Действует ли Постановление о жилищных правах научных работников и что делать в случае неправомерного требования оплаты за дополнительную жилую площадь?

• г. Москва

Глубокоуважаемые юристы! Скажите, пожалуйста, Постановление от 20.08.33 г. О жилищных правах научных работников (с изменениями, внесенными Постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР от 1 ноября 1934 г. и от 24 июню 1938 г.) по состоянию на сегодня, 8 сентября 2014 года действует? Или он отменён? Если отменён, то каким постановлением? С 1972 года я пользуюсь дополнительной жилой площадью (19,1 кв.м) - сначала как аспирант, затем - как кандидат наук. Живу в кооперативном доме, это моё единственное жильё. С 2006 года председатель кооператива требует оплату коммунальных услуг за указанные выше 19,1 кв.м в повышенном размере, как за излишки площади. Сейчас я доктор наук, все справки о степени и работе (профессор МГУ им. М.В. Ломоносова) в правление сданы. Постановления об отмене выше указанного постановления я не нашла и никто мне не предъявил. Поэтому за эти дополнительные метры платить как за излишки я отказалась. В результате с 1 января 2006 года у меня накопился долг порядка 17-18 тысяч рублей. Что вы порекомендуете мне в этой ситуации?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Не отменен.

6. Вся занимаемая научными работниками площадь, как основная, так и дополнительная, оплачивается ими в одинарном размере, кроме случаев, когда дополнительная комната используется научным работником для частной практики.

{Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.08.1933 "О жилищных правах научных работников"

НО роли для оплаты не играет, вот пример.

М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба района Лефортово" о признании права на льготную оплату излишков жилой площади и возложении обязанности по перерасчету оплаты излишков жилой площади за период с июля 2008 года по настоящее время. В обоснование иска указано на то, что с 1975 года по июль 2008 года истец оплачивал излишки жилой площади в одинарном размере на основании свидетельства "Изобретатель СССР", однако, с июля 2008 года ответчик неправомерно произвел повышение платы за излишнюю жилую площадь (9,2 кв. м).

Истец М. в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба района Лефортово" Т. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований просит истец М. в кассационной жалобе.

В заседание суда второй инстанции представитель ответчика Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба района Лефортово" не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, руководствуясь ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

При вынесении решения суд руководствовался ст. ст. 30, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Москвы от 16.01.2007 года N 17-ПП "О признании утратившими силу правовых актов города Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства", Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2005 983-ПП, "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2006 год", Постановлением Правительства Москвы от 06.11.2007 963-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год".

Суд первой инстанции признал установленным, что истец М. и его дочь М.И. проживают в квартире площадью ... кв. м по адресу: ..., квартира по указанному адресу принадлежит истцу и его дочери по праву собственности на основании договора передачи от 04.03.1993 года.

До выхода на пенсию М. работал в НИИ Прикладной механики им. Академика Кузнецова В.И.; согласно справке, подписанной главным конструктором НИИ Прикладной механики имени Академика В.И. Кузнецова, истец является "Изобретателем СССР".

Согласно удостоверению Управления учета и распределения жилой площади Мосгорисполкома в соответствии с решением Исполкома Моссовета N 30/5 от 26.07.1963 года истец имеет право на дополнительную площадь - ... кв. м, как "Изобретатель СССР" на основании постановления ВЦИК СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной площадью".

Начисление платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и отопление по ценам, установленным Правительством Москвы с учетом бюджетных субсидий, в жилом помещении по адресу: г. Москва, ..., осуществляется из расчета ... кв. м (установленная норма площади на 2-х проживающих утверждена п. 2 ст. 19 Закона города Москвы N 6 от 11.03.1998 года и Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2005 года N 983-ПП (приложение 8) - определяется как социальная норма площади на 2-х человек - 42 кв. м, плюс 7 кв. м на каждого зарегистрированного. Социальная норма площади утверждена Указом Президента РФ N 425 от 28.04.1997 года и Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2005 года N 983-ПП (приложение 8). Оплата указанных услуг свыше установленной нормы за 9,2 кв. м производится по ценам, отражающим фактическую (повышенную) стоимость).

Постановлением Правительства города Москвы N 360 от 27.04.1999 года "О ходе выполнения программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве" истцу предоставлялось право оплачивать излишки жилой площади по тарифам города Москвы, действующим для оплаты жилья в пределах социальной нормы.

Постановлением Правительства Москвы от 16.01.2007 года N 17-ПП "О признании утратившими силу правовых актов города Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства" признано утратившим силу Постановление Правительства города Москвы N 360 от 27.04.1999 года "О ходе выполнения программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве", в котором был утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на дополнительную площадь.

В приложении N 8 к Постановлению Правительства Москвы от 06.12.2005 N 983-ПП (ред. от 28.10.2008) "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2006 год" (вместе с "Нормами, применяемыми при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также при расчете сумм льгот по оплате названных услуг") установлены нормы площади жилья, применяемые при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по регулируемым Правительством Москвы ценам. Оплата услуг по содержанию и ремонту жилых помещений и по отоплению по повышенной цене (фактической стоимости) за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, не взимается: с одиноко проживающих пенсионеров; одиноко проживающих инвалидов; с детей-сирот в возрасте до 18 лет за площадь, принадлежащую им на праве собственности; с граждан, занимающих квартиры на первом этаже; с семей состоящих из пенсионеров и/или инвалидов и находящихся на их иждивении детей в возрасте до 16 лет; с одиноких граждан, проживающих в коммунальных квартирах; с собственников жилых помещений, оплачивающих услуги по содержанию и ремонту жилых помещений по фактической стоимости; с граждан, проживающих в домах или квартирах, признанных в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания; с граждан, имеющих право на дополнительную площадь, предоставленную им по состоянию здоровья.

В указанный перечень не входит категория граждан, являющихся изобретателями.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что начисление платы за содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги производится на основании действующего законодательства, с учетом занимаемой площади, количества проживающих, наличия льгот, тарифов, установленных постановлением Правительства Москвы N 963-ПП от 06.11.2007 года "Об утверждении цен, ставок, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год".

Суд признал несостоятельным довод истца о том, что, поскольку у него имеется свидетельство, предоставляющее право на дополнительную площадь - 20 кв. м, он также имеет право на льготную оплату излишков жилой площади 9,2 кв. м, т.е. право на оплату не по повышенной стоимости, а по ставке, установленной Правительством Москвы в одинарном размере, так как в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органом государственной власти города Москвы, как субъекта РФ; ни законодательство города Москвы, ни федеральное законодательство не содержит норм, позволяющих утвердить такие цены в размере, не покрывающем фактическую стоимость жилищных услуг, для изобретателей СССР.

Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации принят 29.12.2004 года, т.е. позже Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 28.02.1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью", обладает большей юридической силой и прямым действием на территории РФ, и подлежит применению при разрешении данного спора.

Довод кассационной жалобы о том, что при разрешении спора судом неправильно применены нормы материального права, поскольку спорные отношения регулируются Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью", предусматривающим право изобретателя СССР на льготную оплату излишков жилой площади, судебная коллегия считает несостоятельным.

Постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N 994-ПП "О внесении изменений в постановления правительства Москвы от 06 ноября 2007 г. N 963-ПП и от 06 ноября 2005 г. N 983-ПП" установлен единый тариф на оплату отопления с 01 июля 2008 г., поэтому в декабре 2008 г. начисления платы за отопление произведены по единому тарифу без учета излишков площади, а также произведен перерасчет начислений за отопление с июля по ноябрь 2008 г. Таким образом, при взимании платы за отопление расчет излишков площади не производится, начисление осуществляется по единому тарифу.

В соответствии с п. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Таким образом, решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, а, следовательно, и установлении перечня льгот и порядка их применение принимается органом государственной власти г. Москвы, т.е. Правительством г. Москвы.

Нормы, применяемые при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расчете сумм льгот по оплате услуг и перечень лиц, с которых не взимаются платежи в оплату услуг за содержание и ремонт жилых помещений по цене за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, предусмотрены приложением N 8 к постановлению Правительства Москвы от 06 декабря 2005 г. N 983-ПП с изменениями и дополнениями, приложением N 10 к постановлению Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 г.", приложением N 14 к постановлению Правительства Москвы от 30 ноября 2010 г. N 1038-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 г.". Указанными нормативными актами не предусмотрено право изобретателя СССР на установление платы за содержание и ремонт жилого помещения без учета излишков жилой площади.

В то же время постановление ВЦИК СНК от 28 февраля 1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью" не может быть применено при разрешении возникшего спора.

В соответствии с постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью" правом на дополнительную площадь пользуются изобретатели, выполняющие систематические задания государственных органов или уже давшие государству ценные изобретения или усовершенствования, если притом они продолжают работать в области изобретательства (п. з ч. 1). Граждане, имеющие право на дополнительную площадь согласно ст. 1 (за исключениями, указанными в ст. ст. 10 и 11), независимо от того, занимают ли они отдельную комнату или нет, оплачивают в одинарном размере по ставкам, определенным законодательством о квартирной плате, как основную жилую площадь в размере, установленном этим законодательством, так и дополнительную площадь в пределах не свыше 10 кв. метров (п. 9).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Установление перечня лиц, имеющих право на оплату площади всего жилого помещения в одинарном размере, вне зависимости от установленной нормы и установление такой нормы не находится в исключительной компетенции федерального законодателя. В то же время на момент вступления в силу Жилищного кодекса РФ действующим являлось Постановление Правительства города Москвы N 360 от 27.04.1999 года "О ходе выполнения программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве", согласно которому истцу предоставлялось право оплачивать излишки жилой площади по тарифам города Москвы. При этом Жилищный кодекс РСФСР утратил силу с 01 марта 2005 г. (Федеральный закон N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"), федеральный закон, который устанавливал бы льготы по оплате жилого помещения для изобретателей СССР, отсутствовал как на момент введения в действие ЖК РФ, так и в спорный период.

Таким образом, на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ спорный вопрос был урегулирован законодательством г. Москвы в пределах компетенции государственного органа власти г. Москвы, следовательно, дальнейшее правовое регулирование обоснованно осуществлялось в рамках законодательства г. Москвы.

В то же время постановление ВЦИК СНК от 28 февраля 1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью" не может быть применено при разрешении настоящего спора, поскольку ЖК РФ изменил порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения; норм, которые позволяют производить начисление платы за жилищные услуги за пользование дополнительной жилой площадью в одинарном размере, ЖК РФ не содержит; в то же время соответствующих льгот по оплате жилого помещения для изобретателей федеральное законодательство и законодательство г. Москвы не содержит.

Кроме того, в соответствии с буквальным содержанием постановления ВЦИК СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью" правом на дополнительную площадь пользуются изобретатели, выполняющие систематические задания государственных органов или уже давшие государству ценные изобретения или усовершенствования, если притом они продолжают работать в области изобретательства (п. з ч. 1).

Таким образом, наличие удостоверения о праве на дополнительную площадь, выданное истцу в качестве изобретателя СССР, не может являться, как утверждает истец, подтверждением бессрочного права на оплату жилого помещения без учета жилой площади, превышающей установленную социальную норму.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Спросить