проверяются.
Вместе с тем закон допускает применение указанных мер и сотрудниками милиции. С этой целью в системе органов внутренних дел созданы контрольно-ревизионные управления;
ж) получать от должностных лиц и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства.
з) приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения.
Представляется не вполне обоснованным обозначение в Законе о милиции права приостанавливать деятельность предприятий и предпринимателей, занимающихся только торговлей, но не иными формами предпринимательской деятельности. При выявлении признаков административных правонарушений или преступлений в иных областях предпринимательской деятельности также следовало бы приостанавливать эту деятельность до устранения нарушений (например, при выявлении правонарушений, предусмотренных ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Торговля может быть приостановлена в случаях совершения правонарушения, продолжаемого после предъявления законного требования сотрудника милиции о его прекращении, либо при выявлении грубого правонарушения, которое не может быть устранено немедленно.
Рассматриваемое право милиции может быть реализовано в форме вынесения письменного предписания о запрете, адресованного субъекту торговой деятельности. Подобная мера при необходимости может обеспечиваться опечатыванием касс и помещений.
Умышленное неисполнение законных требований сотрудников милиции, выраженных в устной, письменной или иной форме, направленных на предотвращение или пресечение преступлений и административных правонарушений в деятельности субъектов торговли, влечет административную ответственность за неповиновение сотруднику милиции по ст. 19.3 КоАП РФ.
К формам реализации данного права милиции можно отнести направление представления в орган, выдавший лицензию, об аннулировании лицензии (ее приостановлении), в администрацию торгового предприятия - о расторжении договора аренды с субъектом торговли, у которого выявлено нарушение, и т.д.
А обжаловать действия милиции Вы всегда можете в прокуратуру. Милиция и прокуратура не совместимые вещи. Жаловаться начальнику УВД смысла нет.
С уважением Федоров Д.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 40 из 47 429 Поиск Регистрация
Казань - онлайн услуги юристов
