Вопросы авторских прав при разработке логотипа и фирменного стиля - Что остается со мной после передачи прав и могу ли я публиковать работу?
Я разрабатывала логотип и фирменный стиль для компании, компании необходимо заключить со мной договор о передаче авторских прав на логотип и фирстиль. Какие права остаются со мной после заключения такого договора и смогу ли я публиковать логотип или фирстиль у себя на сайте/в портфолио/соцсетях? Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201912/10/30x30/0ef50011e920d481c39dbf1ae90356c4.jpg)
Статья 1255. Авторские права
2. Автору произведения принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.
Статья 1265. Право авторства и право автора на имя
1. Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).
Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора
1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
Вернуться к началу.
Сли Вы что-то передаете другой стороне, то здесь два момента: условия передачи и акт приемо-передачи.
Статья 1234. Договор об отчуждении исключительного права
1. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).
2. Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 настоящего Кодекса. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.
Для того, чтобы зафиксировать факт передачи произведения, стороны подписывают акт приемо-передачи результатов интеллектуальной деятельности (произведения). Если речь идет о произведении в электронной форме, то чтобы в будущем избежать претензий, как со стороны выгодоприобретателя, так и со стороны автора, поступают следующим образом:
1. Идентифицируют конечный (передаваемый) экземпляр произведения, например, с помощью сервиса COPYTRUST. Для этого регистрируют (бесплатно, по упрощенной схеме - см.viewtopic.php?f=11&t=44) произведение, а в акте приемо-передачи указывают ссылку на регистрационное свидетельство (например, Подробнее ➤ ... =07N-4O-39) или хеш-код (например, bc9ac8476ffb59f476999e511444822f1436ac4a, см. viewtopic.php?f=11&t=11)
2. Затем незначительно модифицируют произведение, внося в него некоторые, дополнительные детали и штрихи, так чтобы получить деюре, другое, отличное от искомого произведение.
3. Публикуют модифицированное произведение, как пример в своем портфолио.
После этого вы чисты перед заказчиком, т.к. полностью выполнили работу и имеете на руках соответствующих документ (свою копию договора и акт), а заказчик не сможет предъявить претензии Вам в незаконном использовании произведения, т.к. Вы фактически используете новое (другое) произведение.
СпроситьСмотря как все это у вас будет оформлено, состоите ли вы в трудовых отношениях с фирмой или будете это делать по договору авторского заказа, какие условия будут прописаны в договоре и т.п. Так сказать невозможно. По общему праву при отчуждении исключительных прав автора за ним остается право на имя и право авторства. На этом все. Размещение где-либо это уже исключительное право, если вы его передадите по общему правилу без их разрещения не сможете использовать на своих ресурсах. Нужно все это будет предусмотреть в договоре и внимательно его почитать, подумать как все оформить в вашу пользу, если они согласятся можно сохранить за вами право такого использования на определенных ресурсах, в целях саморекламы. А так вопрос не простой, без документов сложно что-то сказать определенное, договор нужно видеть. Так можно только гадать.
СпроситьМоя сестра нарисовала по моей просьбе логотип для моей торговой точки. Теперь она требует подписания договора на передачу авторских прав, но зарегистрированных авторских прав на логотип у нее нет. скажите могу я использовать логотип? А могу ли я подать на авторские права сама?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201710/19/30x30/352893.jpg)
Здравствуйте!
Вы можете оформить договор по передаче прав на разработанный товарный знак, изображение товарного знака.
ГК РФ Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Вы можете самостоятельно обратиться в регистрирующий орган.
ГК РФ Статья 1480. Государственная регистрация товарного знакаГосударственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 настоящего Кодекса.
Сестра может предъявить к вам претензии в случае, если вы не оформите с ней договор.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201711/14/30x30/360113.jpg)
Здравствуйте.
Не путайте права автора и исключительные права на использование товарного знака. Как автор она имеет все авторские права и без регистрации товарного знака - просто как автор "картинки".
СпроситьМожет ли арендатор которому переданы права по договору цессии земельного участка сельскохозяйственного назначения передать эти права другому лицу, заключить договор передачи прав или необходимо расторжение договора цессии и заключении нового договора.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202011/02/30x30/071969f18b8589f352339c1bb09c5ee4.jpg)
При приеме на работу в рекламную компанию в качестве графического дизайнера тестовым заданием было сделать весь фирменный стиль для этой компании. Работа была мной выполнена, они его утвердили, получили от меня исходный файл (но не весь, а только логотипа), а затем забыли про мое существование и игнорируют мои звонки и письма. Могу ли я подать на них в суд на нарушение авторских прав? (при условии что они используют логотип и фирменный стиль, сделанный мной, а у меня есть все исходные файлы и переписки).
![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Необходимо ли заключать договор лицензионный или концессии на использование логотипа компании, если мы просто хотим на нашем сайте разместить логотип компании, что сотрудничаем с ними?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201703/27/30x30/300350.jpg)
Товарным знаком обозначение станет, если оно зарегистрировано в Роспатенте РФ или в силу международной регистрации охраняется на территории России.
Хотя исключительное право на товарный знак сформулировано достаточно широко: как полномочие использовать его любым способом по усмотрению владельца (п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ), тем не менее основное его предназначение — закрепить монополию на индивидуализацию определенных товаров, работ и услуг, для которых такой знак зарегистрирован.
Поэтому п. 3 ст. 1484 ГК устанавливает: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».
Если же знак используется в иных целях, не связанных с товарами (работами, услугами) владельца знака, то нарушения законодательства о товарных знаках не будет. Например, ваша организация не продает такой же товар, работы или услуги (или однородные им), что и ваш партнер, а просто оказывает ему какие-либо услуги (рекламные, дизайнерские, транспортно-экспедиционные, информационные и т.п.) или продает ему свою продукцию, то вы вполне можете указывать товарный знак партнера на странице со списком клиентов.
Не будет считаться нарушением и простое упоминание товарного знака в статьях, интервью, новостях или иных материалах на сайте, даже если на сайте реализуется однородная продукция, при условии, что не возникает риск ее смешения с продукцией владельца знака. Этот вывод закреплен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 года №10852/09: «…словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака».
Следующий вариант допустимого использования чужого знака на сайте без согласия владельца уже связан с использованием товара владельца знака, но не в целях его продажи. Например, если организация производит сервисное обслуживание, ремонт такого товара. Здесь обязательное условие — чтобы владелец знака сам не осуществлял такую деятельность, т.к. в противном случае налицо будет конкурирующая деятельность. Этот вывод подтверждается судебной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 10.10.2011 года по делу №А 40-118198/10-143-1016 подчеркивает: учитывая, что истец является производителем товара, а ответчик сервисной организацией, осуществляющей ремонт техники, причем не только произведенной истцом, но и иными производителями, «суды правильно исходили из того, что истец и ответчик не производят однородные товары и не оказывают однородные услуги, т.е. не являются конкурентами, что исключает нарушение исключительных прав истца на товарный знак».
Еще одно основание, освобождающее от ответственности за размещение чужого знака на сайте, также отмеченное в указанном постановлении ФАС МО, связано с принципом исчерпания прав, закрепленным ст. 1487 ГК. Согласно ей, «не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия». То есть если сервисная организация ремонтирует оборудование, официально продаваемое в России изготовителем или с его согласия, то такая сервисная организация вполне спокойно может указывать на своем сайте знаки соответствующих изготовителей. В этом случае сервисная организация сама не продает такое оборудование, а лишь информирует потенциальных клиентов о том, что осуществляет его сервисное обслуживание. Основное условие — товар должен быть легально выпущен в оборот на территории России (а с учетом создания Таможенного союза — в какой-либо из стран такого союза: в России, Казахстане или Белоруссии). Об этом условии можно указать в правилах работы организации на ее сайте.
Более сложная ситуация возникает, если организация, например, интернет-магазин, перепродает товар, легально введенный в оборот на территории России. К ней также применимо правило об исчерпании исключительного права на товарный знак — если товар был официально ввезен в Россию или уже продается в России самим изготовителем или с его согласия, то интернет-магазин может указывать товарный знак на странице с описанием товара, а также размещать там фотографию или иное изображение товара, содержащее знак. Как же владельцам интернет-магазина удостовериться в том, что продаваемый ими товар введен в российский гражданский оборот с согласия производителя, ведь не все посредники готовы раскрыть всю цепочку движения товара? Естественно, проблем не возникает, если у магазина есть прямой договор с российским или иностранным производителем или его официальным дилером/дистрибьютором. Отметим, что такой товар должен приобретаться на территории России (или Таможенного союза), поскольку при покупке его у производителя или дилера непосредственно за границей будут действовать особые правила, о которых скажу дальше.
Если же товар приобретается у какого-либо посредника, не имеющего статуса официального дилера, то тут убедиться в согласии изготовителя крайне затруднительно. Остается лишь страховаться от возможных непредвиденных ситуаций, вписывая в договор условие о том, что продавец товара гарантирует наличие согласия изготовителя на продажу товара в России, в противном случае продавец обязуется принять участие в возможном судебном споре на стороне покупателя и компенсировать ему все понесенные покупателем убытки, равно как уплаченные изготовителю товара или компетентным органам штрафы и иные санкции.
В качестве примера приведу Постановление ФАС Московского округа от 30.05.2011 года №КГ-А 40/4516-11-1,2,3,4 по делу №А 40-92046/10-15-772. Ответчики размещали на администрируемых ими сайтах (интернет-магазинах) иллюстрации продукции истца с нанесенным на нее товарным знаком истца без получения каких-либо разрешений. При этом ответчики ссылались на то, что они не осуществляли самостоятельно ввоз, распространение и продажу продукции, а намеревались приобрести ее у истца-производителя, поэтому должен действовать принцип исчерпания прав. Суды поддержали производителя: демонстрация на сайте продукции есть предложение ее к продаже, тогда как доказательств легального происхождения предлагаемой продукции и намерений закупать ее у производителя ответчики не предоставили, поэтому в их действиях было нарушение законодательства о товарных знаках. Поясню, что в том судебном деле истец подозревал ответчиков в реализации контрафактной продукции с использованием его товарного знака.
Вернемся к вопросу об исчерпании прав в случае приобретения товара за границей с последующим ввозом в РФ. Поскольку в таком случае сам изготовитель не вводит товар в оборот на территории России, то необходимо его письменное согласие (в договоре или в ином документе) на ввоз товара в РФ и его последующую реализацию с использованием оригинального товарного знака. Следовательно, если для продажи через интернет-магазин в нашей стране товар приобретается за границей, то необходимо письменное согласие его производителя. Причем требуется согласие самого производителя и тогда, когда товар за границей приобретается у его официального дилера, если только производитель не уполномочил дилера давать согласия на экспорт и реализацию продукции в РФ.
Исключение судебная практика делает только в отношения товара, приобретаемого за границей физическим лицом для личного пользования. В этом случае если такое лицо захочет в дальнейшем продать такой товар, то его продажа в России с использованием знака производителя возможна и без согласия владельца знака. Исключение не будет действовать, если физическое лицо изначально приобретает товар не для личного пользования, а для дальнейшей перепродажи (доказательством этом может быть, например, приобретение товара в количестве большем, чем это необходимо для обычного использования).
Выводы: не будет нарушением исключительного права размещение товарного знака на интернет-сайте, с особенностями, указанными выше, без согласия владельца знака в случаях:
1) Если деятельность владельца сайта не связана с товаром, работой или услугами владельца товарного знака (или однородными им).
2) Если товарный знак словесно упоминается на сайте и при этом не возникает риска смешения продукции владельца сайта с продукцией владельца знака.
3) Если владелец сайта производит операции в отношении чужого товара и при этом владелец товарного знака не занимается той же деятельностью.
4) Если через интернет-сайт предлагается к продаже или реализуется товар, введенный в гражданский оборот в России владельцем знака или с его согласия.
СпроситьКакой договор заключить с художником на изготовление мозайки (картина из стекла) в кабинете на оказание услуг или авторский договор. Если заключать авторский, то нужны ли к договору документы, пдтверждающие наличие авторских прав художника.
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/М.png)
Скажите, нарушаю ли я авторские права, если называю детское пространство по организации праздников "МалыШарики". ?Логотип, фирменный стиль, шрифт другие.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201811/13/30x30/549350.jpg)
Закон запрещает использовать названия, совпадающие с зарегистрированными товарными знаками.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201906/03/30x30/cd6f78c00a6f5545c476c0cd1e317211.jpg)
Компания А придумала логотип для конференции компании Б (бесплатно), сейчас компания А запускает свою конференцию и хочет использовать этот же логотип, немного его изменив.
Может ли компания Б подать в суд на компанию А? Понятно, что при регистрации логотипа компанией Б, у нее все права, но если такого не было? (логотипа размещен у низ на сайте)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201805/20/30x30/493566.jpg)
Здравствуйте.
Если компания А не передавала права на логотип компании Б путем заключения соответствующего договора, тем более, если у нее есть эскизы и др. исходные материалы логотипа (как доказательство правообладания), компания А может использовать данный логотип.
Прошу учесть, что ответ основан на общих положениях закона; каждый случай требует индивидуального рассмотрения.
СпроситьКакие документ ынеобходимы для регистрации права собственности на квартиру при передачее ее по догоовру дарения между ближайшими родствениками?
Какие обязательные положения должны содержаться в договоре дарения?
Необходимо ли заключать акт приема-передачи?
Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/22/30x30/80835e3ef5033aabf7cb61a5b5e15b83.jpg)
Добрый день! Необходимо свидетельство о собственности, тех. паспорт на квартиру и договор дарения. Договор делается в простой письменной форме, каких-либо специальных положений ненадо.
СпроситьЯ работаю арт-директором в студии компьютерной графики. В трудовом договоре есть пункт о передаче исключительных прав на всю интеллектуальную собственность работодателю. Могу ли я после завершения созданных мной проектов публиковать их на своих страницах тематических ресурсов или в портфолио на своем сайте (сохранив все копирайты и ссылки на сайт компании, с указанием причастных к проекту лиц)? Ведь я не пытаюсь извлечь из этого материальную выгоду, это нужно для ознакомления. Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202105/11/30x30/f9bb61d66354d7c95234bbfe7f8b1b4f.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202105/11/30x30/f9bb61d66354d7c95234bbfe7f8b1b4f.jpg)
Нашей организации необходимо заключить договор с физлицом на создание им обучающей программы для слушателей. Хотели заключить обычный договор возмездного оазания услуг, но он не хочет, требует авторский с передачей всех исключительных прав.
Может ли являться программа обучения (не для ЭВМ), а простая, объектом авторских прав?
Спасибо за ответ. С уважением, Алла.
Алла, Вы затронули очень серьзезный вопрос... Его решение двояко, многое зависит от множества нюансов, о которых вы ничего не пишете... При наличии определенных условий можно объект рассматривать как объект авторский, при их отсутствии - нет. Отсюда и вывод - собственно вид договора вам требуемый.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/03/30x30/251839.jpg)
Для начала, договор на создание/разработку чего-либо - не договор возмездного оказания услуг, а договор подряда, так как создаётся определённый результат, и к договору будут применяться нормы о подряде, а не о возмездном оказании услуг.
В этот договор могут включаться условия, характерные для договоров авторского заказа (т.е. там может быть быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах).
Для составления грамотного договора рекомендую обратиться к юристу.
Спросить