Значит ли это, что до перехода права собственности я могу вернуть товар (надлежащего качества, не бывший в употреблении)?

• г. Казань

Скажите, пожалуйста, могу ли я по закону вернуть товар (дубленка), купленный в рассрочку на 3 месяца, если было уплачено за 2 месяца (июль, август). Или может быть обменять? Если да,то какие статьи это регулируют? В договоре лишь сказано, что право собственности возникает у покупателя с момента полной оплаты товара. Значит ли это, что до перехода права собственности я могу вернуть товар (надлежащего качества, не бывший в употреблении)? Или на данные отношения распространяется общая норма о возврате товара надлежащего качества в течение 14 дней. Подскажите, пожалуйста.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Уважаемая Алина, определяя требования к качеству товара, ГК РФ четко определяет и последствия неисполнения этих требований. Так, согласно ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что право собственности на товар перешло к покупателю, выявленные им существенные недостатки в товаре позволяют покупателю расторгнуть договор купли-продажи, отказавшись от исполнения своих обязательств, поскольку качество переданного товара не соответствует установленным требованиям, предъявляемым к данному виду товара.

Брак покупателем может быть выявлен:

1. При приемке товара (до момента принятия к учету).

В этом случае необходимо оформить акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ТОРГ-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, или ТОРГ-3 - если товары импортные), который составляется с участием представителей организации-поставщика (грузоотправителя) и получателя или представителей организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Оформленный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

До момента возврата некачественного товара продавцу покупатель должен учесть его на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и обеспечить его сохранность, не смешивая его с другими однородными товарами.

Если товар уже был оплачен, то на основании выставленной поставщику претензии на стоимость некачественного товара в учете необходимо оформить следующую запись: Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, субсчет 2 "Расчеты по претензиям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

2. После принятия товара к учету.

Процедуру выявления брака после принятия к учету желательно подробно прописать в договоре. Специальный первичный документ для таких случаев нормативными документами не предусмотрен. Поэтому организация должна разработать его самостоятельно (с учетом требования ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";) и утвердить в своей учетной политике. В принципе, за основу может быть взят акт по форме ТОРГ-2.

В бухгалтерском учете на сумму бракованного товара, который покупатель намерен возвратить поставщику, необходимо оформить следующие записи.

В ФЗ "О защите прав потребителей, сказано что вернуть товар ненадлежащего качества можно в разумный срок. Более подробно Вы можете прочитать в ФЗ "О защите прав потребителей".

С уважением.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7