На какие статьи ссылаться, потому что штрафы выписывают что нет тахографа?

• г. Великий Новгород

На какие статьи ссылаться, потому что штрафы выписывают что нет тахографа?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

В 2022 году сотрудники ГИБДД имеют право проверять тахографы на дороге или трассе. Но только у водителей коммерческого автотранспорта (фур, грузовиков, пассажирских автобусов).

Тахограф автоматически собирает информацию о режиме рабочего дня шофёра, скорости передвижения, пройденном расстоянии и времени. Инспектор ДПС вправе потребовать от водителя распечатку данных из тахографа. Если водитель откажется её предоставлять, ему грозит штраф.

Также в полномочиях инспектора ДПС забираться в кабину грузовика. Но на практике полицейские этим не занимаются по причине упрощенной проверки рабочего состояния тахографа – а просят шофёров вывести информацию на печать и смотрят её вручную.

Размер штрафа за отсутствие тахографа для водителей до 5 000, для ИП до 25 000, а для юридических лиц до 50 000 рублей. Также есть штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей.

Штраф за тахограф нельзя оплатить с 50% скидкой, она не действует.

Неправомерные штрафы за неработающее устройство или нарушение труда и отдыха можно обжаловать в ГИБДД или суде – но только при наличии веских аргументов. Например, когда прибор вышел из строя после выхода автотранспорта на линию.

С 2013 года в грузовиках и пассажирских автобусах должны иметься тахографы. Электронные устройства контролируют соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспорта. Возникает вопрос, могут ли проверять тахографы обычные сотрудники ГИБДД на трассе? Да, у инспекторов имеется такое право. Кроме того, на аналогичные рейды уполномочены и сотрудники Ространснадзора. Поэтому водителям следует быть готовыми к таким проверкам. О том, нужно ли иметь при себе карту водителя, распечатывать данные с тахографа, уметь пользоваться прибором и не только – расскажем далее.

Да, имеют. Но проверка наличия и корректности работы тахографов распространяется не на все виды автотранспорта. Инспекторы ДПС могут осуществлять контроль устройств лишь у водителей коммерческого автотранспорта – то есть тех, кто перевозит опасные грузы или пассажиров. Если машина используется в личных целях, то тахографы устанавливать необязательно.

Законны ли проверки электронных приборов на трассах? Абсолютно законны. А теперь рассмотрим в подробностях почему:

Инспектор ДПС вправе проверить документы на право пользования и управления автомобилем (п. 84.13 Регламента МВД). То есть причина остановки «проверка документов» совершенно законна. При этом в ходе изучения документов ИДПС выясняет, нужна ли для конкретной машины установка тахографа. К примеру, если это междугородний пассажирский автобус, то бортовой самописец на него должен быть обязательно установлен.

Сотрудники ГИБДД обязаны выявлять и пресекать нарушения в области дорожного движения. В то же время водителю запрещается управлять автомобилем с нарушением режима труда и отдыха (п. 2.7 ПДД). А как определить, было ли нарушение? Как раз для такой цели и нужна выгрузка данных из тахографа. Информация даёт ответы на такие вопросы, как скорость передвижения транспортного средства, время в пути, пройденное расстояние. Если водитель едет без остановок свыше максимальных 4,5 часов, это будет зафиксировано прибором – для инспектора ДПС это очевидный состав правонарушения, с учётом которого можно оштрафовать водителя. Отсутствие самого тахографа или некорректная работа измерительного прибора также являются основаниями для наложения штрафа ГИБДД.

В должностные обязанности инспектора ДПС входит проверка технического состояния автотранспорта, а в число конкретных процедур на дороге – снятие информации с имеющегося тахографа (пункт 98 Регламента МВД № 727).

Таким образом, у сотрудников ГИБДД имеются полномочия по проверке как самих тахографов, так и режима труда и отдыха шофёров. Это прямо вытекает из требований безопасности на дороге. И вы, как водитель, должны быть готовы к таким проверкам!

Причём проверка может быть как поверхностной (к примеру – имеется ли в грузовике тахограф), так и полноценным осмотром – с выгрузкой данных с устройства, изучением сертификатов соответствия, пломб и прочих атрибутов бортового самописца. В том числе после ДТП с участием коммерческого автотранспорта. Зачастую несоблюдение режима труда и отдыха является причиной аварии – в таком случае, с большой долей вероятности, шофёра признают виновным в ДТП.

Контроль тахографов на дороге

Может ли инспектор заглянуть в кабину грузовика?

Да, такое право у инспектора есть.

Другой вопрос, зачем сотруднику ГИБДД забираться в кабину фуры, если можно и так потребовать водителя предоставить распечатку с тахографа? К примеру, если у шофёра не окажется печатной ленты, пластиковой карты или он не знает, как пользоваться прибором – это уже основание для выписывания штрафа. И госавтоинспектору совсем не обязательно лезть в кабину.

Но вместе с тем у ИДПС может возникнуть идея лично проверить правильность эксплуатации тахографа, а именно:

на соответствие типа устройства установленным ГОСТам – для международных перевозок используются тахографы с ЕСТР (цифровые), а для внутрироссийских рейсов самописцы с СКЗИ (но могут быть и ЕСТР),

разрешенная на территории России модель тахографа (они указаны на сайте Росавтотранспорта),

присутствие на приборе учёта всех пломб,

достаточное поступление электроэнергии,

отсутствие блокировок и всевозможных «магнитов»,

корректность калибровки,

правильность установки тахометра на передней панели автомобиля.

Это правомерно. Но производится не в полевых условиях на трассе, а по «местонахождению субъекта транспортной деятельности» (п. 68 Приказа МВД № 727). То есть это сама по себе выездная проверка.

На практике инспекторы ДПС не заглядывают в кабины грузовиков без особой надобности. Если только у них нет с собой карты контролёра. Тогда ИДПС может залезть в кабину, чтобы снять информацию из тахографа с помощью своей карты. Но в 2022 году такие карты у полицейских имеются редко, поэтому от вас могут потребовать либо вашу водительскую карту, либо распечатку данных из тахографа.

Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства?

Да, поскольку распечатка с тахографа – это отчётный документ.

Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Приказ Минтранса № 440 – в нём регламентируется всё, что связано непосредственно с тахографами:

3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

…но самое главное:

11. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Инспектор ДПС как раз является одним из «представителей контрольного органа». Задача водителя по требованию уполномоченного лица вывести на печать информацию с тахографа и предоставить данные проверяющему. И если у вас, к примеру, закончатся рулоны бумаги для тахопринтера, то это приравнивается к отсутствию электронного прибора учёта. И, соответственно, приводит к штрафу. Кроме того, штраф грозит и тем водителям, которые не умеют пользоваться бортовым самописцем (хотя ИП и юр лица обязаны научить этому своих водителей до выхода на линию).

Распечатка информации с тахографа

Могут ли быть проверки тахографа инспекторами Ространснадзора?

Да, могут.

Представители Ространснадзора осуществляют контроль за автомобильным и городским транспортом, в том числе пресекают возможные нарушения среди водителей и компаний. Одним из полномочий сотрудников Ространснадзора является как раз остановка ТС – в силу пункта 2.4 ПДД.

Однако нас интересует не просто остановка ТС, а проверки тахографов и режима труда и отдыха водителей коммерческого автотранспорта. В июне 2021 году вступило в силу Постановление Правительства № 1043, в соответствии с которым полномочия инспекторов УГАДН были расширены:

73. В ходе надзора инспектор осуществляет проверку документов, указанных в пункте 72 настоящего Положения, в том числе контроль:

в) за соблюдением требования об установке контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), заполнением тахограмм или в установленных случаях ведением водителями регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением водителями транспортных средств режима труда и отдыха с проставлением отметок о прохождении контроля;

Таким образом, на практике в 2022 году представители Ространснадзора могут проводить постоянные рейды и выявлять нарушения в сфере установки тахографов, эксплуатации устройств, а также соблюдения водителями режима труда и отдыха во время рейсов. Но мероприятия должны проводится только в местах транспортного контроля, где установлен знак 7.14.

Могу ли я отказаться от проверки тахографа?

Нет!

Обязанность водителя предоставить доступ к тахографу, карте и распечатать результаты контрольного прибора. В случае отказа вам грозит штраф до 5 000 рублей по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ – то есть накажут как за отсутствие прибора учёта.

Однако следует различать просьбу и требование инспектора ГИБДД. От просьбы предоставить данные с тахографа вы можете спокойно отказаться. Никакие финансовые санкции не грозят. Но есть инспектор ДПС требует карту водителя и доступ к бортовому самописцу, то в случае вашего отказа гарантированно выпишут административный штраф.

При этом если вы используете автомобиль в личных целях, то по закону тахограф устанавливать необязательно. И любое требование ИДПС относительно проверки устройства будет считаться неправомерным.

Отказ от проверки тахографа ИДПС

Какой штраф за тахограф в 2022 году?

На практике возможны два вида штрафов: за отсутствие тахографа (если он обязателен) и за неисправность бортового самописца. Штрафные санкции касаются не только водителей, но и тех, кто отвечает за установку и работоспособность прибора – в нашем случае должностных лиц, ИП и компании. Рассмотрим, какие тут штрафы.

Для водителя

Водителям грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 11.23 КоАП).

Во-первых, наказывают за отсутствие бумаги для распечатки

Спросить