Декан факультета назначает четвертую пересдачу студенту, неявившемуся на третью по уважительной причине
Я не явился на повторную пересдачу по академической задолженности по уважительной причине. На это декан нашего факультета хочет назначить ещё одну пересдачу, получается уже четвертую. 1 сама сессия, 2 была 7 апреля, 3 последняя была 28 апреля на которую я не явился. Перерь декан предлогает мне явиться ещё на одну пересдачу на следующей неделе, и выглядит она очень сердито после моих жалоб на неё в ректорат. На мои прошения перенести на осень, она отказывает. Правомерно ли это? Согласно закону об образовании после 2 пересдача, студент не явившийся по уважительной причине переводиться на 2 курс условно? Пересдача за первый курс 1 семестр.
По тексту - в рамках закона. Вам уже предоставили более возможностей пересдачи, чем установлено законом. Смотрите это письмо.
ПИСЬМО Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 15 сентября 2015 г. №АК-2655/05
СпроситьТам говориться что студент не сдавший пересдачу по уважительной причине переводиться условно. Получается прав я?
СпроситьТам точно так же говориться, что количество пересдач не более двух раз, причем второй - с комиссией. Так что должны засчитывать несдачу, без уважительной причины.
СпроситьЯ не явился на вторую повторную пересдачу по ликвид. Акад. задолженности. По расписания 1 была 7 апр, 2 назначена на 28 апр. 28 апр я не смог явиться по уваж. Причине. Вместо неё мне назначают уже третью пересдачу.
Но согласно ст. 58 закона об образовании, пересдач не должно быть больше 2, а при уважительной причине должны перевести на след. Курс условно. Вместо этого мне назначают новые сроки, причём давая всего 3 дня для подготовки очень больших и сложных работ. Не нарушено ли требования закона об образовании?
Считаете, что нарушено - пишите жалобу на имя ректора, в региональный Минобр и прокурору.
28 апреля было так давно...
СпроситьПрошу вас ознакомиться с Положением о промежуточный аттестации на сайте Иркутского государственного университета в разделе документы.
Моя ситуация такова что я не явился на 2 пересдачу по уважительной причине которую признал ректорат, а потом я узнал что пересдачи вообще не было, так как преподаватель её не провел. Отчислив меня по ошибке, после предоставления мной справок приказ об отчисления отменили. Затем декан нашего факультета, она же тот самый преподаватель, назначила мне 3 пересдачу, графиком было предписано 1 пересдача 7 апр, 2 на 28 апр на которую я не явился, и назначена 3 на 19 мая. , Положением о порядке перевода сказано не более 2 пересдач.
Прошу вас ознакомиться с Положением о промежуточный аттестации и сказать:
1) правомерно ли назначение 3 пересдачи?
2) имею ли я право на УСЛОВНЫЙ ПЕРЕВОД на 2 курс в моей ситуации, с акад. Задолжн за ЗИМНЮЮ СЕССИЮ?
Анализирование ситуации и ознакомиться с Положением о промежуточный аттестации - на платной основе.
СпроситьУ меня была первая пересдача по акад задолженности 7 апреля. Вторая пересдача 28 апреля-пропущен по уважительной причине. Назначили 5 мая ещё одну, вместо непрошедшего 28 апреля, но в это время был на выезде и не имел технических средств как компьютер интернет итд. Имеют ли право назначить мне ещё одну пересдачу?
Просим ответить на вопрос по отчислению сына из университета. В школе учился без троек, поступил на бюджетное отделение. В течение учебы пересдач экзаменов не было.
На 4 курсе:
Зачеты:
23.12.08. – ДОУ - сдан
23.12.08. – ИОУП - сдан
24.12.08. – Высокоуровневые методы информатики и программирования - сдан
24.12.08. – СППР - сдан
25.12.08. – Основы энергетики - сдан
29.12.08. – Курсовой проект ИИС, пропустил защиту – справка по болезни
30.12.08. – УИР - не сдан, пропустил сдачу.
Экзамены:
8.01.09. – Курсовой проект ИИС, пересдача (без направления) – на доработку
9.01.09. – Экзамен ИИС, не допущен, но поставили 2
13.01.09. – Экзамен ИЭ, не сдал
17.01.09. – Экзамен ИБ, сдан
21.01.09. – Экзамен ИТ, сдан
26.01.09. – УИР, пересдача, сдан (с направлением, т.к. пропустил сдачу)
27.01.09. – Курсовой проект ИИС, пересдача (с направлением) – на доработку
03.02.09. – Взято направление на курсовой проект ИИС, неиспользовано
Это из положения о контроле учебной деятельности студентов:
27/ Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, распоряжением декана переводятся на следующий курс.
Студенты, получившие в весеннюю сессию не более двух неудовлетворительных оценок, с разрешения ректора условно переводятся на следующий курс с обязательством ликвидации академической задолженности в первый месяц осеннего семестра.
Лица, ликвидировавшие академическую, задолженность в установленные сроки, считаются студентами данного курса.
28. По представлению деканата факультета приказом ректора студенты имеющие академические задолженности, отчисляются из университета с формулировкой «... за академическую неуспеваемость»:
• не сдавшие в сессию экзамены по трем и более предметам;
• не сдавшие экзамен (дифференцированный зачет) по одному и тому же предмету три раза;
• не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолженности;
• условно переведенные на следующий курс, но не ликвидировавшие задолженности в установленные сроки (такие студенты считаются отчисленными курса, с которого они были переведены);
• получившие неудовлетворительную оценку при сдаче отчета по практике если они к этому моменту имеют две неудовлетворительные оценки по курсовым экзаменам.
Студенты отчисляются из университета с формулировкой «... за невыполнение учебного плана», если:
• но второй половине семестра они имеют нулевые показатели текущих и промежуточных контролей по трем и более предметам;
• они не выполнили программу производственной (преддипломной) практики по неуважительной причине.
29. Студенты, не выполнивие программу учебной или производственной практики по уважительной причине или получившие неудовлетворительную оценку на отчете по практике, но не имеющие других задолженностей, повторно проходят практику либо в период каникул, либо по индивидуальному графику, установленному заведующим кафедрой и деканом факультета.
30. Пересдача экзамена или дифференцированного зачета с неудовлетворительной оценки в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается. В отдельных случаях декан факультета может разрешить студентам пересдачу экзамена тому же экзаменатору, но не более чем по одному предмету. Пересдача осуществляется по заявлению студента на имя декана с согласия преподавателя. Если студент вновь получает неудовлетворительную оценку, он может пересдать ее еще только один раз за пределами сессии в установленные сроки или по индивидуальному графику.
Третья (последняя) пересдача экзамена или дифференцированного зачета осуществляется, как правило, комиссией, составленной распоряжением заведующего кафедрой из числа преподавателей кафедры с участием экзаменатора.
При пересдаче экзамена (зачета) преподавателю предоставляется право не учитывать предыдущий суммарный индекс по предмету, а оценивать знания студента по четырех (.двух) бальной системе.
А это из устава университета:
Отчислению из Университета подлежат студенты:
- получившие неудовлетворительные оценки или не явившиеся на экзамены и зачеты в сессию по неуважительной причине по трем и более дисциплинам;
- трижды получившие неудовлетворительную оценку по одному и тому же предмету (дисциплине);
- получившие неудовлетворительную оценку по государственному экзамену;
- не успевшие ликвидировать академическую задолженность к началу очередной сессии.
Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
Студент отчисляется из Университета приказом ректора.
Вопрос: Правомерно ли отчисление студента в этом случае? Если можно то немного по подробнее разъясните!
Исходя из представленной Вами информации и не вдаваясь в названия дисциплин по сути могу сообщить, что ОТЧИСЛЕНИЕ незаконно.
Аргументирую:
Основание, под которое может попасть Ваш сын усматривается лишь одно - не сдавшие экзамен (дифференцированный зачет) по одному и тому же предмету три раза.
У преподавателей просто видимо была цель выгнать его вот и все.
Проблема здесь заключается в следующем…
Университет расценил зачет и экзамен по ИИС как «дифференцированный зачет», что не есть правильно.
Давайте разбираться –
29.12.08. – Курсовой проект ИИС, пропустил защиту – справка по болезни (уважительная причина не может являться основанием для выставления «неуда»).
Таким образом, пропуск защиты не может являться «первым несданием».
8.01.09. – Курсовой проект ИИС, пересдача (без направления) – на доработку. Вот это и стоит считать первым разом сдачи. Результат – не сдал.
27.01.09. – Курсовой проект ИИС, пересдача (с направлением) – на доработку. Второй раз не сдал.
03.02.09. – Взято направление на курсовой проект ИИС, неиспользовано (то есть Вуз вопреки даже своему акту отказал в осуществлении права студента, насколько я понимаю).
9.01.09. – Экзамен ИИС, не допущен, но поставили 2
А вот по поводу этого стоит задуматься – недопущен – это не означает неудовлетворительно (это еще превышение полномочий).
Задумайтесь…
С уважением, Александр!
Спросить, было назначено 4 пересдачи (по 2,обычная пересдача и пересдача с комиссией) , я сдала на 4 пересдаче, на первые 2 не явилась без уважительной причины, в списках на отчисление после них себя не увидела, но когда я уже сдала зачет, увидела что я отчислена, приказ вышел после сдачи зачёта, говорят, что 2 попытки уже было и без уважительной причины я пропустила зачёт, но деканат выдавал мне ведомости на пересдачу и после 2 х комиссий меня не было в списках, не понимаю...
Надо смотреть как оформляли все документы. Если действительно все так как вы говорите, то можно оспорить в суде отчисление. Но с учетом положений локальных актов ВУЗа. изучите порядок, который там указан. Относительно оснований отчисления, относительно уведомления, ознакомления с результатами и пр.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
СпроситьОспаривайте отчисление в суде. Из изложенного сложно понять основание для отчисления. Если причина отчисления только в этом зачете, то суд иск удовлетворит с большой вероятностью. Отчисленного студента к сдаче зачет не допусти ли бы. Возможно это не единственная академическая задолженность за Вами.
Ст.131,132 ГПК РФ,
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"СпроситьСтатья 61. Прекращение образовательных отношений
1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
За неуспеваемость имели право отчислить, все основания для отчисления и порядок устанавливаются локальными актами образовательного учреждения. То,что Вас не ознакомили с приказом-нарушение, но это само по себе не может явиться основанием для Вашего восстановления.
Можете оспорить отчисление в суде.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"СпроситьСтатья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Добрый день.
По порядку:
1. Определенные нарушения налицо.
2. Вам необходимо подавать административное исковое заявление в порядке статьи 125 КАС РФ.
3. Чтобы помочь более компетентно необходимо ознакомиться с документами. Если ваше учебное заведение их не предоставит, тогда ходатайствовать перед судом об их истребовании.
СпроситьОтвет отключен модератором
Эти вопросы регулируются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" внутренними локальными актами вашего университета и Установом. Вам нужно ознакомиться с этими документами внимательно либо нанять адвоката, который сможет это сделать. В любом ВУЗе есть положение о зачетах и экзаменах, регулирующее отношения, связанные с промежуточной аттестацией и в каждом ВУЗе свои особенности. Без ознакомления с этим документами ответить на ваш вопрос однозначно невозможно.
СпроситьВы,конечно имеете право обжаловать данное решение деканата в судебном порядке, но прежде чем кидаться в омут с головой, лучше ознакомиться с положениями данного учебного заведения и судебной практикой, хотя терять и нечего, но в суд надо все равно грамотно писать. Ниже обзор судебной практики, пригодится.
Обзор судебной практики по делам о незаконном отчислении обучающихся
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе порядок и основания отчисления и восстановления обучающихся. Существует три требования, предъявляемых к локальным нормативным актам такого рода. Во-первых, они должны соответствовать законодательству, входить в компетенцию организации и быть приняты с соблюдением установленного порядка. Вероятно, предполагается, порядок, установленный законодательством (уровень принятия решения, орган, принимающий решение, срок, наличие обязательных консультаций и др.) или уставом образовательной организации. Во-вторых, они не могут ухудшать положение обучающихся образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании. В-третьих, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. В случае нарушения указанных требований акты не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Отчисление является формой прекращения образовательных отношений по инициативе образовательной организации (ч. 2 ст. 61 Закона), в том числе в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана (далее - неуспеваемость).
Минобрнауки РФ в 2015 году разъяснило, что следует понимать под неуспеваемостью (см. Письмо от 15 сентября 2015 г. № АК-2655/05). Не выполнившими обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана признаются обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности (часть 11 статьи 58 Закона).
Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
При этом, даже если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации. Такому обучающемуся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются организацией.
Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность. Таким образом, указанные два раза представляют собой повторное проведение промежуточной аттестации или, иными словами, проведение промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности.
Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности).
Рассмотрим ряд случаев, в которых локальный нормативный акт образовательной организации об отчислении был оспорен в суде.
До судов, как правило, доходят только дела об отчислении студентов, а родители школьников предпочитают решать вопрос об отчислении в административном порядке. Хотя бывают и исключения. В таких случаях дела об отчислении несовершеннолетних школьников рассматриваются как нарушение конституционного права на образование. Образовательная организация не только обязуется восстановить школьника на прежнем месте обучения, но и привлекается к административной ответственности в виде штрафа, на основании ч. 1 ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Так, например, поступил мировой судья района Сокольники г. Москвы. Его решение было впоследствии подтверждено Московским городским судом. Впервые в российской судебной практике договор об оказании образовательных услуг был признан договором административного характера, а не гражданским договором. Поэтому все ссылки образовательной организации на Гражданский кодекс РФ были отвергнуты судом, поскольку значение для дела имели только факты, подтверждающие нарушение административного порядка заключения и расторжения публичного договора.
Напомним детали данного дела. В Постановлении Московского городского суда от 24 августа 2015 г. № 4 а-2129/15 частная гимназия признана судом виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ – нарушение права на образование в виде незаконного отчисления – с присуждением штрафа в размере 100 000 рублей. Нарушение состояло в том, что в противоречии с уставом гимназии решение об отчислении было принято в одностороннем порядке генеральным директором гимназии с последующим утверждением попечительского совета, а не педагогическим советом, как того требует устав. Руководство гимназии полагало, что право на образование нарушено не было, так как гарантии реализации данного права обеспечиваются только органами государственной власти и органами местного самоуправления, тогда как гимназия является частной организацией и оказывает платные образовательные услуги в рамках гражданско-правовых отношений. Суд опроверг данные утверждения и постановил, что возникновение, изменение и прекращение отношений, связанных с оказанием как бесплатных, так и платных образовательных услуг, относится к сфере регулирования законодательства об образовании, содержащего нормы административного права. В связи с этим ссылки заявителя на нормы ГК РФ, предусматривающие основания изменения и расторжения гражданско-правового договора, нельзя принять во внимание, так как к отношениям, возникшим на основании договора об образовании, содержащего элементы административно-правового договора, они не могут быть применены.
Еще одна категория дела, в которых оспаривается незаконность отчисления школьников, связана с отказом в приеме в 10 класс. Практика не принимать школьников в 10 класс по причине несоблюдения порядка приема в 10 класс, установленного в образовательной организации, отсутствия мест или по причине неудовлетворительного уровня знаний вызывает особую обеспокоенность. Представляется, что такой подход судов к решению вопроса о приеме в 10 класс может повлечь нарушение конституционного права на обязательное полное общее образование.
Так, например, в Постановлении Самарского областного суда от 18 мая 2015 г. № 4 а-325/2015 Директор гимназии была признана невиновной в ограничении права девятиклассника на образование. Как постановил суд, поскольку родители окончившего 9-й класс и получившего аттестат об основном общем образовании школьника своевременно не обратились с заявлением о зачислении его в 10-й класс, который приказом директора был укомплектован, отчисление заявителя из образовательной организации не повлекло нарушения или незаконного ограничения прав и свобод обучающегося в сфере образования. Суд указал, что при получении основного общего образования и завершении освоения основных образовательных программ порядок перевода учащихся на следующий уровень среднего общего образования законодательством РФ об образовании не определен и в соответствии с ч. 9 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам. Учитывая изложенное, привлечение к административной ответственности директора гимназии суд признал незаконным, поскольку в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
Другой пример отказа в приеме в 10-й класс – из Комсомольска-на-Амуре. В Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 13 марта 2015 г. по делу № 33-1577/2015 суд признал законным отказ в приеме в 10-й класс по причине низкой успеваемости. Ребенок истца принял решение продолжить обучение в школе с целью получения общего среднего образования и обратился с заявлением о приеме в 10 класс, в чем ему было отказано по причине низкого образовательного рейтинга. Суд подтвердил правомерность решения директора школы, указав, что отбирая учащихся в профильные классы, директор руководствовался установленной в учреждении шкалой оценок. Программа обучения в 10-х классах была рассчитана только для обучения по профильным предметам, общеобразовательных 10 классов в школе не имелось, в связи с чем продолжить обучение по общеобразовательной программе ребенок истца не имел возможности.
Таким образом, практика показывает, что суды все чаще признают законным отказ в приеме в 10-й класс, несмотря на то, что все 11 классов общего образования являются обязательными, в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона.
Перейдем к рассмотрению дел об отчислении студентов вузов. По общему правилу, студенты, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из образовательной организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (ч. 11 ст. 58 Закона).
Первый вопрос, который возникает при прочтении вышеуказанной статьи 58, – что относится к понятию «академической задолженности». Несмотря на разъяснения Минобрнауки, приведенные в начале обзора, на практике все еще возникают вопросы к этому термину. Так, например, Алтайский краевой суд рассмотрел вопрос о том, является ли пропуск лекционных занятий академической задолженностью. В Апелляционном определении от 1 июля 2015 г. № 33-5923-2015 суд пришел к выводу о том, что уважительный пропуск лекционных занятий свидетельствует лишь о ненадлежащем выполнении учебного плана, но не может служить основанием для досрочного прекращения образовательных отношений.
Тем временем, требует уточнения понятие «уважительной причины» для пропуска занятий. Например, в Апелляционном определение Московского городского суда от 22 декабря 2014 г. по делу № 33-37960 суд отменил приказ об отчислении студента, поскольку, вопреки требованиям законодательства и локальных актов Университета, отчисление проведено в период госпитализации студента. Мера дисциплинарного взыскания в виде отчисления принята без предварительного письменного объяснения и во время болезни студента. При этом, как указал суд, сам по себе факт не информирования руководства Университета об уважительности причин отсутствия на занятиях не может повлечь отчисление тяжело больного студента, которому на период болезни предоставлен академический отпуск по состоянию здоровья.
Аналогичное дело было рассмотрено в Апелляционном определении Воронежского областного суда от 9 октября 2014 г. № 33-5431. Суд отменил приказ об отчислении студента академии по состоянию здоровья, поскольку, в подтверждение состояния здоровья были предоставлены некорректные документы. Согласно локальному нормативному акту образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося и академии, например, по состоянию здоровья обучающегося на основании справки врачебной комиссии. При этом, к материалам дела вместо заключения врачебной комиссии приобщено сообщение главного врача. Суд не принял данный документ в качестве подтверждения состояния здоровья, влекущего отчисление, и восстановил истца в числе студентов академии.
В то же время, неучастие в учебном процессе без уважительных причин, как и следует ожидать, признается судами в качестве достаточного основания для отчисления. Например, в деле, рассмотренном в Апелляционном определении Московского городского суда от 20 ноября 2014 г. по делу № 33-43376, приказ об отчислении из университета признан законным, поскольку истец без наличия надлежащего основания не участвовал в учебном процессе, что явилось основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде отчисления. Как следует из материалов дела, на основании заявления отчисленного студента и в результате недобросовестных действий последнего, ему был предоставлен академический отпуск без наличия для этого установленных оснований, что студент подтвердил в заседании судебной коллегии, указав, что данный отпуск ему был необходим из-за финансовых трудностей. В связи с фиктивным отпуском и без наличия надлежащего основания студент не участвовал в учебном процессе, что явилось основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде отчисления. Установленный порядок применения взыскания был соблюден должным образом, обжалуемые приказы вынесены в установленном порядке компетентным лицом в пределах имевшихся полномочий.
Аналогичным образом Хабаровский краевой суд пришел к заключению, что истица не предоставила доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших исполнению установленных уставом учреждения и законом обязанностей добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 4 сентября 2015 г. по делу № 33-5718/2015). В частности, при наличии у истицы академической задолженности по 10 предметам, она обратилась с заявлением о продлении срока сдачи экзаменационной сессии, представив медицинскую справку. Распоряжением директора Института летняя экзаменационная сессия была продлена, однако истица не приступила к ликвидации образовавшейся академической задолженности. Взять у нее письменное объяснение по факту пропуска занятий и образования академической задолженности не представилось возможным в связи с тем, что она не посещала институт. На этом основании суд признал отчисление законным.
Не следует забывать, что суды имеют тенденцию к проверке подлинности медицинских справок, используемых студентами как обоснования уважительных причин пропуска занятий или неликвидации академической задолженности. Например, Мосгорсуд признал отчисление законным, поскольку дисциплинарное взыскание в виде отчисления было наложено на истца за представление поддельных документов. Несмотря на то, что медицинская справка содержала подлинные печати медицинского учреждения, подписи соответствующих должностных лиц, а также соответствовала форме, суд проверил ее подлинность непосредственно в медицинском учреждении и получил ответ о том, что данная справка не выдавалась (Апелляционное определение Московского городского суда от 12 февраля 2015 г. по делу № 33-4539/2015).
Большое количество успешных дел об оспаривании отчисления связано с тем, что образовательная организация не создала надлежащие условия для ликвидации академической задолженности. Отчисленные в такой ситуации студенты, как правило, подлежали восстановлению, как показывают следующие примеры.
Например, в Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 2 июня 2015 г. по делу № 33-5044/2015 приказ об отчислении студента был признан судом незаконным, поскольку студенту не было предоставлено достаточно времени на сдачу экзаменов и зачетов. Фактически, истцу не были предоставлены надлежащие условия для сдачи зачетов и экзаменов: по истечении срока ликвидации академической разницы график ликвидации академической задолженности составлен не был, комиссия для повторной сдачи задолженностей не создавалась, несмотря на то, что истцом принимались все возможные меры по ликвидации академической разницы и академической задолженности.
Аналогичное решение было принято Московским городским судом. В Апелляционном определении от 4 февраля 2015 г. по делу № 33-3458/2015 суд признал незаконным приказ об отчислении из университета «за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы», поскольку до даты отчисления из университета ответчиком истцу не были созданы условия для ликвидации академической задолженности. В частности, из материалов дела следует, что истец пять раз обращался к декану факультета с заявлением о предоставлении ему допуска для ликвидации академической задолженности, а в случае отказа просил предоставить мотивированный ответ. Однако мотивированного отказа в предоставлении допуска для ликвидации академической задолженности университетом дано не было.
В другом аналогичном решении Московский городской суд усмотрел несоблюдение университетом обязанности по предоставлению студенту доступа к ликвидации академической задолженности в том, что на неоднократные обращения истицы по поводу предоставления допуска для ликвидации задолженности университет ответа не дал, а графика отработок, который был доведен до сведения студентов, суду представлено не было (Апелляционное определение от 4 февраля 2015 г. по делу № 33-3457/2015).
При этом, имеет значение дата, на которую назначена ликвидация академической задолженности. Например, в Апелляционном определении Костромского областного суда от 9 июля 2014 г. по делу № 33-1078 суд удовлетворил требование об отмене приказа об отчислении из университета и восстановлении в списках студентов, взыскании компенсации морального вреда удовлетворено, поскольку доказано, что истцу до его отчисления из университета ответчиком не были созданы условия для ликвидации академической задолженности. Согласно законодательству об образовании обучающийся имеет право на две попытки ликвидации академической задолженности (пересдачи экзамена), при этом образовательное учреждение обязано создать обучающемуся условия для ликвидации академической задолженности и осуществлять контроль за своевременностью ее ликвидации. Вместе с тем, в рассматриваемом случае вторую попытку пересдачи университет предоставил истцу уже после даты его отчисления.
В ряде случаев отчисленным студентам удалось доказать в суде, что приказ об отчислении был принят с нарушением порядка его принятия или не уполномоченным на то лицом. В качестве примера приведем два судебных решения.
В Апелляционном определении Саратовского областного суда от 1 октября 2014 г. по делу № 33-5507 суд признал приказ об отчислении незаконным, поскольку университетом нарушен порядок отчисления, в частности, порядок привлечения к дисциплинарному взысканию. Как следует из материалов дела, студент был отчислен за курение в общежитии. Приказ об отчислении признан незаконным, поскольку суд исходил из того, что наложенное на истца дисциплинарное взыскание не соответствует тяжести совершенного им нарушения, мера дисциплинарного взыскания применена без учета предшествующего поведения истца и отсутствия у него дисциплинарных взысканий, без учета мнения обучающихся. Например, суд отметил, что протокол заседания учебно-стипендиальной комиссии юридического факультета датирован днем издания приказа и из него не следует, что подписание приказа об отчислении следовало за заседанием учебно-стипендиальной комиссии. Кроме того, истец не был уведомлен о рассмотрении вопроса о возможном применении к нему меры воздействия в виде отчисления, отсутствует голосование по данному вопросу. В локальных нормативных актах ответчика отсутствует понятие грубого нарушения, в связи с чем при решении вопроса об отчислении из состава студентов, ответчик должен учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, предшествующее поведение обучающегося. Как установлено судом, отчисленный студент ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался, не допускал каких-либо нарушений локальных нормативных актов университета, отчисление из состава студентов за нарушение Правил внутреннего распорядка студенческого общежития не предусмотрено, запрет на курение в комнатах в общежитии, введен в действие после совершения вышеуказанного дисциплинарного проступка.
Второй пример касается принятия приказа об отчислении уполномоченным на то лицом. В деле, рассмотренном в Апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 25 июня 2015 г. по делу № 33-9331/2015, cтудентка была отчислена из филиала университета за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом, правилами внутреннего распорядка университета и правилами проживания в общежитии университета, иными локальными актами университета. Вместе с тем, приказ об отчислении признан незаконным, поскольку он принят не уполномоченным на то лицом, а именно, в нарушение требований локальных нормативных актов, студентка отчислена не приказом ректора по представлению руководителя филиала, а приказом директора филиала.
Для контраста, рассмотрим примеры безуспешного оспаривания студентами приказов об отчислении. Наибольшая часть таких дел связана с выполнением образовательной организацией условия о предоставления студенту возможности ликвидировать академическую задолженность, которой студент либо не воспользовался, либо воспользовался безуспешно.
Так, например, в деле студента Омской государственной медицинской академии отчисление было признано законным, поскольку производилось трижды, студент имел академическую задолженность и систематически нарушал правила внутреннего распорядка (Апелляционное определение Омского областного суда от 17 декабря 2014 г. по делу № 33-8206/2014).
В Ростовской области суд не принял во внимание доводы отчисленного студента о признании незаконным и отмене приказа об отчислении из университета, поскольку было установлено, что студенту была предоставлена возможность пересдать три академические задолженности, возникшие после третьей сессии. Не сумев ликвидировать академическую задолженность в установленные сроки, студент был правомерно отчислен из университета, как не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и учебного процесса (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 2 декабря 2014 г. по делу № 33-16089/2014).
Также, в Апелляционном определении Волгоградского областного суда от 26 февраля 2014 г. по делу № 33-2213/14 отчисление признано правомерным, поскольку учебный план за спорный период в нарушение положений действующего законодательства и устава учебного заведения истцом не выполнен, предоставленная ему возможность погасить академическую задолженность не использована.
Таким образом, неиспользование студентом возможности ликвидации академической задолженности, предоставленной университетом, ведет к признанию приказа об отчислении правомерным. При этом необходимо в установленном порядке уведомить студента об отчислении.
В Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 2 февраля 2015 г. № 33-382/2015 суд рассмотрел вопрос о том, кто конкретно должен уведомить студента об отчислении. Отчисленный студент оспаривал незаконное бездействие ректора учебного заведения, выразившегося в непредставлении приказа об отчислении, копий документов, послуживших основанием для отчисления. Вместе с тем, указанная информация была предоставлена ему отделом кадров обучающихся, поскольку положения устава учебного заведения не предусматривали полномочия ректора по ознакомлению студентов с соответствующими приказами.
В Апелляционном определении Иркутского областного суда от 11 февраля 2016 г. по делу № 33-1502/2016 суд рассмотрел спор о надлежащем уведомлении студента об отчислении. Между сторонами был заключен договор на оказание платных образовательных услуг. Истец отчислен из образовательного учреждения за невыполнение учебного плана. При этом он утверждает, что не был уведомлен об отчислении. Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что занятость истца на работе уважительной причиной наличия академической задолженности признана быть не может. Поскольку академическая задолженность в установленный и согласованный с ним срок ликвидирована не была, ответчик принял решение уведомить истца об отчислении из ВУЗа, запросив у него письменное объяснение причин невыполнения учебного плана и документы, подтверждающие уважительную причину. Названное уведомление было вручено истцу лично. Согласно его собственноручной расписке на тексте уведомления, все объяснения были им даны ранее. Директором ВУЗа был издан приказ о его отчислении за невыполнение учебного плана. При этом, суд отметил, что в данном случае отчисление не относится к дисциплинарным взысканиям, применяемым к обучающимся, а является предусмотренным законом и договором об оказании платных образовательных услуг основанием досрочного расторжения договора. Таким образом, основания для признания недействительным оспариваемого истцом приказа об отчислении у суда первой инстанции отсутствовали.
Иная характеристика отчисления является не единственной особенностью обучения на основании договора об оказании платных образовательных услуг. Как правило, расторжение договора влечет за собой споры о возврате неиспользованных средств, уплаченных за обучение. Например, Верховный суд Республики Башкортостан рассмотрел в Апелляционное определении от 29 октября 2015 г. по делу № 33-18976/2015 вопрос о взыскании аванса за обучение в рамках защиты прав потребителя. По обстоятельствам дела, между сторонами был заключен договор на оказание образовательных услуг. Истец внес плату за обучение, но, добровольно отказавшись от обучения, просил вернуть уплаченные авансом денежные средства, в чем ему было отказано. Суд постановил, что истец, вступая в договорные отношения с ответчиком, рассчитывал на оказание ему образовательных услуг, поэтому плата за услугу, которая ему не была оказана, должна быть возвращена, за исключением фактически понесенных исполнителем расходов.
Интерес представляет необычная аргументация аналогичного дела, рассмотренного Мосгорсудом. В Апелляционном определении Московского городского суда от 26 ноября 2015 г. по делу № 33-44446/2015 истец утверждал, что локальные нормативные акты, на основании которых он был зачислен, являются дискриминационными и плата за обучение, установленная ректором вуза для иностранных студентов из стран СНГ, нарушает нормы закона, провозглашающие, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех. Вместе с тем, суд отказал в удовлетворении требований, поскольку истец не смог предоставить доказательств того, что ему был предоставлен доступ к образованию на иных условиях, чем для граждан РФ. Истец добровольно заключил договор на оказание услуг по подготовке по основной образовательной программе высшего профессионального образования, согласившись с его условиями, а также с условиями стоимости обучения. По этой причине суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.
15 октября 2016 г.
Смирнова М. В.
Кандидат юридических наук, LLM
Научный сотрудник Университета Манчестера
Старший научный сотрудник Федерального центра
образовательного законодательства.
СпроситьОтвет отключен модератором
Сохраняется ли право на 2 пересдачи экзамена в вузе, если на одну пересдачу студент не явился по уважительной причине (мед справка)
Если студент не сдал первый гос экзамен в институте на пересдачу он может придти только через год? или есть закон что пересдача положена и студент может быть допущен к пересдаче гос экзамена?
Согласно закона «Об образовании»
Статья 59. Итоговая аттестация7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Согласно Положения
об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации
(утв. приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155)
17. Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.Спросить18. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.
Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.
19. Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.
Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. Обычно не ранее чем через шесть месяцев.
СпроситьОТЧИСЛЕНИЕ БЕЗ ПЕРЕСДАЧИ С КОМИССИЕЙ - ЭТО ВООБЩЕ НОРМАЛЬНО?
Ситуация такая: почему-то преподаватель направил сходу на комиссию без объяснения причин, на пересдаче выявились какие-то "выдуманные" долги, и преподаватель поставил неудовлетворительно. Поговорив с деканом, мне разрешили еще одну пересдачу и продление сессии.
Оставалась еще три предмета, которые должны были быть с комиссией. Договорившись со всеми преподавателями о пересдачах, прихожу после выходных утром в назначенное время, после чего зам. декана заявляет: "Вы отчислены. Я говорил с преподавателями. Оказывается, ни один из них не готов принять Вас".
Я понимаю, что после комиссии прямое отчисление, но опять же, у меня не было обычной пересдачи даже. А после сам преподаватель согласился и декан тоже. Это вообще нормально или стоит сейчас отстаивать свои права?
Это вообще нормально или стоит сейчас отстаивать свои права?
Оставалась еще три предмета, которые должны были быть с комиссией.
---о каких ваших правах идёт речь вообще, если вы не усваиваете предметы? Вы просто не тянете учёбу, что в этом непонятного? НЕ ВСЕМ ЭТО КСТАТИ ДАНО.
СпроситьУточнение: Если в уставе черным по белому прописано, что студент направляется на комиссию. После неудачной пересдачи, преподаватель имеет право написать заявление о сборе еще одной комиссии, на что преподаватель согласился. Было распоряжение декана продлить сессию. Но преподавателями не было организовано ни одной пересдачи. Во время обычных пересдач преподаватели ввиду нехватки какого-то своего личного времени без конца переносили пересдачи на другие дни. Но до комиссии меня так и не довели. Поэтому мне бы хотелось получить нормальный ответ на вопрос. Отчисление без пересдачи с комиссией нормально?
СпроситьПоэтому мне бы хотелось получить нормальный ответ на вопрос.
---Здравствуйте, вы можете обратиться лично к любому юристу и вам подготовим развёрнутую консультацию со ссылками на закон или составим документ, на платной основе, на основании "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) ГК РФ Статья 779. Удачи Вам, и всего хорошего.
СпроситьМожно ли вернуть деньги за обучение на втором курсе, если не была закрыта сессия на первом?
Отучилась на первом курсе, но завалила последнюю (третью, комиссионную) пересдачу по одному из предметов (пересдача пришлась на конец первого семестра второго курса), во время второго семестра второго курса в институте не появлялась. Вернуть деньги в случае отчисления можно за весь второй курс или только за второй семестр?
Не видя вашего договора на обучение - нельзя однозначно ответить на ваш вопрос. Надо смотреть ваш договор.
СпроситьСтудентке МОМК№3 отказано в пересдаче предмета фармакология на лучшую оценку. Оценка "3" была получена по итогу экзамена за 2-й курс. Сразу было подано заявление на пересдачу. О датах пересдачи обещали сообщить в начале следующего учебного года. И сегодня, в начале 3-го курса обучения студентке заявили, что пересдача на лучшую оценку теперь запрещена по решению администрации колледжа. Правомерно ли это?