Отказ в получении досрочной пенсии - возможно ли обжалование в суде?

• г. Екатеринбург

При оформлении досрочной пенсии получила отказ. Не зачли стаж работы в колледже с 2004 по 2011 год, несмотря на то, что вела общеобразовательный предмет и работала с учащимися 15-16 лет. Правомерен ли отказ ПФ? Возможно ли получение досрочной пенсии по выслуге лет при моем обращении в суд?

Ответы на вопрос (1):

О праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

педагогическим работникам

Досрочные трудовые пенсии по старости педагогическим работникам назначаются на основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу 01.01.2002.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 – ФЗ пенсия по старости досрочно назначается лицам (независимо от их возраста), осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, как и в период действия Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340, новое пенсионное законодательство делегировало Правительству полномочия принимать очень важные документы по вопросам пенсионного обеспечения.

С момента вступления в силу Федерального закона № 173 – ФЗ при назначении досрочных трудовых пенсий по старости педагогическим работникам применялись нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые в период действия прежнего пенсионного законодательства; соответствующие Списки профессий, должностей и учреждений и Правила исчисления выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067. Установление досрочных пенсий педагогическим работникам с применением указанных нормативно – правовых актов Правительства Российской Федерации производилось на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2002г. № 30, согласно которому нормативно – правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных Федеральных законов, могли применяться в части, не противоречащей этим Федеральным законам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.02 № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 12.11.2002 вступило в силу. Этим постановлением наряду с решением других вопросов пенсионного обеспечения различных категорий граждан утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы.

Необходимо учитывать, что Список и Правила применяются во взаимосвязи и взаимозависимости.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и

учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости педагогическим работникам.

Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, сформирован на основе Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067. Они имеют много общего, в частности одинаковую структуру. В то же время между ними есть и довольно существенные отличия. Кроме того, ряд новшеств в порядок подсчета педагогического стажа внесли Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781(далее Правила).

Данные Списки содержит два раздела: «Наименования должностей» и «Наименования учреждений».

Список не содержит исчерпывающего перечня наименований должностей заместителя директора (начальника, заведующего).

В практике встречаются такие должности как «заместитель директора по научной и методической работе», «заместитель директора по информатике и информационным технологиям», «заместитель директора по методической работе» (по иностранному языку, по начальным классам, по профессиональной подготовке, по дополнительному образованию, по общеобразовательной подготовке) и др.

Относительно включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в указанных должностях необходимо подтвердить условие, что работа была связана непосредственно с образовательным (воспитательным) процессом. Документом, подтверждающим это обстоятельство, может служить должностная инструкция. Если из инструкции усматривается, что деятельность функционально не связана с образовательным процессом, а направлена, например, на поиск новых методов работы, на осуществление методической работы, внедрение в образовательный процесс новых учебных программ, методик преподавания, оснащение учебного процесса новейшими технологиями, на деятельность, связанную с организацией работы по реализации учебной или воспитательной программ, и проводящаяся непосредственно с преподавательским составом, т. е. непосредственно не связана с образовательным, учебно-воспитательным процессом детей, то такая работа не может быть включена в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

При этом необходимо отметить следующее. Если из должностной инструкции усматривается многофункциональность обязанностей, то следует определить направлена ли деятельность заместителя директора (начальника, заведующего) в основном на образовательный процесс непосредственно с детьми.

Правила исчисления периодов работы и назначения трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.

Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Фактически они определяют при каких условиях и в каком порядке засчитываются в стаж периоды работы в должностях и учреждениях, перечисленных в Списке.

По должностям

Согласно Правилам, при определении права на пенсию за выслугу лет необходимо отметить следующие моменты:

Периоды работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы, независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами.

Периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи, в учреждениях социального обслуживания, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Следует также отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» устанавливается продолжительность рабочего времени педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда.

В практике встречаются такие должности как «заместитель директора по научной и методической работе»,

заместитель директора по информатике и информационным технологиям»,

«заместитель директора по методической работе» (по иностранному языку, по начальным классам, по профессиональной подготовке, по дополнительному образованию, по общеобразовательной подготовке) и др.

Относительно включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в указанных должностях необходимо отметить следующее.

Список и Правила не содержат исчерпывающего перечня наименований должностей заместителя директора (начальника, заведующего), а упоминаются только некоторые из них - заместитель директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.

Вышеперечисленные должности заместителя директора (начальника, заведующего) поименованы в Правилах, поэтому работа в этих должностях может засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, без проверки на предмет ведения образовательного либо учебно-воспитательного процесса непосредственно с детьми.

По должностям, непосредственно не указанным в Правилах, необходима дополнительная проверка функциональных обязанностей, поскольку данная работа функционально может быть не связана с образовательным процессом. Документом, подтверждающим это обстоятельство может служить должностная инструкция. Если из инструкции усматривается, что деятельность функционально не связана с образовательным процессом, а направлена, например, на поиск новых методов работы, на осуществление методической работы, внедрение в образовательный процесс новых учебных программ, методик преподавания, оснащение учебного процесса новейшими технологиями, на деятельность, связанную с организацией работы по реализации учебной или воспитательной программ и проводящаяся непосредственно с преподавательским составом, т. е., непосредственно не связана с образовательным, учебно-воспитательным процессом детей, то такая работа не может быть включена в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

При этом необходимо отметить следующее. Если из должностной инструкции усматривается многофункциональность обязанностей, то следует определить направлена ли деятельность заместителя директора (начальника, заведующего) в основном на образовательный процесс непосредственно с детьми.

В правоприменительной практике встречаются вопросы о возможности включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в должностях директора, заместителя директора

в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1.3 Списка),

в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (пункт 1.5),

в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа (пункт 1.6),

в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (пункт 1.11 Списка),

в учреждениях социального обслуживания (пункт 1.13 Списка).

Специальной нормы в отношении должностей директора и заместителя директора Правила не содержат.

При решении вопроса о возможности реализации права на пенсию по рассматриваемому основанию следует иметь в виду следующее.

Согласно пункту 11 Правил в стаж на соответствующих видах работ в упомянутых учреждениях включается работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду

Положение пункта 11 Правил содержит исчерпывающий перечень наименований должностей, работа в которых включается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Отметим, что Правила рассматриваются в системной связи, в совокупности с нормами, отраженными в других положениях указанного нормативного правового акта.

Пункт 8 Правил, регулирующих порядок и условия исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) также не содержит какой-либо нормы в отношении директора и заместителя директора в вышеуказанных учреждениях.

Из этого следует, что работа в должностях директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) не засчитывается в стаж, дающий на право на досрочное назначение трудовую пенсии по старости.

В педагогический стаж засчитывается:

а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка, за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период, начиная с 1 сентября 2000 года, засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

б) выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы;

в) работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка за период до 1 ноября 1999 г.

Работа в должностях педагога, педагога - воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г.

Работа в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя - методиста, инструктора слухового кабинета, родителя - воспитателя, а также в должностях, указанных в списке, в детских домах семейного типа засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г.

Работа в должностях социального педагога, педагога - психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания.

Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

В педагогический стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет):

общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);

гимназия;

межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат);

школа - интернат;

детский сад;

ясли - сад (сад - ясли);

детские ясли;

техникум;

колледж;

училище;

лицей.

Пунктом 4 Правил, определено, что периоды работы, начиная с 01.09.2000г., засчитываются в педагогический стаж только в том случае, если эта работа протекала в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. До указанной даты (01.09.2000г.) периоды работы засчитываются в стаж без выполнения этого условия (т.е. можно было работать на неполную ставку, это не влияло на пенсионное обеспечение).

Исключение в настоящее время предусмотрено для музыкальных работников, которым для того, чтобы период их работы засчитывался в педагогический стаж, необходимо работать на полную ставку независимо от того, когда выполнялась эта работа, в т.ч. и до 01.09.2000г.

Правилами предусмотрена возможность включения в педагогический стаж периодов работы с 01.09.2000г., которая осуществлялась на неполную ставку в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) и в результате суммирования занятости (объема работы) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки.

Выполнение нормы рабочего времени определяется путем суммирования объемов фактически выполняемой нагрузки по должностям (долей ставки), работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Если в результате такого суммирования общий объем фактически выполняемой нагрузки равен полной ставке, то данный период включается в стаж на соответствующих видах работ для установления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

При этом, если работа осуществлялась в разных должностях, для которых предусмотрена различная норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), то этот факт не влияет на возможность суммирования объемов нагрузки по соответствующим должностям.

Работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Как определить состав учащихся?

Состав учащихся до 18 лет определяется на начало учебного года с учетом общего количества обучающихся, независимо от формы освоения ими образовательных программ (очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернат), а также источников финансирования затрат на данное обучение, на основании списочного состава учащихся по состоянию на октябрь месяц.

Такие данные содержатся в форме 2-НК, которая согласно постановлению Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 19.04.2002 № 34 является формой федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью высших и средних специальных учебных заведений, реализующих программы среднего профессионального образования, и предоставляется учебным заведением независимо от его ведомственной принадлежности в статистические органы и свою вышестоящую организацию. Отчет по указанной форме составляется по данным первичной учетной документации, имеющейся в учебной части, бухгалтерии, отделе кадров учебного заведения, и содержит сведения об общей численности студентов, обучающихся на всех курсах, которая распределяется по возрастам в соответствии с числом полных лет на начало календарного года.

Лица, зачисленные приказом руководителя учебного заведения и обучающиеся в нем для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы, к числу которых относятся курсы повышения квалификации, подготовительные курсы, профессиональная подготовка, являются слушателями и при заполнении формы 2-НК в отчет не включаются (пункт 7 раздела 1 Постановления Росстата от 03.05.2005 № 27).

В практике возникают вопросы о порядке подсчета процентного соотношения учащихся, когда работа протекала в структурном подразделении учреждения, предусмотренных Списком.

Норма подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ подтверждает намерения законодателя о предоставлении права на указанный вид пенсии педагогическим работникам только учреждений и исключительно для детей, т. е. учреждение рассматривается как целостная единица, и формулировка пункта 14 Правил не определяет дифференцированный подход при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости педагогических работников в зависимости от возраста обучающихся лиц в структурных подразделениях учреждения.

В связи с этим контингент обучающихся лиц учитывается в целом по учреждению, а не отдельно по структуре.

По учреждениям

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На их основе разрабатываются Уставы этих образовательных учреждений.

При рассмотрении вопроса о возможности включения в стаж на соответствующих видах работ следует исходить из идеологии соответствия фактических наименований учреждений наименованиям, приведенным в Списке. При этом дополнительное указание на территориальную принадлежность, ведомственную принадлежность, нумерацию, оригинальное название, направление деятельности не влияет на реализацию права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. В Списке в рамках конкретного типа учреждений приведены видовые наименования учреждений.

Пример 1. Образовательное учреждение «Центр образования одаренных детей «Элистинский лицей».

Дает ли право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью работа в названном учреждении в связи с наличием в его наименовании дополнительных слов «одаренных детей»?

Согласно пункту 1.1. раздела «Наименование учреждений» Списка, право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей при соблюдении других, установленных пенсионным законодательством условий, предоставлено педагогическим работникам таких общеобразовательных учреждений как центры образования.

При этом наличие в наименовании этих учреждений дополнений, указывающих на контингент обучающихся (в рассматриваемом случае – это одаренные дети) не должно препятствовать реализации указанными работниками права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.

Следует отметить, что если наименование типа учреждения прямо предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка, а наименование вида учреждения не вполне соответствует, указанному в соответствующем разделе Списка, то вопрос пенсионного обеспечения в отношении педагогических работников таких учреждений решается отрицательно.

Пример 2. Дошкольное образовательное учреждение «Санаторный сад – ясли».

Пунктом 1.8 раздела «Наименование учреждений» Списка в числе дошкольных образовательных учреждений раздела «Наименование учреждений» Списка прямо предусмотрены ясли - сад (сад - ясли), а не санаторный ясли – сад.

Следует отметить, что в пункте 1.4 раздела «Наименование учреждений» Списка предусмотрены оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:

санаторная школа-интернат,

санаторно-лесная школа.

Как усматривается учреждение «Санаторный ясли-сад» в их числе не предусмотрен.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение «Санаторный сад – ясли» нельзя рассматривать как учреждение, предусмотренное Списком.

В этой связи педагогическими работниками санаторного сада - ясли не может быть реализовано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Пример 3. Учреждение здравоохранения «Детский противотуберкулезный санаторий». По Уставу – реабилитация и профилактика обострений органов дыхания.

При решения вопроса о включении в стаж на соответствующих видах работ педагогическим работникам важно ли акцентировать внимание на лечении каких форм заболеваний специализируется детский противотуберкулезный санаторий?

Либо следует исходить из общей концепции, что право на досрочную трудовую пенсию по старости дает работа с детьми в детских санаториях всех наименований?

Пунктом 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, предусмотрены детские санатории всех наименований с указанием конкретного профиля их деятельности, в частности, для лечения туберкулеза всех форм.

Если из наименования учреждения усматривается профиль детского санатория, например, детский противотуберкулезный санаторий, вопрос о праве педагогических работников может быть решен положительно. Если же из названия учреждения не представляется возможным определить специализацию детского учреждения, для получения необходимой информации следует изучить Устав этого санатория и определить его цели. Если из Устава санатория усматривается, направление его деятельности, например, детский санаторий для лечения туберкулеза всех форм. При этом, если из Устава усматривается, что детский санаторий является санаторием смешанного типа и соответствующая специализация не предусмотрена Списком, педагогическими работниками не может быть реализовано право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Работа в учреждениях здравоохранения засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.

Исчисление педагогического стажа для установления трудовой пенсии

с учетом решений Конституционного суда РФ.

После вступления в силу Закона о трудовых пенсиях нормы пенсионного законодательства уже неоднократно рассматривались в Конституционном суде Российской Федерации. Без знания этих решений правильное назначение и исчисление трудовой пенсии в ряде случаев невозможно.

Суть решений Конституционного суда сводится к тому, что если гражданин приобрел какие-то пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права закреплены, то он может воспользоваться этими приобретенными правами при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу, и действует новое законодательство. Причем это касается как вопроса приобретения права на пенсию, так и вопроса исчисления размера пенсии. При установлении пенсии до 01.01.2002 применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Указанные нормы предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, включая определение размера без применения ИКП, так и календарное исчисление указанного стажа при определении ее размера с применением ИКП.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.04 № 2П установил, что нормы Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно – правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

Таким образом, если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ строго по нормам Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и нормативным правовым актам, принятым в целях его реализации, у гражданина не хватает для приобретения права на пенсию необходимого стажа (страхового и (или) стажа на соответствующих видах работ), то соответствующие периоды трудовой и иной деятельности до 01.01.2002 можно засчитать в стаж в том случае, если эти периоды засчитывались в соответствующий стаж по нормам прежнего пенсионного законодательства.

Однако нужно помнить о том, что в таком случае применяются и все ограничения, установленные прежним законодательством для определения размера пенсии, в т. ч. и ограничения по максимальному размеру пенсии.

С учетом изложенного следует определять варианты, по которым нужно исчислять стаж: либо строго по нормам действующего пенсионного законодательства (Федеральный Закон № 173-ФЗ и постановление № 781), либо по нормам «старого» – но только за периоды деятельности до 01.01.2002 (Закон № 340, постановления № 463, № 1067). Одновременное применение вышеуказанных норм не допустимо.

Так, например, в связи с принятием Постановления Конституционного суда № 2-П появилась возможность исчисления продолжительности специального стажа по нормам законодательства, действовавшего на дату вступления в силу Закона № 173-ФЗ, т.е. 01.01.2002.

В соответствии с Правилами № 1067, вступившими в силу с 01.11.1999 и действовавшими до 12.11.2002, период работы без занятия штатной должности мог быть засчитан в специальный стаж только при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Следовательно, период работы без занятия штатной должности может быть засчитан в специальный стаж не ранее 01.09.2000 и только до 11.11.2002, т.е. до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации № 781, в соответствии с которыми работа без занятия штатной должности права на досрочную трудовую пенсию по старости не дает.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены с применением постановления № 463 и 1067.

Постановлением Конституционного Суда от 03.06.2004 № 11П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативные положения п.п. 10, 11, 12 ст. 28 Закона № 173-ФЗ, устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в качестве условия назначения досрочной пенсии по старости в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях, в той мере, в какой данные положения не позволяют засчитать в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение указанным лицам, работавших в образовательных учреждениях, не являющихся государственными и муниципальными, которые включались в специальный стаж ранее действовавшим законодательством.

Принимая во внимание то, что сохраняя для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодательство не предусмотрело соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, до установления соответствующего правового механизма педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.05 № 25).

Таким образом, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность должно определяться независимо от формы собственности учреждения (государственной, муниципальной, негосударственной).

Пример 4. Работа протекала в должности воспитателя в детском саду общеразвивающего вида, являвшимся структурным подразделением АООТ «Уралэлектромедь».

С учетом пункта 13 Правил и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 №11-П указанный период работы может быть включен в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Включение в педагогический стаж отдельных периодов

Дополнительные отпуска, в т. ч. учебные отпуска

При исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11.07.2002 № 516.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 № 381 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, вступившим в силу 30.06.2007 внесены изменения.

Согласно пункту 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Следует иметь в виду, что в указанный стаж включаются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации.

К ним относятся отпуска, предоставляемые:

? работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

? работникам, имеющим особый характер работы;

? работникам с ненормированным рабочим днем;

? работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также отпуска, предоставляемые в других случаях, предусмотренных федеральными законами и настоящим Кодексом.

Другие отпуска, предоставляемые наряду с ежегодным основным и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не включаются. Например, такими могут быть дополнительные учебные отпуска, предоставляемые в соответствии с главой 26 Трудового Кодекса Российской Федерации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего, среднего, начального профессионального образования и поступающим в указанные учреждения. Такие отпуска не являются ежегодными и в стаж на соответствующих видах работ в настоящее время не включаются.

Учебный отпуск подлежит исключению из специального стажа и за период действия КзоТ Российской Федерации (т.е. До 01.02.2002), статьей 196 которого регулировалось предоставление оплачиваемых отпусков в связи с обучением, а также другие льготы. Таким образом, названные отпуска не относились к дополнительным, поэтому периоды отпусков в связи с обучением, предоставлявшиеся ранее на основании статьи 196 КзоТ Российской Федерации, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включаются (письмо Минздравсоцразвития России от 01.09.2006 № ЛЧ-25-27\9273).

Учебный отпуск возможно засчитать в стаж на соответствующих видах работ, если он предоставлялся в период с 01.02.2002 (дата вступления в силу Трудового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым данный отпуск является дополнительным) по 29.06.2007 (дата вступления изменений в Правила — 30.06.2007, в соответствии с которыми дополнительный отпуск должен быть ежегодным).

Отпуск по уходу за ребенком

Возникают вопросы о включении в стаж на соответствующих видах работ продолжительности периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком (1,5 года или 3 года).

В соответствии постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002 г., может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. пенсионного законодательства - Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Досрочные трудовые пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (ранее именовались – пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью) до 01.01.2002г. назначались в соответствии со статьями 80, 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1.

В целях реализации отдельных норм данного Закона Российской Федерации было принято Разъяснение Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 781 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденное постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29.

Данным разъяснением определено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992, т. е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде Российской Федерации» применительно к пенсиям на льготных условиях ст. ст. 12, 78, 781 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 (зарегистрировано в Минюсте России от 24.10.1996 № 1181).

В связи с внесением в статью 167 КЗоТ изменений, исключающих возможность зачета в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, письмом Минтруда России от 01.01.1994 № 552-КВ было сообщено о зачете такого отпуска за периоды до 06.10.1992 в стаж, дающий право на льготных условиях, независимо от времени обращения за назначением такой пенсии.

Учитывая изложенное, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет только за периоды до 06.10.1992.

Курсы повышения квалификации

За период работы педагогических работников до 01.09.2000 курсы повышения квалификации не включаются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

С 01.09.2000 данная проблема решается с учетом подхода к исчислению стажа на соответствующих видах работ в отношении педагогических работников.

В случае, если педагогическими работниками выполнена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) или объем преподавательской работы в другой отрезок времени, не совпадающий с указанным периодом обучения, и им выплачена полностью ставка заработной платы (должностной оклад), то в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, может быть засчитан весь период работы, в т. ч обучение на курсах повышения квалификации.

Автономные некоммерческие организации.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ четко определена организационно-правовая форма – учреждение. Иные организационно-правовые формы организации законодательством не предусмотрены.

Рассматриваемые автономные некоммерческие организации по своей организационно-правовой форме «учреждениями» не являются, что влечет соответствующие ограничения в части досрочного пенсионного обеспечения.

Что касается постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.06.2004 № 11-П, то предметом рассмотрения являлся вопрос о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их формы собственности. При этом вопрос досрочного пенсионного обеспечения лиц, работа которых протекала не в учреждениях, не рассматривался.

Таким образом, правовых оснований для включения периодов работы педагогических работников в автономных некоммерческих организациях (АНО) в стаж на соответствующих видах работ не имеется.

Филиалы образовательных учреждений для детей

Следует помнить, что Закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что образовательные учреждения обязательно должны являться юридическими лицами. При этом для учреждений, образованных до 08.12.1994 (дата введения в действие гл. 4 ч. 1 ГК РФ), статус учреждения подтверждается Уставом, а учреждений, образованных после 08.12.1994 – свидетельством о государственной регистрации.

Сведения о наименовании, правовом статусе и форме собственности учреждения, организации или структурного подразделения подтверждаются учредительными документами (Уставом, положением, учредительным договором, постановлением компетентного органа о его образовании), свидетельством о государственной регистрации и структурной схемой, утвержденной в установленном порядке). При этом наименование структурного подразделения подтверждается штатным расписанием организации.

При оценке периодов работы в филиалах образовательных учреждений, необходимо помнить следующее.

В соответствии со статьей 55 Гражданского Кодекса РФ, филиалы не имеют статуса юридического лица. Несмотря на то, что в гражданском законодательстве филиалы названы обособленными подразделениями, они продолжают оставаться составной частью учреждения (юридического лица). Если работа в учреждении, филиалом которого является соответствующее подразделение, дает право на досрочное пенсионное обеспечение, то и работники филиала будут иметь такое право.

Установление тождества.

Возникают вопросы о возможности установления тождественности должностей, учреждений, структурных подразделений с аналогичными должностями и учреждениями и структурными подразделениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования, поступающими из учреждений, организаций Пенсионный фонд РФ сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждают порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ, устанавливают тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 Закона № 173-ФЗ, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования.

Практически это означает, что учреждение вправе обратиться в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, которая готовит документы для представления в Министерство образования Российской Федерации, выступающие субъектом инициативы по установлению тождественности. Министерство, обосновав свою позицию, должно обратиться с соответствующим пакетом документов, подтверждающих тождественность учреждения, структурного подразделения, предусмотренного Списками, в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, которое после оценки представленных документов в установленном порядке согласует вопрос с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановление Конституционного суда Российской Федерации

от 29.01.2004г. №2-П

до 01.11.1999 Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №953).

- Применяется в учреждениях для детей.

- Требуется занятие штатной должности.

- Выполнение нормы рабочего времени за ставку заработной платы не требуется.

С 01.11.1999 по 11.11.2002 включительно. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 №79).

- Требуется выполнение нормы рабочего времени за ставку заработной платы.

- Занятие штатной должности не обязательно.

Правила от 22.09.1999 по желанию заявителя могут применяться и к периодам работы до 01.11.1999, как ко всему периоду работы, так и к отдельным периодам. Информационное письмо Минтруда Российской Федерации от 10.07.2001г. № 2878-16 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.07.2001 № 06-25/5837 о порядке применения правил от 22.09.1999 к периодам работы до 01.11.1999г.

При применении Правил к периоду до 01.11.1999г. требуется выполнение нормы рабочего времени за ставку заработной платы, занятие штатной должности не обязательно. При этом в отношении наименования должности и учреждения применяется Список, утвержденный постановлением СМ РСФСР №463 (а не 1067).

с 12.11.2002 по дату назначения пенсии Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

При применении данного постановления требуется занятие штатной должности, и выполнение нормы рабочего времени за ставку заработной платы.

Прочитайте может поможет.

Спросить
Пожаловаться

Мне отказывают в назначении досрочной пенсии. С 2001 по 2021 работала педагогм дополнительного образования в Центре творчества детей и молрдежи. До 2001 годв 10 лет в обшеобразователтной школе учителем.

Отказ на основании при 781.

Якобы на январь 2001 года педстаж должен составлять 16 лет 8 месяцев. Так прописано в 781.

Но никто не уведомил меня в 2001 году, чтотмне не идёт педагогический стаж для получения досрочной пенсии. Имею ли я право на досрочную пенсию? Насколько правомерен подпункт про 16 лет и 8 месяцев?

Служил в армии 2 года с 2002-2004 гг, работал ФСИН стаж 1.6, с 2005-2006, поступил в колледж заочно в 2007, с 2008-2018 год работал в МВД, стаж в МВД 10.4 могу ли я выйти досрочно на пенсию?

Моя мама с 2001 по 2008 работала на хлеб заводе. Расчитывала получить достойную пенсию. А сейчас в 2011 при оформлении пенсии ей отказали в начислении пенсии за период работы на хлеб заводе. С 2001 по 2008. подскажите правомерен ли отказ в оформлении пенсии за этот период. Заранее благодарен вам!

С 2000 года работала учителем в школе с перерывом на декрет. С 2010 года работаю преподавателем в Государственном политехническом колледже. Будет ли учитываться работа в колледже при оформлении пенсии за выслугу лет? Как Пенсионный фонд может определить, что в колледже обучалось не менее 50% детей до 18 лет, если колледж например ликвидируется ко времени выхода на пенсию... (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) Спасибо.

Оформляла пенсию по выслуге (25 лет пед. стажа). Получила письменный отказ. Выбросили стаж работы в ДДТ, педагогом доп. образования с сентября 2001-по февраль 2014. Могу ли я по суду вернуть эти годы. Какими ст. должна руководиться?

Стаж работы в мед. учреждении 30 лет. Работаю в клинико-диагностической лаборатории г.Ноябрьска, северный стаж 20 лет. В 2005 году была переведена старшим фел. лаборантом этой же лаборатории. Выполняю работу лаборанта и старшего лаборанта (организация работы на рабочих местах, составление графиков, табелей ежемесячно, график отпусков и многое другое) нагрузка огромная учитывая что коллектив лаборатории составляет 89 человек. При обращении в отдел кадров и пенсионный фонд в оформлении льготной пенсии по выслуге лет мне было отказано, т.к. в списках должностей дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии такой должности старший фел. лаборанта нет. С 2005 г по 2009 г. Стаж работы старшим фельдшером лаборантом не входит в медицинский стаж. Получается, что я не работала в мед. учреждении и теперь должна ждать назначении пенсии по возрасту. Правы ли отдел кадров сделав такую запись в трудовой книге? Можно ли должность старшего фл.лвборанта считать тождественной должности фл.лаборанта (медицинского лабораторного техника)? Могу ли я надеяться на оформление досрочной пенсии по выслкге лет? Куда мне обратится? Спасибо!

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

При выборе пенсии по старости с 2015 года, при отказе пенсии за выслуги лет. Учитываются ли в страховой стаж не страховые периоды (2002-2004), которые входили в стаж за выслугу лет.

Уже 26 лет отработала в сельской школе, но пенсия по выслуге лет не получаю. В 2000-2001 гг. работала в вечерней (сменной) общеобразовательной школе. Полной учебной нагрузки не было, но все дети обучались в возрасте до 18 лет. В эти же годы вела 2 часа кружковой работы. Пенсионный фонд мотивирует тем, что не было полной нагрузки. Хотя в постановлении Правительства РФ от 22.10.2002 г. № 781 прописано, что работа вечерних (сменных) общеобразовательных школах засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью при условии обучения не менее 50% детей в возрасте до 18 лет. Почему мне отказывают не понятно.

В 2010-2011 году я работала в общеобразовательной школе педагогом дополнительного образования. ПФ снял этот период с досрочной трудовой пенсии по старости. Какие шансы при обращении в суд?

Татьяна.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение