Кто должен обустраивать контейнерные площадки? Неясность в компетенции муниципалитетов и юристов.
Похоже, чёткого понимания, кто должен обустраивать контейнерную площадку, у муниципальных властей нет и что ещё более печально у юристов видимо тоже. И все в униссон твердят всюду, что площадки должны делать управляющие компании. Хотя по Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 вопросы организации сбора, установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14-16). Там же говорится, что содержанием контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений МКД, должны заниматься собственники помещений МКД. А контейнерные площадки, не входящие в состав общего имущества собственников помещений МКД, должны содержать собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки. То есть муниципалитеты. Контейнера же и их приобретение - это исключительная обязанность рег. операторов и для этого в тариф заложен аж целый 1%.
ВС указал: что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; если бытовые отходы образуются в результате жизнедеятельности собственников помещений дома, следовательно возникает спор из экологических правоотношений (а не правообладания и распоряжения имуществом) и направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
И ещё: почему НЕКОММЕРЧЕСКОЕ юр.лицо, коим являются все садоводства, юристы с законодателями считают полноценным юр.лицом (как комерческое), хотя по всем подзаконным актам снт относят к категории "население". Доходов снт не имеет и прибыли тоже, ответственности за действия/бездействия садоводов не несёт, но наказание за это получает, как обычное коммерческое юр.лицо.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
Согласно части 15.1 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Таким образом, за размещение контейнеров в местах накопления мусора (площадки) отвечает региональный оператор если иное не предусмотрено в договоре с управляющей компанией или потребителем. Данная позиция также нашла свое подтверждение в судебной практике. Например, Постановление АС Московского округа от 19.03.2020 по делу №А 41-71603/19:
...региональным оператором не была своевременно выполнена встречная обязанность по размещению контейнеров на контейнерной площадке в деревне Новоселки либо по предоставлению пакетов или других емкостей, в случае отсутствия контейнерной площадки в населенном пункте (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем потребитель не имел возможности соблюсти пункт 10 Правил No 1156, разместить ТКО в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, соответственно, пользоваться услугами по обращению с ТКО и вправе был приостановить исполнение своего обязательства по их оплате (пункт 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором. Поскольку место накопления ТКО в д. Новоселки вплоть до мая 2019 года организовано не было, пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, в деревне отсутствовали, региональный оператор не нес ответственности за данную услугу и не вправе был выставлять плату за нее.
Таким образом, если в договоре между УК и Регоператором не предусмотрено иное, то ответственность за установку и содержание площадки несет Регоператор.
Спросить