Городской округ не входит в муниципальный район, получается он самостоятельный город??
Городской округ не входит в муниципальный район, получается он самостоятельный город?
Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Соответственно муниципальные органы не входят ни в одну из ветвей государственной власти (судебная, исполнительная, представительная (законодательная)), и в отношении неё лишний раз не стоит употреблять термин «власть». Хотя сейчас налицо тренд употреблять понятие «публичной власти» применительно и к муниципальным органам.
С другой стороны отсутствие обязанности подчиняться органам государственной власти не означает полной свободы: согласно статье 15 (часть 2) Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в частности устанавливается:
- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Как ясно следует из приведенной нормы по легальному определению городской округ действительно не может входить в состав муниципального района. Исходя из того, что при описании местного самоуправления надо с осторожностью говорить о подчинении и вообще о каких-либо властных отношениях надо сказать, что городской округ и муниципальный район осуществляют свои функции (в т.ч. делегированные государством) самостоятельно.
Так, согласно п.2 ст.2 Устава города Иркутск он «является муниципальным образованием и наделен законом Иркутской области статусом городского округа. Статус города Иркутска как муниципального образования - городского округа определяется законодательством Российской Федерации, Иркутской области и настоящим Уставом».
Отмечу, что в Вашем вопросе по-сути как синонимы используются термины «городской округ» и «город». В практическом смысле это верно, только надо отметить тенденцию исключения понятия «город» как юридической дефиниции из правового поля. Юридически верно применять термин «Городское поселение», а вот слово «Город» включается как составная часть наименования соответствующего муниципального образования. Например «Город Иркутск». Т.е. налицо тенденция превращения термина «Город» из независимого юридического в историко-поименовательный.
Выводы. Термины «муниципальный район» и «городской округ» применяются в отношении независимых друг от друга и одноуровневых муниципальных образований и являются в своем роде усовершенствованием советских понятий «город» и «областной район».
В силу того, что система местного самоуправления не встроена и не может быть по определению встроена в иерархию государственной власти «город» (городской округ) действительно самостоятелен в осуществлении полномочий субъекта местного самоуправления в части муниципальных функций, определенных Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством (последнее не может ограничивать местное самоуправление – ст.133 Конституции РФ).
Что касается независимого характера деятельности городского округа, то:
- частичная подотчетность данного муниципального образования возникает при делегировании ему государственных функций с условием их государственного финансирования;
- общая подотчетность данных органов местного самоуправления осуществляется судами и прокуратурой (здесь впрочем стоит упомянуть пункт 2 статьи 8 Европейской хартии местного самоуправления согласно которой любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления – здесь как имеется в виду делегированные полномочия).
Территория же городского округа входит в территорию соответствующего субъекта Федерации и соответственно в территорию России.
Спросить