Отказ туроператора в возмещении денег за расторжение договора - что делать в данной ситуации?
У нас была куплена путевка в Индию на 2 персоны, оплачена 100%. Вечером перед началом тур. продукта один из участников проездки попал в больницу. Предупредили своего турагента, на след. День было написано заявление для туроператора о расторжении договора, были предоставлены справки. Сегодня пришло письмо от туроператора об отказе возмещения денег, так как фактически понесенные расходы составили стоимость путевок. Можно ли на что-то рассчитывать в этом случае? Кому предъявлять претензии турагенту или туроператору?
Уточните, представили ли Вам какие-либо доказательства фактически понесенных расходов?
СпроситьЗдравствуйте, Дарья Александровна!
Если возврат денег в такой ситуации договором не предусмотрен, скорее всего вернуть деньги Вам не удастся. Согласно законодательству Вы вправе отказаться от договора, возместив туроператору понесенные расходы.
С уважением, юрист Григорьева Е.Р.
СпроситьЗдравствуйте! Не согласны с предыдущим ответом, в подтверждение тому наша положительная судебная практика.
В соответствии с действующим законодательством, а именно с частью 1 статьи 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе, законодательству о защите прав потребителей.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации на туриста возложена обязанность возместить туристической компании, фактически понесенные ею расходы, связанные с организацией поездки (ч. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Размер таких расходов заранее установить невозможно и в каждом конкретном случае он подлежит обоснованию и доказыванию со стороны туристической компании. Обосновать и доказать по практике его крайне сложно, а 100 % расходов не бывает практически никогда.
В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Часть 3 указанной статьи устанавливает, что за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.
В соответствии с п. 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскивает штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Претензия предъявляется турагенту, у Вас договор с ним.
Мы готовы Вам помочь с решением Вашего вопроса, взыскать стоимость тура, пени, штраф, моральный вред, имеется положительная практика по спорам с такими туроператорами и турагентами, как Нева, Моресо, Ивентос и т.д. Звоните, поможем.
СпроситьСанкт-Петербург - онлайн услуги юристов
Проблемы с туроператором - кто должен предъявлять претензии и что нужно сделать, если у вас только путевка и договор с турагентом?
Возврат денежных средств за неосуществленную путевку при исчезновении турооператора
Как получить полный возврат стоимости тура, приостановленного туроператором?
Как получить возврат денег за тур после приостановки деятельности турагента и отказа туроператора? Правовые аспекты и советы
Что делать, если туроператор временно приостановил аннуляцию тура, который был куплен через турагента по раннему бронированию?
