Приравнивается ли служба в районах Крайнего Севера к работе в этих районах?
Доброго времени суток!
При отказе приравнивания службы, Вам следует обратиться в ПФР и потребовать письменное обоснование отказа. Возможно проанализировав его, можно найти ошибки ПФР. Дело в том, что ПФР всеми «правдами и неправдами» старается уменьшить количество льготников — работа у них такая. Поэтому, при требовании такого отказа работники ПФР более внимательно и обоснованно подходят к исчислению периодов, так как понимают, что лицо готовится обжаловать их действия в суд. Гораздо сложнее написать незаконные требования, чем просто устно отказать гражданину. При наличии письменного отказа, ошибки ПФР можно найти и обжаловать.
Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 21.11.2011, с изм. от 30.12.2012) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»
п.64 гласит:
Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях — соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Кроме того, есть соответствующие разъяснения Верховного суда:СпроситьРешение Верховного Суда РФ
от 10 января 2001 г.
N ВКПИ 00-86
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
в составе: председательствующего — судьи Верховного Суда Российской Федерации — генерал-майора юстиции Хомчика В.В.
при секретаре — старшем лейтенанте юстиции Безнасюке
А.С., с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Тумбасова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело по жалобе гражданина Гуминского Юрия Владимировича о признании незаконным
абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого
служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных
условиях,
установила:
Заявитель Гуминский Ю.В. обратился в Верховный Суд РФ
с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что Закон РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» и Закон РФ «О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установили для
указанных районов исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж в
льготном, полуторном размере, без установления срока, с которого такой зачет
производится. Вместе с тем, указывает Гуминский, в абзаце 5 раздела 2
Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1993 года N 941 определено, что Республика Коми отнесена к отдаленной
местности, в которой служба засчитывается в выслугу лет на льготных основаниях
с 1 января 1988 года.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит
закону и нарушает его права, поскольку на ее основании выслуга лет для
назначения пенсии после увольнения с военной службы засчитана ему на льготных
условиях с 1988 по 1993 год, а не с момента начала его службы на территории
республики Коми, то есть с 1983 года.
Заявитель Гуминский Ю.В. в судебное заседание не
явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.
Представитель Председателя Правительства Российской
Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел
Российской Федерации Горностаев А.В. с жалобой заявителя не согласился и просил
об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что Закон Российской
Федерации «О государственной пенсиях в Российской Федерации» N 340-1
от 20 ноября 1990 года регулирует общий порядок пенсионного обеспечения граждан
и на военнослужащих не распространяется. На военнослужащих также не
распространяется и Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных у ним местностях» N 4520-1 от 19 февраля 1993 года.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом, каковым
является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» N 4468-1 от 12
февраля 1993 года. Оспариваемое постановление Правительства Российской
Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года издано в соответствии с указанным
Законом N 4468-1 от 12 февраля 1993 года и не противоречит действующему
законодательству Российской Федерации. Пенсионное обеспечение военнослужащих
существенно отличается от пенсионного обеспечения иных граждан как порядком и
условиями его выплаты, так и его размерами.
Выслушав объяснения представителя Председателя
Правительства Российской Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками
Министерства внутренних дел Российской Федерации Горностаева А.В., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора отдела Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., полагавшего необходимым отказать
заявителю в удовлетворении жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит
жалобу Гуминского Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Единая система республиканских государственных пенсий
в Российской Федерации установлена Законами РФ «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» N 340-1 от 20 ноября 1990 года и «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» N 4468 от 12 февраля 1993 года.
Пенсии, назначенные в соответствии Законом РФ «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» являются одним из видов государственных пенсий.
Вместе с тем, как правильно отмечает заявитель,
правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и
выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий имеют существенные
различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с
военной службы.
В частности, статья 88 Закона РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», устанавливает, что пенсии
назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности
трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового
стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности
(службы).
В соответствии со ст.14 этого Закона назначается
пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера (специальным трудовым
стажем), перечень этих местностей утверждается Правительством Российской
Федерации, а при подсчете трудового стажа, согласно ст.94 того же Закона и
ст.28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях» N 4520-1 от 19 февраля 1993 года, периоды работы в этих
районах исчисляются в льготном, полуторном размере.
Согласно действующему в настоящее время Перечню
районов Крайнего Севера от 3 января 1983 года, Республика Коми (за исключением
некоторых ее районов) отнесена к районам Крайнего Севера.
В свою очередь, для назначения пенсии в соответствии с
Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей» статья 18 указанного закона определяет понятие
выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней
службы.
Установление порядка исчисления выслуги лет для
назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и
время начала льготного исчисления) лицам, проходившим военную службу, в
соответствии частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную
компетенцию Правительства РФ.
Правовым основанием установления порядка исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе на льготных условиях,
явилось Постановление Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, а также
Приложения к нему N 1 и N 2.
Как видно из Приложения N 1, в Перечень местностей РФ,
в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу
лет для назначения пенсии, включена Республика Коми.
При этом, служба в Республике Коми в местностях
севернее Полярного круга согласно абзаца 6 раздела 1 Перечня: для
военнослужащих и лиц рядового состава органов внутренних дел (кроме милиции) — с 25 июня 1949 года, а для личного состава милиции — с 1 января 1970 года,
засчитывается на льготных условиях — один месяц службы за два месяца, а в
других местностях Республики Коми согласно обжалуемого заявителем абзаца 5
раздела 2 Перечня с 1 января 1988 года — один месяц службы за полтора месяца.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных
актов позволяет прийти к выводу, что установление срока, с которого служба на
территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не
нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный
акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых
условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения
пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции,
установленной Законом.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не
противоречит Законам РФ «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» и «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях», так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных
условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок
исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное
обеспечение на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя,
Военная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии
со ст.7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей» и ст.5 Закона РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», лица, имеющие право на
различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.
Согласно части 3 статьи 2 Закона РФ «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на
условиях и по нормам, установленным Законом РФ «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» могут назначаться пенсии проживающим в Российской
Федерации лицам, проходившим военную службу, по их желанию.
Таким образом, заявитель при наличии оснований для пенсионного обеспечения по Закону РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» имеет право выбора пенсии, при назначении которой периоды его военной службы в районах Крайнего Севера будут включены в трудовой стаж в льготном, полуторном размере.
На основании изложенного и руководствуясь
ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
Гуминскому Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы
о признании незаконным абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части
установления срока, с которого служба на территории Республики Коми
засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.Хомчик
Курск - онлайн услуги юристов
Исправна ли система надбавок военного служащего при переводе на местность районов крайнего севера?
Какой районный коэффициент будет учитываться при расчете пенсии в такой ситуации?
Как изменится мой районный коэффициент при переезде на Крайний Север и из него после прохождения военной службы?
Суммируются ли стажи по Крайнему Северу при назначении страховой пенсии? Каков возраст выхода на пенсию при общем стаже 25 лет?
Вопрос о начислении льготной пенсии медработникам после работы в Уч-кудуке
