Как получить поднаёмные выплаты и снять более комфортное жилье для военнослужащего семьи?

• г. Симферополь

У меня вопрос... Я военнослужащий, проживаю в пределах гарнизона где и служу. Живу вместе с женой и ребенком у родителей и скоро мы ждем еще пополнение, живем в однокомнатной квартире барачного типа, в квартире нет туалета (он на улице). Могу ли я расчитывать на поднаёмные выплаты, чтоб снимать квартиру? И не будет ли это считаться ухудшением жилищных условий проживания?

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Здравствуйте, разьясняю, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 92 и ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в Жилищном кодексе РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Из приведенных норм следует, что военнослужащий может быть обеспечен служебным жилым помещением лишь при условии отсутствия в месте прохождения им военной службы либо близлежащем населенном пункте жилого помещения в собственности, пользовании или владении. При этом законодатель не ставит в зависимость предоставление служебного жилья от нормативов обеспеченности жилыми помещениями. Кроме того, законом гарантируется право на обеспечение служебными жилыми помещениями не всех военнослужащих и членов их семей, а лишь тех из них, которые по прибытию к новому месту службы (в другой населенный пункт, отличающийся от места его прежнего проживания) не обеспечены иными благоустроенными жилыми помещениями в этом населенном пункте.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, поскольку Вы по месту службы имеете на праве пользования жилое помещение, в которое вселены в качестве члена семьи собственника, то Вы не вправе претендовать на обеспечение служебным жильем, а также на выплату денежной компенсации за найм жилого помещения.

Решение № 2 А-72/2019 2 А-72/2019~М-51/2019 М-51/2019 от 18 апреля 2019 г. по делу № 2 А-72/2019

Барнаульский гарнизонный военный суд (Алтайский край) - Гражданские и административные

Дело № 2 а-72/2019

Решение

Именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года город Барнаул

Барнаульский гарнизонный военный суд

в составе: председательствующего – судьи Зинца А.А., при секретаре судебного заседания Шарабариной А.В., с участием административного истца Егоровой Н.С. и представителя административных ответчиков Абрашкина В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части 00001 лейтенанта медицинской службы Егоровой Н.С. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России об исключении ее из списка на предоставление служебных жилых помещений,

установил:

10 марта 2017 года решением начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России (далее – отделение) Егорова, проходящая военную службу по контракту в войсковой части 00001, дислоцированной в ЗАТО Сибирский Алтайского края, а также члены ее семьи были включены в список на предоставление служебных жилых помещений.

18 января 2019 года решением этого же должностного лица № административный истец исключена из упомянутого списка, поскольку ранее необоснованно была в него включена, так как она добровольно отказалась от пользования жильем в городе Барнауле, намеренно ухудшив свои жилищные условия, что исключало возможность обеспечения ее служебным жильем.

Полагая свои права нарушенными, Егорова обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила упомянутое решение начальника отделения признать незаконным.

В судебном заседании административный истец настаивала на удовлетворении требования, пояснив о том, что в декабре 2016 года она поступила на военную службу по контракту, которую стала проходить в войсковой части 00001 (ЗАТО Сибирский Алтайского края). До поступления на военную службу, с 2003 года она проживала в принадлежащей ее отцу квартире, расположенной в городе Барнауле, где с 2004 года была зарегистрирована. В 2006 году собственником квартиры стала ее мать. В данном жилом помещении она (Егорова) проживала до 2011 года, откуда после заключения брака выехала, сохранив там регистрацию. При этом ее супруг, а в последующем и дети были зарегистрированы в данной квартире, хотя там не проживали. С момента выезда из указанного жилья она своей семьей проживает на съемных квартирах в этом же населенном пункте. В марте 2017 года на основании поданного заявления она была включена в список на предоставление служебных жилых помещений. В октябре 2018 года у нее родился сын, в связи с чем она обратилась в жилищный орган с целью внесения изменений в сведения о составе семьи, однако начальником отделения было принято решение об исключении ее и членов семьи из упомянутого списка. При этом снятие ее и членов семьи с регистрационного учета в квартире ее матери в декабре 2018 года было обусловлено желанием последней получить льготу по оплате коммунальных услуг, а потому такие действия, вопреки позиции административного ответчика, не могут рассматриваться в качестве намеренного ухудшения жилищных условий.

Представитель административных ответчиков (начальника отделения и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России) Абрашкин просил отказать в удовлетворении требования, поскольку административный истец имела право пользования жилым помещением в городе Барнауле, принадлежащим ее матери, от реализации которого добровольно отказалась. После поступления на военную службу, продолжая проживать в этом же населенном пункте, в марте 2017 года Егорова была ошибочно включена в списки на предоставление служебного жилья, что было позже установлено и оспариваемым решением последняя из названных списков была исключена, поскольку ранее она намеренно ухудшила свои жилищные условия, а потому, с учетом положений ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не могла претендовать на обеспечение служебным жильем.

Административные ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайств об отложении не представили. От руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Центральному военному округу» поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя указанного учреждения.

Заслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пояснениям административного истца, показаниям свидетеля П., выпискам из домовой книги и послужного списка, копиям контракта и паспортов, свидетельствам о государственной регистрации права, о заключении брака, о рождении и о регистрации по месту жительства, а также копиям договоров найма жилого помещения, Егорова с 2003 года по 2011 год проживала в квартире по адресу: город Барнаул, , где и была зарегистрирована с 2004 года. Указанная квартира принадлежала с 2000 года на праве собственности ее отцу, а в 2006 году перешла по наследству матери, которая с этого же года и по настоящее время там проживает. После заключения брака в 2011 году с целью проживания в более благоприятных жилищных условиях Егорова выехала из указанного жилья и стала проживать вместе с супругом на съемных квартирах в городе Барнауле. В 2013 году у Егоровой родилась дочь, которая была зарегистрирована по адресу местожительства ее матери (П.), однако проживала с родителями в съемном жилье. 15 декабре 2016 года Егорова поступила на военную службу по контракту, которую стала проходить в войсковой часть 00001 (ЗАТО Сибирский Алтайского края), после чего с целью получения служебного жилья обратилась в жилищный орган с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого административный истец в марте 2017 года была включена в список на предоставление служебного жилья. Сын Егоровой, родившийся в 2018 году, также был зарегистрирован по адресу местожительства ее матери. 07 декабря 2018 года Егорова вместе с мужем и двумя детьми самостоятельно снялись с регистрационного учета в квартире ее матери и 12 декабря этого же года зарегистрировались при войсковой части. После этого, Егорова обратилась в жилищный орган с целью внесения изменений в сведения о составе семьи, однако начальником отделения принято оспариваемое решение об исключении ее вместе с членами семьи из упомянутого списка. При этом снятие с регистрационного учета в квартире матери было обусловлено желанием последней получить льготу по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с заявлением Егоровой, зарегистрированном в жилищном органе 01 марта 2017 года, она обратилась к начальнику отделения с просьбой о предоставлении ей и членам ее семьи (супруг и дочь) служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Как видно из решения начальника отделения № от 10 марта 2017 года, административный истец вместе с членами семьи включена в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы (войсковая часть 00001, ЗАТО Сибирский Алтайского края).

Согласно заявлению административного истца от 29 декабря 2018 года последняя обратилась в отделение с просьбой внести изменения в ее учетные данные, содержащиеся в реестре военнослужащих, нуждающихся в служебных жилых помещениях, в связи с изменением состава семьи.

В соответствии с решением начальника отделения № от 18 января 2019 года, Егорова исключена из списка на предоставление служебных жилых помещений ввиду необоснованного включения в него, поскольку административный истец была обеспечена жильем в городе Барнауле, от пользования которым отказалась в условиях отсутствия каких-либо препятствий для этого, что исключает возможность предоставления ей служебного жилья. При этом предъявление Егоровой требования о предоставлении служебного жилья расценено должностным лицом как злоупотребление правом, не подлежащим судебной защите.

Из п. 13 Положения № 2 о территориальных отделениях ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России усматривается, что начальник отделения наделен полномочиями по исключению военнослужащего из списка на предоставление служебных жилых помещений.

Согласно требованиям абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах (абз. 2).

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абз. 4 и 6).

Как видно из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с последним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, в силу п. 1 ч. 1 ст. 92 и ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в Жилищном кодексе РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Из приведенных норм следует, что военнослужащий может быть обеспечен служебным жилым помещением лишь при условии отсутствия в месте прохождения им военной службы либо близлежащем населенном пункте жилого помещения в собственности, пользовании или владении. При этом законодатель не ставит в зависимость предоставление служебного жилья от нормативов обеспеченности жилыми помещениями. Кроме того, законом гарантируется право на обеспечение служебными жилыми помещениями не всех военнослужащих и членов их семей, а лишь тех из них, которые по прибытию к новому месту службы (в другой населенный пункт, отличающийся от места его прежнего проживания) не обеспечены иными благоустроенными жилыми помещениями в этом населенном пункте.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку гражданские правоотношения предполагают добросовестность реализации своих прав и разумность действий участников этих отношений.

Согласно п. 2 этой же статьи в случае установления того факта, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.

Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что, исходя из анализа норм жилищного и гражданского законодательства в их совокупности и взаимосвязи, положение о добросовестности участников жилищных правоотношений также является основой этих отношений и предполагается изначально.

Учитывая удаленность, достаточную развитость транспортной инфраструктуры между местом прохождения службы административным истцом и местом ее жительства (город Барнаул), а также факт ежедневного прибытия Егоровой на службу в войсковую часть 00001, начиная с декабря 2016 года, суд приходит к выводу о том, что данный населенный пункт является близлежащим относительно места дислокации указанной войсковой части в смысле возможности предоставления служебного жилого помещения на основании положений приведенного выше законодательства.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Егорова, проживавшая в квартире в городе Барнауле, принадлежащей ее матери на праве собственности, то есть являясь членом семьи собственника жилого помещения, имеющим право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, выехав из него в 2011 году с целью проживания в более благоприятных жилищных условиях и снявшись с регистрационного учета в декабре 2018 года, добровольно отказалась от пользования жильем в условиях отсутствия для этого каких-либо препятствий.

Такие намеренные действия Егоровой, с учетом того, что последняя при поступлении на военную службу не меняла место жительства (город Барнаул), указывают на злоупотребление ею своим правом, направленное на получение служебного жилого помещения от государства в условиях добровольного отказа от пользования упомянутой квартирой в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемое решение жилищного органа об исключении административного истца из списка на предоставление служебных жилых помещений прав, свобод и законных интересов последней не нарушает, в связи с чем ее требование удовлетворению не подлежит.

Довод Егоровой об обеспеченности жильем в городе Барнауле менее учетной нормы на вывод суда не влияет, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства при разрешении вопроса о предоставлении служебного жилья основополагающим является только факт наличия либо отсутствия жилого помещения в соответствующем населенном пункте, вне зависимости от уровня обеспеченности таковым.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требования Егоровой Н.С. о признании незаконным решения начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России от 18 января 2019 года № об исключении ее из списка на предоставление служебных жилых помещений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу: А.А. Зинец

Спросить

Добрый день. В данном случае для начала необходимо стать в списки на служебное жилье, после этого возможно ставить вопрос о взыскании денежной компенсации за поднайом.

В настоящее время оснований для принятия на учёт нет, поскольку Вы обеспечены жилым помещением по месту прохождения службы. Как член семьи родителей.

Однако, при правильном подходе выход из ситуации возможно найти.

Спросить