Охранник задержал покупателя за повреждение упаковки товара и требует штраф - что делать?
Если охранник заметил что покупатель (то есть я) попртил упаковку товара должен он задердживать меня и требовать уплаты штрафа? Меня так задержали и попросили оплатить товар и штраф который охранник выдумал из головы.
Добрый вечер!
При разрешении подобного вопроса следует руководствоваться Гражданским Кодексом РФ, который содержит две актуальные в данном случае нормы, — ст. 211 ГК РФ «Риск случайной гибели имущества» и ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда».
Согласно ст. 211 ГК РФ «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». Кроме того, согласно ст. 459 ГК РФ, «если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». Следовательно, необходимо определить, кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты. При реализации товара в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае согласно ст. 493 ГК РФ («Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи… договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара») будет являться кассовый чек. Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от кассира чека собственником товара считается магазин, и именно он будет отвечать за риск случайного повреждения товара. Но после того как оплаченный товар оказывается в руках покупателя, он становится его собственностью.
Из изложенного следует, что под порчей товара магазина понимаются только случаи, когда товар испорчен до момента вручения кассового чека покупателю.
Статья 1064 ГК РФ определяет, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». При этом следует учитывать целый ряд обстоятельств, определяющих разумность и справедливость взыскания ущерба в каждой конкретной ситуации. Опираясь на правовые нормы, с вас могут взыскать ущерб, причиненный неумышленной порчей товара, двумя способами: в добровольном порядке либо в судебном. Если покупатель считает, что порча товара произошла вследствие его виновных действий, он может возместить ущерб в добровольном порядке. Однако если покупатель не считает себя виноватым, то заставить его возместить ущерб администрация магазина вправе только в судебном порядке. Не следует забывать, что ч. 2 статьи 1064 ГК РФ определяет, что «лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».
В данном случае, вас именно "попросили", рассчитывая на добровольный вариант выплаты за порчу упаковки.
Штраф, выдуманный из головы, оплата которого документально не подтверждена, является незаконным.
Прежде всего, необходимо понимать следующее:
— Взыскивать с Вас штраф имеют право только определенные законом лица (например, судьи, сотрудники государственных органов (например: ФМС, полиция и т.д.).
— Наложение на Вас штрафа должно быть оформлено письменно и надлежащим образом (например: в виде судебного решения, постановления государственного органа)
— Штрафы устанавливаются законодательством (например: Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом).
СпроситьСогласно ст. 12 ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).
В данном случае, должно быть видно, что посягательство или повреждение имущества осуществлялось специально, т.е. умышленно.
Требовать платить штраф охранник не имел права, поскольку он не является неуполномоченным лицом, для применения санкций, установленных действующим законодательством за повреждение имущества чужого лица.
Перечень лиц, имеющих право привлекать к ответственности и назначать наказание в виде штрафа, перечислен в КоАП РФ.
СпроситьМожет ли покупатель отказаться от приемки партии товара без упаковки?
Возникла просрочка поставки и требование уплаты штрафа за некачественный товар - что делать в случае успешной замены?
Можно ли наказать охранника за неоплаченный товар в кармане покупателя?
Фирма выплатила покупателю деньги за бракованный товар, но покупатель отказывается вернуть его - есть ли права у продавца?
Можно ли перенести товар в другую упаковку для продажи на маркетплейсе, если на нем отсутствует ТМ?
Действия охранника в отношении покупателя, не оплатившего товар на кассе, вызывают сомнения в правомерности
Вопрос о возврате средств за товар с разорванной упаковкой и испорченным товарным видом
Спор о наличии дефекта - как правильно вернуть бракованный товар и провести экспертизу?
