
Право директора школы на отчисление второкласника за плохое поведение - основание и документы
Имеет-ли право директор общеобразовательй школы отчислить второкласника! За плохое поведение? Если да,то на основании каких документов или инструкций?
Заранее благодарю за ответ.

Уважаемая Мария, я думаю, Вам будет полезно ознакомиться с этим интервью.
29 сентября 2004
Внимание: отчисление!
В наступившем учебном году Министерство образования и науки РФ намерено обратить более пристальное внимание на проблему отчислений учащихся школ. Недавно в беседе с журналистами руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Виктор Болотов уделил особое внимание этой теме. «Имеются случаи отчисления даже первоклашек», - сообщил, в частности, он.
Начальник Управления государственного надзора по соблюдению законодательства РФ в сфере образования Валерий Грибанов рассказал корреспонденту «Большой перемены», что в течение прошлого года из начальной школы в России было отчислено 860 детей, причем 780 из них – без продления обучения (т.е. в текущем году они не вернулись за парту). 215 детей из 1-4 классов были отправлены в исправительные учреждения и детские колонии. Из 5-9-х классов отчислено 10 472 ученика, из 10-11-х – 9 296. Это данные Минобрнауки.
Есть и другая статистика. Согласно официальным отчетам, которые представили учебные заведения по запросам Госкомстата, в прошлом году в процессе обучения из школ было отчислено 50 тысяч учеников. А по данным специальной комиссии, созданной распоряжением Президента России, - вообще 2 миллиона, то есть, практически каждый десятый!
Валерий Грибанов объясняет столь серьезные расхождения тем, что министерство собирало данные по результатам на 10 августа, а Госкомстат, возможно, -- на 1 января. Кроме того, статистика могла быть смешанной, и в списки отчисленных попали дети, оставленные на второй год. А таких в России очень много: только среди учеников начальных классов - 31 тысяча человек, всего же по общеобразовательной школе -- 100 тысяч.
По словам Валерия Грибанова, две самые распространенные причины отчисления детей из образовательного учреждения – тяжелые болезни и миграция (60-70% учащихся). Если ребенок не может учиться в школе по состоянию здоровья, родители забирают документы и переводят его на домашнее обучение или на какое-то время прерывают образование. В случае переезда ребенок уезжает с родителями и переводится в другую школу.
Отчислить ребенка, не достигшего 15 лет, школа может только при вмешательстве комиссии по делам несовершеннолетних. Здесь действует закон 1967 года, к нему в каждом регионе издаются дополнительные акты о работе с КДН. В случае, когда ученика выгнали из школы незаконно, ответственность несет директор.
Однако вряд ли кто-то возьмется утверждать, что законодательство всегда соблюдается. Так, на Урале из 1357 учеников, отчисленных в прошлом учебном году из школ по разным причинам, 87 процентов детей не смогли учиться из-за тяжелого материального положения родителей. Это данные официальной статистики, поступившей в Свердловское областное министерство образования. В сельской местности проблема стоит еще острее: ученики покидают школу, чтобы пойти работать. Нередко сами родители изъявляют желание прекратить обучение подростка, мотивируя это тем, что образование их ребенку ни к чему, заработать можно и без школьных знаний.
Все меньше остается педагогов, желающих искать «особый подход» к трудному подростку, который плохо учится и недисциплинированно ведет себя на уроках. А если хулиган еще и пользуется авторитетом среди одноклассников, то учителя и директор приложат все усилия для того, чтобы выставить «недоросля» из школы как можно скорее. Оно и понятно: кто захочет портить себе нервы и тратить дополнительное время за учительскую зарплату?
Зачастую директора намеренно занижают статистику отчислений. Так, в Оренбургской области по данным, предоставленным образовательными учреждениями, было отчислено всего 4 человека. При проверке же оказалось, что только в одной школе области «отсеяли» 23 ученика.
Еще сложнее отследить «скрытые отчисления»: неуспевающего ученика переводят в вечернюю школу. Иногда туда попадают даже первоклашки. Формально ребенок учится, законность соблюдена.
В правилах отчисления из школы учащихся младше 15 лет предусмотрены исключения, которые касаются детей с отклонениями в развитии, подростков с поведением, противоречащим принятым в обществе правовым, нравственными социальным нормам, а также тех, кто содержится в воспитательно- и исправительно-трудовых учреждениях. Эти исключения нередко используются в качестве еще одной лазейки для желающих обойти закон. Дело в том, что школьника, который не справляется с учебной нагрузкой или патологически неусидчив, с разрешения родителей может обследовать медико-педагогическая комиссия. Если в умственном развитии или психике ребенка обнаруживаются нарушения, то родителям предлагают перевести его в коррекционное учреждение. Часто бывает, что ученик, благодаря настойчивости близких, остается в обычной школе и, в конце концов, адаптируется к нормальным детям. Но это происходит только в том случае, если попадается терпеливый учитель. Если нет – то ребенка начинают попросту выживать. Родители попадают «из огня в полымя»: ведь коррекционные школы тоже бывают разными. Надо ли говорить о том, что малышу, например, с нарушениями слуха может сильно навредить пребывание в школе для детей с синдромом Дауна? А во многих регионах все типы коррекционных учреждений смешаны экономии ради.
Между тем, серьезные нарушения своих прав нередко вынуждены терпеть и здоровые дети. Так, в Республике Коми 35 детей, мамы и папы которых были лишены родительских прав, поместили во вспомогательную школу-интернат. То есть нормально развивающихся школьников приравняли к умственно отсталым. Аналогичный случай произошел с детьми-сиротами в Горьковской вспомогательной школе-интернате. Никаких врачебно-педагогических комиссий ученики не проходили, что является нарушением еще одного закона – «О психиатрической помощи и гарантах прав граждан при ее оказании». Органы управления образованием, отправлявшие здоровых детей к умственно неполноценным, мотивировали такое решение тем, что в специальных интернатах для лишившихся родительского попечения не было свободных мест.
А в карельском поселке Мелиоративный руководство образовательного учреждения и вовсе постановило прерывать обучение, если оно «не приносит желаемых результатов». То есть из школы выгоняли всех детей, не справлявшихся с учебной нагрузкой.
Итак, в наступившем учебном году Министерство образования и науки РФ намерено ужесточить контроль за отчислениями школьников. В регионах будут проводиться более тщательные проверки обстоятельств, по которым детей отчисляют из школы или переводят в вечерние учебные заведения. «При проверке будет подниматься личное дело каждого ребенка. Мы должны знать, куда ребенок пошел после школы. Дети не должны оставаться без присмотра», - сказал Валерий Грибанов.
По его словам, проверки ведутся не раз в год, а постоянно. В большинстве регионов существуют собственные отделы инспектирования. Сейчас тщательно проверяется Дальневосточный автономный округ, Якутия, Хабаровский и Красноярский края, сообщил Грибанов.
Необходимо помнить, что в случае незаконного отчисления ребенка из школы ответственность несет директор. Если выяснилось, что нет достаточных оснований для исключения, то назначается повторное расследование -- даже если ученику уже больше 15 лет и его отчислением ведала комиссия по делам несовершеннолетних.
Большая перемена
Удачи и выдержки!!!
Спросить
Мария, вот еще полезная для Вас информация Плохая успеваемость или безобразное поведение ребенка в школе – это всегда конфликт, в котором участвуют как минимум родители и учителя. Иногда конфликты становятся настолько неразрешимыми, что остается один выход – отчислить ребенка из школы. А потому очень полезно знать порядок законного отчисления детей из общеобразовательных учреждений.
В соответствии с требованием п. 7 ст. 19 ФЗ «Об образовании», пунктами 57, 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении обучающиеся обязаны соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
По решению органа управления общеобразовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших четырнадцати лет.
То есть до достижения 14-летнего возраста категорически запрещается исключать детей из школ.
В уставе школы или иных локальных актах должна быть определена процедура отчисления учащегося, а также решены вопросы о том, какие нарушения устава или приложений к нему считаются «грубыми» и являющимися основанием для отчисления учащегося из школы.
Образовательное учреждение обязано в 3-дневный срок проинформировать органы местного самоуправления об исключении обучающегося из этого учреждения. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из общеобразовательного учреждения, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или обучение в другом образовательном учреждении.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Кроме того, «хроническая» неуспеваемость обучаемого на ступени общего образования по программам, реализуемым в данной школе, может быть также оговорена в Уставе конкретного учреждения как основание для недопущения к обучению на следующей ступени образования, что указано в ст. 17 ФЗ «Об образовании».
Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательным учреждением.
Обучающиеся, не освоившие образовательную программу более чем по одному предмету предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Спросить

Может ли директор школы в городе отчислить ребенка, прописанного в сельской местности, из-за плохих учебных результатов?

Вопросы второклассника без прописки - может ли директор отправить его из школы из-за плохого поведения?

Основания для перевода заместителя директора школы в учителя - права и возможности директора

Право на отчисление ученика 3 класса за плохое поведение - жалобы родителей и возможные последствия.

Моего ребенка обвиняют в плохом поведении и грозится отчислением из школы - как его защитить?

Может ли директор школы заставить перевести ребенка на семейное обучение из-за плохого поведения и успеваемости?

Право директора школы на перевод с пятидневки на шестидневку без согласия учителей - основания и документы

Сына за плохое поведение хотят отчислить из школы.
