Могу ли я устроить официально сотрудника на работу, если он беженец из Донбасса?
398₽ VIP
Могу ли я устроить официально сотрудника на работу, если он беженец из Донбасса?
Да, вполне можете. На основании Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",ст 13.
СпроситьМожно принять
пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" (далее - Закон о беженцах) также установлено, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в силу прямого указания закона гражданину Украины, признанному беженцем в РФ, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу, а его работодателю в этом случае не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно положениям ст. 11 ТК РФ действие трудового законодательства в полной мере распространяется и на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, если с иностранным гражданином заключается трудовой договор, то он обязан предъявить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ (с учетом ряда особенностей):
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина. В рассматриваемой ситуации это должно быть удостоверение беженца (в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона о беженцах при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем);
- трудовую книжку. Республика Украина входила в состав СССР, соответственно, если иностранный гражданин представит трудовую книжку образца 1974 г. или 2004 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Спросить8. Иностранные граждане могут работать на основании
патента в организациях
С 1 января 2015 г. иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность по найму на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не только у физлиц, как было предусмотрено ранее, но и в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (п. 1 ст. 227.1 НК РФ). Следует отметить, что согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ патент выдается иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан.
Для патентов, выданных с 1 января 2015 г., фиксированные ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ составляют 1200 руб. в месяц и умножаются на установленные на соответствующий календарный год коэффициент-дефлятор и коэффициент, который отражает региональные особенности рынка труда и утверждается субъектом РФ и (п. п. 2 и 3 ст. 227.1 НК РФ). Напомним, что ранее этот платеж составлял 1000 руб. в месяц и умножался только на коэффициент-дефлятор.
Прежним остается срок уплаты фиксированных авансовых платежей по НДФЛ иностранным гражданином, работающим на основании патента: до дня начала срока, на который патент выдается или продлевается (п. 4 ст. 227.1 НК РФ). Однако теперь указанный платеж перечисляется по месту осуществления налогоплательщиком деятельности на основании патента, а не по месту его жительства (пребывания).
Поскольку при осуществлении иностранным гражданином в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227.1 НК РФ трудовой деятельности по найму у организаций, предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, все перечисленные лица выплачивают иностранцу доход, то на основании п. 1 ст. 226 НК РФ они признаются налоговыми агентами по НДФЛ. В связи с этим теперь в п. 6 ст. 227.1 НК РФ установлены особенности расчета ими налога, который должен быть перечислен в бюджет, с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей.
Названные работодатели уменьшают общую сумму НДФЛ, исчисленную с доходов работников-иностранцев за налоговый период, на размер фиксированных авансовых платежей, которые работники внесли за период действия патента, относящегося к этому налоговому периоду (абз. 1 п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Данная обязанность возлагается только на одного налогового агента по выбору налогоплательщика и возникает после того, как работодатель получит от иностранного работника заявление и документы, удостоверяющие внесение платежей, а от налогового органа - уведомление о подтверждении права на упомянутое уменьшение (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Инспекция направляет такое уведомление по заявлению налогового агента, если у нее есть поступившая от территориального органа ФМС России информация о выдаче патента налогоплательщику, а также о заключении с ним налоговым агентом трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ либо оказание услуг (абз. 4 п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Если в течение налогового периода данное уведомление в отношении конкретного налогоплательщика налоговый орган уже направлял, то повторно оно не направляется.
Следует отметить, что Приказом ФМС России от 08.12.2014 N 639 утверждены формы заявлений о выдаче патента, его переоформлении, выдаче его дубликата и внесении изменений в содержащиеся в нем сведения. Форма бланка патента установлена Приказом ФМС России от 08.12.2014 N 638.
Подробнее о приеме на работу временно пребывающих в РФ "безвизовых" иностранцев на основании патента см. Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники.
СпроситьЕвгения Никифоровна, если гражданин Украины получил статус беженца, т.е. у него на руках есть Удостоверение беженца, то его можно оформить на работу в обычном порядке, как россиянина. Беженцу не нужно оформлять разрешение на работу.
Если Удостоверения беженца нет, то принять гражданина Украины на работу можно только в порядке, который предусмотрен для временно пребывающих иностранцев, т.е. получить в ФМС патент или разрешение на работу.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в случае приема гражданина работодателю не нужно.Украинцы прибывают в Россию в безвизовом порядке (визы так и не ввели, хоть и было много разговоров), а значит, в соответствии с п. 4.5. статьи 13 №115-ФЗ, разрешение на привлечение иностранных работников работодателю не требуется.
СпроситьДа можете оформить официально согласно закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
ГАРАНТ:
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда
1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в пункт 2 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в пункт 3 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в пункт 4 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
ГАРАНТ:
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства
См. Административный регламент предоставления ФМС России государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом ФМС России от 30 октября 2014 г. N 589
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 320-ФЗ в подпункт 1 пункта 4 статьи 13 внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 6 пункта 4 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт 7 пункта 4 статьи 13 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт 8 пункта 4 статьи 13 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 8.1 пункта 4 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ пункт 4 статьи 13 дополнен подпунктом 8.3
8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ подпункт 9 пункта 4 статьи 13 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ пункт 4 статьи 13 дополнен подпунктом 10
10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 127-ФЗ пункт 4 статьи 13 дополнен подпунктом 11
11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 127-ФЗ пункт 4 статьи 13 дополнен подпунктом 12
12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в пункт 4.1 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2 - 13.5 настоящего Федерального закона.
ГАРАНТ:
Об особенностях привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в пункт 4.2 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.3
4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.4
4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.5, вступающим в силу с 1 июля 2010 г.
4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:
1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ пункт 4.5 статьи 13 дополнен подпунктом 3
3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ пункт 4.5 статьи 13 дополнен подпунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2014 г.
4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 390-ФЗ пункт 4.5 статьи 13 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 5
5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в пункт 4.6 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.7, вступающим в силу с 1 июля 2010 г.
4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.8
4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.9
4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.9-1, вступающим в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона
4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.10, вступающим в силу с 1 января 2014 г.
4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 132-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.11
4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2015 году, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ статья 13 дополнена пунктом 4.12
4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
СпроситьДобрый день!
Да, можете.
В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ от 15.05.2014 г. «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»граждане Украины, получившие статус беженцев, политическое или временное убежище в Российской Федерации, могут найти работу без специального разрешения, исключение составляют только те должности и профессии, где не допускается работа иностранных граждан.
СпроситьМогу ли я устроить официально сотрудника на работу, если он беженец из Донбасса?
---у вас есть такое право.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2014 г. N НТ-865/08
Украинские беженцы смогут трудоустроиться без разрешений на работу.
Даны некоторые разъяснения по вопросу трудоустройства украинцев, прибывших в Россию в поисках временного убежища.
Так, согласно российскому законодательству иностранцы, признанные беженцами, а также получившие временное убежище на территории России, до утраты ими соответствующих статусов вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешений на работу.
В то же время при поступлении на работу определенной направленности граждане Украины обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Речь идет о трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медобеспечения, соцзащиты и соцобслуживания, в области детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием детей.
Указанная справка выдается в ФКУ "ГИАЦ МВД России" или в информационных центрах территориальных органов МВД России на региональном уровне. Она оформляется в течение 30 дней с даты обращения. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Также отмечается, что между Украиной и Россией заключены соглашения о сотрудничестве в области образования и о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях.
В этих международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами.
Если иностранное образование и (или) квалификация не подпадают под действие международных договоров, то придется пройти процедуру признания. Она регулируется административным регламентом, который утвержден приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 г. N 1391.
----------------------------------------------------------
• Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2014 г. N 886 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 977"
На украинских беженцев не распространяется квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Предусмотрено, что установленные на 2014 г. потребность в привлечении в Россию иностранных работников и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших в Россию в экстренном массовом порядке.
СпроситьВажно, какие документы имеются на руках иностранного работника.
Иначе Вам грозит ст. 18.15 КоАП РФ:
"1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, -
(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
4. Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, -
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей."
СпроситьМожете при наличии у работника РВП или патента или временного убежища
В 3 дневный срок с даты подписания трудового договора уведомляется ФМС..
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 29.06.2015)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015)
Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
[b][/b]
СпроситьФедеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
в том числе :
"11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.".
Поэтому если ваш сотрудник относится к категории "беженец" либо получил временное убежище, то устроиться на работу не составит труда.
Желаю удачи.
СпроситьЕсли статус беженца оформлен имеете право принять на работу , этого достаточно .
ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ
По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца.
Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.
Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию. В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.
Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:
1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).
Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).
Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).
Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.
2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).
С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).
Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1–2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).
По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.
4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а)[2] или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1–2 ст. 68 ТК РФ).
5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).
Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).
6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия:
иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).
Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами[3]. При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.
В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации[4]. В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу до получения ими статуса беженца или гражданства Российской Федерации.
Разработку законопроекта его авторы обосновывают тем, что с июня текущего года из-за обострения ситуации на юго-востоке Украины возрос поток беженцев в Россию. По приведенным в пояснительной записке к документу данным, с начала политического кризиса на Украине в Россию прибыли более 400 тыс. украинцев. По данным МЧС России, в приеме беженцев из восточных областей Украины уже задействованы более 10 российских регионов.
[1] www.fms.gov.ru
[2] утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
[3] Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».
[4] Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».
И. Г. Умяров, юрист
Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» №9
Спросить