Тем самым они вынудят меня согласиться на ремонт и возможно неоднократный.

• г. Петрозаводск

Недавно купила моб. телефон, он сломался, хочу обменять его на тел. аналогичной или другой марки. Слышала, что магазины в таких случаях часто ссылаются на то, телефон является дорогостоящим товаром и соответственно требования потр-ля, указанные в абзацах 4 и 5 ст.18 (замена и расторжение) подлежат удовлетворению в случае обнаружении существ. Недостатков. Тем самым они вынудят меня согласиться на ремонт и возможно неоднократный.

В связи с этим вопрос: оформлено ли где-нибудь понятие "дорогостоящий товар" юридически, если да, то является ли товар на сумму 3099 р. дорогостоящим?

Заранее спасибо, Дина.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Уважаемая Дина. Если ваш мобильник, что называется сломался или есть позывы к этому, то по ЗоЗПП у потребителя есть широкие права для такого случая.

По ст. 18 ЗоЗПП : " 1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

2) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

3) соразмерного уменьшения покупной цены;

4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

6) расторжения договора купли - продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению [лишь - Д.] в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. ..."

Я пронумеровал абзацы в пункте 1 для наглядности. В оригинале этого нет. К сожалению, законодатель отнёсся к этому небрежно, поэтому часто происходит путаница из-за того, что начало пункта 1 не считают за абзац, и в результате ссылаются не на те абзацы пункта 1. Их путают не только потребители и продавцы, но иногда даже и юристы. Часто потребителям отказывают в исполнении четвёртого и пятого абзаца пункта 1 статьи 18 (т.е. замене мобильника на другой) по причине отсутствия существенных недостатков в неисправном мобильнике (то, что мобильный телефон сегодня не является дорогостоящим предметом - очевидно). По ЗоЗПП "существенный недостаток - это неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, либо выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после устранения или другие подобные недостатки". Т.е. СЦ пытаются отмазаться, тем, что если мобильник ремонтируется первый раз и ремонт не представляет больших сложностей, то требование заменить его якобы неправомерно. На самом деле это не так - по Закону мобильник не является технически сложным предметом в контексте статьи 18 (т.е. только для вопроса замены). Вот "Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков", утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации № 575 от 13 мая 1997г (это уже второй Перечень):

"1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним

2. Мотоциклы, мотороллеры

3. Снегоходы

4. Катера, яхты, лодочные моторы

5. Холодильники и морозильники

6. Стиральные машины автоматические

7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами

8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы"

Этот перечень исчерпывающий, мобильных телефонов (и других средств связи) в нём нет. Т.е. понятие существенный недостаток не имеет правового значения в отношении мобильных телефонов (в отличие, например, от компьютеров). Следовательно, неисправный мобильник по желанию потребителя можно заменить на исправный в течение всего гарантийного срока.

Спросить