Вопрос об отказе командира в учебном отпуске на службе первого контракта студенту-заочнику с необходимым выслугой не менее трех лет
В праве ли командир отказать в учебном отпуске на службе первого контракта, если на момент прихода в армию уже числился студентом высшего учебного заведения на заочном отделении, аргументируя свой отказ тем, что не имею бесприрывного срока выслуги не менее трёх лет?
Здравствуйте, командира воинской части вправе отказать Вам в предоставлении учебного отпуска, поскольку Ваша непрерывная военная служба по контракту составляет менее 3 лет (см. п. 2 ст. 19 ФЗ "О статусе военнослужащих").
Реализация права на учебный отпуск поставлена в зависимость от возникновения у военнослужащего права на образование.
Однако, данное обстоятельство не лишает Вас как гражданина права на обучение в ВУЗе в свободное от службы время.
СпроситьИмеет ли право военнослужащий проходящий военную службу по контракту заключившим первый контракт и общий срок службы составляет менее одного года на получение учебного отпуска (оплачиваемого или нет), при условии, что на время заключения контракта уже обучался в высшем учебном заведении.
В приказе МО РФ от 28.04.2006 №176, о военнослужащих на момент заключения контракта уже обучающихся в ВУЗе нечего не говорится.
Добрый вечер! Да имеет право. Желаю вам удачи в делах, обращайтесь, будем рады вам помочь.
СпроситьЯ военнослужащий по контракту (без высшего образования), подскажите пожалуйста, имеет ли право командир отказать в учебном отпуске по справке вызову мотивируя отказ тем, что я не выходил в основной отпуск и заменить учебный отпуск основным отпуском, общий срок службы 2 года 8 месяцев по контракту, 1 год срочной службы, без перерыва!
Ваше руководство не в праве отказать в предоставлении ученического отпуска. Вам нужно написать заявление на предоставление дополнительного отпуска с приложением справки-вызова на имя руководителя (командиру части). На основании Вашего заявления и справки-вызова руководство должно издать приказ о предоставлении дополнительного отпуска продолжительностью, которая указана в справке-вызове. Если дополнительный отпуск накладывается на основной отпуск, то по вашему заявлению основной отпуск может быть сдвинут (перенесен) на следующий день после дня окончания дополнительного отпуска.
СпроситьЯ военнослужащий по контракту. Воинское звание старшина Срок службы более 10 лет. Студент Вуза. В июне этого года защита дипломной работы. Пишу рапорт на учебный отпуск, но командир части игнорирует его, мотивируя тем, что при поступлении в ВУЗ он не давал на то разрешения. Командиры частей меняются каждые 1-3 года. До его прихода проблем с отправкой в отпуск не было. Вопрос: законен ли отказ командира в учебном отпуске? Есть ли право командира части в отказе учебных отпусках по каким бы то не было причинам. Я поступал в 2009 году. На тот момент срок службы по контракту превышал 3 года. С уважением Михаил К.
Законен ли отказ командира части военнослужащему по контракту в предоставлении учебного отпуска (если это получение первого высшего образования и подписан второй контракт)?
Отказ командира незаконен, поскольку в соответствии с п. 7 ПРАВИЛ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОФИЦЕРОВ), НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ 3 ЛЕТ, НА ОБУЧЕНИЕ ПО ИМЕЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С ОСВОЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ИЛИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ, Военнослужащим предоставляются учебные отпуска для прохождения: а) вступительных испытаний при поступлении в образовательные организации профессионального образования — 10 календарных дней; б) вступительных испытаний при поступлении в образовательные организации высшего образования — 15 календарных дней; в) итоговой аттестации на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования — 15 календарных дней.
СпроситьПоложен ли военнослужащему по контракту отпуск для прохождения промежуточной аттестации, если срок службы по контракту менее трех лет (два года), а в учебное заведение поступил до заключения контракта? Заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте. К сожалению, только отпуск без содержания.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.
СпроситьИзвините,я забыла указать, что высшее образование получается впервые. Этот факт также не дает права на отпуск?
СпроситьЗдравствуйте. Не дает, к сожалению. Необходимо иметь срок службы не менее 3-х лет.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.
СпроситьПравомерен ли отказ командира войсковой части в предоставлении мне учебного отпуска, обучался в вузе до подписания первого контракта служба менее 3 лет.
Если вы обучаетесь по заочной или очно-заочной форме обучения, получая образование соответствующей ступени впервые, то согласно статьям 173, 174 и 177 Трудового кодекса Российской Федерации Вам обязаны предоставить оплачиваемый отпуск. Отказ в его предоставлении неправомерен.
Повод для жалобы вышестоящему командиру или в прокуратуру.
СпроситьВ данном случае Вам обязаны предоставить учебный отпуск. Если Вы получаете образование впервые. Можете обжаловать отказ в военную прокуратуру.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих"
Статья 19. Право на образование и права в области культуры
1. Военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок приема военнослужащих в указанные организации и порядок обучения в них, порядок подготовки военнослужащими диссертаций на соискание ученой степени определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования утверждается Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
3. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования не разрешается.
4. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
5. За гражданами, призванными на военную службу в период обучения, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в образовательных организациях, в которых они обучались до призыва.
Граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:
бесплатное направление за счет средств федеральной государственной службы занятости населения на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования, а имеющие право на пенсию - на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения;
Обучение граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования, в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования.
Военнослужащие, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование, родственное по профилю подготовки военной специальности, при прохождении военной службы по этой специальности приравниваются по образованию к военнослужащим, окончившим соответствующие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования.
Гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)
5.1. Граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", имеют право на поступление на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
5.2. Граждане, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
6. При изменении места военной службы военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями члены их семей, обучающиеся в государственных образовательных организациях, имеют право переводиться (приниматься) в образовательные организации, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства.
СпроситьВсё правомерно.
У Вас служба менее 3 лет.
Следовательно, учебный отпуск не положен.
См. Подробнее ➤
Право на образование у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установлено в ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Вопросы, связанные с реализацией права на обучение военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, регулируются Правилами реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет НЕ МЕНЕЕ 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 № 1155 (далее - Правила).
СпроситьЗдравствуйте!
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 N 1155 (ред. от 29.12.2016) "О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых..учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
СпроситьОтказали не правомерно, должны предоставить учебный отпуск, имеете право обжаловать.
Указанное право военнослужащего на учебный отпуск закреплено в п. 6 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Право на обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, регламентируется в ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 1, 2 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, постановлениями Правительства РФ от 03.11.2014 № 1155 и от 03.11.2014 № 1156.
В силу п. 6 указанных Правил учебные отпуска предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
СпроситьЗдравствуйте!
Отказ правомерен.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих» , офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих"Статья 19. Право на образование и права в области культуры
2. Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Удачи!
СпроситьОтвет на ваш вопрос дан в части 2 ст 19 ФЗ о статусе военнослужащих Если вы не являетесь офицером, то отказ в предоставлении учебного отпуска является правомерным Так как у вас срок военной службы составляет мене трех лет Поэтому вам нет смысла жаловаться в прокуратуру как вам советуют некоторые юристы. Требование же по сроку службы отсутсвует только в отношеии офицеров
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция)
Статья 19. Право на образование и права в области культуры
2. Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
""Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
СпроситьВ силу вашего особого социального статуса - военнослужащий, и целей, которые вы выполняете, законодатель определил возможность для военнослужащих получение права на учебный отпуск при получении образования только после службы в течение 3 х лет. Об этом недавно высказался и Конституционный суд РФ, отказав военнослужащему в рассмотрении его жалобы.
Дело № Председательствующий АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ№ 20 августа 2015 годаг. Хабаровск Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе: председательствующего-Кураксина А.С., и судей-Чепика А.В.,-Андрусова В.А., при секретаре — Гончаренко П.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению начальника Пограничного управления ФСБ России по об оспаривании действий военного прокурора гарнизона, связанных с направлением представления об устранении нарушений закона, по апелляционной жалобе представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по на решение гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года. Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении заявления начальника Пограничного управления ФСБ России по (далее — Управление), в котором он просил признать незаконным представление военного прокурора гарнизона об устранении нарушений закона, связанных с непредоставлением учебного отпуска военнослужащему этого же Управления ФИО 1, и обязать названного военного прокурора отозвать данное представление. В апелляционной жалобе представитель начальника Управления ФИО 2 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое — об удовлетворении заявления представляемого им должностного лица в полном объеме. В обоснование своей просьбы автор жалобы приводит доводы, суть которых сводится к тому, что право военнослужащего на обучение, предусмотренное пунктом 2 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих» является льготным и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Не соглашаясь с выводами суда об отсутствии законодательных ограничений на обучение в гражданских образовательных учреждениях для военнослужащих по контракту, автор жалобы полагает, что только ранее действующая редакция пункта 2 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащего» не содержала каких-либо ограничений на обучение для военнослужащих всех категорий, проходящих военную службу по контракту, поэтому вывод суда первой инстанции о наличии у ФИО 1 права на учебный отпуск является необоснованным, а ссылка на определение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2000 года № ВКПИ 00-68 — недопустимой. Далее автор жалобы указывает, что согласно пункту 2 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования ….., утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 года № 1155 (далее — Правила), документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях является справка о праве военнослужащего на обучение установленного образца, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу. ФИО 1 такая справка не выдавалась. Выводы суда о том, что положения ФЗ «О статусе военнослужащих» не содержат указаний о получении указанной справки, представляются автору жалобы несостоятельными, поскольку суд исходил из того, что названный федеральный закон обладает большей юридической силой по отношению к Правилам. Вместе с тем Правила регулируют порядок поступления в учебные заведения в соответствии с требованиями содержащимися в пункте 2 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих».Кроме того, несостоятельным полагает ФИО 2 и вывод суда о том, что поступление ФИО 1 в учебное заведение до наступления установленного законом срока не имеет правового значения из-за того, что на момент обращения с рапортом о предоставлении учебного отпуска выслуга лет последнего превышала указанный размер. Поступление ФИО 1 в высшее учебное заведение до наступления трехлетнего срока продолжительности военной службы, по его мнению, подтверждает факт его обучения на коммерческой основе, а не в порядке реализации своего права, гарантированного пунктом 2 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих», что влечет за собой отсутствие у него права на учебный отпуск. Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Как установлено судом первой инстанции, ФИО 1, проходивший военную службу по контракту непрерывно более 3-х лет и обучавшийся на 6-м курсе учебного заведения по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования впервые, 10 февраля 2015 года на основании справки-вызова от 23 декабря 2014 года № 232 обратился с рапортом к командованию о предоставлении учебного отпуска в период с 23 марта по 19 июня 2015 года, в чём ему было отказано. В связи с отказом в предоставлении учебного отпуска он обратился с жалобой к прокурору гарнизона, который по итогам её рассмотрения направил в адрес начальника Управления представление об устранении нарушений закона. Прокурор, признав вышеуказанные действия должностных лиц Управления в отношении ФИО 1 незаконными, потребовал предоставить последнему учебный отпуск на основании поданного рапорта. Признавая данное представление законным и обоснованным, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО 1 имеет право на предоставление ему такого отпуска. Вопреки мнению автора жалобы, анализ норм материального права, приведенный в решении гарнизонного военного суда, позволил ему прийти к правильному и должным образом мотивированному выводу о том, что ФИО 1 относятся к категории лиц, имеющих право на обучение в высшем учебном заведении и, как следствие, на предоставление ему учебного отпуска, поскольку соответствуют критериям, установленным в Правилах обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждения высшего и среднего профессионального образования …., утвержденных постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 года № 78, действовавших в период поступления того в учебное заведение, Правилах и в пункте 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно: на момент обращения за отпуском проходил военную службу по контракту непрерывно более трех лет, обучался в высшем учебном заведении имеющим государственную аккредитацию, и образование этого уровня получал впервые. То обстоятельство, что ФИО 1 поступил в учебное заведение в 2009 году, прослужив менее трех лет, а в учебном заведении отсутствует справка о направлении его для обучения, обоснованно судом первой инстанции не было принято во внимание в качестве обстоятельства препятствующего предоставлению ему учебного отпуска, поскольку эти нарушения не повлекли за собой лишение его права на обучение и реализацию предусмотренных в связи с этим льгот на протяжении всего периода обучения. Иное толкование противоречит как буквальному тексту п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и системному толкованию этой нормы и положений и п. 6 ст. 11 того же закона, устанавливающих критерии обучения указанной категории военнослужащих в учебных заведениях профессионального образования и предоставления им учебных отпусков. Что касается ссылки в жалобе на обучение ФИО 1 за счет личных средств, а не средств федерального бюджета, т.е. на иных условиях, то это обстоятельство, по мнению судебной коллегии, также не препятствует реализации им права на учебный отпуск, поскольку как в силу требований Порядка предоставления военнослужащим органов федеральной службы безопасности, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с освоением образовательных программ по очно — заочной (вечерней) или заочной форме обучения, дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством РФ, утвержденного приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, так и Правил он предоставляется при наличии справки — вызова из государственного или муниципального образовательного учреждения по форме, утвержденной Минобрнауки России Учебные отпуска и другие социальные гарантии в соответствии с эти нормативными актами предоставляются прапорщикам, мичманам, сержантам, старшинам, солдатам и матросам только при получении образования соответствующего уровня впервые, что и имело место в данном случае. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным представления военного прокурора гарнизона об устранении нарушений закона, связанных с непредоставлением учебного отпуска военнослужащему Управления ФИО 1 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 и п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегияОПРЕДЕЛИЛА: решение гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению начальника Пограничного управления ФСБ России по об оспаривании представления военного прокурора гарнизона, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица — без удовлетворения. СОГЛАСОВАНОСудья В.А. АндрусовСудьи дела: Андрусов В.А. (судья) (подробнее) [/b]
Спросить---Здравствуйте Игорь, отказ вполне законен, вас имеют право не отпускать на сессию. ПОХОЖЕ ЧТО ВЫ И САМИ ЭТО ЗНАЕТЕ ЛУЧШЕ НЕКОТОРЫХ ЮРИСТОВ. см. статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ ЛЕТ, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования ЗА СЧЁТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Такое же положение содержится и в ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
СпроситьТК РФ Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программамСпросить(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 173 ТК РФ
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
работникам, допущенным к вступительным испытаниям, - 15 календарных дней;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
работникам - слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации - 15 календарных дней;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
работникам, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.
(часть третья в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Первое высшее, только я военнослужащий по контракту мотивирует тем что прослужил менее 3 лет.
СпроситьФакт службы менее 3 лет не лишает вас гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим трудовым законодательством (ст. 173 и 177 ТК РФ, ФЗ О статусе военнослужащих). Имеет смысл обжаловать незаконные действия командира.
СпроситьЗдравствуйте!
Отказ правомерен.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих» , офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих"Статья 19. Право на образование и права в области культуры
2. Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Удачи!
СпроситьЗначения не имеет ваше обучение в ВУЗ Значение имеет срок вашей военной службы Если вы не офицер и срок вашей службы менее трех лет то вам согласно части 2 ст 19 ФЗ О статусе военнослужащих не положен учебный отпуск Поэтому командир вам отказывает.
СпроситьОтлично!
Вы имеете право на отпуск!
В силу пп. "б" п. 1 ст. 31 "Положения о порядке прохождения военной службы", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):
в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.
Таким образом, в связи с тем, что Вы начали обучение до поступления на военную службу, то действие и ограничения, установленные п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на Вас не распространяются. Основанием предоставления учебного отпуска будет являться пп. "б" п. 1 ст. 31 "Положения о порядке прохождения военной службы", а непосредственно предоставление самого учебного отпуска должно осуществляться в соответствии с Постановлением 1155.
СпроситьНашел одно дело. КС РФ, конечно отказал, но вопрос тут уяснять нужно, все-таки, по-другому. Право на отпуск у вас есть. Вот практика.
Дело № Председательствующий АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ№ 20 августа 2015 годаг. Хабаровск Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе: председательствующего-Кураксина А.С., и судей-Чепика А.В.,-Андрусова В.А., при секретаре — Гончаренко П.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению начальника Пограничного управления ФСБ России по об оспаривании действий военного прокурора гарнизона, связанных с направлением представления об устранении нарушений закона, по апелляционной жалобе представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по на решение гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года. Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении заявления начальника Пограничного управления ФСБ России по (далее — Управление), в котором он просил признать незаконным представление военного прокурора гарнизона об устранении нарушений закона, связанных с непредоставлением учебного отпуска военнослужащему этого же Управления ФИО 1, и обязать названного военного прокурора отозвать данное представление. В апелляционной жалобе представитель начальника Управления ФИО 2 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое — об удовлетворении заявления представляемого им должностного лица в полном объеме. В обоснование своей просьбы автор жалобы приводит доводы, суть которых сводится к тому, что право военнослужащего на обучение, предусмотренное пунктом 2 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих» является льготным и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Не соглашаясь с выводами суда об отсутствии законодательных ограничений на обучение в гражданских образовательных учреждениях для военнослужащих по контракту, автор жалобы полагает, что только ранее действующая редакция пункта 2 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащего» не содержала каких-либо ограничений на обучение для военнослужащих всех категорий, проходящих военную службу по контракту, поэтому вывод суда первой инстанции о наличии у ФИО 1 права на учебный отпуск является необоснованным, а ссылка на определение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2000 года № ВКПИ 00-68 — недопустимой. Далее автор жалобы указывает, что согласно пункту 2 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования ….., утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 года № 1155 (далее — Правила), документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях является справка о праве военнослужащего на обучение установленного образца, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу. ФИО 1 такая справка не выдавалась. Выводы суда о том, что положения ФЗ «О статусе военнослужащих» не содержат указаний о получении указанной справки, представляются автору жалобы несостоятельными, поскольку суд исходил из того, что названный федеральный закон обладает большей юридической силой по отношению к Правилам. Вместе с тем Правила регулируют порядок поступления в учебные заведения в соответствии с требованиями содержащимися в пункте 2 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих».Кроме того, несостоятельным полагает ФИО 2 и вывод суда о том, что поступление ФИО 1 в учебное заведение до наступления установленного законом срока не имеет правового значения из-за того, что на момент обращения с рапортом о предоставлении учебного отпуска выслуга лет последнего превышала указанный размер. Поступление ФИО 1 в высшее учебное заведение до наступления трехлетнего срока продолжительности военной службы, по его мнению, подтверждает факт его обучения на коммерческой основе, а не в порядке реализации своего права, гарантированного пунктом 2 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих», что влечет за собой отсутствие у него права на учебный отпуск. Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Как установлено судом первой инстанции, ФИО 1, проходивший военную службу по контракту непрерывно более 3-х лет и обучавшийся на 6-м курсе учебного заведения по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования впервые, 10 февраля 2015 года на основании справки-вызова от 23 декабря 2014 года № 232 обратился с рапортом к командованию о предоставлении учебного отпуска в период с 23 марта по 19 июня 2015 года, в чём ему было отказано. В связи с отказом в предоставлении учебного отпуска он обратился с жалобой к прокурору гарнизона, который по итогам её рассмотрения направил в адрес начальника Управления представление об устранении нарушений закона. Прокурор, признав вышеуказанные действия должностных лиц Управления в отношении ФИО 1 незаконными, потребовал предоставить последнему учебный отпуск на основании поданного рапорта. Признавая данное представление законным и обоснованным, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО 1 имеет право на предоставление ему такого отпуска. Вопреки мнению автора жалобы, анализ норм материального права, приведенный в решении гарнизонного военного суда, позволил ему прийти к правильному и должным образом мотивированному выводу о том, что ФИО 1 относятся к категории лиц, имеющих право на обучение в высшем учебном заведении и, как следствие, на предоставление ему учебного отпуска, поскольку соответствуют критериям, установленным в Правилах обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждения высшего и среднего профессионального образования …., утвержденных постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 года № 78, действовавших в период поступления того в учебное заведение, Правилах и в пункте 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно: на момент обращения за отпуском проходил военную службу по контракту непрерывно более трех лет, обучался в высшем учебном заведении имеющим государственную аккредитацию, и образование этого уровня получал впервые. То обстоятельство, что ФИО 1 поступил в учебное заведение в 2009 году, прослужив менее трех лет, а в учебном заведении отсутствует справка о направлении его для обучения, обоснованно судом первой инстанции не было принято во внимание в качестве обстоятельства препятствующего предоставлению ему учебного отпуска, поскольку эти нарушения не повлекли за собой лишение его права на обучение и реализацию предусмотренных в связи с этим льгот на протяжении всего периода обучения. Иное толкование противоречит как буквальному тексту п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и системному толкованию этой нормы и положений и п. 6 ст. 11 того же закона, устанавливающих критерии обучения указанной категории военнослужащих в учебных заведениях профессионального образования и предоставления им учебных отпусков. Что касается ссылки в жалобе на обучение ФИО 1 за счет личных средств, а не средств федерального бюджета, т.е. на иных условиях, то это обстоятельство, по мнению судебной коллегии, также не препятствует реализации им права на учебный отпуск, поскольку как в силу требований Порядка предоставления военнослужащим органов федеральной службы безопасности, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с освоением образовательных программ по очно — заочной (вечерней) или заочной форме обучения, дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством РФ, утвержденного приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, так и Правил он предоставляется при наличии справки — вызова из государственного или муниципального образовательного учреждения по форме, утвержденной Минобрнауки России Учебные отпуска и другие социальные гарантии в соответствии с эти нормативными актами предоставляются прапорщикам, мичманам, сержантам, старшинам, солдатам и матросам только при получении образования соответствующего уровня впервые, что и имело место в данном случае. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным представления военного прокурора гарнизона об устранении нарушений закона, связанных с непредоставлением учебного отпуска военнослужащему Управления ФИО 1 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 и п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегияОПРЕДЕЛИЛА: решение гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению начальника Пограничного управления ФСБ России по об оспаривании представления военного прокурора гарнизона, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица — без удовлетворения. СОГЛАСОВАНОСудья В.А. АндрусовСудьи дела: Андрусов В.А. (судья) (подробнее)
СпроситьИмею ли я право на налоговый вычет по НДФЛ если я являюсь студентом заочной формы обучения высшего учебного заведения (возраст 43 года)?
Будет ли выплачиваться пенсия по СПК неработающему студенту дневного отделения, если он восстановился в учебном заведении после службы в армии? На момент окончания срока службы и возвращения в учебное заведение ему будет 21 год. Заранее благодарна за ответ!
Я сержант контрактной службы. В 2019 году имею выслугу по первому контракту 2.2 года поступил в учебное заведение для получения первого высшего образования. В том же году был в двух учебных отпусках. В октябре 2020 года пришел вызов на сессию, был написан рапорт на предоставление учебного отпуска и оказалось что в 2019 году я ходил в учебный отпуск не имея на то права. На меня заведено разберательство и объявлен строгий выговор. Предстоит компенсация за 40 дней учебного отпуска за 19 год. С выше перечисленым я согласен, но имеют ли право меня не отпускать в учебный отпуск когда выслуга превысила 3 года ссылаясь на то что я не законно поступил в учебное заведение?! Рапорт с разрешением на поступление подписаный командиром имеется.
Вы вправе оспорить данный выговор, поскольку учёбный отпуск Вам был предоставлен на законных основаниях, то есть по приказу командира части, который не был отменён или признан незаконным, что исключает в Ваших действиях состав дисципоинарного проступка, также Вам не может быть вменен в связи с указанными обстоятельствами материальный ущерб.
Доводы о незаконности поступления в ВУЗ являются не состоятельными, так как Вы не могли претендовать на учётный отпуск, однако имели права обучаться в свободное от службы время.
Изучите.
Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 N 1910-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 11, абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также пунктами 1, 2 и 6 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2018 г. N 1910-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КОЗЛОВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 11, АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ
ПУНКТА 2 СТАТЬИ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ", А ТАКЖЕ ПУНКТАМИ 1, 2 И 6 ПРАВИЛ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОФИЦЕРОВ), НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ
3 ЛЕТ, НА ОБУЧЕНИЕ ПО ИМЕЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ
НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С ОСВОЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПО ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ИЛИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Козлова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Козлов оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих":
пункта 6 статьи 11, предусматривающего предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, учебных отпусков для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
абзаца второго пункта 2 статьи 19, согласно которому военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Кроме того, заявитель ставит вопрос о проверке конституционности положений Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1155), согласно которым данные Правила регулируют в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вопросы, связанные с реализацией военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (пункт 1); документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, оформленная согласно приложению к данным Правилам, выдаваемая командиром воинской части (военным прокурором, руководителем военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации), в которой военнослужащий проходит военную службу (пункт 2); учебные отпуска и другие предусмотренные данными Правилами социальные гарантии предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 6).
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 17, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 5), 43 (части 1, 2 и 5) и 55 (часть 3), поскольку не предусматривают предоставление военнослужащим, продолжительность военной службы по контракту которых составляет более двадцати лет, учебного отпуска для прохождения промежуточной аттестации в государственной образовательной организации среднего профессионального образования, куда они поступили самостоятельно с оплатой стоимости обучения за счет собственных средств, независимо от выдачи им ранее справки о праве на обучение за счет средств федерального бюджета.
Оспариваемые нормы применены в деле заявителя судом общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, обусловленный необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
Правоотношения, возникающие в связи с прохождением военной службы, включая поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих и устанавливающими для военнослужащих - с учетом особой значимости выполняемых ими функций и в целях компенсации обусловленных спецификой военной службы ограничений - гарантии и преимущества, обеспечивающие им льготный порядок реализации права на жилище, права на охрану здоровья и медицинскую помощь, права на образование и доступ к культурным ценностям, права пользования транспортными услугами (статьи 15, 16, 19 и 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), а также иные гарантии и льготы.
Действуя в рамках дискреционных полномочий и преследуя цель создания благоприятных условий для получения военнослужащими образования, а также для последующего трудоустройства граждан, завершивших военную службу, федеральный законодатель предусмотрел в пункте 6 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, учебных отпусков для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одновременно в абзаце втором пункта 2 статьи 19 названного Федерального закона было закреплено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на обучение по программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительством Российской Федерации были утверждены Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения. В указанном нормативном правовом акте, в частности, был определен порядок документального подтверждения права военнослужащих на обучение и общие условия предоставления им учебных отпусков и других социальных гарантий в случае, если они обучаются за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, оспариваемые А.А. Козловым положения являются элементами правового механизма реализации указанной категорией граждан конституционного права на образование, установлены на основе баланса публичных и частных интересов, в равной мере распространяются на всех военнослужащих и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, самостоятельно поступившего в образовательное учреждение среднего профессионального образования с заключением договора об оказании платных образовательных услуг.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Александра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН.
Спросить