Как снизить налог на нежилую недвижимость в ХМАО-Югре?

• г. Ханты-Мансийск

У меня в собственности находится нежилая недвижимость в ХМАО-Югре. 206 кв. м. За 2018 г. начислили налога 165 т.р. Кадастровая стоимость на сайте Росреестра: 8 277 575 руб. Скажите, пожалуйста, могу ли я законно снизить данный налог?

Ответы на вопрос (1):

"

[/quote]Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости?

11 октября 2017

Дмитрий Жарский

Жарский Дмитрий

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ. РУ

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;

расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;

отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 "О налоге на имущество организаций").

В Нижегородской области перечень несколько короче:

административно-деловые и торговые центры, помещения в них;

нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З "О налоге на имущество организаций", налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие "в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…". То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ "О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные "налоговые" нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

выписка из ЕГРЮЛ;

доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;

выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;

описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения";

указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;

договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;

соглашение о расторжении договора аренды;

фотоматериалы/видеоматериалы;

лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;

документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;

ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Рубрика: Налоги и бухучет

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Теги: бухучет и отчетность, налог на имущество организаций, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, юрлица, Москва, ФНС России

Перепечатка Подробнее ➤ [quote]

"

Спросить
Пожаловаться

По налогу на имущество физических лиц - квартира 3 комн, 82 кв.м.

Томск. Кадастровая оценка проведена. Результаты на сайте росреестра. Налоги по кадастровой стоимости с 2020 года.

Последние 3 года расчет по инв. стоимости:

2016 год инв. Стоимость 1704783, 83. Налог 11081,09

2017 год инв. Стоимость 1827928,48. Налог 10785,00

2018 год инв. Стоимость 1899762,87. Налог 11209,00

Кадастровая стоимость 4649627,40.

При условии не облагаемых 20 кв.м. Налог по кадастровой стоимости составляет 3522,45. И это даже без понижающих коэффициентов.

Могу ли я подать заявление на перерасчет налога за 3 года по кадастровой стоимости?

Ссылаться на решение конституционного суда п-10 2019 года и письмом ифнс бс-4-21/282 от 19.02.19?

Прислали земельный налог за 2015 и 2016 г, кадастровая стоимость, от которой начисляется налог, указанная в платежке, в 4 раза превышает кадастровую стоимость указанную на сайте росреестра. Почему такое может быть и можно ли требовать пересмотра начисленного налога?

В 2006 г. по ДКП приобретена ком. недвижимость за 50000 руб., в Росреестре право собственности зарегистрировано в 2016 г. , кадастровая стоимость на данный момент составляет 8.000.000 руб. , продается за 70000 руб. Какова величина налога в случае продажи? Спасибо.

В 2006 г. приобретена ком. недвижимость за 50.000 руб., в Росреестре право собственности зарегистрировано в 2016 г., кадастровая стоимость на данный момент составляет 8.000.000 руб., как исчисляется налоговая база при продаже этой недвижимости за 70.000 руб.?

Мне в сентябре 2019 года пришло уведомление о начислении налога на имущество за 2018 и 2016 г. Из за технической ошибки Росреестра был завышен налог за 2016 г. Я несколько раз обращалась в налоговую с вопросом о перерасчёте налога на имущество. Обещали исправить ошибку. При очередном обращении посоветовали самим обратиться в Росреестр для установления правильной суммы кадастровой стоимости квартиры. Пришло письмо с Росрееста, где они признают ошибку и указывают правильную кадастровую стоимость квартиры. С этим письмом я обратилась в налоговую, но мне отказали в перерасчёте налога, так как налог за 2016 год, прошлотригодаи они не могут внести изменения. Но дело в том, что задолженность по этому налогу появилась только в августе 2019 года. В начале 2019 года у меня задолженности по налогам не было. Скажите, пожалуйста, что мне делать в этой ситуации. Благодарю.

Кадастровая стоимость земельного участка с 2012 г. составляет 815 402,28 руб., моя бабушка платила всегда земельный налог около 900 руб. (видимо налоговая пользовалась данными о старой кад. стоимости). В 2015 г. узнав реальную кад. стоимость они сделали перерасчет земельного налога за 2013 г. и 2014 г. Законно ли это? Обязана ли бабушка платить этот налог (перерасчет)?

Пришло требование об уплате транспортного налога за 2008-2009 год. С 2012 по 2014 г транспорт по ХМАО-Югре до 150 л.с. не облагался. С 2015 г налог возобновили самостоятельно заплатила за 2015-2017 г своевременно. ИФНС это оплату внесла в 2008 г в счет задолженности. После переписки налог до 2015 г списали, но долг образовался за 2015-2017 г 2500 руб и пени 8300 руб. Ответ от УФМС пришел что все правомерно. Как написать в суд для отмены задолженности по налогу? Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

У меня в собственности земельный участок. На нём искусственно сильно завышена кадастровая стоимость. Мне пришёл огромный налог, который я не могу заплатить, так как сильно большая сумма. Могу ли я оспорить кадастровую стоимость? Могу ли я снизить налоговую сумму уже начисленного налога за 2013, 2014 и 2015 года?

Вопрос касается налога с продажи недвижимости. Если квартира приватизирована в 2015 и прописана кадастровая стоимость 4000000, возможно в договоре прописать заниженную стоимость например 1000000 и не платить налоги по новому закону с 2016 г 70% кадастровой базы. Кадастровая стоимость влияет на приобретённую недвижимость после 1.2016?

Пришел налог на землю (пай) за три года за 2014 кадастровая стоимость 3617127300 сумма налога к уплате 1374 руб за 2015 год 297148500 сумма налога 1128 за 2016 г 29174185 сумма налога 1128

В прошлом году сумма налога была примерно 400 рублей.

Правильно ли начислен налог и откуда появились суммы за 2014 и 2015 гг.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение