Куда обращаться сироте для получения квартиры? Какие документы при этом должны быть при себе?
199₽ VIP
Куда обращаться сироте для получения квартиры? Какие документы при этом должны быть при себе?
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это: дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет), лица из их числа (до 23 лет).
23 года – установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите.
Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.
Именно это является позицией самого авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О).
В указанных определениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Между тем Верховный Суд Российской Федерации предусматривает исключение из этого правила.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья после 23 лет, но при условии, если претенденты на жилье встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилье до 23 лет.
В противном случае действует общая норма – претенденты лишаются нереализованного права.
Следует отметить, что практика некоторых судов общей юрисдикции, в том числе судов субъектов Российской Федерации (кассационная инстанция), сводится к том, что, если истец (претендент на жилье из числа бывших льготников) сумеет доказать незаконность действий (бездействия) со стороны органов публичной власти (органов опеки и попечительства, местных администраций и т.п.) в части непринятия ими мер по информированию, содействию детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по вопросам обеспечения жильем, и при этом сумеет доказать принятие самим истцом попыток встать на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, получить жилье (эти попытки должны быть сделаны до достижения 23-летнего возраста), то суд обязывает надлежащего ответчика обеспечить претендента жилым помещением по договору социального найма, не взирая на его возраст.
При этом, безусловно, такое лицо должно нуждаться в жилье на момент вынесения судебного решения и промежуток времени с момента достижения 23 лет и обращения в суд не слишком большой. В основе изложенной практики лежит, если честно, не нормы права (нормы закона), а некая «вселенская справедливость». Благо, что суд руководствуется не только законом, но и справедливостью.
Спроситьместную администрацию, у них возьмете перечень документов
СпроситьВ администрацию обращайтесь со всеми документами.Пресекательный срок 25 лет.
СпроситьКристина Дмитриевна, вам нужно обратиться в жилищный отдел местной администрации с заявлением о постановке на жилищный учет.
Если за вами как за сиротой не было закреплено никакого жилья, то вы имеете право получить жилье по договору специализированного найма вне очереди.
Кроме того, вы вправе Обратиться в орган опеки и попечительства и написать заявление об обеспечении Вас жилым помещением.
Если нужна консультация-пишите, буду рада помочь Вам
СпроситьЗакон Саратовской области от 2 августа 2007 г. N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области"
Закон Саратовской области от 2 августа 2007 г. N 150-ЗСО
"Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество
и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в Саратовской области"
(с изменениями от 7 февраля, 28 мая 2008 г., 26 марта, 2 июля 2009 г.)
Принят Саратовской областной Думой 25 июля 2007 года
Статья 1. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. При направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, к опекунам или попечителям уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства в месячный срок принимает меры для первичного выявления, закрепления, управления и сохранения имущества и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также имущества и жилых помещений, которые они наследуют по закону или завещанию и (или) в отношении которых имеют иные права, установленные федеральным законодательством.
2. В случае, если до достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет выявляется имущество и жилые помещения, которые не были выявлены при направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, к опекунам или попечителям, уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства принимает меры, указанные в части 1 настоящей статьи, в отношении выявленных имущества и жилых помещений.
3. Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства осуществляет выявление, закрепление, управление и сохранение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имущества и жилых помещений в порядке, установленном Правительством области.
Статья 2. Отдельные вопросы закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
1. Закреплению за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подлежат жилые помещения:
1) принадлежащие им на праве собственности;
2) которые в соответствии с федеральным законодательством они наследуют по закону или завещанию;
3) на которые в соответствии с федеральным законодательством у них может возникнуть право собственности при приватизации жилых помещений;
4) в которых в соответствии с федеральным законодательством они проживают(ли) в качестве членов семьи на условиях социального найма жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Закрепление жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляется на весь период пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, детских домах семейного типа, семьях опекунов (попечителей), на период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
3. Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства в месячный срок после выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо после выявления имущества и жилого помещения производит обследование состояния выявленного имущества и жилого помещения с составлением акта обследования состояния жилого помещения, описи имущества и принимает решения о закреплении жилого помещения за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и о мерах по обеспечению сохранения имущества и жилого помещения.
4. Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства, опекуны (попечители), приемные родители в сроки, установленные федеральным законодательством, осуществляют все необходимые действия по оформлению жилых помещений, указанных в пунктах 2-3 части 1 настоящей статьи, соответственно в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Для обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства обязан в порядке, установленном Правительством области:
1) ежегодно производить обследование состояния закрепленного жилого помещения с составлением акта обследования состояния закрепленного жилого помещения;
2) осуществлять действия, предусмотренные федеральным законодательством, по выселению из закрепленного жилого помещения граждан, нарушающих права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) осуществлять мероприятия по сохранению, содержанию и ремонту закрепленного жилого помещения, в том числе путем передачи закрепленных жилых помещений на условиях конкурса в найм физическим лицам или в аренду юридическим лицам;
4) осуществлять иные действия, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья 3. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области
1. Право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, при условии, что возвращение в него невозможно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 4 настоящего Закона;
3) граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма до 15 мая 2005 года в органах местного самоуправления области, если они не были обеспечены в установленном порядке жилыми помещениями;
4) граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если нуждаемость в жилом помещении не была выявлена в установленном порядке до достижения ими возраста 23 лет.
2. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом осуществляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, если имеется хотя бы одно из следующих условий:
1) местом регистрации их рождения является Саратовская область;
2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область;
3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области;
4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области.
3. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, установленным настоящей статьей, осуществляется вне очереди.
Статья 5. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области
1. Принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений при выявлении их как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области, не признанных нуждающимися при первичном их выявлении, осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений до достижения указанными гражданами возраста 23 лет.
3. Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства, либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области следующие документы:
1) ходатайство уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства согласно приложению 1, или заявление законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2, или заявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 3 (далее - ходатайство или заявление);
2) копия решения уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание в государственное учреждение, в приемную семью, под опеку (попечительство);
3) копия свидетельства о рождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) копия паспорта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) копия документов, подтверждающих факт отсутствия единственного или обоих родителей;
6) справка о месте проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов;
6.1) документы о составе семьи - при наличии у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированного брака и (или) несовершеннолетних детей;
области об отсутствии (наличии) недвижимости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также членов их семьи, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения;
8) документы соответствующей организации по технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также членов их семьи, рожденных до 1 января 1998 года, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения;
9) иные сведения, подтверждающие обстоятельства, указанные в статье 4 настоящего Закона, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение.
4. Поданное со всеми необходимыми документами ходатайство или заявление подлежит регистрации. Лицам, обратившимся с ходатайством или заявлением, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения.
5. По результатам проверки представленных документов уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Решение должно быть принято не позднее 30 дней со дня подачи документов и в течение пяти дней со дня принятия решения доведено до сведения лиц, обратившихся с ходатайством или заявлением, по форме согласно приложению 4.
6. В случае, если не представлены или представлены не в полном объеме документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений в течение пяти дней со дня поступления ходатайства или заявления обязан уведомить лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, о необходимости представления недостающих документов. Решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области должно быть принято не позднее 30 дней со дня получения в полном объеме документов и доведено до сведения лиц, обратившихся с ходатайством или заявлением, по форме согласно приложению 4.
7. Решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области принимается в случае, когда у гражданина отсутствует право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.
СпроситьВам необходимо обращаться в орган местного самоуправления.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
СпроситьКак получить финансовую помощь на оплату аренды для сироты, находящегося в очереди на получение жилья
