Или таможня может корректиролвать без запроса таких сведений, только на основании уже представленных документов.

• г. Южно-Сахалинск

Существует ли обязанность таможенного органа истребовать дополнительные сведения, документы, при наличии сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости. Или таможня может корректиролвать без запроса таких сведений, только на основании уже представленных документов.

Прошу сослаться на нормы, лучше если будет судебная практика.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Не существует. Может сама - ст. 15,16 закона о таможенном тарифе, при соблюдении установленных норм. В качестве примера.

"Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 1996 г. N ГКПИ 96-215

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе: председательствующего - члена Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д. Народный заседателей

При секретаре Животовой Н.А.

с участием прокурора Федотовой А.В.

и адвокатов

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сопельцева Валерия Анатольевича о признании незаконным пункта 5.4 "Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами" утвержденных приказом Государственного таможенного Комитета РФ от 15 августа 1994 г. N 416, установил:

Сопельцев В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанной жалобой, сославшись на то, что п.5.4 названных выше Общих правил противоречит требованиям ст.15 Закона РФ "О таможенном тарифе", нарушает права и свободы граждан и принят таможенным Комитетом РФ с превышением своих полномочий.

В судебном заседании Сопельцев В.А. жалобу поддержал.

Представитель Государственного таможенного комитета РФ Наумов А.А. с жалобой не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, пояснив при этом, что Государственному таможенному комитету законом предоставлено право принимать акты нормативного характера. Принятые комитетом Общие правила и, в частности, п.5.4 соответствуют требованиям закона РФ "О таможенном тарифе" и Таможенного Кодекса РФ.

Выслушав объяснения Сопельцева В.А., представителя Государственного таможенного комитета РФ Наумова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, и исследовав материалы дела, Верховный Суд РФ находит жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.11 Таможенного кодекса РФ в случае, предусмотренном настоящим Кодексом, иным законодательством Российской Федерации, государственный таможенный комитет РФ издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения, в том числе всеми должностными лицами и гражданами.

Как установлено судом, Государственным таможенным комитетом РФ по поручению Правительства Российской Федерации (пункт 8 постановления Правительства РФ "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" от 23 декабря 1993 г. N 1322) приказом от 15 февраля 1994 г. N 416 были утверждены вышеназванные Общие правила, пунктом 5.4 которых предусмотрено, что таможенный орган вправе принимать решение о правильности заявленной лицом таможенной стоимости транспортных средств.

При отсутствии документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной лицом, либо при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить стоимость ввозимых транспортных средств. На основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в отношении подобных транспортных средств.

При использовании указанной ценовой информации таможенный орган может производить ее корректировку в зависимости от качестве ввозимого транспортного средства, его репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену транспортного средства, в порядке, определяемом ГТК России.

Приведенные положения пункта 5.4 Общих правил, по мнению суда, по существу повторяют содержание ст.ст.15 и 16 Закона РФ "О таможенном тарифе" и им не противоречат.

Содержание оспариваемого заявителем пункта названных Правил фактически направлено на осуществление контроля со стороны таможенных органов за правильностью определения таможенной стоимости, обязанность осуществления которого законом (ст.13 Закона РФ "О таможенном тарифе") возложена на эти органы.

Указанные выше Правила приняты Государственным таможенным комитетом РФ с соблюдением установленного законом порядка и в пределах своей компетенции, предусмотренной Таможенным кодексом РФ и Законом РФ "О таможенном тарифе".

При таких данных суд не находит каких-либо оснований для удовлетворения заявленного Сопельцевым В.А. требования.

Довод жалобы о том, что положения п.5.4 Общих правил, предусматривающие право таможенного органа РФ самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара, противоречат требованиям ст.15 Закона РФ "О таможенном тарифе", согласно которой, по его мнению, названная стоимость определяется самим декларантом, не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем не основан, является надуманным и противоречит ст.16 указанного выше Закона РФ, предоставившей этим органам такое право.

Другие доводы, на которые Сопельцев В.А. ссылается в жалобе, также не могут служить основанием к ее удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, - решил:

жалобу Сопельцева В.А. о признании незаконным пункта 5.4 "Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами", утвержденных приказом Государственного таможенного комитета РФ от 15 августа 1994 г. N 416, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Председательствующий Судья

Верховного Суда

Российской Федерации Ю.Д.Редченко"

"Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа

от 1 марта 2004 г. N А56-30130/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,

при участии от Санкт-Петербургской таможни Климшиной В.П. (доверенность от 06.09.02), от общества с ограниченной ответственностью "АССПРО" Гусика А.П. и Яковлевой Н.А. (доверенности от 06.10.03),

рассмотрев 24.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.03 по делу N А56-30130/03 (судья Ресовская Т.М.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АССПРО" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня), выразившихся в корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного обществом на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10210080/280303/005820, дополнительном начислении 312 449,88 руб. таможенных платежей и уклонении от их возврата, а также об обязании таможни возвратить указанную сумму излишне уплаченных таможенных платежей.

Решением суда от 28.10.03 заявленные обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на правомерность корректировки таможенной стоимости ввезенного обществом товара.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить решение суда без изменения, указывая на его законность и обоснованность.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество в соответствии с контрактом от 16.12.02 N 643/44989933/16122, заключенным с компанией "Neu Avalon LTD" (Чехия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД N 10210080/280303/005820 блоки теплообменников (далее - товар). При таможенном оформлении общество определило таможенную стоимость товара по первому методу (по цене сделки с ввозимым товаром) и представило в таможню соответствующие сведения. Таможня, посчитав применение обществом первого метода неправомерным, произвела корректировку таможенной стоимости товара, определив ее в соответствии с шестым (резервным) методом. В результате корректировки таможня дополнительно начислила обществу 312 449,88 руб. таможенных платежей, которые им уплачены. Не согласившись с корректировкой таможенной стоимости товара, общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей, в удовлетворении которого таможенный орган отказал.

По мнению кассационной инстанции, арбитражный суд принял правильное решение о признании незаконными действий таможни, выразившихся в корректировке таможенной стоимости товара, дополнительном начислении 312 449,88 руб. таможенных платежей и уклонении от их возврата, а также об обязании таможни возвратить указанную сумму излишне уплаченных таможенных платежей.

В пункте 2 статьи 19 Закона приведен перечень случаев, когда не может быть использован метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром. Одним из оснований, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости товара, является использование декларантом при заявлении таможенной стоимости товара данных, которые не являются количественно определенными и достоверными. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган Российской Федерации может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные Законом, на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с корректировкой, осуществляемой в соответствии с Законом.

Суд, полно и всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую оценку, сделал обоснованный вывод о недоказанности таможней невозможности применения обществом основного метода определения таможенной стоимости товара и правомерности применения резервного метода.

Довод таможни о том, что основанием для применения резервного метода явилось непредставление обществом учредительных документов и сертификата страны происхождения товара, кассационная инстанция считает несостоятельным. Не представление декларантом указанных документов не является препятствием для использования первого метода оценки таможенной стоимости (пункт 2 статьи 19 Закона), поскольку необходимые сведения о цене товара указаны в документах, представленных декларантом при таможенном оформлении товара. Как следует из матеериалов дела, заявленная обществом таможенная стоимость товара подтверждается контрактом от 16.12.02 N 643/44989933/16122, приложениями к нему, инвойсом от 24.03.03 N ASS-0017 и паспортом импортной сделки от 24.12.02 2/56287769/000/0000000004.

Кассационная инстанция считает, что заявленные обществом сведения о таможенной стоимости ввезенного товара являются достоверными и количественно определенными, а следовательно, таможня неправомерно произвела ее корректировку.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.03 по делу N А56-30130/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Ветошкина

Судьи С.Н. Бухарцев

О.А. Корпусова"

Спросить