«Действительны ли условия выбора права в контрактах международной морской перевозки?»
Заключенный сторонами договор международной морской перевозки предусматривал, что все споры должны разрешаться «по выбору перевозчика на основании его одностороннего волеизъявления либо на основании права Ирана, либо права Германии, либо права Англии». В другом деле контракт предусматривал: «если положение об арбитраже в Лондоне будет признано не имеющим силы, контракт должен регулироваться правом Греции».
Являются ли данные положения о выборе права действительными?
В частности, является ли условие о применимом праве действительным, если выбор права зависит от наступления какого-либо события в будущем?
Возможен ли односторонний выбор права?
Как бы поступил российский суд, если бы он рассматривал данные дела?
Согласно ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут избрать применимое право как в момент заключения договора, так и в последующем вплоть до момента рассмотрения дела судом. Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.
Зафиксировать свою волю стороны могут либо в виде отдельного пункта контракта морской перевозки груза, либо в виде отдельного соглашения о применимом праве.
Законодатель предоставляет сторонам возможность выбрать применимое право как для договора в целом, так и для отдельных его частей (например, права и обязанности сторон по договору можно подчинить одному правопорядку, а порядок возмещения убытков при нарушении договора – другому правопорядку). Однако на практике, такая ситуация может значительно усложнить процесс рассмотрения спора, поскольку правоприменитель столкнется с необходимостью установления содержания нескольких иностранных правопорядков, сопоставления понятий и категорий различных правовых систем и другими проблемами.
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения сторон, вытекающие из договора морской перевозки, регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся перевозчиком (п. 2 ст. 418 КТМ РФ).
Согласно п. 1 ст. 28 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже в Российской Федерации» [5] третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве (п. 2 ст. 28 Закона) международный коммерческий арбитраж определяет их в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.
Споры, вытекающие из договора морской перевозки груза, могут рассматриваться в государственных судах общей юрисдикции, государственных арбитражных судах [6], а также, начиная с XIX века, в порядке международного коммерческого арбитража [8, стр. 94].
Спросить