Переселившийся соотечественник из Узбекистана интересуется, будет ли начислен его трудовой стаж в России.
Я переехал в Россию в 2018 году по программе переселения соотечественников из Узбекистана. В Узбекистане начался трудовой стаж с 1997 г, что подтверженно в трудовой книжке. Будет ли мне зачислен этот стаж в России, при достижении пенсионного возраста?
Мы с семьей в 2012 году приехали в Россию на ПМЖ по программе переселения из Узбекистана, в 2013 все получили паспорта граждан России. При получении гражданства России почтой в письменном виде отправили заявление об отказе от гражданства Узбекистана. Распространяется ли в данном случае закон о двойном гражданстве?
Если у Вас нет сведений о выходе из гражданства РУ - советую подать письменное уведомление в ФМС РФ- иначе штраф
СпроситьЕсли официального документа на руках нет об отказе от гражданства, то нужно уведомить УФМС РФ. Гражданин обязан направить в УФМС РФ уведомление о наличии иного гражданства по месту жительства (пребывания) в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства согласно ФЗ РФ №62-ФЗ от 31.05.2002г.). Нарушение сроков уведомления влечет за собой штраф в размере 500 - 1000 руб. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.
СпроситьЯ приехала из Узбекистана в 2005 г. Почему к начислению пенсии берут з/плату до 1993 г, те после развала союза, пока были рубли, после 1993 года сказали зарплата не учитывается, т.к. была в другой валюте, и еще почему за основу берут среднюю зарплату России а не Узбекистана?
Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом пункты 2 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и 2 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К числу международных договоров относятся: – Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (вступило в силу 4 декабря 1995 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года (вступило в силу 28 июня 2002 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года (вступило в силу 29 мая 2001 года).
Кроме того, вопросы осуществления пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, регулируются письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 21.02.94) и Указанием Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2103.1996).
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, не заключивших с Российской Федерацией соответствующего соглашения о правах граждан в области пенсионного обеспечения (Азербайджанская Республика, Латвия, Эстония), осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии со статьей 5 Соглашения от 29 июня 1999 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства – участника данного Соглашения (Литовская Республика), принимается во внимание страховой (трудовой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах – участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств – республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.
СпроситьМне в пенсионном фонде отказали на досрочную пенсию по выслуги лет в сельской местности. Не признали стаж работы в респ Узбекистан с 1996 по 2008 г. Мои ровесники-коллеги все получают пенсию. Я в 2008 году по программе переселения соотечественников переехал жить и работать в Красноярский край и до сих пор работаю по своей профессии врача. Можно ли это оспорит через суд и есть ли шанс на пенсию? С уважением Журабой Фозилов. mogarmi@mail.ru
"Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)
Статья 6
1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
КонсультантПлюс: примечание.
О толковании п. 2 ст. 6 см. Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 29.11.2012 N 01-1/4-12, а также Решения Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 N 01-1/6-04, от 21.03.2017 N 01-1/3-16.
2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения подписано 13 марта 1992 года Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в силу с момента подписания
Как видите Узбекистан подписал данное соглашение как и Россия и согласно статьи 6 этого Соглашения стаж заработанный в Узбекистане засчитывается в стаж при оформлении пенсии в России
Вам следует отказ оспорить в суде ст 3 ГПК РФ, ст 131 ГПК РФ Шансы на пенсию у вас есть на основании данного Соглашения.
СпроситьДобрый день.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 г.
В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии).
Курс валюты публикуется в "Российской газете".
При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Основополагающими законодательными актами, устанавливающими условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При этом п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К числу международных договоров относятся:
- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 г.);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 г.);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 г.).
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, не заключивших с Российской Федерацией соответствующее соглашения о правах граждан в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии со ст. 5 Соглашения от 29 июня 1999 г. для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства - участника данного Соглашения (Литовская Республика), принимается во внимание страховой (трудовой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г.
СпроситьНеобходимо обратиться в суд с иском о включении неучтенных периодов в страховой стаж. Это обычная практика. Нужно будет подтвердить, что в этот период вы осуществляли трудовую деятельность.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу требований ч. ч. 1, 2, 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
СпроситьДобрый день!
Если есть официальный отказ Пенсионного фонда РФ, то безусловно имеет е прав оспорить его в судебном порядке. Подавайте иск в суд согласно ст.131,132 ГПК РФ и предоставляйте доказательства. Ст.35,55,56 ГПК РФ.
Требуйте подтвердить стаж работы в респ Узбекистан в период с 1996 по 2008 г. Доказательства могут быть как письменными, так и свидетельские показания.
Ст.6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)
СпроситьЗдравствуйте!
Конечно же можно оспорить не законный вам отказ в суд, в порядке искового производства, ст. 131 ГПК РФ.
Так как вам стаж работы в республике Узбекистан из вашего вопроса должны были включить в стаж для исчисления пенсии, согласно ст. 6 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992).
Подавайте иск в суд.
Шанс выиграть вам дело в суде в вашу пользу высокий.
СпроситьЗдравствуйте Георгий
Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Практика по такому делу как у вас
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июня 2019 г. решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 марта 2019 г. отменено, принято новое решение, которым признано незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Иглинском районе РБ N 12 от 17 мая 2018 г. в части невключения в специальный стаж периода работы М. с 12 мая 1994 г. по 30 июня 1994 г. в должности врача - анестезиолога - реаниматолога в отделении детской анестезиологии - реанимации Наманганской областной Детской больницы;
В вашем вопросе нужно обжаловать отказ ПФР в порядке ст. 131-132 ГПК по основаниям положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1991 г. N 464, постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, с предоставлением документов подтверждающих работу в учреждениях, поименованных в соответствующих Списках, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; периоды работы и факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение с заработной платы подтвержденными сведениями компетентного органа Республики Узбекистан.
СпроситьРаботала с 1980 г в Узбекистане. В 2009 г, получив гражданство РФ, переехала в Россию, с 2009 г и поныне работаю в РФ. Через год мне идти на трудовую пенсию по старости, исполнится 55 лет. Будут ли при расчете пенсии учитываться года работы в Узбекистане после развала Союза, т.е. после 1 дек. 1991 года? Спасибо.
Здравствуйте Светлана.
Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом пункты 2 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и 2 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К числу международных договоров относятся: – Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (вступило в силу 4 декабря 1995 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года (вступило в силу 28 июня 2002 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года (вступило в силу 29 мая 2001 года).
Кроме того, вопросы осуществления пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, регулируются письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 21.02.94) и Указанием Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2103.1996).
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, не заключивших с Российской Федерацией соответствующего соглашения о правах граждан в области пенсионного обеспечения (Азербайджанская Республика, Латвия, Эстония), осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии со статьей 5 Соглашения от 29 июня 1999 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства – участника данного Соглашения (Литовская Республика), принимается во внимание страховой (трудовой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года.
Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах – участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств – республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.
С Уважением В.П. Нилов Бюро недвижимости и права Палаццо
СпроситьВойдёт, но до 01.01.2002 года. После 01.01.2002 года в РФ на размер пенсии влияют суммы страховых взносов. Стаж узбекский может быть учтен с 2002 по 2009, но к размеру пенсии это ничего не даст.
СпроситьМой трудовой стаж 37 лет. Стаж заработан на территории одной из стран СНГ (Узбекистан). При расчёте пенсии период работы после 2002 года не был включён, хотя есть все справки по начислению зарплаты и уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. Справки все подшиты в выплатном деле. Правомерны ли такие действия со стороны регионального подразделения ПФР? Ведь есть специальное международное соглашение между Россиией и странами СНГ под названием «Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992. Согласно данного соглашения, стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Подскажите, пожалуйста, как быть в данном случае?
В решении ПФР об отказе должна быть указана причина отказа. Покажите решение юристу для изучения и выбора варианта действий. Если отказ незаконный, надо составить иск в суд. К иску желательно приобщить доказательства (эти самые справки).
СпроситьЗдравствуйте, Наталья!
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, период вашей работы после 2002 года должен быть включен в страховой стаж. В данном случае действия ПФР неправомерны. За защитой своих прав можете обратиться в суд.
СпроситьМоя мама приехала из Узбекистана на ПМЖ в Россию. У нее паспорт республики Узбекистан. Она пенсионерка, вышла на пенсию в 1985 г. Ей начислили пенсию по справке за последние 2 года работы и получала пенсию в рублях, пока Узбекистан не приобрел незавсимость и не ввел свою нац. валюту Сейчас она имеет разрешение на временное проживание и пенсию пока не получает. Когда она получит вид на жительство, будет получать пенсию. В пенсион. Фонде г.Кингисеппа нам сказали, что справка о зарплате за последние 2 года не годится и нужна справка о зарплате за 5 лет. Она же уже получала пенсию, зачем же надо снова ее пересчитывать и почему не подходит имеющаяся в ее пенсионном деле справка о зарплате за 2 последних года. Объясните правы ли инспекторы нашего пенсионного фонда. Спасибо.
Здравствуйте, Лариса.
К сожалению, инспекторы правы - нужна справка за 5 лет.
Сначала мы должны определиться со статусом лица, прибывшего в Российскую Федерацию из государства, входящего в состав СНГ, либо из других государств, ранее входивших в Союз ССР. Если гражданин одной из бывших республик СССР пребывает в России временно, то вопросами его пенсионного обеспечения будет заниматься государство, на территории которого он постоянно проживает. Если же гражданин прибыл в Россию на постоянное жительство, зарегистрировался в органах паспортно-визовой службы, получил вид на жительство, то в этом случае вопросы его пенсионного обеспечения будут решать органы, осуществляющие пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, в соответствии с российским законодательством.
CodeДавайте для удобства разделим все бывшие республики Советского Союза на две категории: те, с которыми у России не заключены соглашения* в области пенсионного обеспечения и те, с кем заключены. К первой категории относятся Латвия, Азербайджан, Эстония, ко второй – все остальные государства, расположенные на территории бывшего СССР.
В первом случае, при переезде пенсионера в Российскую Федерацию, пенсия может переводиться в Россию, если это предусмотрено национальным законодательством страны, из которой прибыл гражданин. Если это положение в национальном законодательстве отсутствует, то пенсия из государства, в котором она была назначена, переводиться в Россию не будет.
По российскому законодательству пенсия такому лицу может быть назначена, если он отвечает условиям назначения пенсии, т.е. достиг пенсионного возраста: мужчина – 60 лет, женщина – 55 лет и имеет страховой стаж не менее 5 лет. При этом гражданство лица, обратившегося за пенсий, значения не имеет, а стаж работы в СССР приравнивается к страховому стажу, выработанному в России. А вот для определения размера пенсии такому пенсионеру необходимо представить справку о заработной плате за любые 5 лет работы подряд до распада СССР. Заработок за работу за границей, в частности, в Эстонии, после того, как эта республика стала независимым государством, не может быть принят для определения размера пенсии.
Учтите также такую вещь. Для гражданина страны, с которой у нас нет соглашения (Азербайджан, Эстония, Латвия), при назначении пенсии в России, в т.ч. досрочной, не учитывается стаж, выработанный им за границей, т.е. в период после распада СССР. Например, учительница отработала в Азербайджане 25 лет, но 10 лет пришлись на 1992-2002 год. Назначить досрочную пенсию мы ей не сможем, т.к. по российскому законодательству она имеет педагогический стаж только 15 лет.
Во втором случае мы руководствуемся многосторонним Соглашением от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств–участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (аналогичные соглашения с Молдовой и Грузией). В соответствии с этим Соглашением, пенсионное обеспечение граждан государств-участников СНГ осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашением предусматривается прекращение выплаты пенсии при выезде из одной страны и назначение ее в другой (например, в России), если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Перевод пенсии как таковой не производится. Предположим, гражданин Украины или Казахстана хочет жить в России. Для того, чтобы ему назначили пенсию в России, он должен получить здесь вид на жительство, которым подтверждается право на постоянное проживание указанного лица в России. Причем он может оставаться гражданином другой страны, поскольку иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию Российской Федерации, на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания на территории России.
Единственный случай, когда российская пенсия не может быть назначена, это если данный вид пенсии не предусмотрен российским законодательством. Например, человек отработал в Казахстане на производстве, которое предусматривает назначение досрочной пенсии. Но в списке профессий, дающих право на досрочную пенсию по российскому законодательству, этой профессии нет. Тогда Казахстан на основании заявления пенсионера и справки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение в России, должен выплачивать пенсию этому лицу, пока пенсионер не достигнет общеустановленного пенсионного возраста. После чего ему уже в России назначат пенсию по старости.
Предположим, в Россию приехал гражданин Украины из Донецкой области, бывший шахтер, имеющий право на досрочную пенсию…
В этом случае ему будет назначена досрочная пенсия как шахтеру при наличии документов, подтверждающих условия, характер его работы (например, справки, что он имеет 10 лет работы в подземных условиях). Это касается и врачей, и учителей, и других категорий граждан, чья профессия дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
ля расчета стажа: либо трудовую книжку, где учтен этот трудовой стаж, либо другой документ - это может быть справка (отвечающая требованиям российского законодательства с печатями и подписями и основанием выдачи) или приказы о приеме и увольнении с работы. Но повторюсь – за период до 1 января 2002 года. После этой даты пенсия по российскому законодательству определяется на основании поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, отчисляемых работодателем за каждое застрахованное лицо.
Для расчета средней зарплаты: до распада СССР - справка о зарплате за любые 5 лет подряд в любой республике СССР или государстве - участнике СНГ до 1 января 2002 г. После этой даты заработная плата, получаемая в стране СНГ, не учитывается.
Что касается периода, начиная с 2002 года. Гражданин работает в Беларуси, работодатель отчислят за него страховые взносы в Белорусский пенсионный фонд. По житейской логике, эти деньги должны быть переведены в Россию на его счет в ПФР, но в Пенсионном фонде России он не зарегистрирован как застрахованное лицо, механизм взаимозачетов взносов между фондами не разработан. Соглашения между странами СНГ и их фондами по данному вопросу пока нет. Поэтому претендовать на них гражданин не может. В настоящее время это одна из проблем, требующих скорейшего межгосударственного урегулирования.
С какими трудностями этот человек может столкнуться при назначении пенсии? И вообще, с какими сложностями сталкиваются приехавшие в Россию граждане стран СНГ при назначении пенсии?
Первое – это получение справки о заработке за пять лет. По законодательству СССР пенсия могла быть исчислена из заработка за 12 последних месяцев работы. Пенсионер получал ее в своей стране, все было нормально. Но, приехав к нам, он должен представить справку за 5 лет работы. Пенсионер может привезти с собой пенсионное дело, которое органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, используют для назначения пенсии – там могут быть справки о стаже, об освидетельствовании в учреждениях медико-социальной экспертизы (ранее ВТЭК), если он инвалид. Но справку о зарплате за 12 месяцев принять нельзя, т. к. это противоречит российскому законодательству. Если справка за 5 лет не представлена, то пенсия назначается в размере 660 рублей в месяц. В некоторых государствах в результате военных конфликтов уничтожены архивы, поэтому получить необходимую справку невозможно.
Второе, - если гражданин работал во вредных производствах, в специальных условиях и претендует на досрочную пенсию (шахтер, металлург, химик и т.п.), сложнее всего подтвердить основания, дающие право на досрочную пенсию. Например, доказать, что работник работал в химическом производстве и был занят с вредными веществами определенного класса. Человек должен подтвердить вредный характер этой работы. Одной записи в трудовой книжке бывает для этого недостаточно.
СпроситьНет, не правы.
Узбекистан подписал Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в соответствии с которым пенсия вновь не пересчитывается, а только прекращается выплата в одном государстве и возобновляется - в другом.
Боюсь, что доказывать это умникам из ПФР придётся в суде.
У меня аналогичное дело длилось больше года - суды разных инстанций выносили прямо противоположные решения, пока мы не обратились с заявлением в Экономический суд СНГ, который удовлетворил наше заявление и сделал толкование:
"Периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат".
После этого и дело в суде общей юрисдикции устоялось в нашу пользу.
Нужна будет помощь в составлении иска в споре с ПФР - обращайтесь:
Желаю удачи!
СпроситьТрудовая книжка открыта в 1983 году в Узбекистане, работала там педагогом до 2008 года Тперь работаю в России. Хочу оформить пенсию в 50 лет т.к. имею 25 лет стажа. Получится у меня? В пенсионном сказали, что после 2001 года стаж мой не считается узбекский... Засчитают ли весь мой стаж?
Думаю, что вас вводят в заблуждение.
СОГЛАШЕНИЕ
от 13 марта 1992 года
Статья 1
Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статья 5
Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Статья 6
1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
(ст.1, 5, 6, Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения"
СпроситьВы уже сейчас собирайте все справки, подтверждающий педагогический стаж в учреждениях для детей.
А доказывать видимо придется в суде. Так просто ПФ не уступит.
Кроме того, назначение пенсии носит заявительный характер.
Пока вы письменное заявление не подадите, до тех пор считается, что вы никуда не обращались, и пенсия вам не нужна.
СпроситьНеобходим ли трудовой стаж в течении полугода для оформления гражданства по программе переселения соотечественников в россию?
Необходим ли трудовой стаж в течении полугода для оформления гражданства. Номер закона для основания? А то в уфмс говорят что нужен стаж.
Спросить---Здравствуйте, в УФМС говорят что нужен патент или трудовой договор. а не стаж. Удачи Вам и всего хорошего.
Спросить