Педагогическое обучение в мо

• г. Воронеж

Засчитываются ли часы учителя при ведении надомного обучения в МОУ СОШ в льготный педагогический стаж?

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Да, засчитываются в льготный стаж

Спросить

Да могут внести вот посмотрите решение суда.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2013 года г. Владимир

Фрунзенский районный суд г.Владимира в составе:

председательствующего судьи Баторшиной Н.Х.

при секретаре Курдиной С.Н.

с участием истца Тарасовой Н.А.

представителя ответчика Жуковой А.Н.

(по доверенности № 2 от 09.01.2013г. на срок по 31.12.2012г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Тарасовой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Тарасова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Владимире (далее – УПФР в г. Владимире) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 29.01.2010 года она обратилась в УПФР в г.Владимире с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако в назначении пенсии ей было отказано, о чем имеется решение УПФР в г. Владимире № 143 от 07.04.2010г. С данным решением она не согласна по следующим основаниям. В период с 01.01.2004г. по 31.08.2004г. ее педагогическая нагрузка согласно тарификационным спискам и приказу №... от ... составляла 19 часов (учитель музыки). Факт выполнения нормы рабочего времени при работе на двух или нескольких включенных в Список № 781 должностях с неполным рабочим временем по каждой, возможно подтвердить путем суммирования частей ставок заработной платы (должностных окладов), выплаченных за отработанное время по каждой должности. В период с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. она осуществляла педагогическую деятельность в МОУ «Средняя образовательная школа №... ......» в должности учителя музыки и учителя истории, что подтверждается тарификационным списком, согласно которому ее педагогическая нагрузка как учителя музыки в 2008-2009 учебном году составляла 15 часов и как учителя истории (надомное обучение) – 3 часа в неделю. Всего ее педагогическая нагрузка в спорный период – 18 часов в неделю. В периоды с 26.09.2005г. по 01.10.2005г., с 13.06.2006г. по 25.03.2006г., с 20.04.2009г. по 22.04.2009г. она направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказов работодателя, Для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, систематическое повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы. В указанные периоды за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой шли отчисления в Пенсионный фонд. С момента ее обращения в УПФР в г.Владимире по настоящее время она продолжает работать в должности учителя музыки в школе №... ...... с педагогической нагрузкой в период с 01.01.2010г. по 31.08.2010г. в объеме 19 часов (учитель музыки) 1,06 ставки; с 01.09.2010г. по 13.12.2010г. в объеме 16 часов (0,89 ставки) учитель музыки и 0,5 ставки педагога организатора, что суммарно составляет 1,39 ставки; с 14.12.2010г. по 31.08.2011г. в объеме 16 часов (0,89) учитель музыки и 0,5 ставки педагога организатора и 0,3 ставки воспитателя ГПД, что суммарно составляет 1,69 ставки, с 01.09.2011г. по 31.12.2012г. в объеме 18,5 часов (учитель музыки) 1,03 ставки; что подтверждается тарификационными списками на 2010-2012 годы и уточняющими справками. Тарифно-квалификационная характеристика по должности «педагог-организатор» предусматривает обязанности связанные с воспитанием детей, а именно: содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, организует самостоятельную деятельность обучающихся (воспитанников, детей), участвует в работе педагогических, методических советов, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся и др. То есть ее деятельность в должности педагога-организатора непосредственно направлена на обучение и воспитание детей, фактически она осуществляла работу с детьми как педагог в муниципальном образовательном учреждении для детей. В периоды с 05.09.2011 года по 09.09.2011г. и с 07.11.2011г. по 09.11.2011г. она направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказов работодателя.

С учетом неоднократных уточнений, истец Тарасова Н.А. просит суд обязать УПФР в г.Владимире включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды работы:

с 01.08.1984г. по 14.10.1987г. в должности музыкального руководителя в я/саду ......;

с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. в должности учителя музыки в МОУ «Средняя образовательная школа №... ......»;

с 26.09.2005г. по 01.10.2005г., с 13.03.2006г. по 25.03.2006г., с 20.04.2009г. по 22.04.2009г. нахождение на курсах повышения квалификации;

с 30.01.2010г. по 27.04.2010г. в должности учителя музыки в средней школе №... ...... с педагогической нагрузкой в объеме 19 часов

и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права на нее, с 27 апреля 2010 года.

Определением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 06.02.2013г. к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МОУ «Средняя общеобразовательная школа №... ......».

В судебном заседании истец Тарасова Н.А. с учетом неоднократных уточнений, вновь уточнив заявленные исковые требования просит суд обязать УПФР в г. Владимире включить в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды работы:

с 01.08.1984г. по 14.10.1987г. в должности музыкального руководителя в я/саду ......;

с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. в должности учителя музыки в МОУ «Средняя образовательная школа №... ......» с учетом суммарной педагогической нагрузки по основному и другим местам работы в объеме 18 часов (учитель музыки 15 часов и 3 часа надомного обучения истории);

с 26.09.2005г. по 01.10.2005г., с 13.03.2006г. по 25.03.2006г., с 20.04.2009г. по 22.04.2009г. нахождение на курсах повышения квалификации;

с 30.01.2010г. по 27.04.2010г. в должности учителя музыки в средней школе №... ...... с учетом суммарной педагогической нагрузки по основному и другим местам работы в объеме 19 часов (учитель музыки 17 часов и 2 часа надомного обучения истории).

Назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права на нее, то есть с 27 апреля 2010 года.

В обосновании исковых требований Тарасова Н.А. суду пояснила, что фактически ее педагогический стаж составлял на момент обращения в пенсионный фонд более 25 лет. С 1984 года по 1987 год она работала в детском дошкольном учреждении музыкальным руководителем, а с 1992 года и по настоящее время она работает учителем, В УПФР в г. Владимире обратилась 29.01.2010 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от 07.04.2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа 25 лет, который по мнению УПФР в г. Владимире составил 20 лет 9 мес. 27 дн. Считает, что ее педагогический стаж, который до настоящего времени продолжается, дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Считает, что в период ее работы с 01.08.1984г. по 14.10.1987г. в должности музыкального руководителя в я/саду ......, которое УПФР в г. Владимире исключил из специального педагогического стажа, действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. В соответствии с действующим ранее законодательством музыкальным руководителям в детских садах пенсии следует назначать как воспитателям и руководителям-воспитателям в должностях, предусмотренных в Перечне, утвержденным постановлением № 1397. Перечень должностей, утвержденный постановлением № 137 применяется в системной связи с Разъяснением Госкомтруда СССР от 17.05.1960г. № 19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В соответствии с разделом 1 названного Разъяснения музыкальным руководителям (музыкальным работникам) в детских садах пенсии следует назначать как воспитателям и руководителям-воспитателям в должностях, предусмотренных Перечнем. Указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки. Не включение данного периода в специальный стаж по существу означает отказ государства от ранее взятых на себя обязательств. В период с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. она работала в должности учителя музыки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №... ......», при этом УПФР указывает, что в указанный период она работала на неполную ставку. Однако, она всегда выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы. Согласно тарификационным спискам ее педагогическая нагрузка как учителя в 2008-2009 учебном году составляла 15 часов и дополнительно 3 часа в неделю надомного обучения (история), что подтверждается приказами №... от ... и №... от ... Всего ее педагогическая нагрузка учителя в спорный период составляла 18 часов в неделю. Не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.09.2005г. по 01.10.2005г. (6 дней), с 13.03.2006г. по 25.03.2006г. (13 дней), с 20.04.2009г. по 22.04.2009г. (3 дня). Полагает, что указанные периоды работы должны быть включены в специальный стаж, поскольку на курсы она направлялась по приказу работодателя при этом за ней сохранялось рабочее место, должность, средняя заработная плата как учителю, а следовательно делались отчисления в ПФ РФ. Фактически в периоды работы, когда она направлялась на курсы, она работала на полную ставку учителем. Фактически на момент обращения ее педагогический стаж был более 25 лет, но даже если учитывать что часть периодов не была включена в специальный стаж, она продолжала работать в школе учителем на полную ставку и просит включить период с 30.01.2010 года по 27.04.2010г., когда она продолжала работать в должности учителя музыки в средней школе №... ....... Считает, что указанный период должен быть включен в специальный стаж, поскольку в 2009- 2010 учебном году она имела необходимую педагогическую нагрузку как учитель музыки 17 часов и 2 часа надомного обучения истории. Согласно тарификационным спискам на 2009-2010 учебный год ее педагогическая нагрузка составляла 19 часов. С учетом всех периодов, которые она просит включить в специальный стаж право на досрочную пенсию у нее возникло 27 апреля 2010 года. В настоящее время ее общий педагогический стаж составляет около 30 лет и практически весь ее трудовой стаж связан с педагогической деятельностью.

Представитель ответчика – ведущий специалист-эксперт юридического отдела УПФР в г.Владимире Жукова А.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании иск, с учетом уточнения, не признала. При этом пояснила суду, что Тарасова Н.А. обратилась 29.01.2010г. в УПФР в г. Владимире с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением от 07.04.2010г. № 143 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа 25 лет. При оценке пенсионных прав специальный стаж Тарасовой Н.А. составил 20 лет 09 месяцев 27 дней. Период работы с 01.08.1984г. по 14.10.1987г. в должности музыкального руководителя в я/саду ...... не включен в специальный стаж, так как в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002г. периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а за указанный период представленные архивные выписки из приказов по ...... районо от 11.09.2009г. не содержат сведений о работе на полную ставку. Не включен в специальный стаж период работы с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. в должности учителя музыки в МОУ СОШ №... ......, так как истцом не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы для учителей. Согласно тарификационным спискам за 2009-2010г.г. у Тарасовой Н.А. педагогическая нагрузка как учителя музыки составляла 15 часов в неделю, 3 часа в неделю, которые истец работала учителем истории не могут быть суммированы с ее педагогической нагрузкой в должности учителя музыки, поскольку она на должность учителя истории не принималась. Не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.09.2005г. по 01.10.2005г., с 13.03.2006г. по 25.03.2006г., с 20.04.2009г. по 22.04.2009г. так как согласно Правилам от 11.07.2002г. № 516 в специальный стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, включение в указанный стаж курсов повышения квалификации законодательством не предусмотрено. Период работы истца с 30.01.2010г. по 27.04.2010г. в должности учителя музыки в средней школе №... ...... УПФ РФ в г. Владимире не рассматривало. Указанный период также не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку ее педагогическая нагрузка в 2010-2011г.г. составляла 16 часов в неделю, что менее установленной для учителей нормы рабочего времени. При этом 2 часа в неделю, которые истец работала учителем истории не могут быть суммированы с ее педагогической нагрузкой в должности учителя музыки, поскольку она на должность учителя истории не принималась.

Представитель третьего лица – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...», извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что 29.01.2010г. Тарасовой Н.А. было подано заявление в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Владимире Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц УПФР в г.Владимире Владимирской области решением № 143 от 07.04.2010 года уведомила истца об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д. 9). Не включены в специальный стаж:

период работы с 01.08.1984г. по 14.10.1987г. в должности музыкального руководителя в я/саду ......, так как в соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002г. периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа;

период работы с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. в должности учителя музыки в МОУ Средняя общеобразовательная школа №... ......, так как в соответствии с п. 4Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 сентября 2000г. засчитываются в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, а в указанный период работа осуществлялась на неполную ставку (0,95);

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.09.2005г. по 01.10.2005г., с 13.03.2006г. по 25.03.2006г., с 20.04.2009г. по 22.04.2009г., так как согласно Правилам от 11.07.2002г. № 516 в специальный стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, включение в указанный стаж курсов повышения квалификации законодательством не предусмотрено.

Суд не может согласиться с позицией УПФР г.Владимира по следующим основаниям:

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п. 3 указанного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслуг лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно Списка, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 действовавшего на тот период времени Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» имеют лица, работающие в том числе в детских дошкольных учреждениях всех типов.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрено, что право на пенсию в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», имеют лица, работающие в том числе, в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований, центре развития ребенка, детском саду, ясли-саду, детских яслях.

В судебном заседании установлено, что в период с 01.08.1984 года по 14.10.1987 года истец Тарасова Н.А. осуществляла педагогическую деятельности в учреждении для детей, что подтверждается следующими документами:

- копией трудовой книжки (№..., выданной ... (л.д. 10-11));

- архивной выпиской, выданной ...... от ... №..., согласно которой на основании Приказа №... по ...... районо от ... принята на работу в качестве музыкального руководителя в д/сад ...... выпускница Владимирского музыкального училища Федорова (Тарасова) Н.А. с 01.08.1984 года;

- архивной выпиской, выданной ...... от ... №..., согласно которой на основании Приказа №... по ...... районо от ... музыкальный руководитель д/с ...... Федорова (Тарасова) Н.А. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию с 14.10.1987 года;

- справкой, выданной ...... от ... б/н, согласно которой Тарасова (Федорова) Н.А. с 01.07.1984г. по 14.10.1987г. работала музыкальным руководителем в детском саду ......, получала заработную плату. Платежи в Пенсионный фонд и фонд социального страхования производились полностью. Справка выдана на основании расчетно-платежных ведомостей с июля 1984 года по октябрь 1987 года, также имеющихся в материалах дела.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Однако, при определении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Тарасовой Н.А., следует руководствоваться Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (действовал до 01.10.1993) и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года № 19, действовавшими в спорный период работы истца с 01.08.1984г. по 14.10.1987г.

В соответствии с разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года № 19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям в детских садах следует назначать как воспитателям и руководителям-воспитателям. Кроме этого, указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, а последующие нормативные акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, ухудшают положение истца в области пенсионного обеспечения.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, период работы Тарасовой Н.А. с 01.08.1984г. по 14.10.1987г. в должности музыкального руководителя в я/саду ......, суд считает подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В судебном заседании установлено, что с 26.09.2005г. по 01.10.2005г., с 13.03.2006г. по 25.03.2006г., с 20.04.2009г. по 22.04.2009г. истец Тарасова Н.А. направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказов работодателя директора МОУ СОШ №... ......: Приказ №... от ... (л.д. 29), Приказ №... от ... (л.д. 28), Приказ №... от ... (л.д. 30).

25 марта 2006 года Тарасовой Н.А. выдано удостоверение №... (л.д. 101) об окончании в 2005-2006 учебном году курсов повышения квалификации учителей музыки.

Ссылка представителя ответчика на постановление № 516 от 11.07.2002г., на основании которого не включаются в специальный педагогический стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, не может быть принята судом, так как в указанном постановлении отсутствуют прямые указания на исключение указанных периодов из специального стажа. В данные периоды Тарасовой Н.А. начислялась заработная плата, за ней сохранялось место работы и производились страховые отчисления в пенсионный фонд, что подтверждается сведениями о видах оплаты, предоставленными ...... за №... от .... Согласно копиям расчетных листков за октябрь 2005г., март 2006г., апрель 2009г. Тарасовой Н.А. производилась оплата за курсы повышения квалификации. Прохождение курсов повышения квалификации являются обязательной частью трудовой деятельности истца Тарасовой Н.А.

Согласно «Типовому положению об общеобразовательном учреждении», утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196, работник общеобразовательного учреждения имеет право на повышение квалификации.

Статьи 1 и 2 Закона РФ «Об образовании» предусматривают, что в Российской Федерации провозглашается область образования приоритетной. Государственная политика в области образования основывается на принципе адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Согласно тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования – педагогические работники обязаны систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 26.09.2005г. по 01.10.2005г., с 13.03.2006г. по 25.03.2006г., с 20.04.2009г. по 22.04.2009г. подлежат включению в специальный стаж.

Должность учитель поименована в п. 1 раздела «Наименование должностей» в Списке профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Этим же постановлением утверждены и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с п. 3 которого – в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Согласно п. 4 названных Правил – периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Из трудовой книжки Тарасовой Н.Х. следует, что 02.12.1992г. она принята на должность учителя музыки (Приказ от ...).

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», действовавшего в период спорных правоотношений, было установлено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю – учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений.

В соответствии с рекомендациями по установлению учебной нагрузки учителей, подготовленными Центральным комитетом Профсоюза работников народного образования и науки РФ (Письмо от 26.09.2007г. № 188) комплектование кадров учителей в образовательных учреждениях имеет характерную особенность, которая заключается в том, что ни используемые в качестве примерных утвержденные ранее типовые штаты для общеобразовательных учреждений, ни штатные расписания учреждений не предусматривают нормативов для определения числа учителей различных специальностей. В каждом образовательном учреждении, осуществляющем обучение по общеобразовательным программам, количество учителей устанавливается не на основе штатного расписания, как это имеет место при определении числа служащих в любом учреждении, в том числе в образовательных учреждениях при определении числа работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, а исходя из объема учебной нагрузки по специальности (математике, истории, русскому языку и литературе, географии и т.д.). Такая особенность вызвана тем, что учителям устанавливаются не должностные оклады, а ставки заработной платы за определенную норму часов педагогической работы в неделю, являющиеся расчетными единицами при определении их месячной заработной платы в зависимости от установленного объема учебной нагрузки.

Таким образом, к учителям неприменимо понятие «штатная должность», учителя не предусматриваются в штатном расписании образовательного учреждения, а проходят тарификацию.

В период с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. согласно тарификационным спискам педагогическая нагрузка Тарасовой Н.А. в 2008-2009 учебном году составляла 15 часов -учителем музыки (л.д. 120), что также подтверждается Приказом №... МОУ Средняя общеобразовательная школа №... ...... от ... «О педагогической нагрузке» на 2008/2009 учебный год (л.д. 22) и тарификационным списком работников по состоянию на ... (л.д. 39-47). В соответствии с Приказом №... МОУ Средняя общеобразовательная школа №... ...... от ... «Об индивидуальном обучении на дому» организованы для обучения на дому учащихся с 01.09.2008г. по 31.08.2009г. преподаватели, в том числе Тарасова Н.А. – учитель истории – 1 час (для обучения ученика 5 «А» класса), учитель истории – 1 час (для обучения ученика 5 «Б» класса), учитель истории – 1 час (для обучения ученицы 6 «А» класса), т.е. осуществляла 3 часа учебной нагрузки (л.д. 23-26).

В период с 30.01.2010г. по 27.04.2010г. согласно тарификационным спискам педагогическая нагрузка Тарасовой Н.А. в 2009-2010 учебном году составляла 17 часов -учителем музыки, что также подтверждается Приказом №... МОУ Средняя общеобразовательная школа №... ...... от ... «О педагогической нагрузке» на 2009/2010 учебный год (л.д. 18) и тарификационным списком работников по состоянию на ... (л.д. 48-56). В соответствии с Приказом №... МОУ Средняя общеобразовательная школа №... ...... от ... «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» назначена учебная нагрузка, учителям, работающим индивидуально на дому сроком с 01.09.2009г. по 29.05.2010г. включительно, в том числе Тарасовой Н.А. с учеником 6-а класса – 1 час., с учеником 6-б класса – 1 час (л.д. 19-21). Итого в период с 30.01.2010 года по 27.04.2010 года педагогическая нагрузка у Тарасовой Н.А. составляла 19 час., при 18 час. норме преподавательской работы

Факт выполнения нормы рабочего времени при работе на двух или нескольких включенных в Список № 781 должностях с неполным рабочим временем по каждой, возможно подтвердить путем суммирования частей ставок заработной платы (должностных окладов), выплаченных за отработанное время по каждой должности.

Принимая во внимание указанные документы, установлено, что работа истца Тарасовой Н.А. в период с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. в должности учителя музыки в МОУ СОШ №... ...... с учетом суммарной педагогической нагрузки по основному и другим местам работы составляла в объеме 18 часов (учитель музыки 15 часов и 3 часа надомного обучения истории), в период с 30.01.2010г. по 27.04.2010г. в должности учителя музыки в МОУ СОШ №... ...... с учетом суммарной педагогической нагрузки по основному и другим местам работы составляла в объеме 19 часов (учитель музыки 17 часов и 2 часа надомного обучения истории).

Оценивая в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание, что пенсионное законодательство устанавливает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью, исходя из специфики работы в образовательных учреждениях, суд находит требования истца Тарасовой Н.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, также суд полагает возможным включить в специальный стаж период с 30.01.2010 года по 27.04.2010 года в который Тарасова Н.А. продолжала осуществлять педагогическую деятельность, фактически период ее работы в должности учителя с 1992 года по 27.04.2010 года не прерывался, данный период протарифицирован на учебный год 2009-2010 год, работодателем согласно уточняющей справки подтвержден.

В силу статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее даты возникновения права на нее и принимая во внимание, что специальный педагогический стаж у Тарасовой Н.А., который дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составил 25 лет 0 мес. 27 дней, суд считает возможным назначить Тарасовой Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права на данную пенсию, с учетом заявленных требований с 27 апреля 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тарасовой Н.А. удовлетворить.

Включить Тарасовой Н.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды:

- с 01.08.1984г. по 14.10.1987г. работа в должности музыкального руководителя в я/саду ......;

- с 01.01.2009г. по 31.08.2009г. работа в должности учителя музыки в МОУ «Средняя образовательная школа №... ......» с учетом суммарной педагогической нагрузки по основному и другим местам работы в объеме 18 часов (учитель музыки 15 часов и 3 часа надомного обучения истории);

- с 26.09.2005г. по 01.10.2005г., с 13.03.2006г. по 25.03.2006г., с 20.04.2009г. по 22.04.2009г. нахождение на курсах повышения квалификации;

- с 30.01.2010г. по 27.04.2010г. работа в должности учителя музыки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №... ......» с учетом суммарной педагогической нагрузки по основному и другим местам работы в объеме 19 часов (учитель музыки 17 часов и 2 часа надомного обучения истории).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Тарасовой Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 27 апреля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья Н.Х.Баторшина

Спросить