Ограничения использования фрагментов фильмов и музыки в документальном фильме для федерального канала
Вопрос по авторским правам. Моя видеостудия снимает документальный фильм для федерального канала. Интересует возможность использования фрагментов фильмов и музыки. Что можно использовать, а что нет? Можно ли использовать джазовую американскую музыку 30-х 40-х годов? Фрагмент из фильма Александр Невский (Мосфильм 1939 года), музыку классиков: Бах, Моцарт, Вивальди и т д.
Все это можно использовать, однако после согласования (заключения соглашений) с правообладателями.
СпроситьНа ваш вопрос в рамках небольшой разовой консультации невозможно дать исчерпывающий ответ. Правомерность свободного использования чужих произведений или фрагментов из них нужно рассматривать отдельно по каждому случаю. Например, произведения американской музыки скорее всего до сих пор охраноспособны, так как в США срок действия авторского права составляет 90 лет.
По общему правилу использование чужого произведения осуществляется на основании договора о передаче отдельных или всех прав для любых или для конкретных целей.
Исключением являются два случая
- истечение срока охраны произведения
- случаи свободного использования, оговоренные в законе
Случаи свободного использования установлены в ст.1274 Гражданского кодекса РФ.
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями и учреждениями или содержащимися в данных учреждениях;
7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.
Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.
3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.
4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Если вам нужна будет развернутая консультация, приглашаю обратиться ко мне при необходимости. Я специализируюсь на вопросах интеллектуальной собственности.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 117 из 47 429 Поиск Регистрация
То есть ЗАПИСЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ того, за что не было заплачено ни копейки.
Правильно ли это, и есть ли у компании на основании этого утверждения выиграть суд?
Например, если авторы научно-популярного фильма используют в своем фильме фрагменты художественных или документальных
В тирах планируется указание использование какой музыки и по мотивам какого фильма и какого режиссера.

Как регистрировать авторские права на фильм и определить свою роль в качестве автора, режиссера и продюсера?
Композитору приходится передавать права на фильм - правомерно ли это?
Нужно ли мне требовать объяснений и является ли мое возмущение обоснованным?
