Возможности обмена или возврата часов со сроком гарантии при неподходящем фасоне - анализ ст. 25 закона о защите прав потребителей
Проблема: в магазине были куплены часы с гарантийным сроком в 12 месяцев. Но они не подошли по фасону. Товарный чек, упаковка сохранены. Качество соответствует. Можно ли в соответствии со ст. 25 закона о защите прав потребителей обменять их на другие или вернуть деньги, ведь часы-технически сложный товар?
Татьяна, добрый день!
Ответ на этот вопрос имеется в "Правилах продажи отдельных видов товаров" в разделе IV под названием "Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения". Этот раздел открывается п. 47, в котором перечисляются виды товаров, отнесенные Правительством РФ к категории "технически сложных", среди которых упоминаются и часы.
Заметим, что "Правила продажи отдельных видов товаров" и "Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену...", утверждены одним и тем же нормативным актом - постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (с последующими изменениями и дополнениями). Таким образом, Правила и Перечень составляют единую систему нормативных актов, которые должны применяться одновременно.
Другое условие, при наличии которого часы причисляются к товару, не подлежащему возврату, как правило, также имеется: факт установления на часы гарантийного срока подтверждается соответствующей отметкой в паспорте на часы и (или) в гарантийном талоне.
Из сказанного следует важный практический вывод:
Часы как технически сложный товар бытового назначения обмену или возврату как товар надлежащего качества в сроки (в течение 14 дней, не считая дня покупки) и по основаниям, перечисленным в ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей" (т.е. если не подошли по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру и комплектации), не подлежат.
IV. Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения
47. Бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.
Но, возможно Магазин может пойти Вам навстречу и обменяет на другой товар. Удачи.
СпроситьТатьяна,
10 ноября 2011г. Правительство РФ утвердило своим постановлением № 924 конкретный перечень технически сложных товаров. При этом предыдующий перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков от 13 мая 1997 г. N 575 признан утратившим силу.
На сегодняшний день часы технически сложным товаром нее являются.
Удачи.
СпроситьЗдравствуйте, Татьяна!
1. Положения ст. 25 Закона "О защите прав потребителей" вы уже, судя по всему, знаете: потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества ... если товар не подошёл по фасону ... в течение 14 дней ... при условии сохранения товарного вида.
2. В этой же статье содержится ссылка на Перечень товаров, не подлежащих обмену по таким основаниям, как "не подошли по фасону". В этом перечне часов нет!
В указанном Перечне, утверждённым Постановлением Правительства РФ 19.01.1998 г. N 55
(в ред. от 20.10.1998 N 1222, от 06.02.2002 N 81) всего 14 пунктов товаров, не подлежащих обмену.
Конкретно про технически сложные товары - п. 11 изложен так: "Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства)".
3. Не подлежат возврату изделия из драгметаллов и камней. Поэтому, если ваши часы золотые или бриллиантовые - то, по этим основаниям не вернуть. И с кварцевыми (не механическими) часами могут быть сложности: некоторые продвинутые продавцы причисляют их к "электробытовым (вычислительным) приборам с гарантийным сроком".
4. Сходите в магазин, попробуйте обменять. С возвратом могут быть недовольства, с обменом - вряд ли. Есть ещё много всяких обязанностей у продавцов часов, которые они, наверняка, не выполнили: не проинформировали вас, ввели в заблуждение и пр. То есть, вернуть часы можно и не только из-за фасона.
Спросить