Как защитить ребенка с аутизмом в детском саду - законы и рекомендации для родителей

• г. Самара

Я специалист детского сада. В группе есть ребенок с официальным заключением ПМПК-ЗПР. По факту у ребенка аутизм. Детский психиатр рекомендует обследование в спб, но родители игнорируют. Поведение ребенка опасно-лазает на шкафы, начал убегать, открывать окна. Какие есть законодательные меры для того, чтобы родтели прошли обследование и ребенку назначили тьютора? Имеем ли мы право требовать от родителей оплачивать тьютора в случае отказа обследоваться?

Ответы на вопрос (2):

Здравствуйте! В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со статьей 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства…

Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В соответствии со статьей 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования…

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

В соответствии с определением, данным в статье 64 «Дошкольное образование» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано что:

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности…

Согласно п 6. ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» ФЗ об образовании в обязанность педагогических работников входит помимо прочего учет особенностей психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

В соответствии со статьей 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

В связи с вышеуказанным полагаю, что принудить к прохождению ребенка какого-либо обследования образовательное учреждение не имеет право, так как данные действия производятся только с согласия родителей (законных представителей) и носят сугубо рекомендательный характер, тьютора за свой счет родители ребенка оплачивать также согласно нормам действующего законодательства не обязаны, так как в компетенцию образовательного учреждения в силу закона входят функции по воспитанию, присмотру и уходу, а также соблюдению стандартов образовательных программ.

Что можно поделать в указанной Вами ситуации?!

В обязанность Родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся детей входит:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Из вышеописанного Нас интересует пункт 2 и пункт 6, на них можно попробовать сослаться в той части, что ребенок в силу своих психофизиологических особенностей не соблюдает как свои меры безопасности так и невольно нарушает безопасность иных лиц, что противоречит Уставу, внутреннему распорядку учебного учреждения в целом и нарушает Конституционные права иных детей на безопасное нахождение в стенах образовательного учреждения и что данная ситуация может привести к неблагоприятным последствиям в будущем, а родители ребенка на данные обстоятельства реагировать должным образом не желают. Далее, рекомендовала бы собрать информацию (пакет документов) о том что родителям неоднократно предлагались варианты решения данного вопроса (проблемы), например прохождение психологического, медицинского обследования и т.д., администр

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте! В соотв. Со статьей 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф. Образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соотв. Со статьей 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства…

Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В соответствии со статьей 5 Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования…

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

В соответствии с определением, данным в статье 64 «Дошкольное образование» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано что:

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности…

Согласно п 6. ст. 48 в обязанность педагогических работников входит помимо прочего учет особенностей психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

В соответствии со статьей 44:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

В связи с вышеуказанным полагаю, что принудить к прохождению ребенка какого-либо обследования образовательное учреждение не имеет право, так как данные действия производятся только с согласия родителей (законных представителей) и носят сугубо рекомендательный характер, тьютора за свой счет родители ребенка оплачивать также согласно нормам действующего законодательства не обязаны, так как в компетенцию образовательного учреждения в силу закона входят функции по воспитанию, присмотру и уходу, а также соблюдению стандартов образовательных программ.

Что можно поделать в указанной Вами ситуации?!

В обязанность Родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся детей входит:-соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На указ. Пункты можно попробовать сослаться в той части, что ребенок в силу своих психофизиологических особенностей не соблюдает как свои меры безопасности так и невольно нарушает безопасность иных лиц, что противоречит Уставу, внутреннему распорядку учебного учреждения в целом и нарушает Конституционные права иных детей на безопасное нахождение в стенах образовательного учреждения и что данная ситуация может привести к неблагоприятным последствиям в будущем, а родители ребенка на данные обстоятельства реагировать должным образом не желают. Соберите информацию о том что родителям неоднократно предлагались варианты решения данного вопроса (проблемы), например прохождение психологического, медицинского обследования ребенка и т.д., что администрацией детского сада проводились на эту тему под. советы, имеются докладные записки о поведении ребенка от воспитателей, коллективные жалобы от родителей других детей, видео материалы, фото и т.д. После чего обратитесь с заявлением в ОВД о постановке вопроса и привлечении к административной ответственности родителей ребенка по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».и составления протокола об административном правонарушении. Аналогичные доводы можно направить в отдел опеки и попечительства с целью проверки жилищно-бытовых условий ребенка по месту жительства. Полагаю что данные мероприятия могут способствовать решению Вашего вопроса.

Спросить
Пожаловаться

В случае отказа родителей принимать рекомендации ПМПк о переходе ребенка в сад с ЗПР из логопедического сада (в который он ходит уже 3-й год), имеют ли право ПМПк или администрация сада, требовать уйти из логопедического сада в связи с тем, что родители решили не переводить ребенка в сад с ЗПР, даже если это является заключением ПМПк?

Заранее огромнейшее Вам спасибо за ответ!

В случае отказа родителей принимать рекомендации ПМПк о переходе ребенка в сад с ЗПР из логопедического сада (в который он ходит уже 3-й год), имеют ли право ПМПк или администрация сада, требовать уйти из логопедического сада в связи с тем, что родители решили не переводить ребенка в сад с ЗПР, даже если это является заключением ПМПк?

Заранее огромнейшее Вам спасибо за ответ!

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия.

ЗПР - задержка психического развития.

Ребенку рекомендован тьютор в заключении ПМПК. Родители от тьютора отказываются, так как ребенок достаточно самостоятелен, при его назначении комиссия по какой-то причине не учла слова родителей о том, что ребенок самобслуживается и воспринимает материал. Родители написали на имя заведующей заявление, в котором отказываются от услуг тьютора. Грамотен ли юрилически этот отказ? Не будет ли виноват сад в неисполнении предписаний ПМПК? иимеют ли родители право на этот отказ?

У моего ребенка поставлен диагноз РАС. Собираюсь писать заявление заведующей о предоставлении тьютора. Тьютор положен по заключению ПМПК. Какие действия в случае отказа в предоставлении тьютора я могу предпринять? Ребенок ходит второй год в общеразвивающую группу.

Мой ребёнок только в деском саду ведёт плохо, дерётся, кусается, толкается. Родители написали петицию, чтобы ребёнка отчислили из детского сада за неадекватное поведение. Пусть мама дома воспитывает своего ребёнка. Имеет ли права детский сад нас отчислить?

Ребёнку ставят ОНР и настоятельно рекомендуют перевести в другой Детский сад. Вправе ли родитель запросить письменное заключение от специалистов детского сада. Что делать в случае отказа.

Вопрос о предоставлении тьютора для ребенка-инвалида в ДОУ (детский сад). Прошу подсказать, на основании какой нормативной базы я, мама ребенка-инвалида с диагнозом расстройство аутистического спектра, могу требовать от министерства образования предоставления в помощь тьютора. В августе 2017 года ребенок прошёл комиссию пмпк в которой четко прописано: нуждается в тьюторе. Куда обращаться, на какие законы ссылаться если будет отказ. Спасибо. Abaromanenko@mail.ru

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Ребенок ходит в детски сад компенсирующего вида. В этом году исполнилось 5 лет, отправили на комиссию ПМПК, там установили что необходима обучающая программа для детей с ЗПР. В связи с этим заведующая без моего согласия перевела ребенка в группу ЗПР. Я пояснила что отказываюсь от группы ЗПР т.к. считаю что нахождение в данной группе повредит моему ребенку. И попросила оставить ребенка в группе которую он посещал ранее или перевести его в логопедическую группу так как в заключении ПМПК по мимо дефектолога прописаны педагоги психолог и логопед, в лого. Группе эти два специалиста есть. Но заведующая отказывает в моей просьбе, опираясь на заключение ПМПК. ВОПРОС: Имеет ли право заставлять идти в группу ЗПР? Имею ли я права настаивать на том чтобы ребенка оставили в группе где он воспитывался изначально или претендовать на группу логопедическую? Как решить вопрос законно в мою сторону?

Ребёнок с проявляющимися внешне признаками заболевания эпилепсии (припадков) посещает детский сад.

После двух лет посещения детского сада, родители заявляют, что результатом того, что привело к заболеванию их ребёнка, являются условия содержания и педагогического воспитания их ребёнка.

По их мнению, такие условия привели к физиолигическим изменениям в головном мозге ребёнка.

При определении ребёнка в детский сад, Родителями не предоставлялось никаких медицинских документов Администрации детского сада о состоянии здоровья ребёнка.

Ребёнку 3 г. 11 мес.

Вопросы:

1. Специалисты / Эксперты в какой области, могли бы провести консультацию по данному вопросу и оказали помощь в грамотном составлении оправдательных документов со стороны Администрации и педагогического персонала детского сада?

1.1. Если есть такие специалисты, прошу дать контактные данные.

2. Прошу разъяснить, какие меры должны быть предприняты Администрацией детского сада, другими органами власти, чтобы инициировать запрос или направление на проведение медицинского освидетельствования / обследования данного ребёнка, получения медицинских документов (выписок, заключений, обследований) от медицинского учреждения, куда прикреплён и наблюдается ребёнок?

2.1. Разрешены ли Российским Законодательством такие меры: запросы/обращения, направления делать в досудебном разбирательстве и кто на это это имеет право?

Законно ли направление ребенка детским психиатром для обследование ребенка 4 года на госпитализацию в детское отделение психиатрической больницы с целью получение заключение на мсэ по инвалидности? РАС, детский аутизм (платный психиатр)

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение