Отказ пенсионного фонда в назначении досрочной пенсии - применимость Федерального Закона № 126-ФЗ

• г. Армавир

Я обращалась в пенсионный фонд за назначением пенсии по пп.2 п.1 ст.28, все необходимые условия данной статьи присутствуют, т.е. наличие двоих детей, общий стаж работы более 20 лет, работа в районах крайнего севера 13 лет 9 месяцев и из них 9 лет 6 месяцев служба в органах МВД. Есть Федеральный Закон от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ О гарантиях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, где в статье 1 данного закона говорится Гражданам РФ, проходившим военную службу, службу в органах МВД, в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная), с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. Пенсионный фонд отказал мне в назначении досрочной пенсии, мотивируя свой отказ именно тем, что я проработала в органах МВД. Так кто должен исполнять закон? Или ко мне Федеральный Закон № 126-ФЗ не применим? Скажите, что делать и куда писать.

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

Закон к Вам применим, но он не о том. Он о страховых взносах, которые силовые ведомства в ПФ с 2002 года не уплачивают.

В данном же случае речь идет именно о северном, специальном стаже. В упомянутом законе об этом речь не идет.

таким образом:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25

"О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"

19. Решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 ............

При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Спросить

см. Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. N 1040-О-О, оно выше верховного.

Спросить

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. N 1040-О-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Жуковского Юрия Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Ю.Г. Жуковского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил :

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.Г. Жуковский оспаривает конституционность положений статей 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающих основания и условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости для отдельных категорий граждан.

По мнению заявителя, названные нормы в той мере, в какой они исключают возможность зачета периодов военной и иной приравненной к ней службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, лицам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и занимавшим во время прохождения такой службы должности, связанные с риском для жизни и здоровья, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (как это установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), ограничивают их право на пенсионное обеспечение и не соответствуют статьям 7, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации, а также положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих".

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Ю.Г. Жуковским материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобу гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод законом, если она отвечает критериям допустимости, установленным статьей 97 названного Федерального конституционного закона; к жалобе должны быть приложены копии документов, подтверждающих применение оспариваемых норм в конкретном деле.

Между тем представленными материалами подтверждается применение в деле заявителя только подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 и подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а потому в остальной части его жалоба не может быть признана допустимой по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2.2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 27 и подпункт 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста и направлены на досрочное пенсионное обеспечение работников, занятых на работах с особыми условиями труда, и лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а потому сами по себе не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.

2.3. Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О).

Разрешение же поставленного в жалобе вопроса о том, приобрел ли заявитель к моменту вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством, равно как и проверка соответствия оспариваемых норм положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Жуковского Юрия Геннадьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации В.Д. Зорькин

Спросить

Армавир - онлайн услуги юристов