Ему 24 года, недавно решив заменить военный билет на российский, ему сказали что его призовут в армию и дали ему повестку.

• г. Уфа

Мой родственник столкнулся с проблемой замены военного билета после принятия гражданства РФ. Ранее он жил в Узбекистане, где прошел альтернативную службу и получил военный билет. Ему 24 года, недавно решив заменить военный билет на российский, ему сказали что его призовут в армию и дали ему повестку. Несколько лет назад после приобретения гражданства РФ, я сам спокойно поменял военный билет просто пройдя мед. коммисию.

Подскажите, насколько правомерны действия военкомата? И на самом ли деле сейчас его могут призвать в армию?

Ответы на вопрос (2):

Исходя и буквы закона - Вашего друга могут призвать.

Закон "О воинской обязанности ..."

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу

(в ред. Федерального закона от 19.07.2001 N 102-ФЗ)

1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

------------------------------------------------------------------

О применении подпункта "в" пункта 1 статьи 23 см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 435-О.

------------------------------------------------------------------

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве;

д) - е) исключены. - Федеральный закон от 19.07.2001 N 102-ФЗ.

2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;

(в ред. Федерального закона от 04.05.2006 N 61-ФЗ)

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

(п. 2 введен Федеральным законом от 19.07.2001 N 102-ФЗ)

3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Более того имеется Определние КС РФ, где уже поднимался вопрос об альтернативной службе в другой стране.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 октября 2005 г. N 435-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА УСТЮГОВА ДЕНИСА ИГОРЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ "В" ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.М. Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Д.И. Устюгова,

установил:

1. В жалобе гражданина Д.И. Устюгова оспаривается конституционность подпункта "в" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому от призыва на военную службу освобождаются граждане, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Как следует из представленных материалов, Д.И. Устюгов, проживавший в Республике Узбекистан и имевший гражданство этого государства, с октября 1998 года по октябрь 2000 года проходил альтернативную службу в Республике Узбекистан. 9 января 2001 года на основании пункта "а" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" он приобрел гражданство Российской Федерации и переехал на постоянное жительство в город Туапсе (Краснодарский край). В октябре 2001 года Д.И. Устюгов получил повестку с требованием явиться в объединенный военный комиссариат города Туапсе для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Полагая, что он имеет право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Д.И. Устюгов обратился в Туапсинский городской суд с заявлением о признании действий военного комиссара города Туапсе и призывной комиссии N 3 города Туапсе незаконными, однако решением от 24 октября 2001 года суд отказал в удовлетворении его требований на том основании, что прохождение альтернативной гражданской службы в другом государстве не является основанием для освобождения от призыва на военную службу. Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2001 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений; жалобы Д.И. Устюгова в вышестоящие судебные инстанции, органы прокуратуры и Министерство обороны Российской Федерации оставлены без удовлетворения.

По мнению заявителя, подпункт "в" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" из-за отсутствия в нем указания конкретного места прохождения альтернативной гражданской службы (в Российской Федерации или в другом государстве) допускает возможность призыва на военную службу в Российской Федерации после прохождения альтернативной гражданской службы в другом государстве и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 55 (часть 2) и 59 (часть 3).

2. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3). Согласно статье 71 (пункт "м";) Конституции Российской Федерации оборона (в том числе отношения в области воинской обязанности и военной службы, а также отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой) находится в ведении Российской Федерации.

В подпункте "в" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающем право на освобождение от призыва на военную службу для определенной в нем категории граждан, непосредственно не указано, в каком государстве они проходят или проходили альтернативную гражданскую службу. Однако из его содержания во взаимосвязи с пунктами 1 и 5 статьи 1 названного Федерального закона, закрепляющими общие положения о воинской обязанности в Российской Федерации, следует, что от призыва на военную службу освобождаются граждане Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу именно в Российской Федерации.

С отсутствием такого указания в оспариваемом законоположении заявитель связывает нарушение своих конституционных прав. Между тем федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, в частности в области реализации гражданами Российской Федерации права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, предусмотрел соответствующее уточнение только в отношении военной службы. Так, в подпунктах "б" и "г" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" закреплено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане Российской Федерации, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, а также прошедшие ее в другом государстве.

Такой подход законодателя обусловлен тем, что альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы, - она является особым, специфическим видом трудовой деятельности в интересах общества и государства, регулируемой Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 1 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе";). Кроме того, основания, по которым в других государствах гражданам предоставляется право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не всегда совпадают с основаниями, установленными для этого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Что касается военной службы, то в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" она определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (статья 2). Воинская обязанность, в силу статьи 1 названного Федерального закона, предусматривает, в частности, прохождение военной службы по призыву и пребывание в запасе. И хотя само пребывание в запасе включено законодателем в сферу воинской обязанности (граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации), прохождение альтернативной гражданской службы к ее составляющим не относится.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", как указано в пункте 1 его статьи 1, под термином "граждане" понимает исключительно граждан Российской Федерации; в иных случаях в нем употребляется термин "иностранные граждане". Гражданин Д.И. Устюгов проходил альтернативную гражданскую службу в Республике Узбекистан, гражданином которой являлся и с которой у России нет соглашения о порядке прохождения военной или заменяющей ее службы. В отсутствие международного договора, допускающего изменение способа выполнения конституционной обязанности по несению военной службы или предусматривающего право на ее замену альтернативной гражданской службой, выполнение соответствующей обязанности (осуществление соответствующего права) производится в государстве гражданства. Вступая в новое гражданство, лицо не только приобретает права, но и возлагает на себя обязанности, установленные конституцией и законодательством страны для своих граждан.

Таким образом, в поставленном гражданином Д.И. Устюговым вопросе о соответствии подпункта "в" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Конституции Российской Федерации неопределенность отсутствует, а значит, отсутствует предусмотренное частью второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основание для принятия Конституционным Судом Российской Федерации его жалобы к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Устюгова Дениса Игоревича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте.

Могут призвать, т.к. не призывают в случае, если проходил срочную службу (не альтернативную) в другой стране.

Удачи!

Спросить
Пожаловаться

Я бывший гражданин Узбекистана мне 30 лет, сейчас получил Российское гр.мне нужно встать на учёт и поменять на Российский свой военный билет так как проходил альтернотивную службу в Узбекистане (Узбекский военный билет) Собрал все документы для получения военного билета, прошёл мед. комисию. В военкомате требуют пройти военные сборы до выдачи военного билета Правомерно ли это? Я думаю, что должны сначала выдать билет, а потом призывать на сборы. Помогите разобраться.

Мой братишка ему 26 лет переехал из Узбекистана и получил гражданство России, уже 2 года. Он в Узбекистане прошёл двухлетнюю альтернативную службу, выдан военный билет, сейчас его повторно призывают, якобы Узбекистанский военный билет силу не имеет и альтернативная служба не действительна. Он женат и у него сыну 2 года, супруга не работает и еще не получила гражданства. Правомерны ли действия военкомата? И как нам быть? Заранее благодарен.

Я гражданин Республики Узбекистан собираюсь по программе переселения в Костромскую область. Мне 21 год прошел альтернативную службу в Узбекистане и получил военный билет. Действителен ли этот военный билет в РФ? Или после получения гражданства РФ меня снова призовут в армию?

Я принял гражданство РФ 2006 году. Сам с Кыргызстана. До сих пор не менял военный билет на российский. Не служил по состоянию здоровья. Не давно обратился военкомат и прошёл мед коммисию сказали годен военной службе. Меня могут забрать в армию? Мне 39 лет.

Мне сейчас 24 года. Я недавно стал Гражданином России

Прошел военную службу МПР в Узбекистане (МПР - это вид военной службы который длится один месяц, в военном билете есть запись о прохождение военной службы - 1 месяц, запись о принятие присяги).

Закон Республики Узбекистан О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Статья 4. Виды военной службы

--срочная военная служба;

--военная служба в мобилизационном призывном резерве; - МПР

--военная служба по контракту;

Если я пойду менять военный билет призовут ли меня в армию?

Я имею военный билет узбекского образца, сейчас получил гражданство РФ, мне 28 лет. Меня интересует, что необходимо для замены узбекского военного билета и призовут ли меня на военную службу, если в Узбекистане служил в запасе.

Мой брат отслужил в армии Узбекистана (прошёл альтернативную службу).

Сейчас получил паспорт РФ, теперь ему нужно идти в военкомат и вставать на военный учёт.Заберут ли его в армию в РФ? Или зачтут службу в РУЗ и на основании военного билета РУз выдадут военный билет РФ?

Закончил училище авиационное в России и в этом году поступил в институт РФ на заочное обучение.

1996 года рождения.

Заранее спасибо за ответ.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Я бывший гражданин Украины и мне 27 лет. Я получил гражданство РФ. В Украине военную службу прошел. Сейчас хочу обменять военный билет. В военкомате мне сказали, что для замены военного билета мне необходима постоянная прописка (у меня временная) и нотариальный перевод моего образования и военного билет. Правомерно ли это требование?

Я в военном билете нашел ошибку в отчестве. Мне военкомате отказали исправить (заменить) военный билет.

Каким законом (постон. Др.) регулируется замена военного билета?

Куда мне нужна обращаться с жалобой на военкомат?

У меня с детства диагноз бронхиальная астма. В 2012 году (в 17 лет) при первом посещении военкомата, меня направили в больницу для подтверждения диагноза. Прошёл обследование, диагноз подтвердили, принёс акт с диагнозом в военкомат, сказали ждать повестки, и что скорее всего поставят категорию В и выдадут военный билет. Спустя полгода явился по повестке в военкомат, меня снова отправили в больницу подтверждать диагноз. Подтвердил! Опять сказали ждать повестки. Через полгода все по новой, и так до 2015 года. После 2015 года в военкомате я не был. Получается, что в армию меня не забрали, но и военный билет не выдали.

Сейчас мне 27 лет. Пришел в военкомат, для оформления военного билета, врач-терапевт на мед. комиссии мне снова выдал направление, подтверждать диагноз бронхиальная астма. Хотя в самом военкомате сказали, что я оформляю военный билет как уклонист.

В медицинской карте диагноз стоит. В личном деле в военкомате тоже есть диагноз.

Скажите, можно ли мне получить военный билет, либо справку уклониста не проходя обследование в больнице по направлению военкомата, так как просто нет на это времени?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение