Исковое заявление по нарушению персональных данных и оскорблению - деликатное дело охраны чести и репутации
Добрый день. Ситуация в следующем: я подала объявление на сайт вконтакте, а именно в группу тфп фотосъёмки, это когда съемка производится бесплатно, клиент получает фото, фотограф фото в портфолио. Администратор данного сообщества разместил пост, посмеявшимся над ним, после чего под этим постом начали появляться неприятные комментарии. Пост был выложен со ссылкой на мою персональную страницу и с указанием имени и фамилии. После чего я неоднократно просила удалить данный пост, го этого не сделали, а только ещё больше надсьмеявшись выложили второе объявление в свою вторую группу, так же с указанием персональных данных. После чего была произведена встреча моим мужем с этим администратором, при разговоре он категорически отказывался удалять записи или убирать из них персональные данные, после чего испугавший сбежал. Можно ли обратится в суд с исковым заявлением о нарушении персональных данных и о факте оскорбления. Так как данная ситуация порочит честь и достоинство, а так же портит репутацию нашей семьи.
Добрый день!
Вы можете обратиться с Исковым заявлением в Суд.
Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Право на обращение в суд
Спросить1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.
3. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Компенсация морального вреда
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Защита чести, достоинства и деловой репутации
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети "Интернет".
6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.
8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
10. Правила пунктов 1 - 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.
11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Охрана изображения гражданина
1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Я заявлял иск о защите чести и достоинства, в описательной части по неопытности ссылался на закон о персональных данных, что публикация содержит мои персональные данные, порочит мою честь и достоинство, а в просительной части просил только опровергнуть опубликованные сведения. Но суд первой и апелляционной инстанции применили положения закона о персональных данных и статьи 150-152 ГК РФ. Законно ли решение?
Здравствуйте Эмиль!
Говорить о законности и обоснованности решения суда можно после изучения материалов дела. Обращайтесь к юристу очно.
СпроситьЕсли Вы избегали юристов при подготовке искового заявления, то зачем обращаетесь сейчас? Никто из юристов бесплатно не будет Вам помогать. Решение законно до тех пор, пока его не обжаловали, и не отменили.
СпроситьЗдравствуйте!
Вы можете обжаловать часть решения (мотивировочную) , где, в том числе содержится ссылка на законы, регулирующие рассматриваемые отношения) . Кассационная жалоба подаётся в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу (ч. 1 ст 376. 1 ГП).
Под порочащими сведениями понимаются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юр. лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной, политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно - хозяйственной жизни, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию гражданина и юр.лица.
Судам необходимо отграничивать дела о защите других нематериальных благ, когда их распространение может принести моральный вред. (п. 7, 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24. 02. 2005 номер 3 " О защите чести и достоинства граждан, а также дел. дел репутации граждан и юр лиц.
Персональные же данные включают не порочащие сведения, а личную информацию: ФИО, образование, дата и место рождения, место жительства, занимаемая должность и др.
СпроситьУгрозы и неприятности для администраторов после случайного одобрения оскорбительного поста в соцсети
В сообществе вконтакте в котором я являюсь администратором другой администратор случайно одобрил предложенный другим человеком с оскорблением и фотографией в адрес несовершеннолетнего (то что случайно заметно в сравнении с другими постами), после этого в сообщения сообщества написала мать этого несовершеннолетнего с просьбой удалить пост и угрозой заявления в полицию, пост был удалён по первому требованию. После этого было дано сообщение что вы всё равно за это ответите, далее начал писать сам несовершеннолетний с требованием удалить сообщество и дать ссылку на автора предложенного поста, по техническим причинам автора поста не скинули т.к. это можно посмотреть только с компьютера, далее они нам сообщили, что написали заявление в полицию и начали угрожать статьями доведение до самоубийства и оскорбление (про доведение до самоубийства написал несовершеннолетний, как угроза), ещё раз подчеркну администратор одобрил пост случайно, удалил по первому требованию и автором записи не является.)
Что в такой ситуации может грозить мне - администратор сообщества, который этот пост не выкладывал и его вообще не видел, только числюсь администратором) и самому администратору, который этот пост случайно выложил, а также человеку который является автором записи.
Здраствуйте!
Ничего не будет грозить, так как прямого умысла не было. (ст. 137 УК РФ)
Так же тут никаким образом не будет состава преступления по УК РФ Статья 110. Доведение до самоубийства.
Спросить1) Вам - ничего,, как и мне. Мы же не имеем отношения к произошедшему.
2) Администратор ответит по закону за свою халатность. Про меру его ответственности пока не будем загадывать. Мы и поста не видели да и решения не мы принимать будем.
3) На нервных пусть администратор виновный сам в полицию пишет при желании что угрозы звучат и т.д. Пусть проверять в порядке ст. 144 УПК РФ его сообщение.. Никакого преступления администратор всяко не совершал - я про ст. 110 УК РФ Доведение до самоубийства и т.д.
СпроситьЗдравствуйте, Максим!
Начну пожалуй с того, что что может быть и может ли - зависит еще и от того какого рода был пост. Т.е. с каким содержанием. Что там было такого, что могло довести до самоубийства, оскорбляло и пр.
Действительно есть такие статьи. Первая - уголовная, вторая - административная (ст. 5.61 КоАП РФ).
Однако, если уж говорить конкретно о Вас, как об администраторе сообщества, то Вам ничего не будет. Т.к. Вашей вины вообще нет никакой. С учетом того, что вы пост даже не видели.
Что касается администратора, который случайно выложил... ну надо смотреть что это за случайность такая была. Как можно было и можно ли было выложить случайно.
А тому человеку, кто автор может светить ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность маловероятна.
Но опять же, как я и говорил - хорошо бы знать содержание поста. А потом уже делать выводы по ответственности.
СпроситьДобрый день! Если мать написала заявление, то вас должны были вызвать в полицию для дачи объяснения. Вас не пригласили, потому что она скорее всего это не сделала, поскольку у этой женщины не было никаких доказательств о произошедшем и пост был удалён. Если она ещё раз позвонит скажите что напишите на неё заявление о вымогательстве (163 УК РФ) и клевете (128.1 УК РФ). Также в такой случайности не было умысла, следовательно и нет состава преступления. Успехов!
СпроситьЗдравствуйте Maxim!
1. Для того чтобы завести уголовное дело, необходимо определить состав преступления, в данной описываемой ситуации нет состава преступления, нет ни какого умысла в действиях администратора (тем более по неосторожности).
Поэтому если будет написано заявление, то в любом случае будет проведена проверка и отказ на том основании, что УПК РФ Статья 24. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
1. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:
1) отсутствие события преступления;
2) отсутствие в деянии состава преступления;
2. Прекратить любые переписки. Если будут угрозы, то обращаться с заявление о факте вымогательства и клеветы.
3. Вам ни чего не будет это уж точно.
Всего Вам наилучшего!
СпроситьЗдравствуйте, Максим! А Вы-то тут причем?! Вашей вины здесь ни в чем нет. Да и не понятно, в чем криминальность поста. Состава преступления по статье 110 УК РФ с Вашей стороны и стороны администратора здесь не усматривается. А вот человеку, который разместил пост в зависимости от его содержания грозит разве что административка за оскорбление по части 2 статьи 5.61 КоАП РФ:
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Ну и возможный иск о возмещении морального вреда согласно ст.151, 1099-1101 ГК РФ.
Вы же все необходимые меры по удалению информации приняли. Оснований предъявлять к Вам претензии не усматривается.
СпроситьЗдравствуйте, уважаемый Максим!
Вам ничего не грозит как администратору сообщества. Вы не выкладывали это т пост и видели его вообще.
К самому администратору могут быть претензии. Но опять же все зависит от содержания поста. Не думаю, что туту найдут состав уголовного преступления.
Макимум, что возможно - привлечение по ст.5.61 КоАП РФ и подача иска в суд о взыскании компенсации морального вреда, Ст.151 ГК РФ.
СпроситьЗдравствуйте Maxim
Особенности распространения информации в социальных сетях отражены в ст.10.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2022)
За нарушение правил размещения информации грозит административная, уголовная и имущественная ответственность.Согласно ст.13.41 КоАП РФ штраф от 50-100 т.р.
По ст.5.61 КоАП-административный штраф на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
Уголовное дело возбуждается по заявлению в течение 3 суток, либо 10. Если вас не вызвали для дачи объяснения, значит дело и не возбуждалось.
Следовательно уголовное преследование не грозит.
СпроситьНа сайте в общем доступе размещены документы, а именно Протокол Аттестационной комиссии, который содержит персональные данные, такие как ФИО, место работы и должность, при этом там указаны не только мои, но и других людей. Давал или нет согласие на обработку персональных данных конкретно этой организации не помню. На данный момент мне бы не хотелось, чтобы эти данные были общедоступными. Подскажите, пожалуйста, каким образом можно эти данные удалить и на что ссылаться при обращение к администрации сайта для их удаления.
Обращаться следует не к администрации сайта, Игорь, а к организации, которая предоставила на размещение сайту данную информацию. В произвольной письменной форме требуя убрать информация с Вашими данными.
СпроситьДобрый день. Пишите владельцам сайта обращение и требуйте удаления. Откажут - жалобу в Роскомнадзор
СпроситьПланирую написать венчурный сайт.
Где будут использоваться персональные данные а именно:
Email,
ФИО,
Телефон,
Skype,
ICQ,
Mail Agent
Вконтакте (страница)
Facebook (страница).
Одноклассники (страница) и т.п. человек может сам выбрать доступность (для всех желающих) этих данных на сайте для общего доступа, при этом ввод ФИО и EMAIL к заполнению обязательна но может не отображаться.
Что нужно чтобы деятельность сайта была законна?
Нужно ли получать лицензию на обработку персональных данных?
Юридически могу ли я офертой выставить условия обработки персональных данных или условия нужно заключать только письменно?
Что может быть если сайт взломают (а взламывают абсолютно все, даже что невозможно взломать) и получат эти все персональные данные?
Если сайт взломают, то ответственность вы нести не можете, поскольку Вашей вины нет (ст. 14 УПК РФ)
СпроситьФедеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
необходимо получить согласие того, чьи данные будете распространять, без этого никак
Действие закона не распространяется на отношения, возникающие при:
обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
организации хранения, комплектования, учёта и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
обработке персональных данных, отнесённых в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (утратил силу - Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ);
предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (введён Федеральным законом от 28.06.2010 N 123-ФЗ).
Согласно закону, а также ряду подзаконных актов и руководящих документов регулирующих органов (ФСТЭК России, ФСБ России, Роскомнадзор), операторы ПД должны выполнить ряд требований по защите персональных данных физических лиц (своих сотрудников, клиентов, посетителей и т. д.) обрабатываемых в информационных системах Компании, и предпринять ряд действий:
направить уведомление об обработке персональных данных (Закон № 152-ФЗ Ст. 22 п. 3);
получать письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных (Закон № 152-ФЗ ст. 9 п. 4);
уведомлять субъекта персональных данных о прекращении обработки и об уничтожении персональных данных (Закон № 152-ФЗ ст. 21 п. 4).
Уведомление об обработке персональных данных и письменное согласие субъекта персональных данных не требуется, если оператор персональных данных и субъект персональных данных находятся в трудовых отношениях или иных договорных отношениях (Закон № 152-ФЗ ст. 22 п. 2, ст. 6 п. 2).
При взломе сайта, у вас никакой отв-ти не будет
СпроситьСтас, руководствуйтесь следующим НПА. Все указано конкретно по вопросу.
Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 "О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
СпроситьЧТОБЫ САЙТ МОГ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМО ИСКЛЮЧИТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗ СФЕРЫ ФЗ О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ, ЧТО обработка персональных данных физическими лицами осуществляется исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных
ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ПУСТЬ ДАЕТ ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ НА ТО, ЧТО ОБЯЗУЕТСЯ
1) не допускать использование сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
2) проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;
3) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
4) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
5) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
6) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
А ТАКЖЕ, ЧТО В СЛУЧАЕ НЕСОБЛЮДЕНИЯ УКАЗАННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОН ИНФОРМИРОВАН О ПРАВЕ ВЛАДЕЛЬЦА САЙТА НА СОВЕРШЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.
В ИНФОРМИРОВАННОМ СОГЛАСИИ ЖЕЛАТЕЛЬНО УКАЗАТЬ ЦЕЛИ РЕГИСТРАЦИИ НА САЙТЕ - УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
1. Потребности граждан, связанные с приобретением знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, культурного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов (образовательные
потребности).
2. Потребности граждан, связанные с осуществлением деятельности,
направленной на получение и применение новых знаний (научные
потребности).
3. Потребности граждан, связанные с созданием результатов творческой
деятельности, в том числе программ для электронных вычислительных машин,
включая внесение изменений в указанные программы.
4. Потребности граждан, связанные с приобретением товаров, работ,
услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях.
5. Потребности граждан, связанные с ведением домашнего хозяйства,
садоводства, разведением животных и уходом за ними.
6. Потребности граждан, связанные с получением информации о
технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве
услуг, результатах работ.
7. Потребности граждан, связанные с организацией досуга и (или)
воспитанием детей
ЛИЦЕНЗИЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
ЭТИ УСЛОВИЯ МОГУТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНЫ В ВИДЕ ОФЕРТЫ, Т.К. ПИСЬМЕННОЕ СОГЛАСИЕ ТРЕБУЕТСЯ ТОЛЬКО НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, КОТОРОЙ В ДАННОМ СЛУЧАЕ НЕ БУДЕТ, Т.К. ВОЗНИКШИЕ ОТНОШЕНИЯ УКАЗАННЫМ ЗАКОНОМ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.
ЕСЛИ САЙТ ВЗЛОМАЮТ, ТО ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ БУДЕТ, Т.К. МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ДАННЫХ ВОЗЛОЖЕНЫ ТОЛЬКО НА ОПЕРАТОРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПО ФЗ О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 04.06.2014)
"О персональных данных"
персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:
1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
3) утратил силу. - Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
5) предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2010 N 123-ФЗ)
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
Статья 8. Общедоступные источники персональных данных
1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.
________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) в случаях, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
________________________________________
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.
7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
б информации, информационных технологиях и о защите
информации
Статья 10.1. Обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет"
1. Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.
3. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
4. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети "Интернет" с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.
6. Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 10.2. Особенности распространения блогером общедоступной информации
1. Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет" (далее - блогер), при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети "Интернет", обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности:
1) не допускать использование сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
2) проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;
3) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
4) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
5) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
6) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
2. При размещении информации на сайте или странице сайта в сети "Интернет" не допускается:
1) использование сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;
2) распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
3. Блогер имеет право:
1) свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) излагать на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;
3) размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" текстов и (или) иных материалов других пользователей сети "Интернет", если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации;
4) распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет".
4. Злоупотребление правом на распространение общедоступной информации, выразившееся в нарушении требований частей 1, 2 и 3 настоящей статьи, влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.
6. Блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" незамедлительно при получении решение суда, вступившее в законную силу и содержащее требование о его опубликовании на данных сайте или странице сайта.
7. Владельцы сайтов в сети "Интернет", которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" в качестве сетевых изданий, не являются блогерами.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ведет реестр сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет". В целях обеспечения формирования реестра сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:
1) организует мониторинг сайтов и страниц сайтов в сети "Интернет";
2) утверждает методику определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в сутки;
3) вправе запрашивать у организаторов распространения информации в сети "Интернет", блогеров и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра. Указанные лица обязаны предоставлять запрашиваемую информацию не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
9. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", сайтов или страниц сайтов, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет", включая рассмотрение соответствующих обращений граждан или организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:
1) включает указанные сайт или страницу сайта в сети "Интернет" в реестр сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет";
2) определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение сайта или страницы сайта в сети "Интернет" лицо;
3) направляет провайдеру хостинга или указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать блогера;
4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
10. В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 9 настоящей статьи, провайдер хостинга или указанное в пункте 2 части 9 настоящей статьи лицо обязаны предоставить данные, позволяющие идентифицировать блогера.
11. После получения данных, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет блогеру уведомление о включении его сайта или страницы сайта в реестр сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет", с указанием требований законодательства Российской Федерации, применимых к данным сайту или странице сайта в сети "Интернет".
12. В случае, если доступ к сайту или странице сайта в сети "Интернет" на протяжении трех месяцев составляет в течение суток менее трех тысяч пользователей сети "Интернет", данный сайт или данная страница сайта в сети "Интернет" по заявлению блогера исключается из реестра сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет", о чем блогеру направляется соответствующее уведомление. Данные сайт или страница сайта в сети "Интернет" могут быть исключены из этого реестра при отсутствии заявления блогера, если доступ к данным сайту или странице сайта в сети "Интернет" на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее трех тысяч пользователей сети "Интернет".
Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 "О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
В соответствии с частью 5 статьи 10.1 Федерального закона "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый перечень личных, семейных и домашних нужд,
удовлетворение которых не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных
частями 2 - 4 статьи 10.1 Федерального закона "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации".
Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев
Перечень
личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых не влечет
исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1
Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747)
К личным, семейным и домашним нуждам, удовлетворение которых при
осуществлении деятельности по обеспечению функционирования информационных
систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые
предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или)
обработки электронных сообщений пользователей
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет") (за исключением случаев удовлетворения указанных нужд,
сопряженных с осуществлением общественной или общественно-политической
деятельности либо распространением информации и материалов
общественно-политического характера, предоставлением возможности приема,
передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей
сети "Интернет", составляющих неопределенный круг лиц, и (или)
осуществлением в интересах обеспечения любой деятельности юридического
лица или участия пользователя сети "Интернет" в деятельности юридического
лица (юридических лиц), либо если число фактических пользователей
указанной системы или программы превышает 10000 пользователей), не влечет
исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1
Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации", относятся:
1. Потребности граждан, связанные с приобретением знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, культурного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов (образовательные
потребности).
2. Потребности граждан, связанные с осуществлением деятельности,
направленной на получение и применение новых знаний (научные
потребности).
3. Потребности граждан, связанные с созданием результатов творческой
деятельности, в том числе программ для электронных вычислительных машин,
включая внесение изменений в указанные программы.
4. Потребности граждан, связанные с приобретением товаров, работ,
услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях.
5. Потребности граждан, связанные с ведением домашнего хозяйства,
садоводства, разведением животных и уходом за ними.
6. Потребности граждан, связанные с получением информации о
технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве
услуг, результатах работ.
7. Потребности граждан, связанные с организацией досуга и (или)
воспитанием детей
СпроситьКак принудить Ростелеком предоставить возможность внести изменения в персональные данные на LinkedIn
В данный момент оператор связи Ростелеком блокирует доступ к моим персональным данным в сервисе Linkedin. Возможно ли на основании закона о персональных данных принудить Ростелеком предоставить законную возможность вносить изменения в свои персональные данные у Оператора (Linkedin)? Спасибо.
Возможно ли на основании закона о персональных данных принудить Ростелеком предоставить законную возможность вносить изменения в свои персональные данные у Оператора (Linkedin)?-Linkedin сейчас запрещен в РФ Роскомнадзором.
СпроситьПри официальном запросе данных о состоянии очередных списков через портал общественной приемную губернии ответили ссылкой на ст 7 152-ФВ лица получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, без согласия субъекта персональных данных и просят обратиться в индивидуальном порядке. Разве мое официальное обращение не было согласием?
Добрый день,
Вы можете дать согласие только на себя. Соответственно запросить информацию также только на себя.
СпроситьПрошу разъяснить ситуацию, Выложили пост на сайте:
http://www.cyberforum.ru/ с указанием всех моих персональных данных и страниц социальных сетей, потому что я не договорился о заказе с одним человеком с этого форума. Ниже данного поста последовали комментарии, тоже в мой адрес (не оскорбительные), кого можно привлечь в данной ситуации, за разглашении мои данных, и стоит ли вообще связываться. Заранее спасибо.
В одной из групп в соц. сети вконтакте нашла своё фото, которое было выложено анонимно, согласия на публикацию которого, естественно, я не давала, администраторы группы данный пост с моим фото удалять отказываются, разработчики соц. сети тоже говорят, что не могут его удалить. Каким образом я могу добиться того, чтобы фото было удалено, возможно ли сделать это в судебном порядке?
На сайте вконтакте размещена информация о моих персональных данных с указанием места работы ФИО и номера телефона. Информация размещена в группе, на странице группы. На просьбу удалить данную информацию, администраторы никак не реагируют.