Как подать документы на дополнительные выплаты как малоимущая семья - инструкция для жителей Московской области
Я в декрете, ежемесячная выплата 24000, муж работает, но зп всего 18000, (официально), можно подать документы на выплаты дополнительно, как малоимущая семья? Куда обратиться и какие документы собрать? Проживаем в Московской области.
Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Комментарий к статье 6
1. Данная статья устанавливает критерии определения лиц, которые могут претендовать на получение социальной поддержки как малоимущие.
Малоимущими могут считаться семья либо одиноко проживающий гражданин. Согласно ст. 1 комментируемого Закона под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Семья либо одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими, если величина их среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации. При этом среднедушевой доход определяется как совокупная сумма доходов каждого члена семьи, деленная на число всех членов семьи, либо сумма доходов одиноко проживающего гражданина. Статьи 13 и 14 ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" устанавливают порядок определения состава малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода: в нее включаются лица, связанные родством и (или) свойством (совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы), и не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
В соответствии со ст. 4 комментируемого Закона величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется в порядке, установленном законами субъектов РФ (подробнее см. комментарий к ст. 4). Так, согласно Закону г. Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения ежеквартально устанавливается Правительством Москвы на основании потребительской корзины и ежемесячных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Аналогичный порядок установлен и в иных субъектах Федерации (см., например, ст. 4 Закона Ростовской области от 7 декабря 1998 г. N 17-ЗС "О прожиточном минимуме в Ростовской области" и др.).
Государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям (гражданам) в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи". Согласно ст. 1 указанного Закона государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в ФЗ "О государственной социальной помощи", социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Целью оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам является повышение качества жизни указанной группы населения путем активизации адаптивных возможностей малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина). Помимо повышения качества жизни государственная социальная помощь преследует взаимосвязанные цели социальной реабилитации данной группы лиц, повышения их социальной ответственности и реализации трудового потенциала.
Таким образом, малоимущие семьи и граждане могут получить следующие виды социальной помощи:
1) социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) субсидию - имеющую целевое назначение полную или частичную оплату предоставляемых гражданам социальных услуг;
3) набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи";
4) социальную доплату к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены ФЗ "О государственной социальной помощи", иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 комментируемого Закона в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;
5) жизненно важные товары. ФЗ "О государственной социальной помощи" не содержит определения жизненно важных товаров, однако их конкретизацию можно найти в иных актах, например, в информационном письме Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2010 г. N 13-1/10/2-4573 под жизненно важными товарами понимаются топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи.
Следует отметить, что предоставление одних видов социальной помощи не означает лишение малоимущего гражданина или членов малоимущей семьи права на иные виды социальной помощи.
Пример: Определением Ленинградского областного суда от 18 октября 2012 г. N 33-4663/2012 было отменено Определение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 10 сентября 2012 г., которым было отказано малоимущей пенсионерке во взыскании доплаты до среднедушевой величины прожиточного минимума в связи с тем, что ранее судом рассматривалось ее требование о взыскании жилищной субсидии за тот же период. Суд указал, что данные виды социальной помощи являются самостоятельными и не исключают друг друга, поэтому заявление требований по одному из них не прекращает право на обращение за другим.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Законы субъектов РФ, регулирующие вопросы оказания социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам), должны соответствовать ФЗ "О государственной социальной помощи" и не могут противоречить ему, поскольку в силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Комментируемый Закон относит оказание необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам к компетенции субъекта Российской Федерации. Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания малоимущих граждан. Таким образом, регулирование вопросов порядка, условий назначения, размера и выплаты государственной социальной помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесено федеральным законодателем к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, что подтверждается судебной практикой.
Пример: Ч. оспаривал положения Закона Хабаровского края от 20 декабря 2006 г. N 86 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год", устанавливающие следующие условия назначения социального пособия малоимущим гражданам: доход ниже 75% величины прожиточного минимума и назначение пособия в размере не выше 10% прожиточного минимума. Заявитель считал, что оспариваемые нормы устанавливают ограничительные условия назначения социального пособия малоимущим гражданам, что противоречит ст. 1, 6 комментируемого Закона и Конституции РФ. Суд исходил из того, что установление условий и порядка предоставления адресного социального пособия относится к компетенции субъекта Российской Федерации, помимо того, его размер должен оцениваться с учетом всех предоставляемых видов социальной помощи. В удовлетворении заявления было отказано (подробнее см. решение Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2007 г. N 3-21/07, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2007 г. N 58-Г 07-10).
В законодательстве субъектов Российской Федерации делается акцент на адресности социальной помощи, в основу которой кладутся принципы дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности граждан и иных обстоятельств и заявительного характера предоставления социальной помощи.
Законами субъектов РФ могут предусматриваться различные виды адресной социальной помощи. В частности, ст. 5 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" содержит указание на четыре вида адресной социальной помощи:
1) социальное пособие;
2) натуральная помощь;
3) адресная социальная выплата;
4) социальное пособие на основании социального контракта.
При этом размер адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется как разница между величиной прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина, но не может быть менее 10% базовой суммы, установленной федеральным законом для определения размера социальных выплат. Лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием. Адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.
Адресная социальная выплата предоставляется отдельным категориям граждан, проживающим в муниципальных образованиях в Ростовской области, в которых тарифы для населения за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению установлены выше критериев доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение. Размер адресной социальной выплаты определяется как сумма произведений разницы между тарифами за услуги по холодному водоснабжению и тарифами за услуги по водоотведению, установленными в муниципальных образованиях для населения, и критериями доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение, на фактическое потребление данных коммунальных услуг, но не более социальных норм потребления холодного водоснабжения и водоотведения, умноженных на количество их потребителей, проживающих в жилом помещении. Предоставление адресной социальной выплаты не зависит от формы собственности на жилые помещения, в которых проживают нуждающиеся граждане.
Целью заключения социального контракта является стимулирование нуждающихся граждан к совершению активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которая устанавливается на срок действия социального контракта. Социальное пособие на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года, срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом Правительства Ростовской области. Социальное пособие на основании социального контракта предоставляется гражданам при условии выполнения ими обязательств по социальному контракту. Получение социального пособия на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания адресной социальной помощи без социального контракта или отказ в назначении адресной социальной помощи.
В Законе Сахалинской области от 24 июня 1998 г. N 67 "О прожиточном минимуме в Сахалинской области" предусмотрено, что прожиточный минимум предназначается, в частности, для выявления бедных граждан в целях оказания им необходимой адресной социальной помощи. Закон оперирует понятием "социальная помощь по бедности", понимая под бедностью материальное состояние семьи (одиноко проживающего гражданина), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже прожиточного минимума, установленного в Сахалинской области. Оказание социальной помощи бедным гражданам производится из средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 9 Закона Сахалинской области социальная помощь по бедности предоставляется с 1 января 1999 г. на детей, проживающих в опекунских семьях, не имеющих опекунского пособия, детям-сиротам, обучающимся в высших учебных заведениях, студенческим семьям, имеющим детей, относящимся к категории бедных, семьям военнослужащих, погибших в армии, а с 1 января 2002 г. - всем иным лицам, относящимся к категории бедных. Правомерность такого поэтапного предоставления социальной помощи рассматривалась в суде и была подтверждена Верховным Судом РФ на том основании, что для оказания социальной помощи указанным категориям граждан используются средства бюджета области (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2001 г.).
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Для целей учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина принимаются во внимание следующие сведения:
- сведения о составе семьи;
- сведения о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
- сведения о принадлежащем членам семьи или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Вышеуказанные сведения должны быть отражены в заявлении об оказании государственной социальной помощи. При этом сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи, могут быть проверены органом социальной защиты населения.
Период расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина - три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". Следует обратить внимание, что в Постановлении Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 дается ссылка на утратившее силу Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";
б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников;
е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину;
ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в частности денежное довольствие, оплата работ по гражданско-правовым договорам, материальная помощь, авторские вознаграждения, доходы от занятий предпринимательской деятельностью, доходы от участия в управлении собственностью организации, алименты, проценты по банковским вкладам, наследуемые и подаренные денежные средства и др.
При этом не подлежат учету для целей исчисления доходов и расчета среднедушевого дохода:
а) государственная социальная помощь, оказываемая в виде денежных выплат и натуральной помощи;
б) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи;
в) ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" в ст. 6 - 12 также устанавливает отдельные особенности учета различных видов доходов: получаемых в иностранной валюте, заработной платы, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера и др. Все доходы учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения этих доходов.
Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период. При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, указанная сумма делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.
Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.
Суммы доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается согласно ст. 15 ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
4. Представляет интерес практика субъектов Российской Федерации по вопросу определения среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина). Согласно п. 3 комментируемой статьи порядок исчисления среднедушевого дохода устанавливается федеральным законом, следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не обладают соответствующими полномочиями.
Пример: Кабинетом министров Республики Татарстан было принято Постановление КМ РТ от 23 сентября 1998 г. N 574 "О порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан", которое было обжаловано в Верховном Суде Республики Татарстан и признано недействительным. Суд указал, что Кабинет министров Республики Татарстан вышел за пределы своих полномочий, более того, отдельные положения Постановления ухудшают права граждан, проживающих на территории Республики, на социальное обеспечение. Впоследствии правильность выводов Верховного Суда Республики Татарстан была подтверждена в кассационной инстанции (см. Определение ВС Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 11-Г 10-17).
Также предметом судебного рассмотрения стали нормативные акты Вологодской области: п. 6 Постановления Губернатора Вологодской области от 22 ноября 1999 г. N 771 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" были утверждены Положение о порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Вологодской области, и Методика исчисления среднего совокупного дохода семьи. В соответствии с данными документами на граждан была возложена незаконная обязанность представлять для получения государственной помощи документы, не предусмотренные федеральным законодательством (справки о составе семьи, о доходах членов семьи, акт материального положения семьи). Верховный Суд РФ установил, что таким образом была выделена самостоятельная категория нуждающихся граждан, для которых установлен иной порядок определения дохода, что противоречило федеральному законодательству и влекло безосновательное нарушение законных прав и интересов малоимущих граждан (см. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 2-Г 03-2).
Следует обратить внимание на то, что комментируемая статья в целом относится к определению величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки малоимущим гражданам в субъектах Российской Федерации. Соответственно, правило п. 3 о порядке исчисления среднедушевого дохода согласно ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" действует применительно к признанию граждан малоимущими в целях оказания им социальной поддержки. В иных случаях полномочия субъектов Российской Федерации по установлению порядка исчисления среднедушевого дохода определяются согласно соответствующему законодательству РФ.
Пример: прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим закону Постановление Правительства Ленинградской области от 22 сентября 2009 г. N 293 "Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области" в связи с тем, что оно принято Правительством Ленинградской области с превышением полномочий, так как порядок расчета среднедушевого дохода семьи, включая виды доходов, подлежащие учету при определении названного дохода, установлен в соответствии с п. 3 ст. 6 комментируемого Закона ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Возражения представителя Правительства Ленинградской области основывались на том, что порядок предоставления пособия на ребенка (в том числе ежемесячного пособия) урегулирован иным федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ст. 3 которого предусмотрено право органов власти субъекта Российской Федерации на установление порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия. Оспариваемым прокурором Постановлением утвержден Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области, а приведенными прокурором федеральными законами урегулирован не порядок предоставления ежемесячного пособия на ребенка, а порядок и процедура оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, что относится к разным сферам правового регулирования. Судом Постановление Правительства Ленинградской области было признано не противоречащим законодательству (см. решение Ленинградского областного суда от 15 апреля 2013 г. N 3-24/2013).
Подать Вы можете с учетом настоящего комментария.
СпроситьСкажите мы являемся малоимущими? У мужа квартира, у меня тоже, но только в другой области. Детские 24000, зп у мужа 18000?
СпроситьУважаемый посетитель сайта! Чтобы быть малоимущими в МО нужно, чтобы доход на каждого члена семьи был менее 12156 руб., т.е. на троих - менее 36468 руб.
СпроситьМосква - онлайн услуги юристов
Социальные выплаты для неработающих родителей - какие существуют и как их получить?
Ипотека для молодых семей - доступные программы и необходимая документация в Казани
Определение прав на выплаты при рождении первого ребенка в законом браке в Новосибирской области
Можем ли получать выплату как малоимущая семья, если муж работает неофициально, а я в декрете?
Социальные выплаты и оформление единовременной выплаты на ребенка - правила и документы для малоимущих семей в России
