Власти отказывают в предоставлении жилья ветерану ВОВ из-за недостаточной площади, не учитывая условия ее жизни

• г. Суворов

Моя теща-вдова участника ВОВ, проживает в сельской местности в республике Дагестан. Каждый год ее заставляют собирать справки для получения жилья и каждый раз отказывают, мотивируя это достаточным количеством кв. метров. Однако не учитывают при этом, что ее частный дом-старый (глиняный-обшит досками) и без удобств, газ-балонный, канализации-нет, за питьевой водой надо ходить на сельский артезиан. Также дом подвергался подтоплению во время подъема уровня Каспия. Правомерно ли решение властей? Заранее благодарен за исчерпывающий ответ.

Ответы на вопрос (1):

Уважаемый Сергей.

Прочитайте. Если будут вопросы - обращайтесь.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 г. с.Б. Атня

Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафаргалиева М.М., с участием представителей истца - Ушаковой Н.Г. по доверенности от 01.06.2011, адвоката Мартьянова Н.В., представившего ордер № от 24.08.2011, при секретаре Давлятшине И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамсиевой М.С. к Атнинскому районному исполнительному комитету РТ об обязании поставить на учет и улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной Войны,

установил:

Шамсиева М.С. обратилась в суд с иском к Атнинскому районному исполнительному комитету об обязании поставить на учет и улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной Войны. В своем заявлении истица указала, что она вдова ветерана Великой Отечественной войны, проживает одна в жилом доме, расположенном по адресу: , общей площадью 43 кв.м. Однако указанное жилое помещение не соответствует санитарным нормам, проживать в нем круглогодично не представляется возможным, поскольку дом находится в ветхом состоянии, в нем нет воды, отопления, элементарных условий для проживания. В зимнее время я не может пользоваться указанным жилым помещением, и уже на протяжении семи лет вынуждена поочередно жить у своих детей, которых стесняет и доставляет неудобства.

03.06.2010г. обратилась к Руководителю Атнинского районного исполнительного комитета М.Г. с просьбой поставить ее на учет для улучшения жилищных условий, так как ее дом находится в непригодном состоянии для проживания.

28.10.2010г. Шамсиева М.С. получила ответ за № 305, которым Атнинский районный исполнительный комитет отказал ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С данным ответом не согласна, считает, что ответчик нарушает ее конституционные права. Согласно отчета, «Городского бюро оценки» № 052-11 от 27.05.2011 г., об оценке физического износа жилого дома, расположенного по адресу: , физический износ жилого дома составляет 73 %. Другого недвижимого имущества на праве собственности не имеет.

На основании изложенного просит обязать ответчика поставить ее, Шамсиеву М.С., на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить отдельное жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.

Истица Шамсиева М.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, со слов ее представителя, Ушаковой Н.Г., она больна (суду представлена справка Атнинской ЦРБ), просит рассмотреть дело без своего участия, с участием ее представителя.

В судебном заседании представители истицы - Ушакова Н.Г. и адвокат Мартьянов Н.В., поддержали требования, указанные в иске и просили его удовлетворить с учетом уточненных исковых требований. Суду пояснили, что истица *, мать Ушаковой Н.Г., проживает в своем деревянном доме , 1961 года постройки. Данный дом не пригоден для проживания, является ветхим, не держит тепло. Шамсиева М.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны (далее вдова участника ВОВ) и ветераном труда. Заключением экспертизы дом ее матери признан непригодным для проживания, износ дома составляет 67 %. На этом основании просили суд признать незаконным акт обследования жилого помещения (дома) и заключение комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания, от 10 июля 2010 года № 40. Признать незаконным отказ Руководителя Атнинского районного исполнительного комитета Республики Татарстан № 305 от 28.10.2010г. в признании Шамсиевой М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Атнинского районного исполнительного комитета РТ в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещены, причину неявки не сообщили. В своем отзыве на исковое заявление от 17.06.2011г. иск не признали и пояснили, что Шамсиевой М.С., вдове участника ВОВ, отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом учтено, что общая площадь жилого дома истицы составляет 43,0 кв.м., тогда как учетная норма общей площади жилого помещения для постановки на учет не более 18 кв.м. Площадь жилого помещения истицы больше учетной нормы по району. По заключению рабочей комиссии указанный жилой дом признан пригодным для проживания. Просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав пояснения представителей истицы, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обес¬печению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что Шамсиева М.Г. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Возможность обеспечения её жильем ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела усматривается, что Шамсиева М.С. обратилась к Руководителю Атнинского районного исполнительного комитета М.Г. о признании и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника ВОВ.

Согласно ответа Руководителя Атнинского районного исполнительного комитета М.Г. от 28.10.2010г. N 305 Шамсиевой М.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что Постановлением Атнинского районного исполнительного комитета № 159 от 16.06.2006г. определена норма общей площади жилого помещения для постановки на учет не более 18 кв.м. и, что жилое помещение по адресу: не является непригодным для постоянного проживания.

В статье 51 ЖК Российской Федерации указаны основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в котором указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В статье 50 ЖК Российской Федерации указано, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

На основании Постановления Атнинского районного исполнительного комитета № 159 от 16.06.2006 года учетная норма общей площади жилого помещения для постановки на учет определена в размере 18 кв.м.

В материалах дела имеется справка Кулле-Киминского сельского исполнительного комитета Атнинского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Шамсиевой М.С.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании похозяйственной книги № и лицевого счета № принадлежит жилой бревенчатый дом 1961 года постройки с общей площадью 43,0 кв.м., в том числе жилой – 23,1 кв.м., с дощатой верандой и с надворными постройками: бревенчатая баня с дощатым предбанником, сарай дощатый, бревенчатый хлев, металлические ворота и забор, расположенные по адресу: (истица зарегистрирована по данному адресу).

При обследовании жилого дома, находящегося по адресу: , комиссией было дано заключение о пригодности жилого дома на момент осмотра пригодным для проживания, рекомендовано заменить нижние венцы деревянных стен (акт № 40 от 10.07.2010 года). Согласно заключению комиссии, (назначенной Постановлением Атнинского районного исполнительного комитета РТ № 388 от 30.12.2009г. и Постановлением об изменении № 242 от 07.07.2010г., № 243 от 07.07.2010) № 40 от 10 июля 2010 года настоящий жилой дом признан пригодным для постоянного проживания.

Согласно п.33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В Положении по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529 (далее по тексту – Положение), указаны основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания. В частности, в п.п. 2.1 данного Положения указано, что жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

Согласно пункту 2.2 Положения к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:

- каменные дома с физическим износом свыше 70%;

- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

В материалах гражданского дела имеется отчет № 052-11 об оценке физического износа жилого дома, расположенного по адресу: , от 27.05.2011г., проведенного специалистами ООО «Городское бюро оценки» по заявлению Шамсиевой М.С. Согласно выводам данной оценки физический износ жилого дома округленно составляет 73 %.

Как видно из результатов строительно-технической экспертизы РГУП БТИ МСАЖКХ РТ №, проведенного в период с 27.07.2011г. по 05.08.2011г., назначенной судом по ходатайству представителя ответчика, физический износ жилого дома, находящегося по адресу: , составляет 67%.

Указано, что бревенчатые стены утратили свои прочностные характеристики и обладают пониженной теплоизоляцией. Внутренние проемы: окна и двери прогнили и имеют неплотный притвор. Состояние открытой электрической проводки является пожароопасным. Дом находится в изношенном состоянии. Прочностные характеристики конструктивных элементов в совокупности по всему дому достигли предельной величины износа для деревянных строений.

На основании этого, суд приходит к выводу, что жилой дом Шамсиевой М.С. не отвечает установленным для жилых помещений требованиям по физическому износу, который составляет 67 % и является непригодным для постоянного проживания.

С учетом изложенного, акт обследования жилого помещения № 40 от 10.07.2010г. и заключения комиссии № 40 от 10.07.2010г. о признании жилого дома , пригодным для проживания, не могут быть признаны соответствующими действительности, и поэтому являются незаконными.

Исходя из этого, отказ Руководителя Атнинского районного исполнительного комитета М.Г. от 28.10.2010г. N 305 в принятии Шамсиевой М.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (составленного на основании вышеуказанного акта обследования и заключения) не может быть законным.

Каких-либо сведений, о том, что муж истицы – Ш.Г., ДД.ММ.ГГГГ.р., участник ВОВ, умерший ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на учет для получения жилья, и им такое право было реализовано, не имеется.

Исходя из вышеизложенного исковые требования Шамсиевой М.С. подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно Счета на оплату № 3081 от 27.07.2011г., выданного РГУП БТИ стоимость строительно-технической экспертизы по определению суда № 2-143/2011 от 27.06.2011 составляет 8380 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Шамсиевой М.С. к Атнинскому районному исполнительному комитету РТ об обязании поставить на учет и улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной Войны удовлетворить.

Акт обследования жилого помещения, заключение рабочей комиссии о признании жилого дома , пригодным для проживания, от 10 июля 2010 года № 40, и отказ Руководителя Атнинского районного исполнительного комитета Республики Татарстан № 305 от 28.10.2010г. в признании Шамсиевой М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий признать незаконным.

Обязать Атнинский районный исполнительный комитет РТ устранить допущенное нарушение прав и свобод Шамсиевой М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки – признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве таковой в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Атнинского районного исполнительного комитета РТ в пользу Республиканское государственное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» МСАЖКХ РТ - 8380 (восемь тысяч триста восемьдесят) рублей, расходы по оплате строительно – технической экспертизы по определению Атнинского районного суда РТ № 2-143/2011 от 27.06.2011г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.

Судья: Сафаргалиев М.М.

Спросить
Пожаловаться

Моя теща-вдова участника ВОВ, проживает в сельской местности в республике Дагестан. Каждый год ее заставляют собирать справки для получения жилья и каждый раз отказывают, мотивируя это достаточным количеством кв. метров. Однако не учитывают при этом, что ее частный дом-старый (глиняный-обшит досками) и без удобств, газ-балонный, канализации-нет, за питьевой водой надо ходить на сельский артезиан. Также дом подвергался подтоплению во время подъема уровня Каспия. Построен в 1957 году. Правомерно ли решение властей? Заранее благодарен за исчерпывающий ответ.

Моя мама вдова участника вов, она проживает в сельской метности. Куда обратиться на получение сертификата жилье вдове участника вов.

Моей матери 91 год, она вдова участника ВОВ. Проживает в старом доме сельской местности без удобств.

Имеет ли она право на улучшение жилищных условий (получение квартиры).

Спасибо.

Вдова умершего участника ВОВ проживает вместе с дочерью и семьей дочери (семья состоит из 4 человек: дочь, зять, внук, правнук). Жилье принадлежит на праве собственности дочери, зятю, внуку. Общая площадь двухкомнатной квартиры 55 кв метров. Своего жилья у вдовы нет. Правомерно ли, что в этом случае вдове участника ВОВ отказывают в предоставлении жилья, так как учетная норма для постановки на очередь в этой местности менее 9 метров квадратных?

Вдова участника ВОВ, 1927 года рождения. Прописана и проживает в сельской местности в собственном доме без удобств. Нуждается в постоянном уходе. Какие льготы она имеет.

Моей матери 91 год, она вдова участника ВОВ. Проживает в старом доме сельской местности без удобств.

Имеет ли она право на улучшение жилищных условий (получение квартиры) Куда и какие документы необходимо представить.

Спасибо.

Куда следует обратится для получения субсидии на жильё вдове участника войны, проживающей в сельской местности (частный дом)

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Является ли наличие прописки и проживания у родственников в сельской местности вдовы участника ВОВ фактом, препятствующим получению ею жилья по программе для вдов участников ВОВ?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение