Возможны ли притензии со стороны наследников авторов при некоммерческой экранизации литературного произведения?
Меня интересует вопрос, касательно экранизации литературного произведения. Могут ли возникнуть притензии со стороны наследников авторов, к лицам решившим сделать некоммерческую экранизацию? Или же все права наследников распространяются исключительно на само литературное произведение, тогда как экранизацияне этих прав не затрагивает? Заранее спасибо.
Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).
При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.
СпроситьОгромное спасибо, Денис Александрович. Единственное, что хотелось бы уточнить: требуется ли для экранизации разрешение наследников автора? Или же экранизация может быть рассмотрена как самостоятельное произведение? Во всяком случае ведь есть такое понятие как экранизация по мотивам, которая предполагает внесение авторами экранизации, своего видения литературного произведения.
Четвертая часть ГК РФ:
1. Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).
2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: перевод или другая переработка произведения.
3. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
4. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.
5. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права !!! при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.
СпроситьУ меня следующий вопрос: для создания фильма используются фрагменты уже существующего аудиовизуаьного произведения - документального/художественного фильмов. Соответственно для использования этих произведений необходимо получить разрешение авторов/правообладателей. Каким образом узнать, из каких источников перешло ли произведение в общественное достояние, есть ли у авторов наследники, есть ли правообладатели, получившие исключительные права по договору. Откуда начинать поиск, есть ли определенная схема поиска такого рода информации вообще по произведения интеллектуальной собственности (будь то кинофильм, музыкальное произведение и т.д.). Заранее огромное спасибо за ответ!
Добрый день!
В каждом фильме указывается его издатель. Например, Мосфильм. Тогда Вы в желтых страницах или в Интернете находите координаты кинокомпании, связываетесь с ней и выясняете свой вопрос, заключаете договор на использование части фильма в своем.
С уважением,
Вадим Колосов
Юрист по Интеллектуальной собственности и Интернет-праву
СпроситьСкажите каким образом я мог бы взять произведение автора большое художественное произведение снять ролик экранизацию небольшого отрывка из книги и не быть засуженным автором этого произведения этот ролик не будет никому продаваться то есть никакой комерческой выгоды извлекаться из него не будет.
Передаваемые права на аранжированное музыкальное произведение - исключительная лицензия или нет?
Автор предоставляет права на музыкальное произведение на условиях неисключительной лицензии с правом создания аранжировки данного произведения третьими лицами. Третьи лица сделали аранжировка данного произведения и получается, что создаётся новое музыкальное произведение. Могут ли в дальнейшем права на аранжированное музыкальное произведение передаваться по исключительной лицензии?
Нет, не могут, если это не было оговорено в первом договоре. Потому что изначально это было произведение которое было передано с определенными ограничениями и имело автора.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)СпроситьСтатья 1236. Виды лицензионных договоров
1. Лицензионный договор может предусматривать:
1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
1.1. Лицензиар не вправе сам использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в тех пределах, в которых право использования такого результата или такого средства индивидуализации предоставлено лицензиату по договору на условиях исключительной лицензии, если этим договором не предусмотрено иное.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
2. Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).
3. В одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации могут содержаться условия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи для лицензионных договоров разных видов.
Здравствуйте, Елена
Зависит от договора автора и лицензиата. Если в нем предусмотрено такое право лицензиата как передавать третьим лицам для использования в аранжировках и такое же право предусмотрено в договоре между лицензиатом и третьими лицами то да. Но тут не возникает самостоятельное произведение. В ст. 1270 аранжировку указывает как один из видов использования.
СпроситьГоспода.
Можно ли в настоящее время унаследовать авторское право на литературное произведение автора, репрессированного в конце 30-х и реабилитированного в конце 80-х годов 20 века в России? Другими словами, недавно состоялось первое публичное исполнение произведения моего деда, написанного в начале 30-х годов 20-го века. О самом произведении я узнал только недавно, благодаря публикации в Интернете. Могу ли я получить наследственное право на это произведение?
Спасибо.
Здравствуйте. Право авторства по наследству не передается. А для определения исключительного права на объект авторских прав необходимо более конкретно обрисовать ситуацию
СпроситьСам автор жил 200 лет назад. Это необходимо для того, чтобы при переводе произведения на другой язык случайно не нарушить чьих-нибудь прав. Заранее благодарна.
Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I
"Об авторском праве и смежных правах"
(с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)
"Статья 27. Срок действия авторского права
1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска.
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Статья 28. Общественное достояние
1. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.
2. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15 настоящего Закона).
3. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений".
СпроситьРебенок проводил исследование музыкальных произведений и скачал из интернета (в свободном доступе) музыкальное произведение. Частично использовал фрагмент музыкального произведения в самостоятельно подготовленном ролике. Могут ли владельцы авторских прав на аудиозапись предъявить претензии о нарушении авторских прав? С уважением, Алена.
Добрый вечер. Если были нарушены авторские права в таком случае могут предъявить такие требования сумма компенсации ущерба будут насчитываться до 5000000 рублей. Всего хорошего приятного вечера вам.
СпроситьИспользование произведения или его части без разрешения правообладателя недопустимо. Если сделать самостоятельную творческую обработку или аранжировку - Вы будете иметь авторское право на эту обработку.
СпроситьПрошу проконсультировать меня по авторскому праву.
В 2000 г. Соавтор 1 и Соавтор 2 заключили авторский нотариально заверенный договор с передачей Соавтору 1 исключительных прав на использование произведения (публикация, издание в любом виде) на весь срок действия авторского права.
Обоих соавторов уже нет в живых. Я являюсь наследницей Соавтора 1. Имею свидетельство о праве на наследство, в котором указано, что наследственное имущество, на которое выдано свидетельство, состоит из принадлежащего наследодателю исключительного права на все созданные литературные произведения.
1. Смущает фраза в договоре: «Права по договору не могут быть переданы полностью или частично другим лицам». Что она означает? Могу ли я заключать договора с издательствами? Имею ли я права на экранизацию произведения? Нужно ли спрашивать на это разрешение наследников Соавтора 2?
2. Позже к авторскому договору соавторами было сделано дополнение о том, что произведение может быть издано под общим псевдонимом, указано под каким именно. Это приложение было подписано соавторами, но не заверено нотариально. Имеет ли оно силу?
Здравствуйте, Екатерина! По такому сложному вопросу, требующего изучения документов, Вас никто бесплатно не проконсультирует. Рекомендую обратиться к юристу. Удачи!
СпроситьМожно сделать вывод, что по законодательству России авторское право признается, во-первых, за российскими гражданами и иностранцами, в отношении их произведений, впервые выпущенных в свет на территории РФ, Выпущенное в свет произведение - по законодательству РФ - произведение, выпущенное с согласия их авторов, каков бы ни был способ изготовления экземпляров, при условии, если эти экземпляры выпущены в обращение в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Учитывая это, если я зарегистрирую сайт в зоне ru и опубликую на нем свое литературное произведение, будет ли оно защищаться российским авторским правом, как мое. При этом я являюсь гражданином узбекистана.
Да конечно. Только в сайте обязательно надо оговарывать о недопустимости нарушение авторского право и ответственности за нее. На всякий случай.....
СпроситьЯ автор своих произведений разного жанра. Свои произведения я публикую только на официальном литературном сайте. Все мои произведения зарегистрированы и на каждое из них есть номер свидетельства регистрации. Однако, я обнаружил, что чужой сайт без моего спросу размещает у себя МОЁ произведение! Я обращался с этим вопросом в след. Комитет, в суд Москвы и прокуратуру. Но все ответили ОТКАЗОМ! Что же делать? Помогите пожалуйста восстановить справедливость и защитить мои авторские права!
Здравствуйте!
Вам необходимо защищать свои авторские права в судебном порядке. Гражданским кодексом РФ установлена гражданско-правовая ответственность за нарушение исключительного авторского права.
Спросить