Сержанту контрактной службы грозит наказание за поступление в учебное заведение без права отпуска - имеют ли право отказать в отпуске после 3 лет выслуги?

• г. Тула

Я сержант контрактной службы. В 2019 году имею выслугу по первому контракту 2.2 года поступил в учебное заведение для получения первого высшего образования. В том же году был в двух учебных отпусках. В октябре 2020 года пришел вызов на сессию, был написан рапорт на предоставление учебного отпуска и оказалось что в 2019 году я ходил в учебный отпуск не имея на то права. На меня заведено разберательство и объявлен строгий выговор. Предстоит компенсация за 40 дней учебного отпуска за 19 год. С выше перечисленым я согласен, но имеют ли право меня не отпускать в учебный отпуск когда выслуга превысила 3 года ссылаясь на то что я не законно поступил в учебное заведение?! Рапорт с разрешением на поступление подписаный командиром имеется.

Ответы на вопрос (1):

Вы вправе оспорить данный выговор, поскольку учёбный отпуск Вам был предоставлен на законных основаниях, то есть по приказу командира части, который не был отменён или признан незаконным, что исключает в Ваших действиях состав дисципоинарного проступка, также Вам не может быть вменен в связи с указанными обстоятельствами материальный ущерб.

Доводы о незаконности поступления в ВУЗ являются не состоятельными, так как Вы не могли претендовать на учётный отпуск, однако имели права обучаться в свободное от службы время.

Изучите.

Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 N 1910-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 11, абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также пунктами 1, 2 и 6 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июля 2018 г. N 1910-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

КОЗЛОВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 11, АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ

ПУНКТА 2 СТАТЬИ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ", А ТАКЖЕ ПУНКТАМИ 1, 2 И 6 ПРАВИЛ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОФИЦЕРОВ), НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ

3 ЛЕТ, НА ОБУЧЕНИЕ ПО ИМЕЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ

НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ

СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С ОСВОЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПО ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ИЛИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Козлова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Козлов оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих":

пункта 6 статьи 11, предусматривающего предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, учебных отпусков для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

абзаца второго пункта 2 статьи 19, согласно которому военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

Кроме того, заявитель ставит вопрос о проверке конституционности положений Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1155), согласно которым данные Правила регулируют в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вопросы, связанные с реализацией военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (пункт 1); документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, оформленная согласно приложению к данным Правилам, выдаваемая командиром воинской части (военным прокурором, руководителем военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации), в которой военнослужащий проходит военную службу (пункт 2); учебные отпуска и другие предусмотренные данными Правилами социальные гарантии предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 6).

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 17, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 5), 43 (части 1, 2 и 5) и 55 (часть 3), поскольку не предусматривают предоставление военнослужащим, продолжительность военной службы по контракту которых составляет более двадцати лет, учебного отпуска для прохождения промежуточной аттестации в государственной образовательной организации среднего профессионального образования, куда они поступили самостоятельно с оплатой стоимости обучения за счет собственных средств, независимо от выдачи им ранее справки о праве на обучение за счет средств федерального бюджета.

Оспариваемые нормы применены в деле заявителя судом общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, обусловленный необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.

Правоотношения, возникающие в связи с прохождением военной службы, включая поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих и устанавливающими для военнослужащих - с учетом особой значимости выполняемых ими функций и в целях компенсации обусловленных спецификой военной службы ограничений - гарантии и преимущества, обеспечивающие им льготный порядок реализации права на жилище, права на охрану здоровья и медицинскую помощь, права на образование и доступ к культурным ценностям, права пользования транспортными услугами (статьи 15, 16, 19 и 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), а также иные гарантии и льготы.

Действуя в рамках дискреционных полномочий и преследуя цель создания благоприятных условий для получения военнослужащими образования, а также для последующего трудоустройства граждан, завершивших военную службу, федеральный законодатель предусмотрел в пункте 6 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, учебных отпусков для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одновременно в абзаце втором пункта 2 статьи 19 названного Федерального закона было закреплено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на обучение по программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительством Российской Федерации были утверждены Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения. В указанном нормативном правовом акте, в частности, был определен порядок документального подтверждения права военнослужащих на обучение и общие условия предоставления им учебных отпусков и других социальных гарантий в случае, если они обучаются за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, оспариваемые А.А. Козловым положения являются элементами правового механизма реализации указанной категорией граждан конституционного права на образование, установлены на основе баланса публичных и частных интересов, в равной мере распространяются на всех военнослужащих и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, самостоятельно поступившего в образовательное учреждение среднего профессионального образования с заключением договора об оказании платных образовательных услуг.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Александра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН.

Спросить
Пожаловаться

Служу по контракту с июня 2014 года. До поступления на службу поступила в ВУЗ. Начальства не предоставляет мне учебный отпуск, регументирую тем, что одну сессию я беру за счет основного отпуска, во вторую ухожу как в учебный. Имею ли я права уходить в учебные отпуска не за счет основного отпуска.

Я офицер. Закончил высшее военное учебное заведение. Получил квалификацию специалист. Гражданского образования не имею. Поступил в гражданский вуз, имеющий государственную аккредитацию на осуществление образовательной деятельности в магистратуру. Имею ли я право на учебные отпуска? На основании постановления правительства 1156 от 3 ноября 2014 г. право на учебные отпуска имеют офицеры при получении соответствующего уровня впервые. Но согласно абз.5 п.5 ст.19 ФЗ " О статусе военнослужащих" обучение граждан, окончивших высшие военные учебные заведения и не имеющих гражданского высшего образования, в гражданских высших учебных заведения не считается получения ими второго или последующего образования.

Я военнослужащий по контракту учусь заочно в ВУЗе, меня не отпускаю в учебный отпуск для сдачи сессии. Командование части ссылается на то, что на первом контракте учебные отпуска не положены (получаю первое высшее образование)

Я офицер, служу в части, на данный момент нахожусь в отпуск. Брал отпуск на 65 суток (учебный (30) и основной (35) ) до 17 марта. Выяснилось что в апреле у меня еще сессия в учебном заведении. Дадут ли мне еще один учебный отпуск при предоставлении справки - вызова с учебного заведения? Звонил в кадры сказали якобы пришла директива не отпускать никого в учебные отпуска. Правомерно ли это!?

До поступления на контракт поступила на заочную форму обучения для получения первого высшего образования.

Уже сейчас, проходя службу по контракту написала рапорт на дополнительный учебный отпуск согласно справке-вызов.

Сказали учебный отпуск положен только после трёх лет контракта. Говорят берите за основной отпуск. Это законно, если до контракта я уже училась на заочке?

Я военнослужащая по контракту на момент подписания контракта были поданы документы на поступление в высшее учебное заведение, у меня первое высшее образование, интересует имею ли я право на учебные отпуска если еще не отслужила три года.

У меня такой вопрос. Я военнослужащий. Служу почти 6 лет. Через три года службы (в 2014 году) написала рапорт на разрешение на получение первого высшего образования. Рапорт был одобрен и на первом курсе учебный отпуск предоставляли. А с 2015 года с ноября меня перестали отпускать в учебный отпуск. Сказали совмещать с основным. Как быть? Законно ли это? С уважением Екатерина.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Меня зовут Татьяна. Я военнослужащая контрактной службы. В прошлом году поступила в ВУЗ, получить высшее образование в первые. Продолжительность службы 4 года 3 месяца, рапорт для обучения в ВУЗЕ одобрен командиром. Имею ли я право на предоставление мне учебного отпуска, или должна выходить на сессию в счёт своего основного отпуска (обучаюсь на заочной форме, платная форма)?

Мой муж контрактник, выслуга 12,5 лет. В 2012 году поступил в ВУЗ (заочная форма обучения, первое высшее образование). В ноябре очередная сессия, но ему отказывают в предоставлении учебного отпуска (сказали, что вышел новый закон, по которому он может уйти на сессию только в счёт основного отпуска без предоставления учебного). Действительно ли изменился закон? Ведь первых 3 курса он уходил в учебный отпуск.

В августе 2013 года поступил в учебное заведение МВД России.

В июле 2018 году закончил учебное заведение МВД России.

За этот период за каждый учебный год предоставлялся календарный отпуск, согласно закону о службе в ОВД, так за учебный год 2013-2014 (зимний - 14 дн. и летний каникулярный отпуск - 30 дн.), и так соответственно каждый учебный год. На 5 курсе (учебный год с 2017-2018 гг.) мне был предоставлен каникулярный отпуск 14 дней в декабре 2017 года, а также 30 дней после окончания учебного заведения. Согласно ст. 62 ФЗ "о службе в ОВД" - Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотруднику органов внутренних дел, обучавшемуся по очной форме, предоставляется продолжительностью 30 календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно), который засчитывается в счет основного отпуска за текущий год.

Из этого следует, что 30 дней после окончания учебного заведения входят в основной отпуск. В августе 2018 года я заключил контакт о прохождении дальнейшей службы в отделе полиции.

Вопрос состоит в следующем: Положена-ли мне какая-либо часть отпуска за 2018 год, исходя из того, что я прохожу службу в районе, приравненному к крайнему северу, то есть основной отпуск состоит из 45 дней. Спасибо! Имеется ли судебный прецедент по подобному случаю? В нормативно-правовой базе данная ситуация не как не учитывается.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение