Можно ли оспорить отказ от проведения торгов по 223-ФЗ без выбора победителя в судебном порядке? Какой вид обращения выбрать?
398₽ VIP
Возможно ли оспорить в судебном порядке отказ от проведения торгов (по 223-ФЗ) без выбора победителя после вскрытия заявок конкурсантов (конкурсной документацией заказчика право отказа от проведения конкурса предусмотрено в любое время до выбора победителя)? В пункте 9 ст.3 223-ФЗ прописано, что участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Заказчик - ОАО с долей участия государства. Какой вид обращения избрать: исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений (по главе 24 АПК)?
Выберите исковое производство. Исковое заявление подается в соответствии с положениями ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ
СпроситьИсковое производство (ст.125 АПК РФ)
СпроситьНе забудьте написать претензию заказчику - п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ
Статья 125. Форма и содержание искового заявления
Спроситьоспорить в судебном порядке отказ от проведения торгов (по 223-ФЗ) без выбора победителя после вскрытия заявок конкурсантов
---Согласно ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. В Законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, заказчик может предусмотреть это в извещении.
Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. В данном случае. заказчик обязан направить в уполномоченный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”».
СпроситьСветлана Ивановна, здравствуйте!
Согласно ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Поскольку федеральными законами более подробно закупочная деятельность заказчика по ФЗ № 223-ФЗ не регламентируется, при определении правомерности отказа от торгов (закупки) следует руководствоваться вышеуказанным положением конкретного заказчика о закупках, которое утверждено самим заказчиком и должно размещаться на официальном сайте гос.закупок.
Что касается способа защиты права, то Вам следует обращаться в порядке искового производства, поскольку в данном случае имеется спор о праве и ОАО (даже с долей гос.участия) не является государственным или муниципальным органом.
СпроситьОбжаловать можно всё.
А иск подаётся по правилам гл. 13 АПК РФ (общий).
ОАО не подпадает под гл. 24 АПК РФ - это коммерческое предприятие.
СпроситьЗдравствуйте, Светлана Ивановна!
Принятый 18 июля 2011 года Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ о закупках, ФЗ-223) регламентирует отношения, связанные с закупками отдельными видов юридических лиц, перечисленных в данном законе. К таким юридическим лицам относятся все государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий, унитарные предприятия, автономные учреждения, а также некоторые другие организации.
Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Участник закупки имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ услуг, как в антимонопольный орган, так и в суд.
При этом рассмотрение жалобы участника закупки осуществляется антимонопольным органом по правилам ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции (дело № А60-27118/2012).
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Вы также имеете право обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ услуг и в Арбитражный суд по правилам ст. 125, 126 АПК РФ по месту нахождения ответчика.
Удачи.
СпроситьВ порядке искового производства, т.к. фз 223 регулирует гражданско-правовые отношения с публичным элементом, а не публичные отношения власти и подчинения.
Кроме того нет ФЗ, который бы таким споры относил к производству из публичных отношений.
Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
1. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2012 N 317-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 12.03.2014)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)
Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
СпроситьПрофессионалы, подскажите, не могу разобраться. Как должны быть сформулированы исковые требования при оспаривании действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (ч.9 ст. 3 № 223-ФЗ)? Участник закупки (открытый конкурс) не согласен с завершением закупки без выбора победителя (о завершении открытого конкурса отражено в протоколе конкурной комиссии), а также с замечаниями к конкурсной документации участника (тоже отражены в протоколе конкурсной комиссии), которые в случае завершения конкурсной процедуры могли бы быть положены в основу отклонения участника от участия в закупочной процедуре? Спасибо.
СпроситьПрофессионалы, подскажите, не могу разобраться. Как должны быть сформулированы исковые требования при оспаривании действий (бездействия) заказчика при закупке (открытый конкурс) применительно к ч.9 ст. 3 № 223-ФЗ ? Заказчик и организатор торгов - акционерные общества с долей участия государства. Участник закупки не согласен с отказом организатора и заказчика от проведения торгов и с завершением закупки без выбора победителя. О завершении открытого конкурса без выбора победителя отражено в протоколе конкурной комиссии по подведению итогов конкурса. Также участник конкурса не согласен с замечаниями (считая одни из них - несущественными, другие, ограничивающими конкуренцию) к его конкурсной заявке, которые конкурсная комиссия посчитала возможным указать в этом же протоколе. Может у кого-то есть опыт подобного оспаривания,прошу поделиться, указав номер конкретного дела.
СпроситьЭто платная услуга.
СпроситьСт. 201 АПК РФ указывает: "Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными."
Просите признать действия незаконными.
СпроситьЗаконность проведения торгов может быть оспорена. Статья 449 ГК РФ содержит правило предъявления и рассмотрения судом требования о признании торгов недействительными. В постановлении ВАС РФ от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Согласно ст. 449 ГК РФ первым необходимым условием для признания торгов недействительными считается доказанность факта проведения торгов (аукциона, конкурса) с нарушением правил, установленных законом. Второе необходимое условие - предъявление требования о признании торгов недействительными заинтересованным лицом, чьи права и законные интересы при совершении торгов были нарушены и могут быть восстановлены посредством признания их недействительными. Признание торгов недействительными влечет за собой недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Конкретный состав нарушений правил ст. 449 ГК РФ, вследствие которых торги (аукцион, конкурс) могут быть признаны недействительными, не регламентирован. В каждом конкретном случае он определяется судом на основании положений норм законодательства, регулирующих правила проведения торгов (конкурса).
СпроситьСветлана Ивановна, здравствуйте!
Имеется судебная практика, указывающая на то, что оспорить в судебном порядке отдельно те или иные действия организатора торгов (если это прямо не предусмотрено законом, как, например, при госзакупках по ФЗ-44 "О контрактной системе...") нельзя.
Смотрите, например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.01.2013 г. № Ф05-15483/12 по делу № А41-11186/2012:
"Компания обратилась в суд, потребовав признать незаконным отказ в допуске ее к участию в процедуре торгов, проводимых для АО.
Суд округа указал на то, что компания выбрала ненадлежащий способ защиты нарушенного права, и пояснил следующее.
Компания фактически обжалует решение конкурсной комиссии АО, которое не является государственным, муниципальным или иным органом, осуществляющим публичные полномочия. Торги проводились в интересах частного лица и за счет его собственных и привлеченных средств. С учетом этого подобный спор не может рассматриваться по правилам АПК РФ, предусмотренным для оспаривания ненормативных правовых актов госорганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
По сути, компания не согласна с результатами торгов и заключением договора с иным участником. Однако она не требовала признать проведенный аукцион недействительным.
Между тем нормы ГК РФ не предусматривают возможности оспорить отдельно действия конкурсной (аукционной) комиссии, выраженные в отказе в допуске к участию в аукционе. Правила организации и проведения торгов, порядок заключения договора по их итогам регламентированы ГК РФ.
Все правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по их результатам, относятся к сфере гражданско-правового регулирования.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными.
При этом законодатель не разграничивает этапы организации и проведения торгов, на которых допущенные нарушения правил влекут указанные последствия.
Законом не предусмотрена возможность оспорить отдельно отказ в допуске к участию в торгах. В то же время возможность оспорить сами торги прямо предусмотрена ГК РФ.
Следовательно, независимо от того, на каком этапе организации или проведения торгов допущены нарушения, права заинтересованных лиц защищаются способом, установленным ГК РФ, - путем признания торгов недействительными".
На мой взгляд, тут следует руководствоваться следующим нормами.
Согласно п. 3 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.
То есть закон предусматривает специальные последствия неправомерного отказа организатора от торгов - возмещение участнику торгов убытков. Но только в форме реального ущерба. Возмещение убытков в форме упущенной выгоды, увы, в данном случае не предусмотрено.
Впрочем, как не предусмотрено и такого последствия как возложение на организатора торгов обязанности отменить отказ и продолжить торги.
СпроситьМожет у кого-то есть опыт подобного оспаривания,прошу поделиться, указав номер конкретного дела.
Есть такая практика. и решения. и опыт.
Спросить