Если нет, то какой документ необходим, чтобы сотруднику эти денежные средства начислить и выплатить?
Информация
по вопросу об установлении северной процентной надбавки
к заработной плате для молодого специалиста
Вопрос: Сотрудник ООО «ТНС», 1988 года рождения, был принят на работу по срочному трудовому договору 08.08.2011 и уволен 31.10.2011. В этом трудовом договоре не было условия о начислении и выплате ему северной процентной надбавки к заработной плате. Затем с 01.11.2012 с ним опять заключают трудовой договор и в дополнительном соглашении к нему от 01.10.2012 работнику устанавливают северную процентную надбавку к заработной плате 80%. При этом ООО «ТНС» подготовило письмо с просьбой проверить начисление указанной надбавки данному работнику за весь период его работы, то есть с 08.08.2011.
Правомерно ли начисление северной процентной надбавки к заработной плате по письму ООО «ТНС» с 08.08.2011 по 30.09.2012 года? Если нет, то какой документ необходим, чтобы сотруднику эти денежные средства начислить и выплатить?
Ответ: Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – надбавка) установлена ст. 317 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) и ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1).
Редакция ст. 11 Закона № 4520-1, которая действовала до 01.01.2005, предусматривала выплату надбавки работникам, относящимся к молодежи (лица в возрасте до 30 лет), в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – РКС), если они прожили в указанных районах не менее пяти лет.
Однако действующая с 01.01.2005 и по настоящее время редакция ст. 11 Закона № 4520-1 не содержит такого положения. Не предусматривает его и ст. 317 ТК РФ. Следовательно, действующее законодательство не обязывает работодателя назначать надбавку при приеме на работу сотрудника из числа молодежи с первого дня его работы в РКС, даже если он прожил в указанных районах не менее 5 лет.
В связи с изменением с 01.01.2005 правил выплаты рассматриваемой надбавки Конституционный Суд РФ (в определении от 05.03.2009 № 433-О-О) и Верховный Суд РФ (в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) разъяснили, что у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в РКС не менее пяти лет и с учетом этого получавших надбавку в полном размере с первого дня работы в этих районах в период до 01.01.2005, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем. Если же лицо в возрасте до 30 лет вступает в трудовые отношения с организациями, расположенными в РКС, в период с 01.01.2005 и позднее, даже если они прожили в РКС не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка может выплачиваться лишь в соответствии с действующей в настоящее время редакцией ст. 11 Закона № 4520-1 и ст. 317 ТК РФ.
Из вопроса и дополнительно представленных документов следует, что сотрудник 1988 года рождения вступил в трудовые отношения с организациями, расположенными в РКС, в августе 2011 года, то есть в период с 01.01.2005 и позднее. По этой причине надбавка должна ему выплачиваться в соответствии с действующей в настоящее время редакцией ст. 11 Закона № 4520-1 и ст. 317 ТК РФ, которые не предусматривают начисление надбавки с первого дня работы в РКС сотрудника из числа молодежи (даже если этот сотрудник подтвердил, что по состоянию на 31.12.2004 проживал в РКС не менее пяти лет).
Статья 317 ТК РФ предусматривает, что размер и порядок выплаты надбавки определяются по правилам, установленным для выплаты районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в РКС. Поэтому размер и порядок выплаты надбавки должны быть установлены Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ).
До установления Правительством РФ соответствующего правового регулирования согласно ст. 423 ТК РФ в рассматриваемых случаях применяется постановление Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (далее – Постановление № 458) и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Постановлением № 458 (подпункт «е» пункта 1) для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в РКС и вступающих в трудовые отношения, предусмотрен ускоренный (льготный) порядок установления и начисления рассматриваемой надбавки:
- в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев работы;
- по достижении 60% надбавки - 20% за каждый последующий год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы (но не свыше пределов, предусмотренных законодательством).
С учетом приведенных норм установление сотруднику надбавки в размере 20% полагалось не ранее истечения первых шести месяцев его работы в ООО «ТНС», то есть с 08.02.2012. Поэтому отсутствие условия о выплате надбавки в первом срочном трудовом договоре, который истек 31.10.2011, следует признать правомерным. Значит, правовые основания для выплаты надбавки за период с 08.08.2011 по 31.10.2011 в данном случае отсутствуют.
Заключение дополнительного соглашения от 01.10.2012 № 6 к трудовому договору от 01.11.2011 № 392 нельзя признать соответствующим интересам Заказчика, поскольку в силу действующего законодательства по состоянию на 01.10.2012 работник приобрел право на надбавку лишь в размере 40, а не 80 процентов.
Принимая во внимание, что заключения указанного дополнительного соглашения формально улучшает положение работника и, с этой точки зрения, требованиям ТК РФ не противоречит (ст. 9), выплату надбавки в размере 80 процентов можно продолжать производить с 01.10.2012 (то есть, в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору). Для начисления такой надбавки за предшествующие периоды правовых оснований не имеется, так как право на надбавку в размере 80 процентов работник, как уже было ранее отмечено, не приобрел.
Однако, с учетом интересов Заказчика (ООО «ТНС»), трудовой договор от 01.11.2011 № 392 целесообразно изменить, чтобы привести размер установленной работнику надбавки в соответствие с требованиями действующего законодательства. Кроме того, отдельной оценки требуют налоговые последствия завышения (по сравнению с действующим законодательством) размера выплачиваемой работнику надбавки.