Военкомат выплатил недоплату по пенсии, но продолжает производить расчет по старому разряду - истец обращается в Верховный суд Бурятии.
398₽ VIP

• г. Улан-Удэ

До 01.09.2013 г. военкомат оплачивал пенсию по 27 т.разряду. Я подал в суд производить расчет пенсии по 38 т.разряду и выставил образовавшуюся в результате сумму долга, просил суд взыскать эту сумму с военкомата, возместить сумму морального ущерба и указать в решении суда чтобы военкомат в дальнейшем производил расчет пенсии по 38 т.разряду. В резолютивной части суд вынес такое решение: удовлетворить исковые требования истца частично. Взыскать с военкомата образовавшуюся сумму. В остальных требованиях отказать. Военкомат образовавшуюся сумму выплатил, но расчет пенсии производит по старому 27 т.разряду ссылаясь на последний абзац суда-отказать. Я понимаю так, что в решении суда в последнем абзаце резолютивной части речь идет о возмещении суммы морального ущерба. Подал в суд о разъяснении решения суда, но суд мне отказал, ссылаясь на то, что сумма недоплаты возмещена, т.е выплачена. Что мне делать в дальнейшем?. Сейчас дело находится в Верховном суде Бурятии по моей частной жалобе. С уважением Сергей Осипов, военный пенсионер с 1989 г.

Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

Сергей, чтобы дать объективный ответ на Ваш вопрос необходимо изучить судебный акт по делу. Возможно, что действительно военкомат действует в рамках закона. Хотя с другой стороны, получается, на каком основании Вам было начислена образовавшаяся сумма. Необходимо во всем разбираться. Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.

Спросить

Заново обращайтесь о возмещении ущерба, причинённого военкоматом, на основании ст. 16 ГК РФ: "Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием."

Опять недоплату (следующую) просите.

Спросить

Само по себе решение противоречит, в вашу пользу взыскивается сумма недоплаты т.е. разница с 27 до 38 тем самым подтверждая ваше право на 38, с другой строны отказывает в получении в дальнейшем по 38. Обжалуйте конкчно описывайте эту ситуацию которую я написал. В решении суда не должно быть противоречий одного вывода другому

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здравствуйте!

Гражданским процессуальным кодексом РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Так как исковом требованием в том числе являлось требование о расчете пенсии по 38 разряду суд обязан был удовлетворить указанные требования.

В настоящее время Вы вправе обжаловать решение суда.

Ознакомьтесь с решением суда в части отказа в удовлетворении требований и расчете пенсии по 38 разряду и подавайте апелляционную жалобу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (п. 2 ст. 321 ГПК РФ)

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Из написанного Вами усматривается следующее: Вы взыскали пенсию за предыдущий период, которая была неправильно начислена. Будущая пенсия может изменяться в силу различных причин, военкомат ещё не выплатил эту пенсию и ещё не нарушил ваши права.

Осуществление перерасчёта пенсии носит заявительный характер. Не видя решения трудно делать выводы. Нижеизложенный материал может вам помочь.

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПЕРЕРАСЧЕТЕ

ВОЕННЫХ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

А.В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало .

Прохождение военной службы есть изменение служебно-правового положения военнослужащих в процессе фактического выполнения ими воинской обязанности в связи с такими юридическими фактами, как, например, зачисление на военную службу, присвоение воинского звания, назначение на должность или освобождение от нее, увольнение с военной службы в запас или в отставку и т.п. . В соответствии с п. 4 ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" к воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".

Согласно ст. 57 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга. Присвоение воинских званий гражданам, находящимся в отставке, законодательством не предусмотрено.

В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 присвоение гражданам, проходившим военную службу, очередных воинских званий в период пребывания их в запасе не является основанием для перерасчета ранее назначенных им пенсий. Ранее действовавшим Положением о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 г. N 986, а также Постановлением Совета Министров СССР от 24 июля 1990 г. N 725 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям", принятым во исполнение Закона СССР от 28 апреля 1990 г. "О пенсионном обеспечении военнослужащих", также устанавливалось, что пенсии исчисляются из оклада по штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов.

Таким образом, как ранее, так и в настоящее время для исчисления пенсий имеет значение воинское звание, бывшее у гражданина на момент его увольнения с военной службы. В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 названного Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 названного Закона.

Других оснований пересмотра военных пенсий вышеназванным Законом не предусмотрено.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, например, К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Ростовской области, просил на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 обязать военный комиссариат Ростовской области произвести перерасчет размера пенсии с 1 мая 2000 г. с учетом присвоения ему Приказом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 2 очередного воинского звания "полковник". В обоснование заявленных требований истец указывал, что он проходил службу в кадрах Вооруженных Сил с 2 сентября 1942 г. по 8 апреля 1973 г., участвовал в Великой Отечественной войне, 9 апреля 1973 г. был уволен из армии по болезни с должности начальника 4-го отделения Пролетарского РВК г. Ростова-на-Дону в звании подполковника.

27 апреля 2000 г. истцу как участнику Великой Отечественной войны за мужество и самоотверженность, проявленные при защите Отечества, в ознаменование 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. на основании Приказа Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 2 было присвоено очередное звание "полковник". В связи с этим военный комиссариат внес соответствующую запись в его военный билет, однако перерасчет пенсии не произвел. На обращение в Центр социального обеспечения военного комиссариата области с просьбой произвести перерасчет размера его пенсии 22 мая 2012 г. истец получил ответ, согласно которому перерасчет пенсии не был произведен в связи с получением воинского звания по запасу. Данное утверждение истец полагал неверным, так как на момент присвоения ему звания "полковник" он находился в отставке. Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 апреля 2013 г. исковые требования К. оставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия при рассмотрении апелляционной жалобы военного пенсионера пришла к выводу о том, что у ответчика (военного комиссариата) не имелось правовых оснований для перерасчета пенсии истцу в силу положений ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в связи с присвоением при пребывании в отставке воинского звания, отличного от имевшегося ко дню увольнения, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал К. в удовлетворении требований об обязании военного комиссариата произвести перерасчет пенсии с учетом присвоенного ему в апреле 2000 г. воинского звания "полковник" .

Более подробно см. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2013 г. по гражданскому делу N 33-7818/2013.

Статья 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" была дополнена ч. 3 следующего содержания:

"Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5".

Указанное право военным пенсионерам впервые было предоставлено согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ (вступила в силу с 1 января 2003 г.). Однако не все военные пенсионеры своевременно обратились за перерасчетом пенсий, что привело к судебным спорам.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда указала, что, как следует из материалов дела, истец обратился с заявлением о пересмотре размера пенсии с учетом сохраненного районного коэффициента. Ответчиком был произведен перерасчет пенсии истцу и была выплачена доплата за соответствующий период. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перерасчет пенсии с учетом размера районного коэффициента не был произведен из-за виновного поведения военного комиссариата Вологодской области, поскольку все необходимые сведения о выслуге лет в пенсионном деле истца имелись, в связи с чем у истца не было необходимости обращаться с заявлением о перерасчете пенсии.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии, при несвоевременном его обращении, может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за двенадцать месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом.

С учетом того что абз. 3 ст. 48 названного Закона предусмотрено право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента для определенного круга лиц, перерасчет пенсии неразрывно связан с обращением самого пенсионера за реализацией его права на увеличение пенсии и носит заявительный характер, следовательно, отсутствуют основания для перерасчета пенсии за весь период с момента вступления Закона в силу. При таких обстоятельствах по делу решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в иске .

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда по делу N 33-1943/2012 от 23 мая 2012 г.

Таким образом, перерасчет военной пенсии по личным обстоятельствам носит заявительный характер, т.е. для его оформления пенсионер Министерства обороны Российской Федерации может обратиться с соответствующим заявлением к работникам военно-пенсионных органов по вопросу перерасчета пенсии. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы, подтверждающие право на получение пенсии в повышенном размере .

--------------------------------

В соответствии со ст. 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в ч. 1 ст. 54 названного Закона.

Согласно ст. 55 указанного выше Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение в сторону увеличения размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст. 1 названного Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится со дня наступления указанных обстоятельств. В случае если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за двенадцать месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

Спросить

См.

Судья Куадже Т. А. Дело № 33 – 215 2010 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 марта 2010 года г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Ткаченко В. В.

судей: Тхагапсовой Е. А. и Хапачевой Р. А .

при секретаре: К.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08 февраля 2010 года, которым постановлено:

исковые требования К. к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной суммы пенсии, удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу К. с 01.02.1993 года по 30.06.2002 года сумму в размере 42690,38 руб., за январь 1993 года сумму в размере 5583,13 руб., а так же судебные расходы в размере 610 руб.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в доход государства государственную пошлину в размере 1666,51 руб.

В удовлетворении остальных исковых требований К. к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной суммы пенсии и судебных расходов отказать.

Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., объяснения представителя Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности Б.С.Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы в полном объеме, объяснения представителя истца К.. по доверенности от 11.01.2010 года И.В.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

К.. обратился в суд с иском к Военному комиссариату РА о взыскании недополученной суммы пенсии и указал, что он пенсионер МО РФ с 1988 года. Уволен из рядов ВС с должности начальника группы подготовки резервов и хранения вооружения и ракетной техники территориального учебного центра армейского корпуса СКВО. Пенсия ему была исчислена из должностного оклада равного 150 руб. Далее исчисление пенсии производилось исходя из оклада 200 руб., а с 01.01.1992 года – 1116 руб. Указом Президента от 16.07.1992 года №781 устанавливается пересчет пенсий с 01.08.1992 года одновременно с увеличением денежного содержания военнослужащих соответствующих категорий, исходя из его среднего значения. Оклад по должности был установлен в размере 3940 руб. при надлежащих 4185 руб. Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 года №65 с 01.01.1993 года устанавливались размеры окладов по типовым должностям, воинскому званию и процентной надбавке за выслугу лет, а Министру обороны предоставлено право устанавливать оклады по остальным должностям, применительно к типовым. В приложении №3 приказа Министра обороны РФ №020 от 27.01.1993 года указаны размеры должностных окладов и соответствующие им тарифные разряды, вводимые для офицерского состава с указанной даты. С 01.02.1993 года к нему применили тарифный разряд 0510 (5 т.р.) и 17000 руб. размер оклада при том, что необходимо было применить 18000 руб. при 0805 (8 т.р.) тарифном разряде. С 01.07.2002 года ему установлен 16 тарифный разряд. Недоплата между 5 и 8 тарифным разрядом составляет 42521 руб. с 01.01.1993 года по 01.07.2002 года, а всего задолженность по выплатам с 01.08.1992 года составляет 49461,41 руб., которые он просит взыскать в его пользу с ответчика, кроме того просил взыскать судебные расходы в размере 640 руб. по представленным квитанциям.

Представитель истца в судебном заседании поддержал в полном объеме заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель Военного комиссариата Республики Адыгея возражал против удовлетворения требований истца, просил отказать за необоснованностью.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик Военный комиссариат РА просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение рассмотреть по существу требования и отказать К.. в удовлетворении исковых требований. В обоснование ссылается на то, что судом не приняты во внимание доводы их возражений, приведенные в суде первой инстанции. В кассационной жалобе ссылается на то, что пенсия истцу по линии МО назначена с 1988 года. Должностной оклад по последней штатной должности на день увольнения, который учитывался для исчисления пенсии на основании записи в расчетной книжке составлял 150 руб. Данный должностной оклад и брался за основу при пересчетах пенсий. Так с 01.01 1991 г. в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» уволенным с действительной военной службы до введения в действие данного закона пенсии исчислялись из денежного довольствия, установленного для состоявших на военной службе по состоянию на 1 января 1991 г. соответствующих категорий военнослужащих. С 1 января 1991 г. истцу установлен оклад по воинской должности в размере 200 руб. При всех последующих индексациях в расчет бралась именно эта сумма.

Указом Президента СССР от 19.12.1991 г. № УП-3074 и приказом МО СССР от 24 декабря 1991 г. №585 был предусмотрен ежегодный пересмотр размеров пенсий пенсионерам МО с учетом повышения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, начиная с 1 января 1992 г. При данном пересчете пенсий Военный комиссариат руководствовался специальными указаниями Центрального финансового управления МО СССР от 25 декабря 1991 г. и ведомственными переводными таблицами, прилагаемыми к данным указаниям. Истцу с 1 января 1992 г. был установлен оклад по должности 1116 руб. В связи с тем, что в 1992 году военнослужащим, проходящим службу повышалось денежное довольствие с 1 февраля 1992 г, с 1 июня 1992 г. и оклады по воинским званиям с 1 августа 1992 г., а правовых оснований для перерасчета пенсий пенсионерам МО не было, Указом Президента РФ от 16 июля 1992 г. № 781 и приказом МО РФ от 16 июля 1992 г. №70 был определен порядок пересчета пенсий с 1 августа 1992 г., исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих на указанную дату. При данном пересчете пенсий Военный комиссариат РА руководствовался специальными указаниями Центрального финансового управления МО РФ от 25 июля 1992 г. и таблицами пересчета, прилагаемыми к данным указаниям. Истцу с 1 августа 1992 г. был установлен оклад по должности 3940 руб.

Постановлением Правительства РФ № 65 от 27 января 1993 года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» утверждены сетки должностных окладов военнослужащих. Кроме того, в п. 11 этого постановления подлежали пересчету пенсии за выслугу лет, назначенные военнослужащим, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим постановлением денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе. Этим Постановлением утверждены должностные оклады по типовым должностям - приложение 1, а тарификационные разряды установлены для прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы - приложение 2,3. Должность, которую занимал истец при увольнении в запас, в приложении 1 отсутствует, то есть такая должность является типовой. Так как в постановлении Правительства РФ №65 от 27 января 1993 года были определены размеры должностных окладов по типовым должностям, то согласно п.2 того же Постановления Министру обороны было предписано установить размеры должностных окладов всем остальным категориям военнослужащих, а также привести пенсии пенсионерам Минобороны в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий. Такой порядок был определен приказом МО РФ №020 1993 года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты». Для пересчета пенсий в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий и по нормам нового Закона, были разработаны специальные Указания Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ, которые предусматривали порядок перерасчета пенсии в связи с переходом с 1 февраля 1993 года на новый пенсионный Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих .... и их семей». Данные Указания разработаны на основании схем окладов, установленных с 1 января 1993 года, приведенные в приказе МО РФ № 020 1993 года. Так как в личных делах пенсионеров имелись сведения о размере должностного оклада на августовский перерасчет 1992 года, в котором были применены размеры должностных окладов по состоянию на июнь 1992 года, а оклады по воинским званиям на 1 августа 1992 года, то в полном соответствие с приказом МО РФ №020 1993 года по размерам должностных окладов июня 1992 года были установлены размеры должностных окладов на 1 января 1993 года.

Кроме того, для автоматизации пересчета пенсий для пенсионеров, были введены так называемые машинные коды должностей, состоящие из 4 цифр. Первые две цифры обозначали, тарифный разряд, а две последующие, от 01 до 10, «шаг тарифного разряда». Установление кода необходимо было для удобства перерасчета пенсии в будущем, но само по себе не означает присвоение пенсионеру тарифного разряда, поскольку законодательно тарифные разряды на тот период времени не утверждались. В соответствии с этими специальными Указаниями Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от 25 февраля 1993 г. Военный комиссариат РА пересчитал пенсии пенсионерам МО РФ. И в соответствии с таблицами пересчета (приложениями №1 и 3 к данным Указаниям) должностному окладу на 1 июня 1992 года, равному 3940 руб. на 1 января 1993 года соответствовал должностной оклад, равный 17000 руб. С 01.02.1993 года истцу был установлен должностной оклад, равный 17000 руб., код должности 0510. В соответствии с Федеральным Законом РФ № 49-ФЗ от 07.05.2002г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», Указом Президента Российской Федерации № 537 от 01.06.2002г. «О денежном довольствии военнослужащих», Постановлением Правительства Российской Федерации № 462 от 26.06.2002г. «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, соответствие которых утверждается Президентом РФ, а размеры определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны РФ. Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются Министром обороны РФ применительно к окладам по типовым воинским должностям. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 года № 462 с 01 июля 2002 года предусмотрены новые единые подходы к установлению окладов по воинским должностям, которые с 01 января 1993 года не пересматривались, а только индексировались. Перенос установленных с 1 июля 2002 года тарифных разрядов на предшествующий период с 1 февраля 1993 года является недопустимым. Также полагает, что необоснованным, поскольку не подтверждено ничем, к нетиповой должности истца применено равенство по тарификации с заместителем командира батальона, которому оклад был установлен на 1.01.1993 года в размере 18 000 руб. Военный комиссариат РА также считает неправильным произведенный судом перерасчет за январь 1993 года, поскольку постановление правительства РФ от 14.10.1992 года не было указаний для перерасчета за прошлое время, а военкомат произвел расчеты согласно указаний, полученных в телеграмме со штаба Северо-Кавказского военного округа с 1.01.1993 года всем пенсионерам МО были повышены в 2 раза все виды фактически выплачиваемых пенсий исходя из сумм, выплаченных в декабре 1992 года, а с 1.02.1993 года пенсии пересчитаны по новому закону как и истцу.

Поэтому, перерасчет ранее назначенной пенсии истцу произведен правильно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и оснований для доплаты какой-либо задолженности не имеется.

В возражениях на кассационную жалобу представитель К.. по доверенности И.В.И. просит решение суда первой инстанции без изменения, полагая, что оно является обоснованным и законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Удовлетворяя исковые требования К., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Указом Президента РФ от 16.07.1992г. №781 предписывалось производить периодический перерасчет пенсий при увеличении денежного содержания военнослужащих с 01.08.1992 г. исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих.

На основании Приказа Министра Обороны РФ № 020 должностной оклад истца, из которого производилось исчисление пенсии должен был соответствовать 8 тарифному разряду, а из пенсионного дела видно, что его должностной оклад был приравнен к 5 тарифному разряду.

Довод кассационной жалобы о том, что обязательная тарификация установлена не была, не может быть принят во внимание, поскольку приказом МО РФ № 020 для военнослужащих с 01.01.1993 года были установлены тарифные разряды. С учетом того, что исчисление пенсии военным пенсионерам производилось из денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе, тарифные разряды применимы и к пенсионерам, правильное соотнесение занимаемой в период прохождения службы должности соответствующему ему тарифному разряду, является юридически значимым обстоятельством.

Суд первой инстанции при определении соответствия занимавшейся истцом должности тарифному разряду основал свой вывод на Указаниях Главного финансового управления МО РФ от 25.02.1993 года №180/13/1-91, согласно примечанию 3 которого, для занимавших до 1991 года должности заместителя командира батальона и им равные по тарификации оклад составляет 18000 руб.

Оценив доказательства по делу в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что должность истца - начальника группы подготовки резервов и хранения вооружения и ракетной техники территориального учебного центра, равна по тарификации должности заместителя командира батальона и тарифицируется 8 тарифным разрядом.

Ввиду неверного определения должностного оклада истца при расчете пенсии имела место недоплата, с учетом индексации задолженность составила за период с 1.02.1993 года по 30.06.2002 года 42690,38 руб., иск о взыскании которой суд удовлетворил правомерно.

Довод кассационной жалобы относительно необоснованности взыскания перерасчета пенсии за январь 1993 года также не может служить основанием к изменению состоявшегося решения.

Суд первой инстанции правомерно указал, что п. 14 постановления Правительства РФ от 27.01.1993 года № 65 установлено время вступления его в законную силу с 01.01.1993 года. Кроме того, п. 9 Приказа МО РФ № 020 от 27.01.1993 года предписывалось «обеспечить перерасчет с 01.01.1993 года пенсий, ранее назначенных лицам офицерского состава, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим Приказом денежного содержания военнослужащих, состоящих на действительной военной службе».

Из материалов дела следует, что к истцу для перерасчета пенсии новые размеры должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет были применены с 01.02.1993 года, а с января 1993 года был увеличен в 2 раза ранее установленный размер пенсии, в связи с чем, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что пенсия истцу за январь 1993 года была выплачена в меньшем размере, чем это было предписано действовавшими на тот момент нормативно-правовыми актами. Соответственно, взыскание задолженности с учетом индексации 5583,13 руб. за январь 1993 года судом произведено также правомерно.

Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены или изменения судебного решения коллегией не усматривается, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.361, 362, ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Ткаченко В. В.

Судьи: Тхагапсова Е.А. и Хапачева Р. А.

Копия верна:

судья Верховного Суда

Республики Адыгея Р. А. Хапачева

Спросить