Работодатель отказывается выплатить двойное пособие по льготному социально-экономическому статусу - как опровергнуть ссылку на Закон № 1244-1?
Я и мой ребенок зарегистрированы и постоянно проживаем на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Переехала в данную зону во время беременности. Пособие в двойном размере работодатель не платил. В отказах на мои заявления работодатель: в первом ссылался на несоблюдение Закона от 15.05.1991 № 1244-1, во втором на мое не проживание в данной зоне.
Я обратилась в суд. В возражении на иск работодатель уже не указывает о моем проживании, но ссылается на последний абзац статьи 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-1: Если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении вреда и мерах социальной поддержки потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда. Как опровергнуть этот абзац?
Здравствуйте! Сначала я проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом после аварии на ЧАЭС с 26 апреля 1986 по мая 1994, потом переехал в зону с правом на отселение, прожил там 3 года и переехал обратно в зону с льготным социально-экономическим статусом, до сих пор проживаю там. В законе сказано, что право на пенсию по старости имеют:
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
Вопрос могу ли я получать эту пенсию? Как трактовать мою ситуацию и закон?
Здравствуйте!
В соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 24.07.2009 г. , с изм. от 10.11.2009 г.)
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Удачи и добра!
СпроситьПФР отказал в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением срока за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Основание отказа - справка о проживании в такой зоне выдана Украиной. ПФР отказывается принимать справку. Правомерно ли дан отказ?
Возможно следующая информация окажется полезной.
Информация по делу №2-1360/2014 ~ М-1313/2014
20.11.2014 года Безверхний С.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Жуковском районе Калужской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что 16.09.2014 года обратился в УПФ РФ по Жуковскому району за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой и проживанием на территории с льготно-экономическим статусом Республика Украина, предоставив необходимые документы.
* * *
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Жуковском районе Калужской области по доверенности Миклаш Е.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что истцу правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как назначение пенсии по старости возможно со снижением пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам работы в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В качестве документов, подтверждающих статус граждан РФ, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы принимаются удостоверения установленного образца, справки о проживании (работе) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, которые для пенсионного обеспечения являются правоустанавливающими документами. Истцом предоставлена справка №103 от 05.03.2014 года, выданная Краснокутским сельским Советом Жашковского района Черкасской области Р. Украины, при этом законодательством Украины предусмотрена выдача удостоверений установленного образца всем категориям граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истцом удостоверение о праве на льготы и компенсации, выданные уполномоченными органами Украины, не представлены.
* * *
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав документы, имеющиеся в деле, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец 16.09.2014 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Жуковском районе Калужской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением комиссии УПФ РФ по Жуковскому району от 22.09.2014 года №169 в назначении досрочной пенсии Безверхнему С.П. было отказано, по тем основаниям, что не усматривается правовых оснований для решения вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за проживания (работу) на территории с льготно-экономическим статусом Р. Украина.
Отказ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости суд считатет незаконным.
* * *
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать У. П. Фонда РФ в Жуковском районе назначить Безверхнему С. П. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения П. возраста на 1 (один) год с ДД.ММ.ГГГГ.
* * *
Полный текст можно посмотреть по ссылкам:
или
или
СпроситьЯ имею статус добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение. Имеет ли льготы и право на получение удостоверения, как добровольно выехавший из зоны проживания с правом на отселение, мой ребёнок, который родился в 2010 году, а так же проживал, в зоне проживания с правом на отселение, затем эту зону сменили на зону с льготным социально-экономическим статусом, потом был переезд в зону проживания с правом на отселение. Ребёнку в выдаче удостоверения, как добровольно выехавшему из зоны проживания с правом на отселение отказали, ссылаясь на ст. 22.
Я с рождения 1990 г по 2008 была прописана и проживала в зоне с льготным социально экономическим статусом (имею удостоверение) с 2008 по 2012 была прописана и проживала в чернобыльской зоне добровольно переехала в чистую зону! ВОПРОС: могу ли я получить удостоверение добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение!? спасибо!
Статья 19. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Выдержка из действующей статьи:
Положения пунктов 1, 2 и 4 части второй настоящей статьи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 42 и 55 (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства, - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 23-П. т. е. : Это означает, что данная статья не применительна только тем, кто жил-уехал-после вернулся в зону социально экономического статуса? То есть, она применительна тем, кто не выезжал? Я правильно понимаю?
Здравствуйте! Это означает, что ст. 19 применима в том числе к гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.
СпроситьНет, неправильно понимаете. Читайте постановление, в нем все написано. Оно касается также граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории этой зоны до 1 января 1991 года, но покинули ее до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства. Конституционный суд РФ отметил, что права такой категории граждан не должны ухудшаться. На сторону таких граждан встал Конституционный суд РФ и обязал законодателя привести свои нормативно-правовые акты в соответствии с законом, таким образом эти граждане также получили право на меры социальной поддержки.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. N 23-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТОВ 1, 2 И 4 ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 19 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНКИ Т.С. ЧАПЛЫГИНОЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Т.С. Чаплыгиной. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявительницей законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.М. Жарковой, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. Согласно пунктам 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ежемесячные денежные компенсации в размерах 20 рублей и 80 рублей (с 1 января 2012 года соответственно 44,58 руб. и 178,3 руб.) и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней предоставляются при условии постоянного проживания (работы) в указанной зоне до 2 декабря 1995 года.
1.1. Оспаривающая конституционность названных законоположений гражданка Т.С. Чаплыгина, 1976 года рождения, до сентября 1992 года постоянно проживала в городе Железногорске Курской области, который распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р был включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения (в настоящее время - утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), и отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В период с 1992 года по 1995 год она проходила обучение в медицинском училище города Рыльска Курской области. С 14 марта 1995 года по 30 ноября 2001 года местом постоянного проживания Т.С. Чаплыгиной был город Рыльск, а в 2004 году она вернулась в город Железногорск, где и проживает в настоящее время.
Как лицо, постоянно проживающее на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (соответствующее удостоверение выдано ей администрацией города Железногорска 1 сентября 1993 года на основании действовавшего на тот период законодательства), Т.С. Чаплыгина обратилась в комиссию по назначению пособий и компенсаций при администрации города Железногорска с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в чем ей было отказано со ссылкой на то, что факт ее проживания на данной территории на 2 декабря 1995 года не подтвержден (решение от 1 декабря 2010 года).
На том же основании Железногорский городской суд Курской области решением от 14 февраля 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 12 апреля 2011 года, отказал Т.С. Чаплыгиной в удовлетворении исковых требований к администрации города Железногорска о признании права на получение указанных мер социальной поддержки. В передаче надзорных жалоб на рассмотрение судов надзорных инстанций Т.С. Чаплыгиной также было отказано (определение судьи Курского областного суда от 2 июня 2011 года и определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2011 года). Заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации оснований для несогласия с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации не выявлено (письмо от 8 ноября 2011 года).
1.2. Как следует из статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы граждан и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти законоположения Конституции Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл проверяемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
Гражданка Т.С. Чаплыгина полагает, что пункты 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", позволяя правоприменительным органам обусловливать предоставление гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска фактом их проживания на территории данной зоны по состоянию на 2 декабря 1995 года, безотносительно к факту их постоянного проживания на этой территории до указанной даты (в том числе со дня аварии на Чернобыльской АЭС), и сужая тем самым круг лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, нарушают принцип равенства и тем самым противоречат статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку эти положения - по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, - позволяют обусловливать предоставление предусмотренных ими мер социальной поддержки гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, фактом их постоянного проживания (работы) в данной зоне по состоянию на 2 декабря 1995 года.
2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Соответственно, в силу ее статей 2, 7 и 18 Российская Федерация как правовое и социальное государство, обязанность которого составляют признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, равно как и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, должна принимать все возможные меры, включая законодательные, направленные на охрану окружающей среды, предупреждение, а также ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных.
2.1. Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1, 3 и 13).
Определяя условия проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, названный Закон Российской Федерации в качестве основного показателя, обусловливающего необходимость проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда, использует уровень дозы облучения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в зависимости от радиационной обстановки и с учетом других факторов подразделяет эти территории на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 1 статьи 6 и часть вторая статьи 7); при этом в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, предусматривается создание хозяйственно-экологической структуры, обеспечивающей улучшение качества жизни населения выше среднего уровня и компенсирующей отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер (статья 11), а для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории этой зоны, - система мер социальной поддержки (пункты 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 и статья 19).
2.2. Такое основание предоставления отдельных мер социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, как постоянное проживание (работа) на этой территории, первоначально не предусматривалось, - оно было введено Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Поскольку при этом право на ежемесячные денежные компенсации и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск было обусловлено фактом постоянного проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, граждане, прибывшие для постоянного проживания на территорию такой зоны в период с 1 января 1991 года по 2 декабря 1995 года (даты вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), оказались лишенными данного права, притом что ранее указанные меры социальной поддержки предоставлялись им безотносительно к факту постоянного проживания или работы в этой зоне.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П (подпункт "в" пункта 1 резолютивной части) абзацы второй, третий, четвертый и шестой подпункта 2 пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, как лишающие граждан, прибывших для постоянного проживания на территорию зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 1 января 1991 года до его вступления в силу, ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, были признаны не соответствующими статьям 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при уточнении критериев дифференциации и адресности предоставления компенсаций и иных мер социальной поддержки, направленных в том числе на компенсацию отрицательного воздействия психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и ее последствиями, законодатель обязан учитывать существующую радиационную обстановку, включая обоснованность статуса соответствующих территориальных зон, и был вправе понизить объем выплат, связанных с проживанием и работой на загрязненных радиацией территориях, только в отношении лиц, которые приезжают в эти местности после вступления данного Федерального закона в силу.
2.3. Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принятым в том числе в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, условие предоставления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска было определено как постоянное проживание (работа) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом до 2 декабря 1995 года.
В правоприменительной практике, как свидетельствуют материалы, представленные в Конституционный Суд Российской Федерации, это требование рассматривается как дающее право на соответствующие меры социальной поддержки только тем гражданам, кто постоянно проживал (работал) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по состоянию на 2 декабря 1995 года, т.е. факт постоянного проживания (работы) на этой территории до 1 января 1991 года, с которым положения статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ связывали это право, во внимание не принимается.
Такое толкование указанных законоположений ставит граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, но покинули ее до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства, в худшие условия с точки зрения объема предоставляемой им социальной поддержки по сравнению с гражданами, прибывшими на эту территорию в период с 1 января 1991 года по 2 декабря 1995 года, что не согласуется ни с выраженной в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости установления равных условий социальной поддержки для граждан, постоянно проживавших (работавших) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года и в период с 1 января 1991 года до 2 декабря 1995 года, ни с аутентичной волей законодателя, во исполнение указанного Постановления, внесшего в статью 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" соответствующие изменения.
3. Вводя Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ дифференциацию оснований предоставления отдельных мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, федеральный законодатель исходил из степени риска постоянного проживания (работы) на этой территории до и после 1 января 1991 года, основным критерием оценки которого является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из статей 6, 7 и 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", допустимая доза облучения, установленная по состоянию на 1 января 1991 года, применительно к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр). Такое же допустимое значение дозы облучения предусмотрено как в рамках специального правового регулирования (пункт 8 Концепции проживания населения в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, одобренной постановлением Кабинета Министров СССР от 8 апреля 1991 года N 164), так и в рамках общего правового регулирования в области радиационной безопасности населения (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"). Наряду с показателями уровня дозы облучения населения законодатель учитывал также задачу снижения социально-психологической напряженности (стрессы, состояние страха или повышенной возбужденности), характерной для первых лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС, т.е. исходил из того, что для граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в разные хронологические периоды, могут быть предусмотрены различные по объему меры социальной поддержки, направленные на компенсацию отрицательного воздействия радиационного риска и психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении правового регулирования, определяющего правила возмещения вреда, причиненного воздействием радиации в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель связан конституционными принципами справедливости, равенства всех перед законом и вытекающей из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, а любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в данной сфере, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П и др.).
Действуя сообразно указанным конституционным принципам, федеральный законодатель в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ исходя из показателей (по состоянию на 1 января 1991 года) уровня дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в целях усиления адресности социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации и иных неблагоприятных факторов вследствие чернобыльской катастрофы, установил в качестве условия предоставления отдельных мер социальной поддержки, имеющих компенсаторный характер, необходимость постоянного проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года. Таким образом, за гражданами, которые постоянно проживали (работали) на данной территории до 1 января 1991 года, т.е. в период максимального радиационного риска, сопряженного с психоэмоциональной нагрузкой, обусловленной чернобыльской катастрофой, было признано право на социальную защиту в ранее установленном объеме.
Изменение в дальнейшем (Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) границы данного периода, направленное на сохранение ранее предоставлявшегося объема социальной защиты гражданам, прибывшим на территорию зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с 1 января 1991 года до 2 декабря 1995 года, в правоприменительной практике повлекло для граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории этой зоны до 1 января 1991 года, но покинули ее до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства, отмену признанного за ними (подтвержденного соответствующими удостоверениями) права на такие меры социальной поддержки, как ежемесячные денежные компенсации и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Тем самым эти граждане - вопреки конституционным принципам равенства и справедливости, запрету издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также правовым позициям, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, - ставятся в худшее положение с точки зрения набора мер социальной поддержки, а следовательно, и объема социальной защиты по сравнению с гражданами, прибывшими на территорию зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом после 1 января 1991 года, что противоречит требованиям статей 19 (часть 2), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
4. Таким образом, положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 42 и 55 (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.
Соответственно, федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе выраженных в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, с тем чтобы гарантировать гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства, право на предоставление ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 47.1, частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79, 87 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 42 и 55 (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.
2. Правоприменительные решения по делу гражданки Чаплыгиной Татьяны Сергеевны подлежат пересмотру в установленном порядке.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу после опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации.
СпроситьЗдравствуйте!
Как установил Конституционный Суд РФ, указанные льготы были сохранены Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ для граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, т.е. в период максимального радиационного риска, сопряженного с психоэмоциональной нагрузкой, обусловленного чернобыльской катастрофой.
Изменение в дальнейшем (Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ) границы данного периода, направленное на сохранение ранее предоставлявшегося объема социальной защиты гражданам, прибывшим на территорию зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с 1 января 1991 года до 2 декабря 1995 года, в правоприменительной практике повлекло для граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории этой зоны до 1 января 1991 года, но покинули ее до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства, отмену признанного за ними (подтвержденного соответствующими удостоверениями) права на такие меры социальной поддержки, как ежемесячные денежные компенсации и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, что нарушило конституционные принципы равенства и справедливости.
Поэтому, граждане, проживавшие в затронутых радиоактивным загрязнением местностях, выезжавшие из них и впоследствии возвратившиеся для постоянного проживания, не должны лишаться ранее предоставленных им льгот в виде ежемесячных денежных выплат и дополнительного отпуска, также как и граждане, постоянно проживающие в зоне с льготным социально экономическим статусом. Всего хорошего!
СпроситьКакие льготы положены если есть удостоверение о проживании в зоне с социалино - экономическим положением (радиационной зоне прорживание)
Что понимать под постоянным проживанием по тексту закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1? Имея в виду еще и тот факт, что в предыдущей версии закона речь идет просто о проживании. Может ли пользоваться льготами гражданин, проживавший в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, за пределами этой зоны, например выехавший на очную учебу (5 лет)?
Здравсвуйте, Сергей!
Постоянное место согласно ст.54 ГК РФ. Временное это пребывание по Конституции РФ.
Искренне желаю Вам решение Вашего вопроса.
СпроситьПроживала в зоне проживания с правом на отселение с 1986-1998 г., после чего зоне был присвоен другой статус зона с льготно социально-экономическим статусом (прожила ещё 3 года) и выехала в чистую зону. В получении ГЖС отказывают. Правомерно ли это?
У меня такой вопрос:
Есть закон-Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1
О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Мой муж относится к категории граждан находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. До какого периода времени человек должен проживать в данной зоне, чтобы пользоваться льготами? И в случае, если человек прописан в этой зоне, а фактически проживает и работает в другом городе, положен ли ему дополнительный отпуск?
До какого периода времени человек должен проживать в данной зоне, чтобы пользоваться льготами?
С 1986 по настоящее время
И в случае, если человек прописан в этой зоне, а фактически проживает и работает в другом городе, положен ли ему дополнительный отпуск?
нет,не положен
СпроситьМогу ли я получить чернобыльское удостоверение 4-ой зоны (Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом), В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы Чернобыльской АЭС»
Проживала на данной территории по 29 мая 1990 года (более 4 лет) являюсь гражданином РФ.Имеется справка о выезде с данной территории, тогда не выдавались удостоверения. Спасибо.
В связи с тем, что Вы в данный момент не проживаете на территории Вам не положены льготы, предусмотренные статьей 19 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствиие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
ст. 13 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствиие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности; 3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; 4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения; 5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения; 6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; 7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; 8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; 9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; 10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); 11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; 12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
СпроситьДа, положены льготы и можете получить удостоверение на основании ст. 13, 19 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствиие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
СпроситьДоброго времени суток Наталья
Вам положены льготы, предусмотренные статьей 19 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствиие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
ст. 13 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствиие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрены пенсии чернобыльцам в России в 2018 году
Граждане, получившие лучевую болезнь по причине взрыва на ЧАЭС. Данная категория включает как обычных граждан, так и тех, кто непосредственно боролся с последствиями аварии.
Граждане, получившие инвалидность из-за случившейся катастрофы. В данную категорию входят обычные граждане, военнослужащие, военнообязанные. Также сюда включены работники ОВД и сотрудники всех пожарных служб, работавшие в зоне отчуждения. В данную категорию также входят граждане, выступавшие в качестве доноров косного мозга для больных, пострадавших от лучевой болезни. Трансплантационный период и время установления инвалидности во внимание не берется.
Гражданам, добровольно выехавшим из территории отселения. Дети эвакуированных граждан, которые в период аварии находились в утробе матери, тоже имеют право на ряд привилегий.
На соцпомощь могут рассчитывать и работники территорий, на которые распространялось право отселения.
Граждане, проживавшие в четвертой условной области (которая располагает льготным статусом);
Люди, проживавшие и трудившиеся в зоне, которая относится к территориям отселения.
Спросить--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Не можете вы его получить, для этого из вопроса,-не усматривается никаких оснований. Именно по данному закону, вы и имели право только на досрочный выход на пенсию, и не более. См. Закон РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Но обращайтесь в соцзащиту населения с письменным заявлением и получите также письменный ответ на него, а при вашем несогласии с ответом, оспорите его в суде в течении 3 месяцев. Статья 218 КАС РФ. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
СпроситьСпасибо за ответы, именно по этому Закону, я вышла на пенсию в 48 лет, на 2 года раньше (помогла справка), и то,что я прожила там, именно 4 года, если бы меньше, не получила льготу. Спасибо Владимир Валентинович.
СпроситьПенсионные льготы положены, а само удостоверение вам не положено. Удостоверение изымается после выезда.
Согласно Письмо Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 г. N ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом»:
В связи с поступающими запросами Госкомчернобыль России и Минсоцзащиты России разъясняют, что у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (в контексте Закона Российской Федерации от 18.06.92 N 3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“), удостоверение проживающего (ей) на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения). Согласовано: Заместитель председателя Госкомчернобыля России В.П. Девятов Заместитель министра социальной защиты населения России С.Г. Киселев Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 1993 г. Регистрационный N 253Спросить
--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Вами выбран неверный ответ, но он вам не поможет. Никаких льгот, кроме досрочной пенсии, вам по закону, не положено.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Спросить