Отстраненный председатель правления СНТ обвинен по ст.160.3 УК РФ - каков статус должностных лиц и могут ли председатели правления подпадать под данную статью?
597₽ VIP
Председатель правления избранный в 2015 году по сговору определенных лиц отстранен в 2016 г. от управления правлением. Собранием принят отчет о фин. хоз.деятельности. Приложен акт рев. комиссии к протоколу собрания. Зачтено 800 тыс. р. на расходы СНТ и поощрения правлению. 136 тыс. р. к зачету не принято. Через два месяца новый ревизор не принял к зачету уже 900 т. р.. Подано заявление в ОБЭП. 4 года выдавались постановления об отказе в возбуждении УД. В феврале 20 г. проведена проверка ОБЭП еще раз и признано наличие состава преступления по ст.160.3. УК. Ни каких Постановлений не выдавалось. В 17 г. состоялась единственная встреча с сотрудником ОБЭП и были даны объяснения по работе кассира и председателя правления. Кассир не вел расходные документы, деньги собирал кассир, оплачивались работы кассиром и находились у кассира. К касиру ни каких претензий не предъявлено. Новый пред. Сказала что на бывшего преда. Заведено УД по ст.160.3 УК РФ. Вопрос: являлся ли председатель правления избранный до 2019 г. должностным лицом и относиться ли ст.160.3 УК к председателям правления СНТ.
Если вы хотите разобраться в вашем деле последовательное и правильное, то нужно бы нанять адвоката, чтобы не с ваших слов давать советы и комментировать, а изучить тот обширный материал на который вы ссылаетесь и в зависимости от ваших целей определить те задачи, которые нужно решать. Из опыта могу сказать, Что данный спор не обойдётся без решения судебной инстанции (про искам поданным согласно требований ст. 131,132 ГПК РФ), как минимум по вопросу – кто являлся председателем и в какой срок и кто его сегодня является председателем СНТ.
Конечно, если смотрится "растрата" то обычно не возбуждают углов. Дело по ст. 160. 3 УК РФ - обычно пытаются взыскать денежные средства в судебном порядке если докажут неправомерность расходования...
СпроситьПод должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
СНТ не государственный орган, не орган местного самоуправления, не государственная и не муниципальная организация, а также не Вооруженные силы Российской Федерации, и не другие войска и не воинские формирования Российской Федерации.
Общее собрание членов Товарищества является высшим органом управления такого объединения. Председатель Правления не является должностным лицом Согласно ст. 20 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 N 66-ФЗ (последняя редакция), действовавшего до 01 января 2019 года
Председатель правления садоводческого некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения является органом управления и исполняет необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.
Что касается можно ли привлечь председателя правления СНТ,, избранного до 2019 г,то ответ здесь следующий
Вообще то в части 3 статьи 160 УК РФ речь не идет о должностном лице
Речь идет о присвоении или растрате с использованием своего служебного положения Поэтому в отношении бывшего председателя СНТ имеют право возбудить УД по части 3 статьи 160 УК РФ
3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
СпроситьЗдравствуйте Марина!
Важная деталь по обстоятельствам дела из вашего вопроса, что председатель не является должностным лицом, по смыслу ст.160.3. УК РФ.
Так как должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
В связи с чем, председатель СНТ не является должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти, и не может быть привлечен к ответственности по ст. 160.3 УК РФ.
Председатель товарищества в соответствии с уставом товарищества исполняет другие необходимые для обеспечения деятельности товарищества обязанности, согласно ст. 19 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
А СНТ - не является органом власти и управления.
Всего доброго вам решить ваш вопрос!
СпроситьЗдравствуйте!
Председатель не является должностным лицом, в ст. 149 ЖК РФ написано, что председатель дает указания должностным лицам товарищества. При этом не сказано, кого к ним относить, и является ли он сам таковым, так что следуя из такой трактовки, то Председатель не является, но использует свое служебное положение, а так же в УК РФ Статья 160. Присвоение или растрата
3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
Так что Председатель правления избранный до 2019 г, несет ответственность!
Для квалифицированной консультации необходимо ознакомиться с документами!
Берегите себя и всего Вам хорошего!
СпроситьПо части 3 статьи 160 Уголовного кодекса РФ может быть привлечено лицо, использующее свое служебное положение.
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (часть 3 статьи 159, часть 3 статьи 159.1, часть 3 статьи 159.2, часть 3 статьи 159.3, часть 3 статьи 159.5, часть 3 статьи 159.6, часть 3 статьи 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).
Из содержания пункта 1 примечаний к статье 201 Уголовного кодекса РФ следует, что "выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях".
Принимая во внимание, что в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ садоводческие некоммерческие товарищества являются некоммерческими организациями, а председатель правления (председатель) товарищества является органом управления товарищества (единоличным исполнительным органом товарищества), выполняет организационно-распорядительные (административно-хозяйственные) функции в товариществе, он может быть привлечен к уголовной ответственности, как лицо, использующее свое служебное положение, при установлении его вины.
СпроситьЗдравствуйте Марина
В вашем случае срок давности по привлечению к уг.ответственности истек согласно ст.15 УК и ст.78 УК т.к.
ч.3 ст.15 УК предусмотрно - Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы,
В данном случае постановление не было выдано и началом даты совершения преступления полагаю считается с 2016 года, когда было подано заявление в ОБЭП
статья 160 часть 3 УК - преступление средней тяжести
Бывший председатель подпадает под уг.ответственность, но срок истек (и вопрос не в том, что является или нет должностным лицом)
статья 160 часть 3 УК предусматривает привлечение к уголовной ответственности за хищение или растрату
3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
СпроситьМарина, по-порядку:
1) Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 160 УК РФ - это преступление, относящееся к категории тяжких, срок давности по нему 10 лет не истек, как не истек и по преступлению средней тяжести - 6 лет.
К тяжким относятся в соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ умышленные деяния, за которые наказание не превышает 10 лет лишения свободы; к преступлениям средней тяжести в соответствии с ч. 3 ст. 160 УК РФ умышленные деяния, за которые наказание не превышает 5 лет лишения свободы; соответственно тяжкими признаются деяния со сроком наказания от 5 до 10 лет лишения свободы включительно. В соответствии с санкцией ч. 3 ст. 160 УК РФ максимальное наказание в виде лишения свободы составляет 6 лет.
2) Председатель правления СНТ является лицом, использующим свои служебные положения, т.е. субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ. Обоснование простое:
- В соответствии с п. 29 постановления Пленума ВС РФ № 48 от 30.11.2017 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" под лицами, использующими свое служебное положение при совершении присвоения или растраты следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ .
- Примечание 1 к ст. 201 УК РФ гласит: выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением ... признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
- Толкование содержания организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций вы найдете в постановлении Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". Кратко: административно--хозяйственные функции связаны с расходованием находящихся на балансе денежных средств; организационно-распорядительные - с управлением трудовым коллективом. -п Председатель СНТ исходя из объема его полномочий, указанных в ст. 19 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является таким лицом.
3) Проблема в следующем: из вашего вопроса следует, что он якобы незаконно занимал должность (вы написали, что он отстранен). В указанной ситуации могут возникнуть проблемы с квалификацией по признакам совершения преступления с использованием служебного положения.
СпроситьЗдравствуйте В данном случае имеются перспективы уголовного дела по ст 159 УК
потому что что председатель не является должностным лицом, по смыслу ст.160 УК РФ,в связи с этим можно его попробовать привлечь по ст 159 УК
Также в исковом производстве вы можете взыскать все растраченные деньги через иск о неосновательном обогащении председателя.
СпроситьИз всего вышесказанного следует, что председатель правления СНТ должностным лицом не является., но несет ответственность за использования своего служебного положения. Так? Но непонятным является факт отнесения органа управления товариществом - правление товарищества и его председателя к служебному положению. Разве правление и его председатель являются служащими по отношению к товариществу и выполняют функции в соответствии со служебными полномочиями, а не исполняют решения общего собрания?
СпроситьНет. статья 163.3 УК РФ к нему не подходит - он не должностное лицо федерального органа.
Если он что то украл, то будет ст. 158 УК РФ - кража.
Не является служащим.
Так как должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
В связи с чем, председатель СНТ не является должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти, и не может быть привлечен к ответственности по ст. 160.3 УК РФ.
Председатель товарищества в соответствии с уставом товарищества исполняет другие необходимые для обеспечения деятельности товарищества обязанности, согласно ст. 19 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
А СНТ - не является органом власти и управления.
СпроситьСтатья 160 часть 3 УК предусматривает привлечение к уголовной ответственности за хищение или растрату
совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере
Председатель является лицом, который подпадает под статью
Но учитывая, что статья по которой возбуждено уг.дело предусматривает привлечение к ответственности не более 5 лет, то есть смысл применить срок давности по данному делу ч.3 ст.15 УК, ст.78 УК.
СпроситьСоветую понять и высказать вашу цель - в зависимости от этого можно подсказать порядок действий - проводится независимая экспертиза расходования денег, оценивается полномочия лиц распорядившихся деньгами и в зависимости от результата, принимают действия...
СпроситьВсе акты о выполненных работах есть. Принципиально не предоставлены в ОБЭП в 17 г., тк. работы оплачивались кассиром, который не сдал отчет о принятии и расходовании взносов в правление, в том числе отказался от получения вознаграждение которое получил. Все работы и поощрения проведены согласно утвержденной общим собранием смете. В 16 г. ревизором составлен акт о расходовании взносов и непринято к зачету 138 т. р.. Поощрения правлению и т.д. плюс работы по благоустройству приняты по отчету рев. комиссии. Указано в протоколе собрания плюс приложение Акт рев. комиссии. Позже для устранения правления и подрыва репутации бывшего председателя было подано заявление в ОБЭП на 901. тр. в сентябре 16 г. по типа не отчету председателя. За клевету на нового преда подано частное заявление в мир. суд. Его признали виновным по 5 ти эпизодам плюс за клевету на 901 т. р.. Он уговорил забрать заявление о клевете-пожалеть семью и оплатим моральный вред 300 т. р. ,обещая не распространять клевету в дальнейшем. Заявление забрали, но пред не успокоился и дергал прокуратуру все четыре года. В результате УД по ст. 160.3 на прежнего председателя. Факт присвоения денег сделан из расчета как сборов за полгода правлением избранным до нашего председателя так и задолженностью садоводов. ОБЭП посчитали сумму взносов за год минус расходы предоставленные в ОБЭП в 17 г., при посещении и вывели остаток без учета собранных ранее взносов и долгов садоводов. Получилось 914 т.р. На эту сумму и хотят завести УД.
СпроситьТеперь более-менее понятно, что Вас беспокоит вопрос возбуждения уголовного дела в отношении бывшего председателя по факту якобы присвоенных им денежных средств в размере 900 тыс. руб.
По наличию служебного положения - ранее пояснила, оно есть, исходя из разъяснений ПП ВС РФ № 48 от 30.11.2017 во взаимосвязи с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ и ПП ВС РФ № 19 от 16.10.2009. К тому же ущерб 900 тыс., что также предусматривает квалификацию по ч. 3 ст. 160 УК РФ.
По наличию состава преступления необходимо разбираться на месте с участием защитника.
По изложенным обстоятельствам можно высказать лишь ряд замечаний: 1) Сама недостача еще не подтверждает факт присвоения денежных средств, она может быть обусловлена наличием расходов, не отраженных по кассе, иными нарушениями в ведением финансовых документов, хищением денежных средств иными лицами, в т.ч. кассиром и др. 2) Неверное ведение или неведение кассовых и иных отчетных документов, о которых вы сообщаете, так затрудняет привлечение лица к ответственности, т.к. невозможно установить сумму расхождений между поступившими в кассу денежными средствами и их остатком; 3) Суммы, которые насчитал БЭП не имеют никакого значения - необходимо производство судебной бухгалтерской экспертизы, все выводы БЭП носят вероятностный характер. В рамках производства судебной бухгалтерской экспертизы потребуется установить остаток по кассе, порядок приема-передачи документов от одного председателя другому. Все сомнения должны толковаться в пользу подозреваемого. 4) Отсутствие каких-либо документов может указывать на то, что они умышленно или неумышленно были утрачены. Кроме того, необходимо устанавливать порядок передачи этих документов от одного председателя другому.
СпроситьДа Вы все правильно пишите. Я тоже именно так и понимаю. Но пред не отстронен. Вел деятельность согласно решению собрания. Отстранен был после собрания с участием рев. комиссии. К зачету не принято по решению комиссии 136 т. р. из 1105 т. р. ,остальное принято собранием. За это и отстранили. Позже после второго собрания новый ревизор вычислил присвоение в 901 т. р. и подал с новым предом заявление в ОБЭП. Вопрос: если первоначально было принято к зачету все кроме 136 т. р. и собрание по признанию отчета правления не оспорено являются ли действия нового ревизора и нового преда в отношении подачи заявления в ОБЭП обоснованными?
СпроситьПредседатель СНТ исходя из объема его полномочий, указанных в ст. 19 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является таким лицом.
Еще раз поясняю, что председатель правления СНТ, а не ТСН являлся председателем правления с 2015 по 2016 год. Закон №217 ФЗ вступил в силу лишь с 01.01.19 года и не имеет отношения к деятельности СНТ в 2015-2016 годах. Как правильно пишут юристы председатель правления СНТ являлся органом управления правлением, а не лицом наделенным функциями допустим директора или управляющего. Вопрос именно в том, что в 2016 г. председатель не являлся ЕДИНОЛИЧНЫМ исполнительным органом, в соответствии с новым законом и законом о ТСН - ЕДИНОЛИЧНЫМ исполнительным органом председатель является только с 2019 года на основании нового закона. Вот с связи с этим и стоит вопрос-применима ли ст.160.3 к председателю правления исполняющего обязанности председателя правления до 01.01.2019 г. Ранее в прокуратурах говорили, что председатель должностным лицом не является и к ниму применимы лишь нормы гражданско-правовых отношений.
СпроситьНе применима к нему. Смотрите мой вам ответ выше.
СпроситьВнимательно читайте уголовный закон и разъяснения Пленума. Председатель СНТ, что по новому, что по старому закону, лицо, использующее свое служебное положение как иное лицо некоммерческой организации, надеоенное организационно-распорялительными и административно-хозяйственными функциями, чтобы вам там не говорили.
Спросить