Авторские права на методические материалы - принадлежат ли они образовательному учреждению или педагогу?
Являются ли собственностью образовательного учреждения все методические материалы, которые создал и разработал лично педагог, работая в этом учреждении?
Добрый вам вечер
Уважаемая Мария, в данном случае по общему правилу любые документ созданные работником на предприятии, касающиеся этого предприятия являются собственностью предприятия.
СпроситьДобрый вечер, уважаемый посетитель!
Нет, в данном случае собственностью образовательного учреждения указанные материалы по умолчанию не являются
Всего доброго, желаю удачи.
СпроситьРаботаю в образовательном учреждении. Являюсь автором методических разработок.
Темы занятий разработаны мной, забиты в формы, которые предложило образовательное учреждение. Имеет ли право образовательное учреждение на своем сайте в свободном доступе в Интернете размещать эти материалы? Должна ли я размещать все свои разработки, созданные самостоятельно и забитые в формы образовательного учреждения размещать на портале этого учреждения, к которому имеют доступ все сотрудники и студенты?
С уважением,
Мы рассмотрим ситуацию, при которой у вас с учреждением заключен обычный трудовой договор, без каких-либо особых условий по поводу принадлежности исключительных прав на произведения работника. Методические разработки при этом следует рассматривать как служебное произведение (ст.1295 Гражданского кодекса), кроме случая, когда они созданы вне рамок служебного задания или трудового договора.
Имеет ли право образовательное учреждение на своем сайте в свободном доступе в Интернете размещать эти материалы?
Да, учреждение имеет право, но при этом вы вправе требовать, чтобы в материалах было указание на автора.
Должна ли я размещать все свои разработки, созданные самостоятельно и забитые в формы образовательного учреждения размещать на портале этого учреждения, к которому имеют доступ все сотрудники и студенты?
Уточните вопрос: в каком смысле "должна" - по указанию администрации учреждения, в силу должностной инструкции, еще как-то?
СпроситьДолжна - преподавателям со ссылкой на закон о дистанционном образовании в приказном порядке в устной форме предлагается размещать лекции занятий, рабочие программы и др. материалы на портале образовательного учреждения.
В случае не размещения предлагается (в устной форме) подумать о предстоящей аттестации и возможном не подписании документов на аттестацию руководством колледжа.
Служебное задание на создание методических разработок руководством колледжа работнику не давалось, трудовой договор на создание материалов не заключался.
СпроситьПреподавателям со ссылкой на закон о дистанционном образовании в приказном порядке в устной форме предлагается размещать лекции занятий, рабочие программы и др. материалы на портале образовательного учреждения.
Это уже отдельный вопрос. Для того, чтобы ответить, входит ли это в ваши должностные обязанности, нужно изучить документы вашего учреждения, должностную инструкцию, ведомственные акты. Такая консультация с моей стороны будет платной.
В любом случае не служебные произведения являются вашей интеллектуальной собственностью, поэтому на них распространяется действие Гражданского кодекса, который регулирует такие вопросы только в договорном порядке.
Предполагаю, что давление администрации вызвано тем, что оно считает, что методические разработки и лекции являются служебным произведением, а значит оно вправе ими распоряжаться, в том числе путем опубликования их на портале.
Для ответа на ваш вопрос нужно углубленно изучать ситуацию: что из себя фактически представляют ваши материалы, что именно публикуется на портале и в каком виде, какие требования предъявляются аттестационной комиссией.
По общему правилу собственные лекции преподавателя являются его интеллектуальной собственностью. Он вправе их издать, заработать на этом деньги. А то, что вы "вбиваете" в формы, можно рассматривать уже как совместное произведение - вас и учреждения. Но даже если произведения принадлежат только вам как автору, то политика учебного заведения может расцениваться выше закона, и вас как "выскочку" будут, вероятно, выдавливать через аттестацию, чтобы остальных преподавателей держать также на положении бесправных "негров". Нельзя же, в самом деле, допустить (я озвучиваю логику администрации), чтобы преподаватели стали "качать" свои права, требовать заключения с Вузом лицензионных договоров на методички. А если об этом узнают в управлении или других учебных заведениях?
Предлагаю обратиться ко мне за платной консультацией, если хотите до конца разобраться в вашем вопросе.
СпроситьКаким образом к Вам можно обратиться за платной консультацией? Стоимость консультации?
В настоящий момент у меня на руках находится переписка с администрацией по вопросам авторства методических разработок и их размещением на портале образовательного учреждения.
СпроситьПроисходит реорганизация 2 муниципальных учреждений путем присоединения учреждения А к учреждению Б. По какой статье увольнять работников учреждения А, если в учреждении Б предусмотрено увеличение штата всего на 4 единицы (в учреждении А их сейчас 15). И по какой статье увольнять директора учреждения А, если учреждение прекращает свое действие как юридическое лицо с внесением изменений в ЕГРЮЛ.
Доброго времени! Все зависит от того, предлагались ему должности, одним из оснований для увольнения директора является отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией организации (п. 6 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ).
СпроситьОбщеобразовательная программа, разработанная педагогом дополнительного образования и защищенная на научно-методическом совете, является собственностью педагога или образовательного учреждения? Имеет ли право педагог работать по ней, если он перешел в другое образовательное учреждение?
Здравствуйте, Татьяна.
Заданный Вами вопрос - очень хороший вопрос, имеющий отношение к авторскому праву. С удовольствием проконсультирую Вас, поскольку специализируюсь в АП и сама работаю в образовательной организации доп. образования.
Только речь, как я полагаю, идёт не об образовательной программе, а о программе по учебному предмету. Следует говорить не о праве собственности, а о праве интеллектуальной собственности на результат интеллектуальной деятельности (РИД). То, что это РИД, никто не сомневается. Но, во-первых, является ли он РИДом, охраняемым законом (правом интеллектуальной соб-ти)? Такие объекты определены законом:
1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио-или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
(ст. 1225 Гражданского кодекса РФ)
Как видите, наш РИД не упомянут как отдельный охраняемый объект. Однако он может являться произведением литературы (всё, что оформлено посредством текста может таковым являться) либо произведением науки (педагогики). Это сфера авторского права (гл. 70 ГК РФ).
1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 30.12.2015 N 431-ФЗ)
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко-или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)
6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
(ст. 1259 ГК РФ)
Т.е. Ваша программа будет являться объектом авторского права (произведением), если оно является результатом ТВОРЧЕСКОГО труда (а не ординарной педагогической деятельности). При этом презюмироваться будет (приниматься, пока не доказано иное) именно первое: программа по учебному предмету является результатом Вашего творческого труда. При этом заметьте, что в силу п. 5 ст. 159 ГК охраняемым элементом произведения является его формальная (буквенно-текстовая), а не содержательная сторона. Это означает, что авторское право не может установить запрет на реализацию Вашей программы кем-бы то ни было, если это лицо законно завладело экземпляром Вашего произведения. Оно может устанавливать запрет только на несанкционированное распространение экземпляров Вашего произведения, изготовленных любыми способами (копирование, печатный тираж и проч.). Поэтому ОО, в которой Вы работаете, в любом случае вправе в своей образовательной деятельности использовать Вашу программу, даже не являясь правообладателем (владельцем исключительного права на произведение).
Если же программа по учебному предмету разрабатывалось Вами в рамках своих трудовых (должностных) обязанностей педагога дополнительного образования и в соответствии с заданием работодателя, то она имеет статус служебного произведения:
1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.
Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора - судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.
(п. 4 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(ст. 1295 ГК РФ).
Как Вы понимаете, в спорных случаях подлежит установлению статус данного произведения как служебного.
Кроме того, в спорных случаях теоретически возможно (посредством экспертизы) установить, что программа по учебному предмету не является результатом творческого труда, но является результатом ординарного педагогического труда. Предметом исследования при этом будет не содержательная, но именно формальная сторона (структура программы - как Вы понимаете, они все составлены по определённой не автором структуре; языковые средства - как Вы понимаете они здесь нивелируются, жанр такой; текст - он нередко бывает заимствованным из уже изданной методической литературы и проч). В этом случае, никакого объекта авторского права нет и программа по учебному предмету и вовсе не является охраняемым законом РИДом. И не является объектом права интеллектуальной собственности.
А о праве собственности на бумажные страницы с текстом программы по учебному предмету говорить не интересно.
Таким образом, однозначного ответа на Ваш вопрос нет.
Если Вы спросите меня, стоит ли спорить с образовательной организацией по данному вопросу, то я отвечу, что не стоит.
Всех благ и с прошедшими праздниками Вас. Удачи!
СпроситьЕсли предприятие из образовательного учреждения стало оказывающим обучение, то сохраняются ли им льготы за компенсацию ЖКУ. При этом в новом учреждении есть работники которые заработали себе пенсию когда учреждение было образовательным и они продолжают работать.
Учреждение имело статус образовательного учреждения.Произошла смена наименования учреждения и оно стало Организация,оказывающая обучение, для детей-сирот... Педагогические работники,при статусеобразовательное учреждение получали льготу по оплате за ЖКУ. Могут ли ли пед.работники,которые уже выработали свой стаж 10 и 25 лет и оформили пенсию в образовательном учреждении ,но, продолжающие работать в учреждении нового наименование получать льготы по ЖКУ?
СпроситьНеобходимость выплаты компенсации за неиспользованные отпуска при реорганизации учреждения в 2013 г.
Была реорганизация учреждения в 2013 г путем присоединения к другому учреждению, которое стало правопреемником. В том учреждении я не использовал отпуска с 2010 г и мне не начислили и не выплатили компенсацию за неиспользованные отпуска при реорганизации. В июле я уволился уже с нового учреждения-правопреемника, расчет получил без начисления и оплаты за неиспользованные отпуска того учреждения реорганизованного. Должны ли новое учреждение выплатить мне компенсацию за неиспользованные отпуска за предыдущие года, когда я работал в старом учреждении? Перешёл в реорганизуемое учреждение переводом из реорганизованного. Сохранилось ли мое право на компенсацию?
Да, сохранилось.
Вы можете обратиться в суд в течение 3-х месяцев с даты увольнения с иском о взыскании отпускных и компенсации за задержку выплат.
СпроситьУ образовательного учреждения есть филиал в другом населённом пункте, до этого филиала ехать далеко, поэтому учредители учреждения предложили сделать так, чтобы филиал относился к другому образовательному учреждению, которое поближе у филиалу, т.е. одно образовательное учреждение передало бы филиал другому образовательному учреждению. Возможно ли передать филиал от одного образовательного учреждения другому, но не в порядке ликвидации филиала у одного учреждения и открытием филиала у другого с передачей имущеества сответсвенно от одного учреждения другому? Если это возможно, то, напишите, хотя бы кратко, как это следует делать?
Была реорганизация учреждения в 2013 г путем присоединения к другому учреждению, которое стало правопреемником. В том учреждении я не использовал отпуска с 2010 г и мне не начислили и не выплатили компенсацию за неиспользованные отпуска при реорганизации. В июле я уволился уже с нового учреждения-правопреемника, расчет получил без начисления и оплаты за неиспользованные отпуска того учреждения реорганизованного. Должны ли новое учреждение выплатить мне компенсацию за неиспользованные отпуска за предыдущие года, когда я работал в старом учреждении?
При реорганизации в форме присоединения трудовые договоры с работниками реорганизуемого и реорганизованного учреждения не расторгаются. Право на отпуск сохраняется и работодатель учреждения, согласовав с вами очередность отпусков, должен был Вам отпуск предоставить. При увольнении у Вас сохраняется право на компенсацию за все неиспользованные Вами отпуска.
Работодатель не прав. У вас есть право оспорить его действия, обратившись в районный суд с иском. Решение однозначно будет в Вашу пользу.
СпроситьЗдравствуйте! Если прием на работу осуществлялся через увольнение, то ничего не сохранилось и компенсацию Вам оплачивать не должны.
Спросить1 апреля нас перевели из одного учреждения в другое вновь создаваемое учреждение культуры. Между работодателями этих учреждений было заключено соглашение о сохранении графика отпусков. Обязаны ли были в старом учреждении нас рассчитать и в какой срок.
Работаю в соц учреждении, относимся к министерству, отчет по травматизму форму 7, годовую в минтруд подает наше учреждение или министерство за все соц учреждения,
Отчет по травматизму по форме 7 годовую в Минтруд подает и учреждение и само Министерство за все соц учреждения.
СпроситьЯ работаю в гос. бюджет. Учреждении. Имеет ли мое учреждение право на гербовую печать и должно ли это быть прописано в уставе учреждения?