ЦБ потребовал персональные данные при возврате товара - что может потребовать покупатель в ответ?
995₽ VIP

• г. Магадан

Есть указание ЦБ при возврате товара в магазинах требовать персональные данные покупателей. Это чтобы не было бесконтрольного обналичивания, когда покупатели расплачиваются карточкой, а возврат требуют наличными. В случае с просроченными товарами получается, что покупатель, права которого нарушены, должен раскрыть свои персональные данные нарушителю. Для полного натюрлиха не хватает только ключи от квартиры им дать, вывернуть карманы, снять штаны и показать задницу.

Причём, иногда продавцы требуют персональные данные в любом случае, вне зависимости от того, как расплачивался покупатель и как хочет получить возврат денег. Но вопрос в другом. В любом случае, при заполнении заявления о возврате денег и указании своих персональных данных, может ли покупатель в ответ потребовать персональные данные тех, кому он их предоставляет? Может ли он при этом потребовать показать паспорт продавцов, документы о их назначении на должность и типа того? В общем, что он имеет право потребовать в ответ и на каком основании?

Ответы на вопрос (10):

Такого права у покупателя нет. Т.к законом предусмотрена процедура проверки его данных. А закона позволяющего ему требовать в ответ данные тех кто проверяет - нет.

Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ, ст. 7, 7.1. и др не накладывают таких обязанностей на проверяющих.

Спросить
Пожаловаться

Не совсем понятно ваше возмущение и чем конкретно нарушены ваши права. При возврате любого товара (ЗОЗПП ст.18,25) необходимо предъявлять паспорт гражданина Российской Федерации. Это вытекает из Порядка ведения кассовых операций (указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У). Если вы считаете что данная норма нарушает ваше конституционное право на защиту персональных данных, то вы имеете право обратиться в Конституционный суд. Требовать персональные данные конкретного кассира осуществляющего возврат денежных средств из кассы вы не имеете права.

Спросить
Пожаловаться

Пётр Петрович, законом не предусмотрено предоставлении продавцом покупателю сведения о раскрытии своих персональных данных. Организация несёт ответственности за обработку персональных данных.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных"

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте! Действительно продавец обязан руководствоваться требованиями Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У). Законодательство о защите прав потребителя не освобождает продавца от соблюдения требований данного нормативного правового акта.

Согласно абзацу 2 п. 6.1 Указания N 3210-У кассир выдает получателю наличных денег истребуемую сумму только после проведения его идентификации по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. За несоблюдение установленного порядка ведения кассовых операций юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности (ст. 15.1 КоАП РФ).

А вот обязанности продавца предъявлять паспорт млм мной документ удостоверяющий личность покупателю не предусмотрена.

Спросить
Пожаловаться

Доброго времени суток

Требование покупателя о персональных данных при возврате товара не регламентированы законом.

При оформлении компанией договора с физическим лицом уведомлять Роскомнадзор не нужно, если исполнитель/продавец/поставщик не собирается передавать персональные данные третьим лицам (п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Персональные данные должны использоваться исключительно для исполнения договора, в связи с заключением которого они получены.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Здравствуйте, персональные данные в этом случае, получается требует не сотрудник, как работник магазина, а продавец товара ИП или ООО, поэтому, у покупателя нет даже основания требовать данные сотрудника. Но тут, действительно встает вопрос о законности такого требования, ведь, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
А получается, что покупателя вынуждают предоставлять свои персональные данные. По сути покупатель имеет право отказаться предоставить свои данные и это не может повлиять на его право на замену или возврат товара. Но кому хочется судиться из за этого, этим и пользуются.

Спросить
Пожаловаться

Вы в праве зафиксировать, люым способом передачу своих персональных данных, но требования продавцов правомерны.

Приобретая у продавца тот или иной товар, гражданин-потребитель вступает с ним в договорные отношения, в силу которых у сторон возникают взаимные права и обязанности.

Так, покупатель в случаях, предусмотренных законом, вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 502, п.п. 2, 3, 4 ст. 503 ГК РФ, ст.ст. 18, 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", далее - Закон N 2300-1). Соответственно, у продавца в таких случаях возникает обязанность по возвращению полученных за товар денежных средств покупателю (ст.ст. 22, 23 Закона N 2300-1). При этом при наличии определенных условий (ст.ст. 475, 502, 503 ГК РФ, ст.ст. 18, 25 Закона N 2300-1) может быть возвращен непродовольственный товар как ненадлежащего, так и надлежащего качества.

Спросить
Пожаловаться

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей" - Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Но в данном контексте подразумевается информация о продавце, как о должностном лице, а не о физическом.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте, действительно, согласно УКАЗАНИЯ

от 11 марта 2014 г. N 3210-У О ПОРЯДКЕ

ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

И УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И СУБЪЕКТАМИ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности.

За несоблюдение установленного порядка ведения кассовых операций юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности (ст. 15.1 КоАП РФ).

Но и Вы, со своей стороны, если с Вами при данной операции обошлись не коррректно вполне можете обратиться с жалобой на конкретного работника его непосредственному руководителю с требованием проведения надлежащей дисциплинарной проверки и принятия мер, о результатах проверки можете просить уведомить вас в письменном виде.

Относительно обработки персональных данных, то поскольку персональные данные покупателя обрабатываются продавцом в рамках исполнения договора розничной купли-продажи, то нарушений законодательства в сфере персональных данных не будет при условии, что персональные данные не будут распространяться и предоставляться третьим лицам (ст. 7 Закона N 152-ФЗ).

Удачи Вам.

Спросить
Пожаловаться

Предоставление персональных данных неправомерно. Можете обратиться в антимонопольный комитет, прокуратуру, комитет по защите прав потребителя о проведении проверки по данным фактам. Нарушения Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных"

Спросить
Пожаловаться

Мы осуществляем торговлю оптом и в розницу. Конечно бывают случаи возврата денег за товар. Покупатель пишет заявление на возврат денежных средств, указывает в нем свои персональные данные. Нужно ли в заявлении добавить фразу Против обработки своих персональных данных не возражаю.

Спасибо. Если есть возможность ответа по эл. почте: ssalahova@mail.ru

Вчера купила в магазине юбку для дочери, вечером выяснилось, что юбка не подошла по размеру. Сегодня попыталась вернуть ее в магазин, но у меня при составлении заявления на возврат денег потребовали указть свои паспртные данные. Законно ли это, как это стыкуется с законом о защите персональных данных, ведь, мне никто не дает гарантии, что эта информации не уйдет за пределы магазина или ее не захотят использоваться сотрудники магазина? В магазине сослались на Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 №88, но ведь в этом документе право требовать от покупателя предоставлении паспортных данных не прописано, этот документ регламентирует деятельность продавца, а не покупателя. Развет в законе о защите прав потребителя есть подобные требования к покупателю? Как защитить свои персональные данные?

Я работаю в магазине, при возврате денег покупателю за товар необходимо заполнить заявление и предъявить паспорт. Т.К. возврат денег производится только по паспорту. Постоянно возникают вопросы, на основании чего мы требуем паспорт. Подскажите, на какой нормативный документ ссылаться при требовании паспорта с покупателя для возврата денег.

Как продавцу дать грамотный ответ покупателю, который отказывается указать данные паспорта при оформлении возврата, ссылаясь на закон о персональных данных?

Правомерны ли действия сотрудников магазина в моем случае: При возврате бракованного товара, от покупателя требуются паспортные данные для обработки и хранения их в компьютере при заполнении электронной анкеты на возврат товара. Имею ли я право отказать работникам производить данный сбор моих персональных данных: паспортные данные или другие документы удостоверяющие личность (при моем не желании, т.к. возможны любые действия в отношении моих персональных данных: использование, распространение, блокирование, хранение, распространение, изменение, в том числе передачу третьим лицам, а так же осуществление любых других действий с персональными данными., поэтому распространять их в данном случае не желаю), и имеют ли право сотрудники частного магазина отказать мне в возврате денежных средств за бракованный товар в данном случае. Большое спасибо.

Вопрос по персональным данным: если я обрабатываю фото и видеоматериалы людей с их согласия в специальной программе для улучшения их качества, считается ли это неавтоматизированной обработкой персональных данных...

В положении об обработке персональных данных закреплено, что обработка персональных данных не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что персональные данные содержатся в информационной системе персональных данных либо были извлечены из нее.

Покупатель при возврате товара требует возврата денег только наличными. Продажа была осуществлена через агента, которой пробил чек. У нас, как продавца, кассы нет, принимаем оплату только безналичными деньгами. Законно ли требование покупателя на возврат денег только наличными? И если да, то как нам поступать, если у нас отсутствует наличность?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Почему противоречив закон 488 и 489 ГК? Якобы продавец (если покупатель перестал платить) не имеет права требовать возврата проданного товара в рассрочку, если покупатель внёс более 50% оплату? А лишь имеет право только требовать оплату товара. И при этом товар должен находиться у продавца в залоге. Тогда как покупателю забрать этот товар себе? (если он внёс большую часть денег) Объясните пожалуйста, не совсем понимаю этот момент.

В данный момент оператор связи Ростелеком блокирует доступ к моим персональным данным в сервисе Linkedin. Возможно ли на основании закона о персональных данных принудить Ростелеком предоставить законную возможность вносить изменения в свои персональные данные у Оператора (Linkedin)? Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение