
Сирота, ждущая вступления в силу областного закона для постановки на учет и неизвестное содержание закона - как поступить и что ожидать от выдачи жилья
Я сирота, сейчас пытаюсь стать на очередь. Сдала все документы мне выдали уведомление, о том что меня могут поставить на учет только после того как вступит в силу областной закон ЛО 15-оз от 15.03.2013, когда он вступит в силу и что там в написано в этом законе никто не знает. Что мне делать? Да и скажите пожалуйста сиротам же сейчас выдают однокомнатные квартиры, а не комнаты?
Статья 109.1 ЖК РФ - Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Ст. 155.3. СК РФ Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:
содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;
причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;
сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Комментарий к статье 109.1 ЖК РФ:
1. К лицам, имеющим право на предоставление им жилья по договору найма специализированного жилого помещения, относятся те граждане РФ, которые являются или в прошлом были детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК). Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам найма специализированных жилых помещений иностранным гражданам и лицам без гражданства только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
2. Для реализации детьми, оставшимися без попечения родителей, или лицами из их числа права на предоставление им жилья по договорам найма специализированных жилых помещений необходимо наличие следующих обстоятельств:
1) претендент на жилое помещение не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения; в том случае, если претендент на жилье является нанимателем, собственником или членом семьи, проживание такого гражданина в ранее занимаемом им жилом помещении признано невозможным. Порядок и основания признания невозможности возвращения гражданина в ранее занимаемое жилое помещение определены ч. ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
2) заявитель достиг возраста 18 лет или приобрел полную гражданскую дееспособность до достижения совершеннолетия. Предоставление жилья иным несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей (выпускникам детских домов-интернатов, студентам вузов и пр.), допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Важно учесть, что гражданин, в прошлом относившийся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет (ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ);
3) заявитель выбыл из места своего предыдущего пребывания, при этом его выбытие оформлено в установленном порядке; "жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях" (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
3. Дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет и имеющие право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения, включаются в специальный список (очередь). Порядок формирования такого списка устанавливается законом субъекта Федерации.
Процедура заключения договора найма специализированного жилого помещения с детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, включенными в список (очередь), определяется законодательством субъектов Федерации.
В соответствии с Законом N 15-ФЗ жилые помещения предоставляются этим гражданам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях социального обслуживания... по их заявлению в письменной форме (п. 1 ч. 3 ст. 1). В то же время список детей-сирот формирует орган исполнительной власти субъекта РФ, и в этот список включаются лица, достигшие 14 лет. Очевидно, список формируется с помощью законных представителей детей. Предоставление жилых помещений детям-сиротам является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ч. 2). Следовательно, опять возникает очередь, так как предоставляться специализированное жилье будет в порядке очереди (по списку) из имеющегося специализированного жилищного фонда. А этот фонд подвижен, поскольку как минимум через 5 лет передается в жилищный фонд социального использования и субъектам РФ вновь нужно приобретать специализированное жилье для этой категории граждан. Сейчас в России около 700 тыс. детей-сирот. Из них в очереди на получение жилья в так называемом внеочередном порядке стоят 84 тысячи
Выдержка из ФЗ № 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот..."По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
....что условия и порядок предоставления гражданам жилых помещений для социальной защиты устанавливаются законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Однако следует обратить внимание, что определение условий и порядка выселения граждан, а также условий пользования ими жилыми помещениями специализированного жилищного фонда содержит большое количество ограничений прав граждан. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать условия договора, ограничивающие права граждан, а также условия и порядок выселения граждан из жилых помещений.
2. На основании решения о предоставлении жилого помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан заключается договор безвозмездного пользования жилым помещением.
Если органы муниципальной власти вам отказывают или уходят от ответа ссылаясь на какое то постановление и прочее необходимо оратиться в прокуратуру того района где вы проживаете с жалобой на действие муниципального органа Статья 45 ГПК РФ - Участие в деле прокурора
1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.э
иск в суд " о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, а также о восстановлении права на жилое помещение" , рассматривает районный (городской) суд. Если нужно будет составить я помогу на безвозмездной основе
