Есть ли какие-нибудь правовые ограницения со стороны российского закона на использование логотипа, и, если есть
Наша компания является дочерней компанией иностранного холдинга. Головная компания разрешает нам использовать их логотип. Есть ли какие-нибудь правовые ограницения со стороны российского закона на использование логотипа, и, если есть, то как должны быть оформлены документы?
С уважением,
Валентин.
Уважаемый Валентин, добрый день!
Представляется, что права Вашей организации на использование логотипа могут быть формализованы посредством регистрации прав на товарный знак в соответствии с Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Права на использование товарного знака предоставляются на основе лицензионного договора, который подлежит государственной регистрации.
Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (извлечения приводятся ниже) утрачивает силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ и введением в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для более подробной консультации обратитесь к профессионалу - патентному поверенному (необходимую информацию о патентных поверенных Вы можете получить в Роспатенте).
____________________
Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
Статья 1. Товарный знак и знак обслуживания
Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц.
Статья 2. Правовая охрана товарного знака
1. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации (далее - регистрация) в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации.
2. Право на товарный знак охраняется законом.
3. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.
Статья 26. Предоставление лицензии на использование товарного знака
Право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Статья 27. Регистрация договоров
Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными.
Порядок регистрации указанных договоров устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
____________________
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
СпроситьОтветственность за использование логотипа компании без регистрации - детали и возможные последствия.
День добрый! Скажите, какая существует ответственность за использование логотипа компании. У нас с одной компанией совпадают логотипы, одинаковый рисунок, а подпись под ним разная. Логотип у нас не зарегистрирован, у них судя по всему, да.
Компания А придумала логотип для конференции компании Б (бесплатно), сейчас компания А запускает свою конференцию и хочет использовать этот же логотип, немного его изменив.
Может ли компания Б подать в суд на компанию А? Понятно, что при регистрации логотипа компанией Б, у нее все права, но если такого не было? (логотипа размещен у низ на сайте)
Здравствуйте.
Если компания А не передавала права на логотип компании Б путем заключения соответствующего договора, тем более, если у нее есть эскизы и др. исходные материалы логотипа (как доказательство правообладания), компания А может использовать данный логотип.
Прошу учесть, что ответ основан на общих положениях закона; каждый случай требует индивидуального рассмотрения.
СпроситьДбрый день! Я правильно понимаю: Физическое лицо, обладающее авторским правом на логотип (подтвержденное свидетельством о депонировании логотипа в РАО НП Копирус), планирует предоставить право пользования логотипом организации (юр. лицу), соответственно необходимо заключить лицензионный договор между физ и юр лицами, по которому автор разрешает другому лицу использовать свое произведение определенным способом и в установленных договором пределах.
Далее организация перед активным использованием логотипа, должна зарегистрировать логотип, как Товарный знак в ФИПС.
Составляйте договор авторского заказа и передавайте логотип организации по этому договору.
СпроситьПередача авторских прав на логотип и охрана товарного знака - это разные сферы. Если вы передадите авторские права на логотип, то в дальнейшем организация может использовать его и без регистрации в качестве товарного знака.
Если вам потребуется помощь в составлении договора о передаче права, приглашаю обращаться ко мне. У меня большой опыт составления договоров о передаче интеллектуальных прав.
СпроситьЯвляется ли уголовным делом использование чужого логотипа с небольшим изменением, а именно оригинал логотипа и снизу надпись красным цветом или это уже другой логотип?
Ответственность за незаконное использование товарного знака установлена ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
На основании ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях, незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара*.
если логотип оформлен - не имеет значение надпись какого цвета использование незаконно
СпроситьОрганизация использует логотип без согласия автора.
Логотип разработан для другого заказчика.
Как доказать авторство?
Как прекратить несанкционированное использование логотипа?
Спасибо.
Здравствуйте. Подавайте в суд на организацию.
Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
СпроситьВопрос про использование логотипа без разрешения!
Мы являемся заводом производителем воды бутилированной. 2 месяца назад уволили зам. директора по производству! Сейчас начали поступать звонки от наших клиентов о том, что им звонят от имени нашей компании и сообщают об изменении номеров тел., графика работы. Мы сделали контрольную закупку с помощью наших клиентов, и увидели, что используют наш логотип компании. Также записали видео. Логотип у нас зарегистрирован.
Как правильно привлечь к ответственности этих мошенников, за использование чужого логотипа и имени?
Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481).
На основании ст. 1515 Гражданского кодекса РФ упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 3 указанной статьи никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Пунктом 4 ст. 1515 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Таким образом, исключительное право на товарный знак подлежит защите и правообладатель исключительных прав на товарный знак вправе потребовать от нарушителя таких прав выплаты компенсации в размере, предусмотренном п. 4 ст. 1515 ГК РФ.
Некоторые нарушения прав на средства индивидуализации могут стать основанием для привлечения нарушителя к административной и даже уголовной ответственности.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака и НМПТ в ст. 14.10. Причем, как разъяснил ВАС РФ, данное правонарушение может совершаться с любой формой вины
Также ответственность предусмотрена и уголовным кодексом (ст. 180 УК)
Но мне видится самым оптимальным -привлечение к гражданско-правовой ответственности по ГК.
СпроситьУ меня (физического лица) есть сайт, представляющий из себя каталог фирм, занимающихся установкой окон. Помимо адресов и телефонов этих компаний указаны и их логотипы. Является ли размещение логотипа в карточке фирмы совместно с названием, описанием деятельности и контактной информацией незаконным использованием логотипа (товарного знака)?
Если вы не осуществляете торговлю (предоставление услуг) от имени этих фирм. Кроме того, Вам необходимо получить согласие правообладателей данных логотипов на их использование.
СпроситьЯ пишу книгу "Как создать профессиональный логотип". В книге я хочу использовать фотографию логотипа Ашан на фасаде супермаркета. Фотография сделана мной в моём городе... Вопрос - если я использую в своей книге логотип Ашана в виде собственной фотографии - не будет ли это являться нарушением авторского права и использование чужого логотипа в своих коммерческих целях?
Здравствуйте, Людмила!
Логотип Ашан является товарным знаком.
Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ст. 1477 ГК РФ).
Нарушением авторского права будет считаться использование чужого товарного знака на обложке книги, то есть в качестве средства индивидуализации для своих товаров и услуг.
Чужой товарный знак можно свободно использовать в учебных, информационных, научных и культурных целях, а так же в творческой деятельности.
Таким образом, помещение изображения чужого товарного знака в книгу в творческих целях допускается.
СпроситьНеобходимо ли заключать договор лицензионный или концессии на использование логотипа компании, если мы просто хотим на нашем сайте разместить логотип компании, что сотрудничаем с ними?
Товарным знаком обозначение станет, если оно зарегистрировано в Роспатенте РФ или в силу международной регистрации охраняется на территории России.
Хотя исключительное право на товарный знак сформулировано достаточно широко: как полномочие использовать его любым способом по усмотрению владельца (п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ), тем не менее основное его предназначение — закрепить монополию на индивидуализацию определенных товаров, работ и услуг, для которых такой знак зарегистрирован.
Поэтому п. 3 ст. 1484 ГК устанавливает: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».
Если же знак используется в иных целях, не связанных с товарами (работами, услугами) владельца знака, то нарушения законодательства о товарных знаках не будет. Например, ваша организация не продает такой же товар, работы или услуги (или однородные им), что и ваш партнер, а просто оказывает ему какие-либо услуги (рекламные, дизайнерские, транспортно-экспедиционные, информационные и т.п.) или продает ему свою продукцию, то вы вполне можете указывать товарный знак партнера на странице со списком клиентов.
Не будет считаться нарушением и простое упоминание товарного знака в статьях, интервью, новостях или иных материалах на сайте, даже если на сайте реализуется однородная продукция, при условии, что не возникает риск ее смешения с продукцией владельца знака. Этот вывод закреплен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 года №10852/09: «…словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака».
Следующий вариант допустимого использования чужого знака на сайте без согласия владельца уже связан с использованием товара владельца знака, но не в целях его продажи. Например, если организация производит сервисное обслуживание, ремонт такого товара. Здесь обязательное условие — чтобы владелец знака сам не осуществлял такую деятельность, т.к. в противном случае налицо будет конкурирующая деятельность. Этот вывод подтверждается судебной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 10.10.2011 года по делу №А 40-118198/10-143-1016 подчеркивает: учитывая, что истец является производителем товара, а ответчик сервисной организацией, осуществляющей ремонт техники, причем не только произведенной истцом, но и иными производителями, «суды правильно исходили из того, что истец и ответчик не производят однородные товары и не оказывают однородные услуги, т.е. не являются конкурентами, что исключает нарушение исключительных прав истца на товарный знак».
Еще одно основание, освобождающее от ответственности за размещение чужого знака на сайте, также отмеченное в указанном постановлении ФАС МО, связано с принципом исчерпания прав, закрепленным ст. 1487 ГК. Согласно ей, «не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия». То есть если сервисная организация ремонтирует оборудование, официально продаваемое в России изготовителем или с его согласия, то такая сервисная организация вполне спокойно может указывать на своем сайте знаки соответствующих изготовителей. В этом случае сервисная организация сама не продает такое оборудование, а лишь информирует потенциальных клиентов о том, что осуществляет его сервисное обслуживание. Основное условие — товар должен быть легально выпущен в оборот на территории России (а с учетом создания Таможенного союза — в какой-либо из стран такого союза: в России, Казахстане или Белоруссии). Об этом условии можно указать в правилах работы организации на ее сайте.
Более сложная ситуация возникает, если организация, например, интернет-магазин, перепродает товар, легально введенный в оборот на территории России. К ней также применимо правило об исчерпании исключительного права на товарный знак — если товар был официально ввезен в Россию или уже продается в России самим изготовителем или с его согласия, то интернет-магазин может указывать товарный знак на странице с описанием товара, а также размещать там фотографию или иное изображение товара, содержащее знак. Как же владельцам интернет-магазина удостовериться в том, что продаваемый ими товар введен в российский гражданский оборот с согласия производителя, ведь не все посредники готовы раскрыть всю цепочку движения товара? Естественно, проблем не возникает, если у магазина есть прямой договор с российским или иностранным производителем или его официальным дилером/дистрибьютором. Отметим, что такой товар должен приобретаться на территории России (или Таможенного союза), поскольку при покупке его у производителя или дилера непосредственно за границей будут действовать особые правила, о которых скажу дальше.
Если же товар приобретается у какого-либо посредника, не имеющего статуса официального дилера, то тут убедиться в согласии изготовителя крайне затруднительно. Остается лишь страховаться от возможных непредвиденных ситуаций, вписывая в договор условие о том, что продавец товара гарантирует наличие согласия изготовителя на продажу товара в России, в противном случае продавец обязуется принять участие в возможном судебном споре на стороне покупателя и компенсировать ему все понесенные покупателем убытки, равно как уплаченные изготовителю товара или компетентным органам штрафы и иные санкции.
В качестве примера приведу Постановление ФАС Московского округа от 30.05.2011 года №КГ-А 40/4516-11-1,2,3,4 по делу №А 40-92046/10-15-772. Ответчики размещали на администрируемых ими сайтах (интернет-магазинах) иллюстрации продукции истца с нанесенным на нее товарным знаком истца без получения каких-либо разрешений. При этом ответчики ссылались на то, что они не осуществляли самостоятельно ввоз, распространение и продажу продукции, а намеревались приобрести ее у истца-производителя, поэтому должен действовать принцип исчерпания прав. Суды поддержали производителя: демонстрация на сайте продукции есть предложение ее к продаже, тогда как доказательств легального происхождения предлагаемой продукции и намерений закупать ее у производителя ответчики не предоставили, поэтому в их действиях было нарушение законодательства о товарных знаках. Поясню, что в том судебном деле истец подозревал ответчиков в реализации контрафактной продукции с использованием его товарного знака.
Вернемся к вопросу об исчерпании прав в случае приобретения товара за границей с последующим ввозом в РФ. Поскольку в таком случае сам изготовитель не вводит товар в оборот на территории России, то необходимо его письменное согласие (в договоре или в ином документе) на ввоз товара в РФ и его последующую реализацию с использованием оригинального товарного знака. Следовательно, если для продажи через интернет-магазин в нашей стране товар приобретается за границей, то необходимо письменное согласие его производителя. Причем требуется согласие самого производителя и тогда, когда товар за границей приобретается у его официального дилера, если только производитель не уполномочил дилера давать согласия на экспорт и реализацию продукции в РФ.
Исключение судебная практика делает только в отношения товара, приобретаемого за границей физическим лицом для личного пользования. В этом случае если такое лицо захочет в дальнейшем продать такой товар, то его продажа в России с использованием знака производителя возможна и без согласия владельца знака. Исключение не будет действовать, если физическое лицо изначально приобретает товар не для личного пользования, а для дальнейшей перепродажи (доказательством этом может быть, например, приобретение товара в количестве большем, чем это необходимо для обычного использования).
Выводы: не будет нарушением исключительного права размещение товарного знака на интернет-сайте, с особенностями, указанными выше, без согласия владельца знака в случаях:
1) Если деятельность владельца сайта не связана с товаром, работой или услугами владельца товарного знака (или однородными им).
2) Если товарный знак словесно упоминается на сайте и при этом не возникает риска смешения продукции владельца сайта с продукцией владельца знака.
3) Если владелец сайта производит операции в отношении чужого товара и при этом владелец товарного знака не занимается той же деятельностью.
4) Если через интернет-сайт предлагается к продаже или реализуется товар, введенный в гражданский оборот в России владельцем знака или с его согласия.
Спросить