Может ли учитель потребовать от ученика дополнительных занятий во время каникул? Ответ из закона.
Сейчас каникулы две недели, я в 8 классе, мне позвонил учитель и сказал что я должен прийти на доп. занятия т.к. у нас скоро проверочная работа, обязан ли я с законодательной точки зрения, идти во время каникул на доп. занятия?
С 14 июня 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 года, которым введено новое правовое регулирование режима труда и отдыха работников образования. Данный документ содержит в том числе нормы, касающиеся работы педагогов во время каникул.
Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202003/14/30x30/7b0a82523efad03f9f9704276dc574b2.jpg)
Илья, здравствуйте.
Во время каникул вы не обязаны посещать занятия. Но я настоятельно рекомендую вам это сделать, так как у вас скоро проверочная работа. И если учитель предлагает вам бесплатно с вами позаниматься, чтобы подготовить к этой работе - то это просто подарок для вас, который глупо проигнорировать.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Ш.png)
Учитель 1 класса. Несколько детей на подвозе в школу из другого села, кто должен находиться с детьми пока не придет автобус. Автобус ходит по расписанию после 5 урока, а у 1 класса по 4 урока. Должен ли классный руководитель сидеть целый урок с ними?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201910/31/30x30/ef90afcf4834fd7082dc02b970d0dd91.jpg)
Дети обязательно должны быть под присмотром взрослых, либо учителя, либо родителей, либо другого педагога - сотрудника школы.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201910/31/30x30/ef90afcf4834fd7082dc02b970d0dd91.jpg)
Это проблема директора школы или отдела образования. К ним все и вопросы. Но дети одни быть не должны.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201707/24/30x30/329442.jpg)
Образование-это оказание услуг не только по предоставлению образования, но и по "сохранности" психологического и физического здоровья детей. Договор Вы подписывали со школой, а не с классным руководителем. Пишите заявление на имя директора, пусть решают проблему, назначают ответственных лиц, составляют график дежурств и т.п.
Спросить"Должностная инструкция учителя начальных классов.
I. Общие требования к учителю начальных классов
1. Учитель должен знать:
· Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;
· основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
· требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
· методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;
· требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
· средства обучения и их дидактические возможности;
· основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
· основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;
· правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
2.2. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.
2.3. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.
2.4. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
2.5. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.
2.6. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.
2.7. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.
2.8. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.
2.9. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
2.10. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.
2.11. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся.
2.12. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности.
2.13. Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
2.14. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС.
2.15. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.
3. Права.
Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
4. Ответственность
4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:
· за реализацию не в полном объеме образовательных программ;
· за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
· за нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
· выполнение приказов "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности" и "Об обеспечении пожарной безопасности";
· безопасное проведение образовательного процесса;
· принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
· проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;
· организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.;
· осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
4.2. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ."
СпроситьУ педагога же тоже свой рабочий день, разве он обязан превышать свой рабочий день. Так же и с кружками, после 7 урока кружки и дети приходят. А как же дети из другого села? Опять с ними должен сидеть классный руководитель до 7 урока? Как быть с этими детьми? Остальных забирают родители.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/С.png)
Могут. Это укладывается в рамки учебного процесса согласно требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Если очно учиться не получается, от программы не должны отставать.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Могут. Учитель сам определяет как вести учебный процесс.
См. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), гл.5
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 188-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202010/07/30x30/e886ba7a806ebd474dbb5eb062501899.jpg)
Да, учитель вправе задавать задание учащимся, если издан приказ директора о дистанционном обучении (ст. 47 ФЗ РФ "Об образовании").
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201703/28/30x30/300487.jpg)
Елена, учитель законодательства не нарушает и действует в рамках требования Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ФГОСа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, так как программа образования разрабатывается самой школой.
Учитель конечно может не задавать задания, но только вы же потом сами будете снова недовольны, если в расписание будут вноситься изменения с целью наверстать непройденный материал.
С уважением.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/e28156ef5ce1bac27ca9037bebc57a20.jpg)
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 февраля 1999 г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.
Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы - время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201306/28/30x30/43995.jpg)
Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201604/25/30x30/199425.jpg)
Нет,это незаконно,охранник как минимум должен быть привлечён к административной ответственности,а вы имеете право компенсировать моральный вред
СпроситьИмеет ли право директор школы изменять время обучения в течении учебного года? Занятия начинались с 8-00. а хотят сделать с третьего урока. Но дети многие ходят после школьных уроков на дополнительные занятия и кружки. Еще и выпускной класс. Все время распределено. А директор не спрашивая родителей и детей хочет изменить время занятий, т.к. нехватает учителей.
Имеет ли право директор школы изменять время обучения в течении учебного года?
Добрый день! С точки зрения учебного процесса - имеет. А с точки зрения ущемления прав детей - нет, не имеет права.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/30x30/252561.jpg)
Имеет ли право директор школы изменять время обучения в течении учебного года?-Это право директора издать таковой приказ. Может.
СпроситьИмеет ли школа право обязывать ученика участвовать в каких-либо мероприятиях? К примеру, меня заставляют быть ведущим на выпускном у 9, 11 классов (сам я в 10).
![](https://u.9111s.ru/uploads/201904/30/30x30/112ac5ceb868f9a0a5653d41b5b76fd6.jpg)
Нет, не имеет.
Согласно ч.4 ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Цитата:Спросить4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/22/30x30/e8165b976cf4a0d4e697aee28db57330.jpg)
Доброе утро
Руководство школы несет ответственность за детей исключительно в период и во время их пребывания в образовательно учреждении. В период каникул школа фактически лишена возможности следить за детьми, согласитесь.
Поэтому нести ответственность будут родители.
Основание:
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/19/30x30/7da8c7c34c07644c0d2cd1ffb285245d.jpg)
Ситуации могут быть разными, когда школьник причинил вред или, наоборот, ему причинили вред. Например, в соответствии со ст. 1073 ГК РФ, если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. Если говорить о причинении вреда здоровью школьника, то в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Соответственно, если ребенок в учебной организации не пребывал и не находился под надзором образовательного учреждения, ответственность будут нести родители (ст. 63 СК РФ).
СпроситьЕсли ребенок не ходит в школу более двух недель и не поставили в известность учителя, должна ли учитель звонить родителям? Или всем на все наплевать?
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202309/14/30x30/74784fa0de4c8c4048d027015003e6c0.jpg)
Если ребенок не ходит в школу более двух недель и не поставили в известность учителя, должна ли учитель звонить родителям? Или всем на все наплевать?
Без комментариев.
Нормы права:
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202001/05/30x30/6e87484fe90aeef63364b9a45a6fba71.jpg)
Здравствуйте, такой обязанности для родителей законодательством не установлено. С другой стороны, учитель обязан поставить в известность родителей о неявке, ему будет спокойнее, если будет известна причина пропусков.
Спросить