Правомерно ли наказывать гражданский персонал МО РФ за наличие смартфона на рабочем месте и по каким статьям это могут сделать?
Правомерно ли наказывать гражданский персонал МО РФ за наличие смартфона на рабочем месте и по каким статьям это могут сделать?
Правомерно только, если запрет наличия на рабочем месте личных вещей указан в трудовом договоре.
СпроситьГде этот подзаконный акт или документ который запрещает мне носить сотовый телефон?
СпроситьПравомерно, в соответствии с ведомственными приказами и локальными актами организации.
СпроситьЕсли данный запрет оформлен работодателем в виде приказа, распоряжения или есть пункт в трудовом договоре, то такой запрет законный, если не никаких официальных документов, то никакого наказания быть не может.
СпроситьЕсли в воинской части установлены ограничения по использованию смартфонов на объектах воинской части, которые введены на основании соответствующих приказов, то Ваши действия можно квалифицировать как нарушения трудовой дисциплины.
СпроситьЗдравствуйте, разьясняю, что согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" дсрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям. Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной. В соответствии с п. 2 ст. 28.5 ФЗ "О статусе военнослужащих" нарушение запретов, установленных в пунктах 1.1 и 1.3 статьи 7 настоящего Федерального закона относится к грубому дисциплинарному поступку. Как это следует из п. 1.3 ст. 7 того же Закона, при исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами "а", "в", "г", "е", "к", "о" и "п" пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее - электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.
Таким образом, совершение Вами указанного грубого дисциплинарного поступка может послужить основанием для инициирования командованием части в отношении Вас процедуры увольнения с военной службы в связи с НУК.
СпроситьВсем добрый день. Помогите разобраться с ситуацией. Работа у нас офисного типа, документы, звонки и т.д. (бухгалтерия - кадровики-делопроизводители), никак не связана ни с каким производством. Сегодня принесли подписать приказ о запрете пользования в личных целях мобильными телефонами, планшетами и ПК во время рабочего дня. Содержание примерно такое:
Приказываю:
1) Запретить пользование мобильными телефонами, планшетами, ПК в личных целях во время рабочего процесса в любом режиме (sms, выход в интернет, игры и прослушивание музыки).
2) Удалить все данные и программы не связанные с производством работникам пользующемся ПК на рабочем месте.
Данный приказ довести под роспись весь рабочий персонал, предупредить их ответственности за его невыполнение, рассматривать использование мобильных телефонов, планшетов, ПК во время своей работы в личных целях как нарушение трудовой дисциплины, влекущее за собой дисциплинарную ответственность (проявление недисциплинированности ст. 192 ТК РФ, т.е. нарушение должностной инструкции).
Я понимаю, когда дело касается рабочих телефонов и ПК используемых в личных целях. Но могут ли мне запретить пользоваться своим личным сотовым на рабочем месте? И имеют ли право относить это к нарушению трудовой дисциплины? Никакими внутренними локальными актами и документами данный проступок не оговорён в организации. Нарушает ли работодатель мои права?
Здравствуйте! Нужно жаловаться в прокуратуру, Согласно ФЗ РФ №59-ФЗ жалоба пишется в произвольной форме (своими словами), или заказывайте в личку юристу, подается по почте либо вручается лично.
СпроситьЗдравствуйте, уважаемый Посетитель!
Работодатель ничего не нарушает. На работе нужно работать, а не "тыркаться" в телефоне. Не нравятся требования Работодателя - поищите другое место.
Благодарим Вас за посещение нашего сайта и желаем Вам всего самого наилучшего.
СпроситьЗдравствуйте! Приказ сам по себе правомерен. Чтобы его не нарушать, и начальство не злить, я думаю Вам по личным звонкам лучше выходить из кабинета, у Вас ведь есть для этого возможность. В самом приказе это и есть условие для нарушения трудовой дисциплины (ссылка на ст. 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
СпроситьЗдравствуйте! В данном случае вы можете обратится в прокуратуру по данному обстоятельству в произвольной форме. В соответствии с законодательством РФ.
СпроситьНикто не говорит, о том, что персонал "тыркается" в телефоне, персонал четко и грамотно выполняет свои должностные обязанности. Но бывают ситуации когда необходимо быть на связи с ребёнком. Да мало ли в жизни бывает ситуаций, исход которых завит от телефонного звонка.
СпроситьЭто понятно, конечно же. Чтобы приказ не нарушать, и начальство не злить, я думаю Вам по личным звонкам лучше выходить из кабинета, у Вас ведь есть для этого возможность. В самом приказе это и есть условие для нарушения трудовой дисциплины (ссылка на ст. 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
СпроситьДоброго времени суток.
Уважаемая Анастасия, работодатель прав, значит сотрудники слишком часто общаются со своими детьми. Ваш работодатель может поставить заглушку и вы будите общаться с родственниками только в перерыв.
Всего хорошего, удачи вам.
СпроситьЗдравствуйте! В данном случае вы можете обратится в прокуратуру по данному обстоятельству в произвольной форме. В соответствии с законодательством РФ.
СпроситьМогут ли командиры в армии изъять у солдата смартфон и читать переписку без судебного постановления?
Могут ли командиры в армии изъять у солдата телефон (смартфон) и читать переписку с родственниками?
В армии смартфоны запрещены, можно пользоваться только только старыми кнопочными телефонами, но... имеют ли право командиры, а именно отдел ЗГТ (служба защиты государственной тайны ВС РФ), изъять у солдата смартфон и читать переписки с друзьями, родственниками и т.д. без судебного постановления?
Нет, не имеют, но тут проблема в том, что, данные переписки не имеют юридического значения, впрочем и военнослужащему невозможно доказать, что его переписки читают.
СпроситьЧтение переписки - это преступление, ответственность за которое предусмотрено ст. 138 УК РФ.
СпроситьПочему же не имеют... По факту же переписка есть, наверное её можно даже заверить у нотариуса...
Подскажите, а органы ФСБ РФ (отдел ФСБ РФ при воинской части) имеют право без какого либо документа изъять телефон и читать переписку или данные действия только через судебное постановление.
СпроситьНет, это будут как раз плоды отравленного дерева, т.е. ссылаться они не смогут в принципе на то, что имеется в переписке. Изъять телефон они могут только в случае обнаружения данного телефона в неположенном месте, а вот читать переписки и совершать иные действия уже нет, без санкции суда или прокуратуры. Другое дело, что и вы не можете знать читают они переписку или нет.
СпроситьСпасибо Елена Александровна, а нарушение Конституции РФ сюда нельзя приписать? Я слышал, что это вмешательство в частную жизнь.
СпроситьЗдравствуйте, разъясняю, что в соответствии с п. 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:
доставление;
задержание;
личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;
изъятие вещей и документов;
временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;
отстранение от управления транспортным средством;
медицинское освидетельствование.
Правом применения указанных мер обладают:
командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше - к военнослужащим, подчиненным им по службе;
дежурный по воинской части - к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;
начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военный комендант гарнизона, дежурный по гарнизону (военной комендатуре) - к военнослужащим при несении гарнизонной, комендантской и (или) караульной служб; временно находящимся в гарнизоне; находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);
начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) - к военнослужащим во время следования по путям сообщения;
должностные лица военной автомобильной инспекции гарнизона - к военнослужащим - водителям транспортных средств воинских частей, совершивших дисциплинарный проступок и (или) нарушение требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
старший военнослужащий - к младшему военнослужащему при нарушении последним воинской дисциплины в случае, указанном в статье 79 данного Устава.
Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке указан в приложении N 6.
Согласно п.п. 3 и 4 приложения N 6 к ДУ ВС РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, и досмотр транспортного средства, то есть обследование вещей (транспортного средства), проводимое без нарушения конструктивной целостности вещей (транспортного средства), осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения предметов совершения дисциплинарного проступка или предметов, использованных при его совершении, либо предметов, сохранивших на себе следы дисциплинарного проступка.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, и досмотр транспортного средства производятся должностными лицами воинской части (гарнизона), органа военной полиции в помещении (на территории) воинской части или органа военной полиции в присутствии не менее двух понятых. При этом личный досмотр осуществляется лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии должностного лица воинской части, которой принадлежит транспортное средство. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть произведен в отсутствие указанного должностного лица.
Изъятие вещей, явившихся предметами дисциплинарного проступка или предметами, использованными при его совершении, либо предметами, сохранившими на себе следы дисциплинарного проступка, и (или) документов, имеющих значение доказательств при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности и обнаруженных на месте совершения дисциплинарного проступка или при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем, и (или) досмотра транспортного средства, осуществляется в присутствии не менее двух понятых.
В случае необходимости изъятые вещи и (или) документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.
Изъятие вещей и (или) документов осуществляется должностными лицами воинской части (гарнизона), органа военной полиции.
Изъятые вещи и (или) документы (вещественные доказательства) до рассмотрения дела о совершении грубого дисциплинарного проступка хранятся в местах, определяемых командиром воинской части или начальником гарнизона (начальником органа военной полиции). При этом:
вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возврату их законному владельцу, а если он не установлен, передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожаются;
документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в материалах о дисциплинарном проступке в течение всего срока хранения указанных материалов или передаются заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР и СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не установлен, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации;
изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боеприпасы хранятся в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации.
В силу п. 1.3 ст. 7 ФЗ "О статусе военнослужащих" при исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами "а", "в", "г", "е", "к", "о" и "п" пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее - электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.
Нарушение указанных запретов согласно ст. 28.5 названного Закона образует состав грубого дисциплинарного проступка.
Таким образом, в случае обнаружения в ходе личного досмотра личных вещей военнослужащих в порядке, определенном ДУ ВС РФ не разрешенных сотовых телефонов и иных устройств должностные лица воинской части вправе их изымать у последних.
СпроситьТоварищи юристы, единственное, я только не понял, что нужно сделать командованию, чтобы изъять у солдата телефон и прочитать его переписку в ватсапе.
СпроситьВ принципе им хватит того, чтобы изъять у вас телефон и прочитать, а что с этим делать для меня вопрос.
Если идти полностью официальным путем, то командованию надо обратиться в военную прокуратуру или полицию с заявлением, что такой-то такой-то военнослужащий использует ватсап для передачи секретной информации, прокуратура дает санкцию. После чего в присутствии понятых у военнослужащего изымается средство связи и читается переписка. А вот если в ней ничего не обнаружат, то командованию стоит задуматься о написании объяснительной.
СпроситьТак одно дело изымать вещи у солдата, совсем другое, смотреть его фотографии в телефоне, читать его переписку, заставить солдата сказать телефон от смартфона и т.д.
Акта же никакого нет с подписью солдата, что он согласен, что его телефон будут досматривать.
СпроситьЗдравствуйте! Вопрос касается защиты прав гражданских, работающих в военных частях. Гражданский персонал, заступающий на боевые дежурства, привлекают на утреннюю подготовку наряду с военными, а также на ритуал заступления на боевые дежурства (стояние в строю под флагом и т.д.). Имеет ли на это право наше начальство? Более того - по времени ритуал занимает час, то есть, плюс неоплаченный час к нашему 12-часовому дежурству.
Здравствуйте гражданский персонал не подчиняется военному уставу вы не обязаны как переработку использовать эти часы подчиняясь общему правилу Спасибо за ваше обращение на наш сайт удачи вам и всего хорошего.
СпроситьУважаемые юристы.
Вопрос в сфере прав гражданского персонала войсковых частей минобороны.
- На северном флоте для гражданского персонала ВЧ, имеющего 3 ю форму секретности, есть необходимость уведомить органы ФСБ перед отъездом в отпуск за пределы РФ, об адресе и сроках пребывания за границей. Уведомили - получили печать и подпись оперуполномоченного сотрудника - пошли с этим заявлением к командиру.
Проблема следующая - сотрудник ФСБ, курирующий часть на данный момент, чересчур рьяно исполняет свои обязанности, при этом считает, что он может запретить выезд.
Прошу подсказать, какими приказами регулируется вопрос для работников с 3 ей формой секретности, ибо иначе, без ссылки на приказы, разговор не получается с опером.
Благодарю.
---Здравствуйте уважаемый посетитель, увы, но именно сотрудник ФСБ и решает эти вопросы и без его согласия. Вы не сможете выехать, тем более с секретностью, Знали куда поступали, придётся исполнять все запреты и не жаловаться, это в любом случае бесполезно. См. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
СпроситьЗдравствуйте! Днный вопрос регулируется следующим законом.
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"СпроситьСтатья 15
Статья 15. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла подпункта 1 статьи 15 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П.
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Виктор, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250 дсп утверждена Инструкция об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Инструкция). Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 сентября 2006 г. № 8235.
Поскольку он носит гриф, смотрите его в части.
С уважением.
СпроситьТакие приказы и инструкции как правило имеет уровень доступа ДСП (для служебного пользования) . если Вы имеете доступ к гос. тайне и получаете соответствующие доплаты, то Вас вполне обоснованно могут не выпустить за границу
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) "О государственной тайне"
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла статьи 24 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П.
""Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
""права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
" Открыть полный те"
СпроситьЗдравствуйте. На Ваш вопрос поясняю: Формально у Вас нет ограничений на выезд за пределы РФ. В частности, в силу ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Речь в данном случае идет о первой и второй форме допуска, при которой подлежит сдаче в «первый отдел» загранпаспорт.
Статья 18.
В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.
Однако, данные обстоятельства не не освобождают Вас от выполнения взятых на себя обязательств по защите государственной тайны, в частности от уведомления о своем намерении о выезде за пределы Российской Федерации.
Это вытекает из предписаний подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 2004 года № 3-1 (является документов ограниченного пользования с грифом «секретно»), положения которого признаны соответствующими федеральному законодательству, вступившим в законную силу, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 года, принятым по делу N АКПИ 12-1137. ссылка Подробнее ➤ Желаю удачи. В.
СпроситьПо данному факту выносилось Определение Верховного суда N КАС 11-732 от 22.12.2011 в пользу заявителя. Можете ссылаться на данное решение, поскольку в нем все понятно расписано применительно к вашей ситуации.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №КАС 11-732
ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 22 декабря 2011 г.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Горшкова В.В.,
Коваля В.С.,
при секретаре Кулик Ю.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морараш В В о признании частично недействующей Инструкции об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250 дсп,
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2011 г которым заявление Морараш В.В. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Виноградова В.В., Калашникова А.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250 дсп утверждена Инструкция об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Инструкция). Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 сентября 2006 г., № 8235.
Морараш В.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Инструкции в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации допущенных к секретным сведениям, а также не осведомленных в сведениях составляющих государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам. Из заявления следует, что фактически заявителем оспариваются пункты 5, 157 Инструкции.
Морараш В В. полагает, что оспариваемые ею положения противоречат статье 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которой право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям отнесенным к государственной тайне. Каких-либо ограничений для граждан допущенных к секретным сведениям (3 форма допуска), а также не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, указанный Закон не содержит.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2011 г заявление Морараш ВВ. удовлетворено частично. Признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 5, 157 Инструкции в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене судебного решения и об отказе в удовлетворении заявленных Морараш В.В. требований. В кассационной жалобе указывает что необходимость уведомления о выезде за границу командования лицами гражданского персонала, имеющих обязательства, связанные с ограничением выезда за границу, обосновываются спецификой деятельности воинских частей (организаций), к которым относится переход на усиленный режим работы, проведение учений (боевых действий). В ряде случаев указанная деятельность предполагает запрет на убытие в отпуск (в том числе и за границу) или отзыв военнослужащих (лиц гражданского персонала) из отпусков, привлечение их к работе в выходные и праздничные дни. Эти ограничения прав военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не противоречат статьям 97, 99, 101, 111, 113, 124 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству обороны Российской Федерации пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статьями 8, 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598, и определяет порядок проведения мероприятий, связанных с выездом из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке предусмотренным этим Федеральным законом.
В силу подпункта 1 статьи 15 названного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено при допуске его к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, если он заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с данным Федеральным законом.
Кроме этого, статьей 19 этого же Федерального закона предусмотрено что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 24 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Одним из таких ограничений является ограничение права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований (в части суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на основании вышеприведенных норм Федеральных законов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих.
Инструкцией предусмотрено, что военнослужащие (лица гражданского персонала) для получения разрешения на выезд за границу по частным делам обращаются по подчиненности с рапортом (заявлением). Военнослужащие (лица гражданского персонала), осведомленные в секретных сведениях или не осведомленные в сведениях, составляющих государственную тайну, при положительном рассмотрении рапорта (заявления) соответствующими должностными лицами Вооруженных Сил, указанными в пункте 5 Инструкции в установленном порядке выезжают за границу (пункт 157); решение о выезде из Российской Федерации военнослужащих (лиц гражданского персонала) в каждом конкретном случае принимается должностными лицами, указанными в подпункте «б» пункта 5 Инструкции, в отношении подчиненных им военнослужащих (лиц гражданского персонала), осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, выезжающих за границу по частным делам (абзац второй подпункта «в пункта 5).
Таким образом, оспариваемыми положениями Инструкции установлен разрешительный порядок выезда за пределы территории Российской Федерации не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала, не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, или допущенных к сведениям, имеющим гриф «секретно» (третья форма допуска что не соответствует статьям 15, 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и необоснованно ограничивает право этой категории граждан на выезд из Российской Федерации.
Довод представителей Министерства обороны Российской Федерации о том, что ограничение на выезд за границу может быть установлено любому лицу, в т.ч. гражданскому служащему, если это оговорено в трудовом договоре независимо от степени секретности носителей, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, основанным на неправильном толковании закона.
При этом суд правомерно учел, что пункт 122 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г устанавливает, что ограничение на выезд из Российской Федерации не может быть применено в отношении работников, не осведомленных в сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что необходимость уведомления командования о выезде за границу лицами гражданского персонала, имеющими обязательства связанные с ограничением выезда за границу, обосновываются спецификой деятельности воинских частей (организаций) и не противоречат статьям 97, 99, 101, 111, 113, 124 Трудового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о незаконности обжалованного решения, поскольку указанные нормы закона непосредственно не регулируют рассматриваемые правоотношения.
Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Манохина
Члены коллегии В.В. Горшков
В С. Коваль.
СпроситьЗдравствуйте. По вашему вопросу могу сообщить следующее. В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование. Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Постановление Правительства РФ от 19.12.1997 N 1598 (ред. от 29.12.2016) "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба"
1. Установить, что разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых предусмотрена военная служба (далее именуются - военнослужащие), дается Министром обороны Российской Федерации и руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) или уполномоченными ими лицами.
СпроситьУ вас допуск к секретным сведениям, а это не является препятствием для выезда заграницу. Подобные дела уже рассматривались судами в пользу заявителей.
Верховный суд Российской Федерации Именем Российской Федерации Решение от 27 октября 2011 года по делу № ГКПИ 11-1392
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А. при секретаре Ивашовой О.В. с участием прокурора Любимовой И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морараш В.В. о признании частично недействующей Инструкции об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250 дсп, установил: приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250 дсп утверждена Инструкция об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Инструкция). Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 сентября 2006 г. № 8235. Морараш В.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Инструкции в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации допущенных к секретным сведениям, а также не осведомленных со сведениями, составляющими государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам. Из заявления следует, что фактически заявителем оспариваются пункты 5, 157 Инструкции. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что оспариваемые положения противоречат статье 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ), согласно которой право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне. Каких-либо ограничений для граждан, допущенных к секретным сведениям, а также не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, данный Закон не содержит. Как указано в заявлении, Морараш В.В. работала в военном комиссариате на различных должностях гражданского персонала, на основании оспариваемых норм была лишена допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и в связи с этим уволена. В судебное заседание заявитель не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Министерство обороны Российской Федерации в письменных возражениях указало на то, что Инструкция утверждена в пределах предоставленных Министерству полномочий. Ограничения для гражданского персонала, установлены оспариваемыми нормами в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598 "О порядке оформления разрешения на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598), статьей 24 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1) и не противоречат положениям Трудового кодекса Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации в своих возражениях указало, что оспариваемые положения пунктов 5, 157 Инструкции носят разрешительный характер и поэтому нуждаются в корректировке, но поскольку прав и законных интересов заявителя не нарушают, просило в удовлетворении заявления отказать. Выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Виноградова В.В., Калашникова А.Н., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецова М.Ю., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству обороны Российской Федерации пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 8, 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598, и определяет порядок проведения мероприятий, связанных с выездом из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную. Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Федеральным законом. Так, в силу подпункта 1 статьи 15 названного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено при допуске его к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, если он заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с данным Федеральным законом. Кроме этого, статьей 19 этого же Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно статье 24 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Одним из таких ограничений является ограничение права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне. По смыслу приведенных норм, право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих. Прочитайте полезные статьи по теме: Образец заполнения трудовой книжки 2017 Инструкцией предусмотрено, что военнослужащие (лица гражданского персонала) для получения разрешения на выезд за границу по частным делам обращаются по подчиненности с рапортом (заявлением). Военнослужащие (лица гражданского персонала), осведомленные в секретных сведениях или не осведомленные в сведениях, составляющих государственную тайну, при положительном рассмотрении рапорта (заявления) соответствующими должностными лицами Вооруженных Сил, указанными в пункте 5 Инструкции, в установленном порядке выезжают за границу (пункт 157); решение о выезде из Российской Федерации военнослужащих (лиц гражданского персонала) в каждом конкретном случае принимается должностными лицами, указанными в подпункте "б" пункта 5 Инструкции, в отношении подчиненных им военнослужащих (лиц гражданского персонала), осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, выезжающих за границу по частным делам (абзац второй подпункта "в" пункта 5). Таким образом, оспариваемыми положениями Инструкции установлен разрешительный порядок выезда за пределы территории Российской Федерации не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала, в т.ч. осведомленных в секретных сведениях (третья форма допуска) и не осведомленные в сведениях, составляющих государственную тайну, что не соответствует статьям 15, 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ и ограничивает право этой категории граждан на выезд из Российской Федерации. Между тем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Довод представителей Министерства обороны Российской Федерации о том, что ограничение на выезд за границу может быть установлено любому лицу, в т.ч. гражданскому служащему, если это оговорено в трудовом договоре, независимо от степени секретности носителей, основан на неправильном толковании закона. Кроме того, согласно пункту 122 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г., ограничение на выезд из Российской Федерации не может быть применено в отношении работников, не осведомленных в сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Морараш В.В. удовлетворить частично. Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 5, 157 Инструкции об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250 дсп, в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышева
Источник: Подробнее ➤Спросить
Нарушение трудовой дисциплины, выражающейся в неисполнении обязательных правил поведения является основанием для депремирования.
СпроситьРуслан, вероятно и скорей всего это бесполезно... Я имею ввиду бомбить юристов с этим вопросом о справедливости и законности введенных мер с масками и перчатками.. Им нужно самостоятельно прийти и додумать то, что творится безумие и жутчайшая несправедливость и обьединяться с народом и выводить ВС на чистую воду... там все напихано деньгами и коррумпировано. То, что необходимо обьединение и совместная работа сообща это факт и от юристов (если бы было больше тех, кого это волнует) и от врачей очень многое зависит!
СпроситьВам, как юристу, должно быть лучше меня известно, что ношение маски не является нарушением трудовой дисциплины. Или что, именно, работник нарушает, не одевая маску? Трудовой договор? Трудовой кодекс?
СпроситьВероятно, нарушает приказ или распоряжение организации. То есть локальный нормативный акт. За то и лишение премии или её снижение.
СпроситьЕсли обязанность носить маски установлена локальным нормативным актом работодателя и работник был ознакомлен с этим приказом под роспись, то работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение данной обязанности с учетом процедур и принципов привлечения к такой ответственности.
Изучите.
Вопрос: Как работодателю оформить обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавируса? Правомерно ли привлечь к дисциплинарной ответственности за несоблюдение данных требований?
Предусмотрена ли административная ответственность для работодателя и (или) работников, если они не носили маски и перчатки, которыми были обеспечены?
Ответ: Обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавирусной инфекции может быть установлена приказом или внутренними локальными актами организации (правилами внутреннего трудового распорядка). При оформлении обязанности работников носить маски и перчатки работодателю следует указать основание выдачи масок и перчаток, необходимое количество масок (перчаток), ответственных лиц за выдачу масок и перчаток, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и перчаток.
По нашему мнению, данную обязанность работодатель вправе закрепить и после того, как она будет отменена на основании регионального нормативно-правового акта, соблюдая при этом критерии разумности и обоснованности.
Привлечение работника к дисциплинарной ответственности будет правомерно только в том случае, если соответствующая обязанность закреплена локальным нормативным актом, должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором и работник ознакомлен с ней под подпись.
За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения работодатель и (или) работник могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Обоснование: С 12 мая 2020 г. единый период нерабочих дней, связанных с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, завершился. Согласно Указу Президента РФ от 11.05.2020 N 316 регионы исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции на территории субъекта РФ обязаны определить территории, где могут продлить действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Большинство регионов продлили режим самоизоляции и определили дополнительные условия, которые необходимо соблюдать при работе в этот период.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Руководителями организаций и предприятий должны приниматься меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятиях торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Организациями должно обеспечиваться выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ (п. п. 9.8, 9.9 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 N 63).
Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 Трудового кодекса РФ).
Для профилактики коронавируса на рабочих местах, а также организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 Роспотребнадзор подготовил для работодателей ряд рекомендаций, приведенных в Письмах от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15, от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27, от 03.03.2020 N 02/3401-2020-27.
В рекомендациях приводится перечень профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников организаций. В частности, работодателю рекомендуется обеспечить работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток, а также обеспечить контроль за использованием указанных средств (п. 4.10 Приложения к Письму Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24).
Следует отметить, что Роструд указал, что защитные маски не относятся к категории средств индивидуальной защиты. В законодательстве нет установленной нормы выдачи. Выдача защитных масок работникам в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ является инициативой работодателя и не является обязательной процедурой (Приложение к Письму Роструда от 09.04.2020 N 0147-03-5).
При этом отдельные работодатели обязаны обеспечить:
- марлевыми повязками работников аптек в периоды распространения острых респираторных заболеваний (п. 6.4.2 Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек) (утв. Приказом Минздрава России от 21.10.1997 N 309));
- респираторами медицинский персонал, оказывающий помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, и водителей специализированного медицинского автотранспорта (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 25.01.2020 N 02/847-2020-27, также см. Приложение к Письму Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6509-2020-32);
- масками и респираторами персонал транспортно-пересадочных узлов и любых общественных транспортных средств (пп. 1.3 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9);
- масками и респираторами работников мест с массовым пребыванием людей (пп. 1.3 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 9).
Определенные требования могут быть установлены на региональном уровне. Например, в соответствии с п. 2.2.1 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ предусмотрено использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц. Ограничения, установленные данным Указом, действуют в части, не противоречащей Указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ, в котором про отмену ношения масок на рабочих местах не говорится.
Обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавируса работодатель вправе установить приказом или внутренними локальными актами организации (правилами внутреннего трудового распорядка) (ст. ст. 8, 22 ТК РФ). Указанная обязанность направлена на снижение рисков распространения инфекции на рабочих местах, соответственно, не будет ухудшать положение работников (ст. 8 ТК РФ).
При оформлении обязанности работников носить маски и перчатки работодателю следует указать основание выдачи масок и перчаток, необходимое количество масок (перчаток), ответственных лиц за выдачу масок и перчаток, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и перчаток. С данным документом необходимо ознакомить работников под подпись (ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Кроме того, работодатель дополнительно может подготовить памятки и инструкции по профилактическим действиям работников во время эпидемии.
Следует иметь в виду, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях либо ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, в случае если указанные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека.
Правительство Российской Федерации включило коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Ношение медицинской маски и перчаток является одной из профилактических мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции. При несоблюдении указанной профилактической меры работодатель и (или) работник могут быть привлечены к административной ответственности по вышеуказанной статье.
Вопрос об установлении обязанности работников носить маски и перчатки на работе по инициативе работодателя в целях профилактики даже после отмены региональных требований законодательством в настоящее время не урегулирован. Законодательство о труде прямо не предусматривает возможность установления работодателем определенных правил профилактики вирусных заболеваний, а именно обязанности работников по ношению масок и перчаток, но и не запрещает. И если указанная обязанность будет закреплена в правилах внутреннего трудового распорядка, то работник обязан ее соблюдать (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). В свою очередь, работодатель вправе требовать от работников соблюдения дисциплины труда (ст. 22 ТК РФ). Рекомендуем работодателю при установлении такой обязанности учесть обоснованность своих требований и применить общий критерий разумности.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ). Наказывая работника за неношение маски и перчаток на рабочем месте, работодатель обязан соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный ст. 193 ТК РФ.
При этом привлечение работника к дисциплинарной ответственности будет обоснованным только в том случае, если соответствующая обязанность закреплена локальным нормативным актом, должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором и работник ознакомлен с ней под подпись (Письмо Роструда от 20.11.2015 N 2628-6-1).
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
11.06.2020
{Вопрос: Как работодателю оформить обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавируса? Правомерно ли привлечь к дисциплинарной ответственности за несоблюдение данных требований? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2020) {КонсультантПлюс}}
СпроситьТ. е. неисполнение устного требования непосредственного начальника носить маску не может являться причиной и основанием для лешения или сокращения премии? А работодатель может, ненарушив закон, обязывать носить работника маску?
СпроситьНеисполнение любого, в том числе устного, требования непосредственного начальника, относящегося к Вашим трудовым обязанностям (не только касаемо масок), может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 193 ТК.
И Вы сильно уверены, что, предъявляя Вам требование о ношении маски на рабочем месте в период действия противоэпидемических ограничений, работодатель нарушает закон?
СпроситьТ. е. верховный суд решил, что биология и физика, а так же медицина, являются лженауками и маски являются средством противовирусной защиты, а не провоцирующим обострение инфекционных и аллергических заболеваний?
СпроситьВаше мнение не имеет значения и никому не интересно (Вы обычный обыватель, а не учёный и не юрист и можете только высказывать свое субъективное мнение по этому вопросу, конкретными результатами исследований Вы не обладаете), поскольку государство в лице ВС РФ выразило свою правовую позицию относительно необходимости использования масок и иных СИЗ в настоящее время.
СпроситьЯ не ученый и не юрист. Но моя "субьективная", как Вы назвали, позиция основана на образовании, которое мне дало государство (Правда, не это госудаоство!) и которое, в свою очередь, основано на достижениях ни одного и ни двух ученых, а целого человечества, как вида. Так что, на лицо противоречие между государственным образованием и, как Вы выразились государственной позицией, выраженной в решении ВС РФ!
СпроситьВы можете стать правозащитником и броситься на амбразуру, если у вас много свободного времени.
Если вы думаете, что это кому-то нравится, то ошибаетесь. Но может стоит проявить терпение?
Увы, не все от наших с вами мнений зависит.
СпроситьВы можете рассуждать по данному поводу сколько угодно, однако данное обстоятельство не меняет отношения государства к вопросу необходимости использования гражданами масок и СИЗ.
Обращайтесь в суд, он поставит точки над "И".
СпроситьЧто каксается правовой оценке, как раз, у вас в статусе указанно: юрист. И становится не понятным Ваше к этому, как юриста, отношение.
СпроситьВы можете рассуждать по данному поводу сколько угодно, однако данное обстоятельство не меняет отношения государства к вопросу необходимости использования гражданами масок и СИЗ.
Обращайтесь в суд, он поставит точки над "И".
СпроситьЭто медицинский вопрос. Вы же зачем-то устроили полемику с юристами. Уже с юридической стороны всё подтверждено по поводу законности. Так что обращайтесь к врачам.
СпроситьЭто не полемика и не рассуждения, а я обратился за профессиональным мнением!.. а в ответ получил необьяснимое безупречное соглашетельство даже в вопросах, специалистами в которых вы являетесь, казалось бы, которые больше моего должны вас волновать, больше, кого бы то ни было!.. Ан нет!..
СпроситьА Почему нас больше должно это волновать? По вашему юрист это затычка в каждой бочке? К сожалению политика государства такова. Мы же не занимаемся политикой. Юрист такой же человек и вы. Есть у вас время, оспаривайте нормы, которые считаете нужным оспаривать.
Спроситья обратился за профессиональным мнением!..
Вы это профессиональное мнение получили! Просто оно Вас не устраивает, и Вы хотите услышать что-то другое. Это весьма характерно для многих вопрошающих на этом форуме (не только по вопросам ковид-ограничений).
Но реальность такова. Распространенное в интернете мнение, что "противоэпидемические ограничения не законны", "никто не вправе требовать надеть маску", "штрафы легко отменяются в суде" не соответствует действительности!
Указанные ограничения и требования, вводимые Роспотребнадзором, местными и региональными властями и даже локальными нормативными актами на предприятиях вполне законны и обязательны к исполнению.
Лица, уклоняющиеся от их исполнения, законно могут быть подвергнуты различным санкциям и мерам принуждения.
Подчеркиваю, что я говорю сейчас исключительно о юридическом аспекте проблемы, не касаясь дискуссии, насколько все эти меры оправданы и целесообразны с эпидемиологической точки зрения.
СпроситьВы правы, мнение меня не устроило. Но не устиоило по причине своей не состоятельности и необоснованности. Оно противоречиво! Что, даже в моем обывательском представлении, в юриспруденции недопустимо. А тут ВС РФ!.. И все довольны.. Юристы довольны!.. А следующее решение ВС РФ будет прыгать с 9-го этажа, в целях увиличения продолжительности жизни? Пойдете прыгать?!
СпроситьТак это как раз вы похожи на того, кто пойдет прыгать с 9-го этажа, если об этом напишут в интернете. Мы руководствуемся логикой и законами. А для вас: "об этом написала в интернете, пойду и я так сделаю".
СпроситьУважаемый диванный критик, если Вы уверены в своей правоте и разбираетесь в указанном вопросе лучше чем юристы, ВС РФ иные компетентные органы, то идите в суд и отстаивайте там свою позицию в рамках правового поля, если одержите в судебных баталиях победу, то тогда у Вас появится моральное право "бросить камень в огород" юристов. А до этого момента прошу воздержаться от подобных комментариев в адрес юристов.
СпроситьЯ командир части. В данной воинской части не так давно, в моем подчинении находится ведомственная охрана МО РФ. В соответствии с планом подготовки на 2016 учебный год, в целях качественной подготовки личного состава команды ВОХР ввереной мне войсковой части во исполнение ст. 17 приказа Министра Обороны от 30 декабря 2001 г. № 541 «О ведомственной охране МО РФ» я издал приказ провести на войсковом стрельбище плановое контрольное занятие по огневой подготовке по выполнению упражнения 2 УНС из 7.62 мм СКС с личным составом команды ВОХР. В ходе, которого личный состав команды ВОХР не справился с поставленной задачей, выполнив данное упражнение на оценку «неудовлетворительно». В связи с чем было проведено административное расследование, объяснения не отбирались, так как основанием была ведомость с неудовлетворительными оценками, стрелкам команды ВОХР был объявлен выговор на основании чего они были лишены премии по приказу МО РФ 1010.
От председателя профсоюза на меня поступил рапорт, в котором он говорит что административное расследование проведено с явным нарушением закона, так как не были взяты объяснения со стрелков ВОХР и ни кто не уведомил его как председателя профсоюза. Так же он указывает о неправомерности данного взыскания так как люди не были заранее осведомлены о сдаче зачетов по стрельбе, оружие якобы не отвечает требованиям для прицельной стрельбы, занятия до этого проводились редко, мишени на стрельбище не были проверены комиссией на предмет их исправности, не была создана комиссия по оценке результатов стрельб. Приказ на лишение премии по приказу МО РФ №1010 не был представлен ему на согласование как председателю профсоюза.
Действительно ли я как командир войсковой части должен был все это делать, и тем более еще согласовывать свои действия с председателем профсоюза ввереной же мне воинской части? Как правильно дать ответ и на какие документы и нормативные акты сослаться? Поскольку председатель профсоюза написал если я не отменю свой приказ, потому что по его мнению на результат стрельбы повлияло якобы неисправное состояние оружия и отсутствие занятий по огневой подготовке, он вынужден будет обратиться в вышестоящие органы профсоюза, инспекцию по труду и прокуратуру.
Напрямую нигде настолько подробно не прописано что именно Вы должны делать. Поэтому полагаю что делать этого Вы не должны. Тем более с профсоюзом согласовывать. Хотя в прокуратуру они действительно могут обртаиться в целях проверки.
См. ст. 10 ФЗ "О прокуратуре РФ",
Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (с изменениями и дополнениями)
Система ГАРАНТ: Подробнее ➤
СпроситьНет, никакого согласования с председателем профсоюза быть не может.
Что касается лишения премии - то ее выплата это право войсковой части, а не обязанность. Она не входит в обязательные платежи по контракту.
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 июля 2010 г. N 1010
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДОВ ДЕНЕЖНОГО
ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОПЛАТЫ ТРУДА ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
2. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
СпроситьВы обязаны были взять объяснительные.
Ст. 193 ТК РФ требует.
"До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт."
Так что отменяйте свой приказ, если боитесь взыскания.
А согласовывать с профсоюзом свои действия Вы не обязаны.
СпроситьСогласовывать приказ о наказании работников вы не должны, так как подобных требований в трудовом законодательстве нет.
Вместе с тем, приказ о дисциплинарном наказании работников издан вами незаконно. Дело в том, что в соответствии со ст.193 Трудового кодекса РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Вы этого не сделали, поэтому если работники будут обжаловать ваш приказ в военную прокуратуру или в суд, то его придется отменить.
Все остальные претензии профсоюза, а именно осведомленность о сдачи зачетов, несоответствия оружия и мишеней и т.п. - все это ерунда.
Самая большая и фатальная ваша ошибка - это неполучение объяснений с работников.
СпроситьЛишение премии незаконно. Так как премия входит в зарплату. Статья 135. Установление заработной платы
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 135 ТК РФ
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Система ГАРАНТ: Подробнее ➤
Поэтому могут обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.
В трудовых отношениях нет штрафов и лишений.
СпроситьВам действительно лучше отменить приказ о наказании, т.к. нарушена процедура привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренная приказом МО РФ в части получения объяснений от работников. Мотивированное мнение вы запросить обязаны у председателя первичной профсоюзной организации, если она создана во вверенной вам воинской части, надлежащим образом оформлена и работники являются ее членами, этого требует ФЗ 10 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Изучив мотивированное мнение вы можете принимать решение о привлечении к ответственности.Неисправное состояние оружия не может быть основой мотивированного мнения профсоюза, за безосновательное вынесение мотивированного мнения председатель профсоюза может быть привлечен к ответственности.А не предоставление работникам права на дачу объяснения серьезное нарушение права, которое повлечет отмену приказа.
Обратитесь к адвокату очно и вам помогут разобраться в ситуации.
СпроситьВам необходимо отменить свой приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности. В случае, если не истек месячный срок с момента сдачи зачета, вы можете провести повторное разбирательство с учетом недостатков предыдущего и принять соответствующие решение.В этом случае в обоснование отмены предыдущего приказа указать наличие нарушений порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
В любом случае о принятом вами решении вы должны сообщить профсоюзному органу.
Также считаю необходимым обратить ваше внимание на то обстоятельство, что сама по себе не сдача зачетов - не является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, вам необходимо выяснить причины не сдачи, например стало ли это следствием незнания ТТХ оружия, иных правил, знание которых необходимо для попадания по мишени (например, поправки с учетом ветра и т.п.). То есть необходимо установить наличие вины.
В качестве примера: На основании неудовлетворительных результатов огневой подготовки, в целях выявления причин, вы назначаете сдачу зачетов по ТТХ и т.п., в случае если работники зачеты не сдадут, то вы можете сделать обоснованный вывод о том, что неудовлетворительная стрельба стала следствием незнания работниками основных принципов стрельбы. И наказывать не за неудовлетворительную стрельбу, а за не знание ТТХ.
Спросить