Требуется личное присутствие при регистрации в Москве - нарушение законов или стандартная практика?
Супруга подала документы на постоянную регистрацию в Москве (нужно для дет. сада), но в другом городе в ее квартире прописан только несовершеннолетний сын (я прописан у своих родителей). Чтобы он не остался прописанным один, меня нужно прописать в ту квартиру. Для этого в другой город отправили пакет документов: мой паспорт, военный билет, свидетельство о браке, свидетельство собственности на квартиру и два заверенных у нотариуса - доверенность на подачу и написание любых документов от меня для моей матери и второй согласие собственника (жены) на регистрацию меня в квартире. Сегодня мама заходила к начальнику УФМС района из которого выписываюсь, где ей сказали что выписать по этим документам без проблем, но для прописки я должен лично прийти и написать заявление. Действительно ли так, нотариусы уверяли что этих документов хватит, или на Урале свои законы? Лететь туда это еще деньги и время, прописывать ребенка в Москве пока тоже дорого..
В соответствии со ст.182 ГК РФ:
1. Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Соответственно если в доверенности указана возможность представителя на подписание и подачу заявления от имени представляемого, тогда права и обязанности возникнут непосредственно у представляемого. Однако, гражданское право регулирует в основном частно-правовые отношения, то есть отношения координации, в которых субъекты выступают как равноправные участники правоотношений. Отношения публично-правовые, то есть власти и подчинения регулируются в своем большинстве различными Законами и подзаконными правовыми актами. Данные отношения являются публично-правовыми и регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации";
"Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 и др. актами.
В ст.6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I сказано:
Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
Правоустанвливающий документ.
Помимо того аналогичные требования установлены в правовом акте: "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"
Вопрос о возможности регистрации гражданина по месту жительства или по месту временного пребывания через представителя можно назвать дискуссионным.
Законодательно участие представителя в отношениях по регистрации не закреплено.
Однако, как следует из Определения верховного суда рф от 16.10.2003 n кас03-459
"...Оспариваемые пункты Правил(от 17 июля 1995 г. N 713) и Инструкции не содержат требования о необходимости личной явки гражданина в регистрирующие органы для оформления регистрации, поэтому Верховный Суд Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявления в указанной части, в связи с отсутствием предмета обжалования....
...Отказывая заявителю в удовлетворении требования о признании незаконными положений о необходимости представления в соответствующие (регистрирующие) органы документа, удостоверяющего личность (паспорта), Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о соответствии нормативных актов в этой части Закону РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Во-первых, полномочия Правительства РФ по установлению Правил регистрации и снятия с регистрационного учета предусмотрены статьей 3 приведенного выше Закона.
Предусмотренная Правилами необходимость представления, наряду с другими документами, документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в регистрирующие органы для оформления регистрации вытекает из установленной законом обязанности регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, а также и из содержания ст. 6 вышеназванного Закона, предусматривающей обязанность представления гражданином при регистрации по новому месту жительства паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность.
О правомерности содержащегося в Правилах требования о предоставлении паспорта в регистрирующие органы свидетельствует и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 "Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", в пункте 4 которого указывается, что представление паспорта и других документов для оформления регистрации обусловлено необходимостью подтверждения добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованиям ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище."
Таким образом можно сделать вывод, что паспорт(оригинал) предъявить в регистрирующий орган необходимо, однако подать документы в т.ч. и паспорт может и представитель на основании доверенности.
Заявление должно быть подписано гражданином, который желает зарегистрироваться.
Отказ от принятия заявления может быть обжалован вышестоящему руководству или в суд.
См. так же: www.fmsforum.ru
Спросить