Заключение историко-культурной экспертизы при оформлении права собственности на землю - законно ли требование об отсутствии объектов культурного наследия?
199₽ VIP
При оформлении права собственности на землю потребовали заключение историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории объектов культурного наследия. Правомерно ли это? В администрации должен быть перечень объектов культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 23.07.2013)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации": Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.
Согласно ч. 4 той же статьи, Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в течение семи дней.
Согласно ч. 5 той же статьи, Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, о решении Правительства Российской Федерации о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр - в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти.
Федеральным органом, который занимается всем этим является Министерство культуры. Оно должно информировать собственника и заниматься этими процедурами. А собственник (администрация) должен быть в курсе есть у него такой объект или нет. Таким образом, требования являются незаконными.
СпроситьНаша АО оформило под строительство ЛЭП участок земель лесного фонда в 2014 году. В последствии объект был построен, введен в эксплуатацию, на него получено свидетельство о государственной регистрации права собственности. При обращении в лесничество, в заключении договора аренды для эксплуатации объекта было отказано в виду отсутствия положительного заключения службы историко-культурного наследия, в виду отсутствия или наличия сведений о наличии или отсутствии объектов культурного наследия. Так как на данный момент отсутствуют права на землю мы нарушаем и земельный и лесной кодексы. Правомерно ли это со стороны лесничества.
Добрый день!
Если речь идёт о воздушной Линии электропередачи (надземной).
Если у Вас зарегистрировано право собственности на ЛЭП, то земельным участком, по крайней мере непосредственно под опорами, Вы пользуетесь в силу закона (ст.271 ГК), отдельно регистрировать права не обязательно.
Непосредственно вдоль самой ЛЭП имеется охранная зона, т.е. ограничения для ведения какой-либо деятельности. С учётом этих ограничений получить земельный участок под ЛЭП может иное лицо.
Но, если Вам принципиален вопрос оформления земли, то надо знать её категорию: является она ограниченной или изъятой из оборота, либо общедоступная.
СпроситьНа земельном участке сельского поселения площадью 1000 м 2 с назначением «Под культурное развитие» ведётся проектирование культурно-исторического комплекса. Заказчиком проектирования является государственная структура осваивающая бюджетные деньги. В составе технического задания эта структура выдвинула требование проектировщику провести историко-культурную экспертизу данного участка согласно федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г.
По этому требованию Советом местного самоуправления (на территории которого этот участок) был направлен запрос в региональный «Комитет по охране объектов культурного наследия» о правомерности этого требования.
В ответе «Комитета»: «Сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия «Комитет» не располагает. Учитывая изложенное, Заказчик работ в соответствии со ст.28, 30, 31, 32, 36, 45.1 №73-ФЗ обязан обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путём археологической разведки, в порядке, установленном ст.45.1 №73-ФЗ».
По логике требования, на любых участках подверженных земляным работам на территории РФ, должна проводиться экспертиза. Учитывая огромные площади с разнообразными земляными и иными работами на территории РФ это требование невозможно осуществить хотя бы из-за отсутствия достаточного количества археологов. Соответственно в тексте №73-ФЗ должно быть дополнительное ограничение на необходимость экспертизы.
Прошу указать эти ограничения.
Для ответа на вопрос нужно внимательно читать сам закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
В ст.30 данного закона содержится исчерпывающий перечень объектов и документов, подлежащих экспертизе
Так, указано, что подлежат экспертизе земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"СпроситьСтатья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
Государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях:
обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия;
установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
До утверждения в соответствии с пп. 34.2 п. 1 ст. 9 границ территорий, экспертиза проводится в соответствии с абз. 9 ст. 28 настоящего Закона в редакции, действовавшей до 04.08.2018.
определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
определения границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 95-ФЗ)
Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
Объектами историко-культурной экспертизы являются:
выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
КонсультантПлюс: примечание.
До утверждения в соответствии с пп. 34.2 п. 1 ст. 9 границ территорий, экспертиза проводится в соответствии с абз. 3 ст. 30 настоящего Закона в редакции, действовавшей до 04.08.2018.
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
проекты зон охраны объекта культурного наследия;
проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия;
Статья 32. Заключение историко-культурной экспертизы
1. Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
2. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр.
В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.
4. Заключение историко-культурной экспертизы подлежит обязательному размещению федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия на официальных сайтах указанных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(п. 4 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
Здравствуйте, давайте посмотрим положения Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
Государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях:Т.е. экспертиза проводится в любом случае, в целях определения наличия или отсутствия объектов археологического, культурного наследия. Перед проведением строительных земляных работ на стадии инженерных изысканий необходимо обследовать участок, который предполагается осваивать, на предмет нахождения объектов культурного наследия, это правило, которое должно выполняться, каких либо исключений положения Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ не содержат. Все объекты историко культурной экспертизы указаны в Статье 30. Объекты историко-культурной экспертизы...
определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
Объектами историко-культурной экспертизы являются:Спроситьвыявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
проекты зон охраны объекта культурного наследия;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;
проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ;
документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия;
документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.
Ответ отключен модератором
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Глава V. Государственная историко-культурная экспертиза (ст.ст. 28 - 32) Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизыСпроситьСтатья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
Статья 30 изменена с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
См. предыдущую редакцию
Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона
Объектами историко-культурной экспертизы являются:
выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
До утверждения границ территорий, предусмотренных подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем 3 статьи 30 в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 г.
документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
проекты зон охраны объекта культурного наследия;
абзац девятый утратил силу с 1 января 2007 г.;
См. текст абзаца девятого статьи 30
проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2007 г.;
См. текст абзаца одиннадцатого статьи 30
документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ;
документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия;
документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
Государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях:
обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия;
установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
До утверждения в соответствии с пп. 34.2 п. 1 ст. 9 границ территорий, экспертиза проводится в соответствии с абз. 9 ст. 28 настоящего Закона в редакции, действовавшей до 04.08.2018.
определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
определения границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 95-ФЗ)
Статья 32. Заключение историко-культурной экспертизы
1. Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
2. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр.
В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.
4. Заключение историко-культурной экспертизы подлежит обязательному размещению федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия на официальных сайтах указанных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(п. 4 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
В ст.30 данного закона содержится перечень объектов и документов, подлежащих экспертизе
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Глава V. Государственная историко-культурная экспертиза (ст.ст. 28 - 32) Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизыСпроситьСтатья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
Статья 30 изменена с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
См. предыдущую редакцию
Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона
Объектами историко-культурной экспертизы являются:
выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
До утверждения границ территорий, предусмотренных подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем 3 статьи 30 в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 г.
документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
проекты зон охраны объекта культурного наследия;
абзац девятый утратил силу с 1 января 2007 г.;
См. текст абзаца девятого статьи 30
проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2007 г.;
См. текст абзаца одиннадцатого статьи 30
документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ;
документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия;
документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.
Здравствуйте. К сожалению никаких дополнительных ограничений на необходимость проведения экспертизы относительно Вашей ситуации Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не содержит. Указывать просто нечего.
СпроситьЗаказчик для предотвращения для себя негативных последствий и включил в задание проведение экспертизы, не зная о его целесообразности и необходимости.
Интерес ответ регионального Комитета по охране объектов культурного наследия: "Сведениями об отсутствии... не располагает".
Значит и сведениями о наличии не располагает. Таков и должен бы быть их ответ. Но смысл всё равно вырисовывается, что на данном участке нет объектов, обладающих признаками культурного наследия. Следовательно, нет необходимости в проведении экспертизы в соответствии со ст.28 федерального закона №73.
Цель закона это охрана объектов культурного наследия. А если нет объекта?
Не проводит же экспертизы каждый раз на всякий случай!
Если проектировщик (подрядчик) уже заключил контракт с указанным в задании проведением экспертизы, то должен выполнять условия контракта. Или вносить соответствующие изменения.
Если пока только на стадии заключения, то всё это надо до конца решить. Или пусть заказчик отдельным предложением (заказом) выставляет проведение экспертизы.
СпроситьЯ думаю данное требование не обоснованно, так как нет никаких данных о том, что в данном месте могут находиться историко археологические ценности/предметы. Ссылайтесь на ответ, который получили, от Комитета по охране объектов культурного наследия», что они не располагают данными о расположении на данной территории каких либо культурных обьектов. То есть отсутствуют основания для проведения данной экспертизы.
Вообщем нет оснований, для проведения данной экспертизы.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Статья 3.1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия
(введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
КонсультантПлюс: примечание.
Об определении границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый госреестр до 22.01.2015, см. ФЗ от 22.10.2014 N 315-ФЗ.
3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранно.
СпроситьМожно ли отнести к вновь открывшимся обстоятельствам: при вынесении решения суда о разделе домовладения был определен порядок пользования домовладением в связи с тем, что здание было в списке памятников архитектуры, в котором нельзя проводить реальный раздел. После решения - в настоящее время на мой запрос управление охраны объектов культурного наследия ответило, что объект на основании историко-архивных изысканий и акта историко-культурной экспертизы... исключено из списка выявленных объектов культурного наследия. Я правильно понимаю, что в настоящее время раздел в натуре возможен, с определение соответствующих вариантов раздела?
Вновь открывшиеся обстоятельства должны были иметь место в период рассмотрения дела. Я думаю вам необходимо заново обратиться в суд. Мы в аналогичной ситуации именно так и делали. Если возможно измените истца или ответчика.
СпроситьПланируется строительство здания на территории поселка городского типа. Информации о наличии объектов культурного наследия в региональном Министерстве культуры нет. Но Мин. культуры указывает на необходимость проведения историко-культурной экспертизы земельного участка в соответствии со ст. 30 ФЗ от 25.06.2002 №73-фз. (хотя там идет ссылка на лесной кодекс, и территория населенных пунктов там не учитывается). На месте будущего строительства лет 70 стояло здание, которое сейчас снесли. Правомерно ли требование Мин. культуры о проведении данной экспертизы.
Неправомерно. Вы должны представить документы согласно ст. 51 ГрСК РФ. Оснований для данной экспертизы нет. Поскольку отсутствуют обстоятельства, которые влекут такую необходимость.
СпроситьЕсли не согласны, Вы вправе обжаловать требования Минкультуры в суде.
Ст. 219 КАС РФ указывает:
"Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов."
И в суде будет видно, что за участок Вам предоставили.
СпроситьЗдравствуйте. У них есть такое право для определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия,
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
Государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях:
обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия;
установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места;
определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;
обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.
СпроситьНичем не обоснуете. У Минкультуры нет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, поэтому они и требуют провести экспертизу.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
СпроситьОтсутствием оснований для предоставления обосновывайте. Перечень документов для получения разрешения на строительство установлен законом (ст. 51 ГрСК РФ)
Поскольку объект не включен в списки Минкульта - нет оснований для дополнительных действий и предоставления дополнительных документов.
СпроситьСвоим несогласием можете обосновать.
Больше ничего не требуется.
Ст. 4 КАС РФ гарантирует право на обжалование любому.
"Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами."
СпроситьНичем это правомерно. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
СпроситьЗдравствуйте!
Ссылка на ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, на мой взгляд, необоснованна.
Согласно указанной норме, объектами историко-культурной экспертизы являются, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в "пунктах 3", "4" и "7 части 1 статьи 25" Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
То есть в том случае, если у органов охраны объектов культурного наследия нет данных о том, что на земле нет объектов культурного наследия.
Если на Вашем земельном участке таких объектов нет и об этом известно, то необходимость в проведении экспертизы, основания для её проведения отсутствуют.
По этому основанию и следует обжаловать решение Мин.культуры.
СпроситьНичем не обоснуете. У Минкультуры нет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, поэтому они и требуют провести экспертизу.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
СпроситьПередаём случайно найденный клад государству. Заявления поданы в налоговую, в полицию, в охрану культ наследия. Историко культурные предметы в земле. Сам копать, боюсь испортить предметы культурной ценности.. Налоговая должна вызвать экспертов, а архиологов-кому вызывать? Археологи объявили, найденное мной случайно в мае 2017 г, в августе 2017 г. как выявленный ими обьект культурного наследия. Экспертиза подтвердила, что три недвижимых обьекта являются культурной ценность (статья 233 пункт 2 - клад - сокрытые в земле вещи культурной ценности должны быть переданы государству) в разрешительных документах на строительство четко сказано, на данном участке земли находящейся в частной собственности, памятников истории и культуры, обьектов внесенных в реестр нет.8-967-092-75-41, iv.moskovkin@yandex.ru
Получила земельный участок по программе Молодая семья, перед его получением меня направили в Службу по охране объектов культурного наследия, там выдали письмо о том что мой земельный участок является объектом историко-культурного наследия и необходимо провести археологические раскопки. За чей счет должны проводиться они?
Получила земельный участок по программе Молодая семья, перед его получением меня направили в Службу по охране объектов культурного наследия, там выдали справку в которой указывается, что земельный участок является объектом историко-культурного наследия и необходимо провести археологические раскопки. За чей счет должны проводиться раскопки?
Купили участок, хотели построить магазин, но инспекция по охране объектов культурного наследия предписала сделать государственную историко-культурную экспертизу земельного участка. Ранее на этом участке стоял жилой деревянный дом, но мы его выкупили и снесли, обязательно ли нужна такая экспертиза?
Если строите новый объект, то требование обосновано. Можно было на месте бывшего дома по проекту реконструкции решать вопрос постройки.
СпроситьСкажите пожалуйста правомерно ли администрация передает в музей объекты культурного наследования на праве оперативного управления, в уставе музея нет видов деятельности по осуществлению и содержанию объектов культурного наследия.
Здравствуйте Анна!
Какой музей? Какие объекты культурного наследия? На каком основании передаются? Как видите, много вопросов. Обратитесь к юристу/адвокату очно с имеющимися документами.
СпроситьИмею в собственности участок в охранной зоне культурного наследия. Строительство объектов капитального и не капитального строительства на нём запрещено. Как я могу избавиться от этого участка? Есть ли какой-то закон по которому я могу обратиться к местной администрации или комитету по охране и использованию объектов историко-архитектурного наследия с целью продать им или обменять свой участок на другой (без ограничений по строительству)?