Право директора школы на отчисление второкласника за плохое поведение - основание и документы

• г. Анапа

Имеет-ли право директор общеобразовательй школы отчислить второкласника! За плохое поведение? Если да,то на основании каких документов или инструкций?

Заранее благодарю за ответ.

Ответы на вопрос (2):

Уважаемая Мария, я думаю, Вам будет полезно ознакомиться с этим интервью.

29 сентября 2004

Внимание: отчисление!

В наступившем учебном году Министерство образования и науки РФ намерено обратить более пристальное внимание на проблему отчислений учащихся школ. Недавно в беседе с журналистами руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Виктор Болотов уделил особое внимание этой теме. «Имеются случаи отчисления даже первоклашек», - сообщил, в частности, он.

Начальник Управления государственного надзора по соблюдению законодательства РФ в сфере образования Валерий Грибанов рассказал корреспонденту «Большой перемены», что в течение прошлого года из начальной школы в России было отчислено 860 детей, причем 780 из них – без продления обучения (т.е. в текущем году они не вернулись за парту). 215 детей из 1-4 классов были отправлены в исправительные учреждения и детские колонии. Из 5-9-х классов отчислено 10 472 ученика, из 10-11-х – 9 296. Это данные Минобрнауки.

Есть и другая статистика. Согласно официальным отчетам, которые представили учебные заведения по запросам Госкомстата, в прошлом году в процессе обучения из школ было отчислено 50 тысяч учеников. А по данным специальной комиссии, созданной распоряжением Президента России, - вообще 2 миллиона, то есть, практически каждый десятый!

Валерий Грибанов объясняет столь серьезные расхождения тем, что министерство собирало данные по результатам на 10 августа, а Госкомстат, возможно, -- на 1 января. Кроме того, статистика могла быть смешанной, и в списки отчисленных попали дети, оставленные на второй год. А таких в России очень много: только среди учеников начальных классов - 31 тысяча человек, всего же по общеобразовательной школе -- 100 тысяч.

По словам Валерия Грибанова, две самые распространенные причины отчисления детей из образовательного учреждения – тяжелые болезни и миграция (60-70% учащихся). Если ребенок не может учиться в школе по состоянию здоровья, родители забирают документы и переводят его на домашнее обучение или на какое-то время прерывают образование. В случае переезда ребенок уезжает с родителями и переводится в другую школу.

Отчислить ребенка, не достигшего 15 лет, школа может только при вмешательстве комиссии по делам несовершеннолетних. Здесь действует закон 1967 года, к нему в каждом регионе издаются дополнительные акты о работе с КДН. В случае, когда ученика выгнали из школы незаконно, ответственность несет директор.

Однако вряд ли кто-то возьмется утверждать, что законодательство всегда соблюдается. Так, на Урале из 1357 учеников, отчисленных в прошлом учебном году из школ по разным причинам, 87 процентов детей не смогли учиться из-за тяжелого материального положения родителей. Это данные официальной статистики, поступившей в Свердловское областное министерство образования. В сельской местности проблема стоит еще острее: ученики покидают школу, чтобы пойти работать. Нередко сами родители изъявляют желание прекратить обучение подростка, мотивируя это тем, что образование их ребенку ни к чему, заработать можно и без школьных знаний.

Все меньше остается педагогов, желающих искать «особый подход» к трудному подростку, который плохо учится и недисциплинированно ведет себя на уроках. А если хулиган еще и пользуется авторитетом среди одноклассников, то учителя и директор приложат все усилия для того, чтобы выставить «недоросля» из школы как можно скорее. Оно и понятно: кто захочет портить себе нервы и тратить дополнительное время за учительскую зарплату?

Зачастую директора намеренно занижают статистику отчислений. Так, в Оренбургской области по данным, предоставленным образовательными учреждениями, было отчислено всего 4 человека. При проверке же оказалось, что только в одной школе области «отсеяли» 23 ученика.

Еще сложнее отследить «скрытые отчисления»: неуспевающего ученика переводят в вечернюю школу. Иногда туда попадают даже первоклашки. Формально ребенок учится, законность соблюдена.

В правилах отчисления из школы учащихся младше 15 лет предусмотрены исключения, которые касаются детей с отклонениями в развитии, подростков с поведением, противоречащим принятым в обществе правовым, нравственными социальным нормам, а также тех, кто содержится в воспитательно- и исправительно-трудовых учреждениях. Эти исключения нередко используются в качестве еще одной лазейки для желающих обойти закон. Дело в том, что школьника, который не справляется с учебной нагрузкой или патологически неусидчив, с разрешения родителей может обследовать медико-педагогическая комиссия. Если в умственном развитии или психике ребенка обнаруживаются нарушения, то родителям предлагают перевести его в коррекционное учреждение. Часто бывает, что ученик, благодаря настойчивости близких, остается в обычной школе и, в конце концов, адаптируется к нормальным детям. Но это происходит только в том случае, если попадается терпеливый учитель. Если нет – то ребенка начинают попросту выживать. Родители попадают «из огня в полымя»: ведь коррекционные школы тоже бывают разными. Надо ли говорить о том, что малышу, например, с нарушениями слуха может сильно навредить пребывание в школе для детей с синдромом Дауна? А во многих регионах все типы коррекционных учреждений смешаны экономии ради.

Между тем, серьезные нарушения своих прав нередко вынуждены терпеть и здоровые дети. Так, в Республике Коми 35 детей, мамы и папы которых были лишены родительских прав, поместили во вспомогательную школу-интернат. То есть нормально развивающихся школьников приравняли к умственно отсталым. Аналогичный случай произошел с детьми-сиротами в Горьковской вспомогательной школе-интернате. Никаких врачебно-педагогических комиссий ученики не проходили, что является нарушением еще одного закона – «О психиатрической помощи и гарантах прав граждан при ее оказании». Органы управления образованием, отправлявшие здоровых детей к умственно неполноценным, мотивировали такое решение тем, что в специальных интернатах для лишившихся родительского попечения не было свободных мест.

А в карельском поселке Мелиоративный руководство образовательного учреждения и вовсе постановило прерывать обучение, если оно «не приносит желаемых результатов». То есть из школы выгоняли всех детей, не справлявшихся с учебной нагрузкой.

Итак, в наступившем учебном году Министерство образования и науки РФ намерено ужесточить контроль за отчислениями школьников. В регионах будут проводиться более тщательные проверки обстоятельств, по которым детей отчисляют из школы или переводят в вечерние учебные заведения. «При проверке будет подниматься личное дело каждого ребенка. Мы должны знать, куда ребенок пошел после школы. Дети не должны оставаться без присмотра», - сказал Валерий Грибанов.

По его словам, проверки ведутся не раз в год, а постоянно. В большинстве регионов существуют собственные отделы инспектирования. Сейчас тщательно проверяется Дальневосточный автономный округ, Якутия, Хабаровский и Красноярский края, сообщил Грибанов.

Необходимо помнить, что в случае незаконного отчисления ребенка из школы ответственность несет директор. Если выяснилось, что нет достаточных оснований для исключения, то назначается повторное расследование -- даже если ученику уже больше 15 лет и его отчислением ведала комиссия по делам несовершеннолетних.

Большая перемена

Подробнее ➤

Удачи и выдержки!!!

Спросить
Пожаловаться

Мария, вот еще полезная для Вас информация Плохая успеваемость или безобразное поведение ребенка в школе – это всегда конфликт, в котором участвуют как минимум родители и учителя. Иногда конфликты становятся настолько неразрешимыми, что остается один выход – отчислить ребенка из школы. А потому очень полезно знать порядок законного отчисления детей из общеобразовательных учреждений.

В соответствии с требованием п. 7 ст. 19 ФЗ «Об образовании», пунктами 57, 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении обучающиеся обязаны соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

По решению органа управления общеобразовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших четырнадцати лет.

То есть до достижения 14-летнего возраста категорически запрещается исключать детей из школ.

В уставе школы или иных локальных актах должна быть определена процедура отчисления учащегося, а также решены вопросы о том, какие нарушения устава или приложений к нему считаются «грубыми» и являющимися основанием для отчисления учащегося из школы.

Образовательное учреждение обязано в 3-дневный срок проинформировать органы местного самоуправления об исключении обучающегося из этого учреждения. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из общеобразовательного учреждения, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или обучение в другом образовательном учреждении.

Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Кроме того, «хроническая» неуспеваемость обучаемого на ступени общего образования по программам, реализуемым в данной школе, может быть также оговорена в Уставе конкретного учреждения как основание для недопущения к обучению на следующей ступени образования, что указано в ст. 17 ФЗ «Об образовании».

Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательным учреждением.

Обучающиеся, не освоившие образовательную программу более чем по одному предмету предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Спросить
Пожаловаться

Могут ли отчислить второклассника из школы за плохое поведение?

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, если ребенок плохо учится в школе. Директор школы имеет право отчислить ребенка из школы. Мы прописаны в сельской местности. А в школу ходим в городскую. Пока ребенок учился нормально проблем не было. Теперь нас хотят отчислить. Имеют право?

Ребенок пошел во второй класс не по прописке. Очень сильно хромает поведение. Директор намекнула что он учится не по прописке. Имеет ли она право за плохое поведение отчислить его из школы?

Имеет ли право директор школы перевести заместителя директора в учителя, если я устроилась в школу заместителем директора. Какие основания?

Имеет ли право администрация школы отчислить ученика 3 класса из школы за плохое поведение, родители учеников класса собрали подписи с жалобой на ребенка.

Мой ребенок во время игры поранил мальчика и есть частые жалобы на плохое поведение. Связи с этим меня вызывают к директору. На счет поведения меня уже вызывали к директору но пока результатов нет. Сейчас директор хочет поставить вопрос об отчислении моего ребенка из школы. А) как я могу защитить своего ребенка. Б) может ли директор отчислить моего ребенка.

У моего сына плохое поведение и успеваемость в школе. Директор школы сказала, чтобы мы его переводили на семейное обучение. Имеет ли она право заставить нас это сделать?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Имеет ли право директор школы без согласия коллектива (учителей) перевести школу с пятидневки на шестидневку?

И на основании каких документов?

Может ли директор школы подать в органы опеки документы на лишения родительских прав, если у ребёнка плохое поведение и двойки в школе.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение