Кто пишет заявление об отчислении ребенка с умственной отсталостью и инвалидностью - родители или сам ребенок?
Ребенок с умственной отсталостью и инвалидностью зачислен на программу профессионального обучения, но через месяц семья приняла другое решение. Заявление об отчислении пишет сам ребенок и оно является действительным? Или заявление пишут родители?
Если ребенок не признан недееспособным, то заявление он либо его опекун/родители.
СпроситьМожно ли по заявлению родителей оставить на повторный год обучения учащуюся 9 класса, обучающуюся по АООП с умственной отсталостью?
Людмила, для дублирования класса обучения в школе необходимы не заявление родителей, а знания ребёнка. Если ребёнок не может осилить школьную программу, то он может дублировать.
СпроситьУ мальчика 14 стоит заключение пмпк умственная осталость можно не переводится на идивидуальную программу чтоб получить аттестат. Ребенок не инвалид.
Можно не переводится. Право выбора формы обучения принадлежит родителям. Без заявления родителей не переведут на индивидуальную адаптированную программу обучения.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2020)
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
СпроситьМои сын перешел в 9 класс, учился по программе АООП с умственой отсталостью от заключение ПМПК. Могу я отказатся в 9 классе от рекомендаций ПМПК.
Ребёнок закончил первый Класс. По варианту 7.2.Динамика есть, первый класс освоил. Школа Предлагает два варианта, первый продублировать первый класс, и второй вариант, учится во втором классе, но отказаться от адаптированной программы. Я против дублирование первого класса, Но и от адаптированной программы отказываться не хочется.
Здравствуйте, Мария! В соответствии с п. 9 ст. 58 Закона об образовании обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. То есть в принципе вопрос выбора опции по дальнейшему обучению относится к прерогативе родителей, однако необходимо учитывать следующее.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ вариант обучения 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Хотя чисто теоретически, если рекомендации ПМПК даны на программу 7.2, дочери должна быть обеспечена именно эта программа во втором классе.
В Вашем случае я бы рекомендовала ознакомиться с программой, по которой она потенциально будет учиться во втором классе, возможно, проконсультироваться со специалистами, и исходя из этого действовать (подать заявление в администрацию школы о зачислении во второй класс или оставлении на второй год обучения). По общему правилу в спорных случаях для детей рекомендуется более сложная образовательная среда.
При этом в случае, если ребенок не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей можно перевести на обучение по варианту 7.2.
СпроситьУже 1,5 месяца учимся во втором классе, ходили на ПМПК вариант 7.2 не убрали (боятся на себя взять ответственность, поясняют что за такой короткий срок 1 год (первый класс) мы снять вариант 7.2 не можем) Руководство школы по программе 7.2 отказываются обучать ребёнка во 2 классе, говорят нам на выбор, либо дублировать 1 класс, либо отказываться от адаптационной программы. Вопрос: как грамотнее написать заявление о том, что дублировать 1 класс мы не будем, но и от адаптационной программы мы не хотели бы отказываться?
СпроситьПисать такого рода заявления не нужно. Школа не имеет права не представлять программу которую рекомендует ПМПК. Если школа отказывается пишите в Ваш департамент образования.
СпроситьИмеет ли право преподавать учебные предметы у обучающегося с легкой умственной отсталостью 6 класса учитель начальных классов, прошедший повышение квалификации по работе с обучающимися ОВЗ?
Елена, доброго дня.
Ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой.
Если учитель /преподаватель прошёл переподгототовку по данной программе, и у него есть на то удостоверяющий документ об образовании, то в таком случае он имеет право преподавать часы в школе детям с ОВЗ.
Надеюсь мой ответ Вам полезен!
С уважением.
СпроситьЗдравствуйте Елена
Полагаю с учетом ниже изложенного вы как учитель начальных классов, прошедший повышение квалификации вправе работать с обучающимися ОВЗ
на основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” на основании которого и в соответствии с Письмом Министерства просвещения РФ от 31 августа 2020 г. N ДГ-1342/07 "Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.В соответствии с п.3.4.1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” предъявляются требования к кадровым условиям к педагогическим работникам, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Квалификационные требования к учителю утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761 н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
СпроситьЕлена, здравствуйте!
Правовое основание - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями).
Имеет право преподавать из вашего вопроса преподаватель имея высшее образования и пройдя соответствующую переподгатовку.
Я вам ответил с учетом вашего уточнения.
Вопрос так же регулируется ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Надеюсь мой ответ вам полезен!
СпроситьЗдравствуйте Елена!
То. что Вы сообщили не оставляет сомнений в том, что такой учитель вправе заниматься деятельностью по обучению учеников с ОВЗ.
Вам следует руководствоваться при этом Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" от 30 марта 2016, разработавшего Методические рекомендации
по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В разделе 2. Кадровое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специально указано, что обеспечение кадровых условий - одно из основных направлений деятельности образовательной организации при внедрении ФГОС. Решение данных вопросов прорабатывается с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), а также с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Ссылка на раздел 1, п. 9 не случайна. В нем говорится, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Подробнее ➤
Поэтому никаких оснований для отказа учителю нести учебную нагрузку по работе с учениками ОВЗ нет
Удачи Вам!
СпроситьМеня интересует уточнение может ли вести учебные предметы основной школы (6 класс) учитель начальных классов.
СпроситьУ вас такого права нет так как нет соответствующего образования. Вы сами пишите что по образованию вы учитель начальных классов. Наличие переподготовки позволяет вам преподавать учащимся с ОВЗ но опять же в рамках начальной школы. Я не знаю что написано в вашем дипломе по переподготовке. Отвечаю исходя из содержания вашего вопроса.
СпроситьЕлена, может.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Выполнение работы по должности учителя, определенным лицом возможно при наличии у него высшего или среднего профессионального педагогического образования либо образования, соответствующего преподаваемому предмету.
Если педагогический работник уже допущен к исполнению своих обязанностей и соответствует указанному выше образовательному цензу, отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы закрепить за ним дополнительную педагогическую нагрузку по преподаваемому им предмету независимо от возраста обучающихся и класса.
С уважением.
СпроситьПоложена или нет решают врачи по совокупности обстоятельств. Надо брать направление на комиссию. Смотрят например, есть ли еще сопутствующие заболевания, как и насколько способен себя обслуживать.
См Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024 н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями), раздел 3
Спросить--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! по установлению или отказу, в группе инвалидности, решают ТОЛЬКО медики МСЭ, для установления группы инвалидности (или её усиления), нужно обратиться к лечащему врачу терапевту, с просьбой заполнить посыльный лист на МСЭ бланк Формы №080/у. Получаете этот лист и обходите всех указанных в нём врачей, а затем, проходите МСЭ, согласно Постановления Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. (ред. от 22.03.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом". Форма №080/у-06 подписывается заведующим отделением, в качестве председателя Врачебной комиссии. А при отказе в установлении группы инвалидности, или её снижении. Обжалуете отказ в суде в течении 3 месяцев со дня его получения. Суд назначит комиссионное обследование и вынесет своё решение.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
СпроситьЗдравствуйте. Это решает экспертиза МСЭ, при обращении в медицинские органы. В дальнейшем врачи выдадут заключение о наличии/отсутствии оснований для установления инвалидности (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом").
СпроситьЗдравствуйте, здравствуйте, для получения инвалидности необходимо прохождение МСЭ и заключение врачебной комиссии Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024 н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
СпроситьВопрос установления инвалидности решают врачи, конкретно - МСЭ. Вы можете обжаловать отказ
Постановления Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. (ред. от 22.03.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
СпроситьИнвалидность положена при наличии условий, предусмотренных п. 5 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом":
5. Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Могут дать инвалидность 3 степени.
СпроситьИнвалидность определяет исключительно МСЭК, то есть мед. соц. экмпертиза и более никто, вот медики пишут таким образом, что все должно учитывться в комплесе и сам диагноз не являетчся основанием.
Медико-социальные критерии инвалидности вследствие умственной отсталости - базируются на комплексной оценке клинико-функционального, психологического, профессионального и социального статуса больного.
Основными критериями для 3 группы инвалидности являются:
- Снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (легкая дебильность) с умеренно выраженными аффективно-волевыми нарушениями и психопатоподобным поведением. Указанные расстройства ограничивают способность контролировать свое поведение, способность к трудовой: деятельности и к обучению 1 степени выраженности.
- Снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (умеренная дебильность) с основным типом олигофренического дефекта, что ограничивает способность к обучению 1 - 2 степени выраженности, к трудовошдеятельности - 1 степени, общению - 1 степени.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 01.1
СпроситьВопрос конечно медицинский, а не юридический, но мне известно достоверно, что с таким диагнозом никогда инвалидность не дают. Этот диагноз не входит в перечень заболеваний, установленных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024 н
Умственно отсталых очень много, особенно в сельской местности. Иногда их даже в армию призывают, так что ничего страшного в этом нет. Могут учиться, работать. Понятное дело, что учеными они не станут, да и на государственную службу никто не возьмет, но дворником работать можно.
СпроситьПоложена или нет инвалидность устанавливает
учреждение медико-социальной экспертизы в порядке
Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Статья 12. Порядок установления инвалидности
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
СпроситьСам по себе такой диагноз не означает что вашему ребенку автоматически положена инвалидность. Установление инвалидности занимается МСЭ-медикосоциальная экспертиза В состав комиссии входят медики, а поэтому юристы вам конкретно не ответят положена или не положена вашему ребенку инвалидность Медики будут решать данный вопрос на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024 н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями),
СпроситьДумаю, что положена - вот какое интересное решение я нашёл - думаю здесь можно применить аналогию
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2015 г. N 41-КГ 15-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Юрьева И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кеменчижи И.П. к Кеменчижи Г.Ю. о разделе совместно нажитого имущества
по кассационной жалобе Кеменчижи Ирины Петровны на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 14 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения Кеменчижи И.П., ее представителя - адвоката Григорьеву С.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Кеменчижи И.П. обратилась в суд к Кеменчижи Г.Ю. о разделе совместно нажитого имущества, указав, что стороны состояли в браке, имеют сына Кеменчижи Д. года рождения. В период брака приобретено недвижимое имущество - жилой дом и земельный участок. Кеменчижи И.П. просила произвести раздел указанного имущества, отступив от начала равенства долей супругов, исходя из интересов несовершеннолетнего ребенка.
Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 14 марта 2014 г. исковые требования Кеменчижи И.П. к Кеменчижи Г.Ю. удовлетворены частично, произведен раздел общего совместного имущества супругов.
За Кеменчижи Г.Ю. признано право собственности на 1/2 доли в праве собственности на жилой дом общей площадью кв. м, в том числе жилой площадью кв. м, расположенный по адресу: , при этом уменьшена доля в праве собственности Кеменчижи И.П. до % доли.
Внесены в Единый государственный реестр прав изменения в запись о праве Кеменчижи И.П. на данный жилой дом, указано ее право собственности в размере % доли, а также запись о праве собственности Кеменчижи Г.Ю. на этот дом в размере 1/2 доли.
За Кеменчижи Г.Ю. признано право собственности на % доли в праве собственности на земельный участок площадью кв. м, расположенный по адресу: , при этом уменьшена доля в праве собственности Кеменчижи И.П. до 1/2 доли. Внесены в Единый государственный реестр прав изменения в запись о праве Кеменчижи И.П. на данный земельный участок, указано ее право собственности в размере 1/2 доли, а также запись о праве собственности Кеменчижи Г.Ю. на этот земельный участок в размере 1/2 доли.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2014 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене указанных выше судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 25 мая 2015 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются предусмотренные статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом, стороны состояли в браке, который был прекращен 25 февраля 2013 г., имеют ребенка - Кеменчижи Д. года рождения (л.д. 9, 10).
В период брака на основании договора купли-продажи от 20 января 2006 г. супругами Кеменчижи был приобретен в собственность земельный участок площадью кв. м и жилой дом площадью кв. м, расположенные по адресу: (л.д. 12, 14).
Разрешая спор и определяя доли сторон в совместно нажитом в период брака имуществе равными, суд первой инстанции исходил из того, что Кеменчижи И.П. не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, с которыми закон связывает возможность отступления от начала равенства долей супругов в их общем имуществе, и в частности, ущемления интересов несовершеннолетнего ребенка.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, сославшись на то, что указанные истцом обстоятельства о наличии у ребенка заболевания, проживание ребенка с нею, непринятие отцом участия в содержании и воспитании сына, наличии задолженности по алиментам не могут служить основанием для отступления от принципа равенства долей супругов в их совместном имуществе.
Также судебная коллегия указала, что определение долей сторон в спорном имуществе не ограничивает права их сына в пользовании этим имуществом, в связи с чем права ребенка при разделе домовладения в равных долях затронуты не будут и оснований для увеличения супружеской доли истца за счет интересов ребенка не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации, при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными.
Согласно пункту 2 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", при разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации может в отдельных случаях отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей и (или) заслуживающие внимания интересы одного из супругов.
Как следует из содержания приведенных выше положений закона и разъяснений, суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе при наличии нескольких оснований. При этом закон не требует совокупности этих оснований. В частности, таким самостоятельным основанием являются, прежде всего, интересы несовершеннолетних детей.
Отступление от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей согласуется также с конституционным принципом, закрепленным в части 2 статьи 7, части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации.
Закон не содержит перечня заслуживающих внимания интересов несовершеннолетних детей, с учетом которых суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в общем имуществе.
Указанные причины (обстоятельства) устанавливаются в каждом конкретном случае, с учетом представленных сторонами доказательств. При этом данные причины и представленные в их подтверждение доказательства должны оцениваться судом в совокупности (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с приведением мотивов, по которым данные доказательства приняты в обоснование выводов суда, или отклонены судом (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылаясь на пункт 2 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации, именно с учетом интересов несовершеннолетнего сына-инвалида Кеменчижи И.П. и просила увеличить размер ее доли в совместно нажитом с Кеменчижи Г.Ю. имуществе.
При этом свое требование она мотивировала тем, что несовершеннолетний сын Кеменчижи Д., года рождения, является инвалидом, которому необходимо выделение отдельного помещения для проживания и обучения с учетом имеющегося диагноза - умственная отсталость легкой степени сложного генезиса с нарушениями поведения и 2 степени ограничения (не может классифицировать предметы по признакам и выделять мнение, не сформированы пространственные и временные представления, неадекватный стиль взаимодействия со сверстниками, в 15 лет обучается по программе 2 класса), иного жилого помещения у истца нет и ей необходимо с учетом интересов ребенка поддерживать материальный уровень его жизни и после раздела имущества и расторжения брака между родителями на прежнем уровне. Кроме того, Кеменчижи И.П. обращала внимание суда на то, что в случае раздела спорного имущества без отступления от равенства долей, она сможет приобрести только однокомнатную квартиру без земельного участка, соответственно, у нее и сына-инвалида будет одна жилая комната на двоих, в связи с чем он не сможет полноценно заниматься учебой, учитывая, что находится на индивидуальном домашнем обучении, а также отдыхать.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховный Суд Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Между тем принимая решение об отказе в увеличении доли Кеменчижи И.П. в совместно нажитом супругами имуществе, суд фактически оставил приведенные заявителем доводы без внимания, обстоятельства, касающиеся соблюдения интересов несовершеннолетнего ребенка, проживающего с истцом, суд в нарушение части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов с учетом доводов Кеменчижи И.П. не определил в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и не получили правовой оценки суда.
Отклоняя приведенные Кименчижи И.П. в обоснование предъявленного иска доводы, подтвержденные соответствующими доказательствами, суды первой и второй инстанций не привели мотивов, по которым указанные истцом обстоятельства не могут быть отнесены к заслуживающим внимания, с которыми закон связывает возможность отступления от равенства долей супругов в общем имуществе.
Согласно частям 1 - 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2012 г. N 13-П).
Данные требования закона судами первой и второй инстанций выполнены не были.
Ссылка суда апелляционной инстанции на отсутствие оснований для увеличения супружеской доли за счет интересов ребенка, поскольку определение долей сторон в спорном имуществе не ограничивает права их сына в пользовании этим имуществом, основана на ошибочном толковании пункта 2 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации.
Сам по себе учет судом интересов детей при определении долей супругов в общем имуществе не влияет на отношение детей к указанному имуществу, поскольку пунктом 4 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации закреплен принцип раздельности имущества родителей и детей.
Как указывалось выше, Кеменчижи И.П. ставила вопрос не о выделении ребенку из совместно нажитого во время брака с Кеменчижи Г.Ю. имущества самостоятельной доли, а об увеличении ее доли в общем имуществе супругов при его разделе на основании статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации. При этом судами не было учтено, что у ответчика имеется задолженность по уплате алиментов, что в совокупности с разделом имущества супругов повлечет ухудшение материального положения ребенка, поскольку то имущество, которым он раньше мог свободно владеть и пользоваться может стать для него недоступным или доступ к нему существенно ограничивается, что приобретает особое значение для него как инвалида, нуждающегося по состоянию здоровья в дополнительном уходе, требующем соответствующих материальных затрат.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Кеменчижи И.П. и ее несовершеннолетнего сына.
С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 14 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2014 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор по разделу совместно нажитого имущества.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 14 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2014 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
СпроситьЗдравствуйте. Ребенку с диагнозом «умственная отсталость» может быть присвоена инвалидность. Для этого родителям следует пройти консультацию у детского психиатра. Если по заключению врача ребенок подлежит инвалидности, психиатр выписывает направление на прохождение специализированной медико-социальной экспертной комиссии. В международной классификации болезней этому расстройству присвоен шифр F70. проходите МСЭ, согласно Постановления Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. (ред. от 22.03.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Т.е начинайте с похода к детскому психиатру.
Желаю удачи. В.
СпроситьЗдравствуйте, для получения инвалидности необходимо прохождение медико-социальной экспертизы и заключение врачебной комиссии Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024 н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"
"Приложение к Правилам признания лица инвалидом (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 339)СпроситьПеречень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, а также показаний и условий в целях установления группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид"
I. Заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид")
1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазами без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения; инкурабельность заболевания).
2. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, психических, сенсорных (зрения), языковых и речевых функций, выраженными ликвородинамическими нарушениями.
3. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.
4. Врожденное и приобретенное слабоумие (умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая, выраженная деменция).
Здравствуйте. На самом деле это решает МСЭ. Никто из юристов Вам однозначного ответа к сожалению не даст. Легкая умственная отсталость редко приводит к инвалидности, но повторюсь это решают только врачи.
В общем должна быть полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью и т.п.
Обращайтесь к лечащему врачу, он вправе дать направление на МСЭ.
.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
II. Условия признания гражданина инвалидом
5. Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
СпроситьОн обслуживает себя через раз, то нормально одевается, то плохо. Очень большие проблемы с памятью и обучением.
Спросить--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Мы не врачи, по установлению инвалидности,-решают только медики МСЭ, согласно Постановлению Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. (ред. от 22.03.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
СпроситьВ любом случае, мы Вам на этот вопрос достоверно не ответим, Вам необходимо брать в у врача, у которого ребенок наблюдается направление на МСЭ а окончательное решение примет врачебная комиссия, сейчас вообще инвалидность дают неохотно, мало того, еще и снимают, видимо такая установка государства минимизировать социальные выплаты населению.
СпроситьЕлена пока вы не будет заключения мсэ на этот вопрос может ответить только врач. А вот если ребенку положена инвалидность, но её не допустим не установили то тогда это поле деятельности для юриста
Положена или нет инвалидность устанавливает
учреждение медико-социальной экспертизы в порядке
Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Статья 12. Порядок установления инвалидности
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
СпроситьРебёнку поставили диагноз умственная отсталость в легкой степени на комиссии, ему было 5 лет, сейчас 6. Обследование было 15 минут, другой психиатр ставит зари, дефектолог, логопед и психолог не согласны с диагнозом умственная отсталость, так как у него проблемы в большей степени именно из за речевого нарушения. Как можно оспорить данный диагноз и снять его? Так как ребёнку перечеркнули всю жизнь.
Здравствуйте. Можно и оспорить, и снять, провести переосвидетельствование, займет 3 месяца.
СпроситьДобрый день! У нас очень похожая ситуация (получилось у Вас оспорить и снять диагноз хоть?
Спросить