Продавец магазина нарушил закон при наличии 30 бутылок спиртного без маркировки
Контролирующим органом при проведении проверки в торговом зале магазина обнаружено 30 бутылок спиртосодержащей жидкости без маркировки. Продавец заявила, что спиртное ее, куплено без цели реализации. Прокурор составил протокол в отношении юридического лица по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ и ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ. На сколько обосновано данное решение?
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изм. и...
Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции
(в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации;
алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками, не допускается.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация представляет в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган следующие документы:
заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, содержания этилового спирта в алкогольной продукции, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;
справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей. В случае, если справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не представлена организацией, содержащиеся в такой справке сведения представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;
копия лицензии, предусмотренной настоящим Федеральным законом (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции). В случае, если указанный документ не представлен организацией, по межведомственному запросу таможенного органа лицензирующий орган представляет сведения о выдаче лицензии, прекращении, приостановлении ее действия или ее аннулировании;
копия договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);
подтверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);
обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
расчет потребности в федеральных специальных марках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции).
Не допускается требовать от организации при выдаче марок представление иных документов.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
2.2. Требование о представлении документов, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, не распространяется на случаи приобретения федеральных специальных марок:
сельскохозяйственными товаропроизводителями;
организациями в целях маркировки винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
2.3. Для приобретения федеральных специальных марок сельскохозяйственные товаропроизводители и организации, указанные в пункте 2.2 настоящей статьи, представляют в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, следующие документы:
заявление о выдаче федеральных специальных марок с указанием винодельческой продукции, винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, объема подлежащей маркировке соответствующей винодельческой продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары, количества испрашиваемых марок;
справка налогового органа об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В случае, если заявитель не представил такую справку, лицензирующий орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает и получает соответствующие сведения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отчет об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;
обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.01.2020 установлены особенности применения абз. 6 п. 2.3 ст. 12 в Крыму и Севастополе (ст. 27 данного закона).
расчет потребности в федеральных специальных марках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, и составленный заявителем или заявителем и саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов, на основании имеющихся у заявителя сведений, подтвержденных соответствующей декларацией об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, сведений об остатках федеральных специальных марок, виноматериалов.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 182-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не допускается требовать от заявителя при выдаче федеральных специальных марок представление иных документов.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
2.4. Федеральные специальные марки или акцизные марки выдаются заявителям при наличии у них лицензии на осуществление соответствующего вида лицензируемой деятельности.
Федеральные специальные марки выдаются лицам, указанным в пункте 2.2 настоящей статьи, при соблюдении ими требований, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона, в количестве, позволяющем маркировать винодельческую продукцию, объем которой не превышает объем, установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральные специальные марки выдаются лицам, указанным в пункте 2.2 настоящей статьи и не имеющим задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 4 п. 2.4 ст. 12 распространяется на выдачу федеральных специальных марок и акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральные специальные марки или акцизные марки выдаются заявителям при представлении копии документа об уплате государственной пошлины за выдачу федеральных специальных марок или акцизных марок. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или таможенный орган проверяет факт уплаты заявителем такой государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ)
(п. 2.4 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
2.5. Оборот винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, коллекционного коньяка, коллекционного вина, коллекционного ликерного вина, коллекционного игристого вина (шампанского), которые маркированы федеральными специальными марками и требования к которым действовали на дату их нанесения на потребительскую тару, допускается до окончания срока годности такой продукции.
(п. 2.5 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
3. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Организации вправе маркировать алкоголь акцизными и специальными марками, соответствующими требованиям п. 3.1 ст. 12 в редакции, действовавшей до 01.07.2018. Оборот такой продукции допускается до окончания срока ее годности (ФЗ от 28.12.2017 N 433-ФЗ).
3.1. Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем указанных марок и содержащий идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы в кодированном виде.
Идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы представляет собой уникальное сочетание букв и цифр, позволяющее идентифицировать федеральную специальную марку и акцизную марку, маркируемую ими алкогольную продукцию, а также иные сведения, зафиксированные в единой государственной автоматизированной информационной системе.
(п. 3.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 28.12.2017 N 433-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
4. Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 31.12.2005), от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы третий - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность считывания двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию алкогольная продукция не маркируется в установленном настоящим Федеральным законом порядке акцизными марками в следующих случаях:
1) при ввозе ее в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 182-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) при помещении ее под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
3) при помещении ее под таможенную процедуру беспошлинной торговли при наличии на этикетках, контрэтикетках алкогольной продукции надписи на русском языке "Только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или надписи аналогичного содержания на английском языке.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 296-ФЗ)
6. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок является:
1) несоответствие сведений в заявлении о выдаче марок, расчете потребности в федеральных специальных марках и (или) отчете об использовании ранее выданных марок, представленных заявителем для приобретения федеральных специальных марок, сведениям, зафиксированным заявителем в единой государственной автоматизированной информационной системе;
2) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза в период с даты подачи в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявления о выдаче федеральных специальных марок до даты обращения в указанный орган за их получением. В этом случае изготовленные в соответствии с таким заявлением федеральные специальные марки подлежат возврату уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организации-изготовителю;
3) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции ранее представленного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичного извещения) и о представлении в налоговый орган нового извещения в связи с уменьшением объема закупаемого этилового спирта в период с даты подачи в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявления о выдаче федеральных специальных марок до даты обращения в указанный орган за их получением. В этом случае федеральные специальные марки выдаются производителю алкогольной продукции на основании уточненного расчета потребности в федеральных специальных марках, представленного производителем алкогольной продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в общем порядке. В случае непредставления производителем алкогольной продукции уточненного расчета, указанного в настоящем подпункте, федеральные специальные марки, изготовленные в соответствии с заявлением о выдаче федеральных специальных марок, подлежат возврату уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организации-изготовителю;
4) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений о повторном в течение одного года занижении налоговой базы в налоговых декларациях по акцизам на этиловый спирт, алкогольную продукцию и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию по сравнению с объемом отгрузки алкогольной продукции, зафиксированным за соответствующий налоговый период в единой государственной автоматизированной информационной системе, установленных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, подтвержденных соответствующими решениями о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вступившими в силу. Указанное основание действует до даты исполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате акцизов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Указанные в подпунктах 2 - 4 пункта 7 настоящей статьи сведения представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа.
(п. 8 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Спросить