Проблема не погашенной судимости после условного срока - как это влияет на жизнь и возможности трудоустройства
Я был осужден в 2007 году по статья 161 часть 2 п. Г,мера наказания - два года условно. На момент совершения преступления мне было, полных 17 лет, пока шло следствие и т.п.,мне исполнилось 18,после чего меня судили. Условный срок прошел без помарок (отмечался каждый месяц, как положено) в итоге сняли с учета раньше времени. После снятия с учета, нигде не привлекался, даже по административным нарушениям. Прошло уже не мало лет, а судимость так и не погасили. Где бы не проходил проверку по базам, везде она катируется. Это бельмо очень мешает жить, возникают трудности в трудоустройстве. Прошу, помогите.
Убрать сведения из информационного центра невозможно, даже в судебном порядке.
561
Практика в этом вопросе тоже противоречивая
Решение вступило в законную силу 27 ноября 2009 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2009 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.М. об обжаловании бездействия Управления внутренних дел по Омской области,
у с т а н о в и л:
А.М. обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия УВД по Омской области указывая, что ему отказали в приеме на работу в УГИБДД УВД по Омской области по причине того, что в архиве административной практики ГИБДД имеется информация о привлечении его к административной ответственности за правонарушения, которые совершены в 2007- 2008 г. Кроме того, в архиве административной практики имеется информация о привлечении его к административной ответственности за правонарушения, которые совершены в 2004 г. В архиве учета преступлений имеется информация от 2000 г. об использовании им подложного документа для бесплатного проезда, дело прекращено по п. 4 ст. 5 УПК РСФСР. В архиве профилактического учета лиц имеется информация о привлечении его за мелкое хулиганство, совершенного в 2004 г. Считает, что сохранение о нем негативной информации в архиве ответчика, нарушает его права, так как по такому же основанию ему могут отказать в приеме на другую работу. Просит обязать ответчика аннулировать сведения о привлечении его к административной ответственности по делам, по которым истек установленный законом срок, когда он считается подвергнутым административному наказанию и к уголовной ответственности по делам, по которым уголовное преследование в отношении него прекращено.
В судебном заседании заявитель А.М. участия не принимал.
Представитель заявителя А.Я. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, в соответствии с п. 15.2 Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ. Дополнительно к заявленным требованиям просил возложить на ответчиков обязанность уничтожить карточки в отношении А.М. по правонарушениям, по которым истек пятилетний срок после вынесения постановления об административном правонарушении.
Представитель УВД по Омской области в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме, пояснив, что в автоматизированных банках данных действительно хранится информация о привлечении А.М. к уголовной и административной ответственности. Негативный характер данной информации определяется тем, что А.М. в прошлом совершал умышленное преступление и административные правонарушения. На органы внутренних дел возлагается обязанность по формированию и ведению учетов. Эта обязанность определяется УК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях, так как в указанных нормах права закрепляется повышенная уголовная и административная ответственность за повторное совершение преступления или административного правонарушения. В связи с этим существует объективная необходимость в хранении указанной информации. Заявленные требования противоречат положениям ведомственного нормативно-правового акта – Приказа МВД России от 09 июля 2007 года № 612дсп. В соответствии с п. 13.1 Наставления, утверждённого приказом МВД России от 09 июля 2007 года № 612дсп, информация о лицах, привлечённых к административной или уголовной ответственности, имеет ограниченный доступ. Согласно п. 13.2 Наставления, право обращения к пофамильному учёту имеют подразделения МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСИН России, ФССП России, ГФС России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФНС России, ФТС России, подразделения Минобороны России, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, также суды (судьи), органы прокуратуры РФ, Национальное центральное бюро Интерпола при МВД России. Все остальные организации, использующие в своей деятельности информацию учётов ИЦ УВД по Омской области, а также кадровые аппараты федеральных органов государственной власти при принятии решения о назначении на госслужбу, направляют запросы в орган внутренних дел по территориальности. Запросы должны быть подписаны руководителями организаций или кадровых аппаратов федеральных органов государственной власти, либо их заместителями (п.13.4 Наставления). Ответственность за неправомерное использование запрашиваемой информации несёт инициатор запроса в соответствии с законодательством РФ (п. 13.6 Наставления). Запросы направляются простой корреспонденцией (п. 13.11 Наставления). Запросы, поступившие в ИЦ УВД по Омской области, исполняются в течение 10 рабочих дней, а с пометкой «Срочно» - в течение суток (п. 14.1 Наставления). Сведения, подлежащие выдаче, излагаются на оборотной стороне требования (списка) без сокращений, кроме общепринятых. Под текстом выдаваемых сведений указываются фамилия сотрудника, осуществляющего проверку (или закреплённый за ним номер), подпись и дата выдачи справки (п. 14.2 Наставления). В связи с изложенным информация в отношении а А.М. хранится правомерно. Карточки об административном правонарушении уничтожаются по истечении 5 лет. Просит суд отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Представил письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что обладатель информации при осуществлении своих прав обязан: соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Статья 17 указанного выше закона предусматривает ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципа законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.
В силу пункта 4 ст. 21 ФЗ «О персональных данных» в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.
В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что у А.М. было отказано в приеме на службу в органы внутренних дел, так как в отношении него имеется негативная информация о привлечении его к уголовной и административной ответственности.
Указанная информация была предоставлена при его трудоустройстве на государственную службу. Информация была предоставлена в силу закона и с его соблюдением.
Как отмечалось ранее, в материалах дела имеются сведения ИЦ УВД по Омской области, а именно:
Административная практика ГИБДД, согласно которой в отношении А.М. составлялись протоколы об административных правонарушениях, совершенных: 2007 года по ст. 12.9.3; 2008 года по ст. 12.16; 2008 года по ст. 12.18; 2008 года по ст. 12.16; 2009 года по ст. 12.5.1; 2009 года по ст. 12.5.1.;
Учет преступлений: отказной материал, использование подложного документа для бесплатного проезда, прекращено по ст. 5 ч. 4 УПК РСФСР (акт амнистии);
Административная практика (архив): по ст. 20.1.1, совершено 2004 года; по ст. 20.21, совершено 2004 года; по ст. 19.15.21, совершено 2004 года; по ст. 7.12 совершено 2004 года.
Согласно Типовому положению об информационном центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России, утвержденному приказом МВД РФ от 28 марта 2002 года № 288, информационный центр УВД субъекта Российской Федерации является подразделением, непосредственно подчиненным УВД. Информационный центр в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной информацией; создания, развития и организации эксплуатации на базе информационного центра, Главного информационного центра МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД иных субъектов Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России автоматизированных информационных систем и интегрированных банков данных оперативно-справочного, розыскного и криминалистического назначения, информационно-вычислительных сетей общего пользования. ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, в том числе настоящим Типовым положением.
К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, автоматизированных банков данных криминалистической информации; выдача в установленном порядке правоохранительным органам, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, правоохранительным органам иных субъектов Российской Федерации запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений; по установлению местонахождения лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск; по идентификации неопознанных трупов и установлению личности лиц, не способных по состоянию здоровья пли возрасту сообщить данные о своей личности; по предупреждению и выявлению административных правонарушений, а также для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания. Автоматизированное ведение централизованных учетов не допускается без обеспечения их средствами контроля и защиты от несанкционированного доступа к данным.
Порядок формирования и ведения (сбор, обработка, хранение и предоставление информации) централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ определяет Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов органов внутренних дел РФ (далее Наставление), утвержденное Приказом МВД России от 09 июля 2007 года № 612дсп.
Согласно п. 8 Наставления Учеты ведутся путем формирования и ведения автоматизированных банков данных, а также пофамильных и дактилоскопических карточек, содержащиеся в учетах ИЦ информация имеет ограниченный доступ (п. 13.1). Право обращения к пофамильному учёту имеют подразделения МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСИН России, ФССП России, ГФС России. СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФНС России, ФГС России-подразделения Минобороны России, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, также суды (судьи), органы прокуратуры РФ. Право обращения к учётам предоставляется также Национальному центральному бюро Интерпола при МВД России (п. 13.2.)
В соответствии с п. 15.1 в учётах ИЦ учётные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
Из п. 15.2 Наставления следует, что в пофамильных картотеках учётные алфавитные карточки формы 1, 1-6 хранятся: на лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых, уголовные дела, в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия на основании акта об амнистии или помилования, а также в связи со смертью обвиняемого - 15 лет после прекращения дела; н) на лиц, совершивших административные правонарушения - в течение 5 лет после вынесения постановления об административном правонарушении.
Согласно п. 15.7 изъятые учётные документы по истечении сроков хранения уничтожаются по акту с указанием в нём, кем, когда, на каком основании и сколько документов уничтожено. Информация в автоматизированной базе данных на лиц, учётные алфавитные карточки на которых изъяты, подлежит архивации и хранится постоянно.
При таких обстоятельствах требования А.М. об обязании аннулировать сведения о привлечении его к административной ответственности по делам, по которым истек установленный законом срок, когда он считался подвергнутым административному наказанию и уголовной ответственности по делам, по которым уголовное преследование в отношении него прекращено, удовлетворению не подлежат, так как в судебном заседании установлено, что информация по таким делам подлежит архивации и хранится постоянно.
Вместе с тем, представитель заявителя в судебном заседании уточнил требования, просил возложить на УВД по Омской области обязанность уничтожить карточки в отношении А.М. по административным правонарушениям, по которым истек пятилетний срок после вынесения постановления об административном правонарушении.
Статья 56 ГПК РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении данного спора обязанность доказывания возложена на Управление внутренних дел по Омской области.
В судебное заседание УВД по Омской области не представило доказательств, подтверждающих факт уничтожения пофамильных учетно-алфавитных карточек в отношении а А.М.
При таких обстоятельствах, а также с учетом правил, установленных п. 15.2, 15.7 Наставления, вышеизложенные уточненные требования подлежат удовлетворению, поскольку УВД по Омской области не представило доказательств, а именно акта, свидетельствующего об уничтожении учетно-алфавитных карточек в отношении А.М. в связи с истечением срока хранения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования А.М. удовлетворить частично.
Обязать Управление внутренних дел по Омской области уничтожить алфавитные карточки в отношении А.М. по административным правонарушениям, по которым истек 5-ти летний срок после вынесения постановления об административном правонарушении.
В удовлетворении остальной части требований отказать за необоснованностью.
Судья
Судья Попова О.Г. Дело № 33-3707/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Тепляковой Е.Л.
судей Белова Н.Е. и Юдина А.В.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.
рассмотрела в судебном заседании 26 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Заходякина Н.Д. на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 22 апреля 2010 года, по которому
в удовлетворении требований Заходякина ... к Информационному центру Министерства внутренних дел по Республике Коми об обязании исключить все записи из базы данных о привлечении его к уголовной ответственности отказано.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заходякин Н.Д. обратился в суд с заявлением об исключении записей из базы данных о привлечении его к уголовной ответственности, указывая, что судимости на которые имеется ссылка в Информационном центре погашены. Дополнив требования, также просил признать Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации противоречащим п.п.2, 6 ст. 86 УК РФ в части, устанавливающей «что учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям, хранятся 25 лет со дня прекращения дела».
Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия при разрешении спора по существу не принимали.
Определением суда от 22.04.2010 заявление Заходякина Н.Д. в части требований о признании противоречащим п.п.2, 6 ст. 86 УК РФ Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации в части, устанавливающей «что учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям, хранятся 25 лет со дня прекращения дела» выделено в отдельное производство и возвращено в связи с неподсудностью спора суду.
В части требований об исключении сведений из базы данных суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе, ставя вопрос об отмене принятого решения суда, заявитель указывает на неправомерное предоставление ответчиком соответствующей информации со ссылкой на п.2 ст. 86 УК РФ, нарушении норм процессуального права, настаивает на рассмотрении заявленных дополнительных требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены правильного решения суда.
Как следует из материалов дела, Дата обезличена Заходякин Н.Д. обратился в адрес Информационного центра МВД по РК об исключении имеющихся в отношении него сведений из оперативно-справочных учетов центра о привлечении его к уголовной ответственности Дата обезличена Вуктыльским городским судом по ст. ... УК РФ; о привлечении в Дата обезличена ОВД по г. Вуктылу к уголовной ответственности по ч.... ст. ... УК РФ; о привлечении к уголовной ответственности Дата обезличена Вуктыльским городским судом по ст. ... ч.... УК РФ.
В ответ на поданное заявление, Дата обезличена Заходякину Н.Д. письменно разъяснен порядок хранения информации о лицах, ранее привлекаемых к уголовной ответственности, разъяснено, что поскольку истец по запрашиваемым делам по решению судов освобожден от наказания, в настоящее время он считается несудимым.
В соответствии с требованиями п.п. «з» п.15.2 приказа МВД России от 09.07.2007 № 612 дсп «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ» учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям, хранятся 25 лет со дня прекращения дела.
Оценив установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о неправомерности заявленных требований, исходя из того, что ведение, учет сведений, в том числе, и о привлечении лиц к уголовной ответственности ответчиком осуществлен в установленном порядке.
Предоставление изложенной информации не является нарушением требований закона, положений ст. 86 УК РФ, поскольку не свидетельствует о наличии у лица, запрашиваемые сведения в отношении которого предоставлены, судимости.
Учитывая, что требования о признании оспариваемого акта противоречащим закону не отнесено к подсудности районного суда, доводы жалобы, в которых заявитель настаивает на рассмотрении указанных требований в рамках настоящего дела, неправомерны.
Рассмотрение дела в отсутствие заявителя в силу ст. 167 ГПК РФ нарушением процессуальных требований закона не является.
С учётом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется, оно законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вуктыльского городского суда от 22 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Заходякина Н.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Л. Теплякова
Судьи Н.Е. Белов
А.В. Юдин
Спросить